Тема: Былины. Богатырские сказки.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Богдан Светлана Юрьевна

 

Цели:

  • сформировать у учащихся понятие о былине – виде устного народного творчества, создать у детей целостный образ героя;
  • развивать речь учащихся;
  • воспитывать устойчивый интерес к чтению произведений устного народного творчества;
  • обогащать словарный запас; прививать любовь к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc40.5 КБ
Microsoft Office document icon material_k_uroku.doc380 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: 

  • сформировать у учащихся понятие о былине – виде устного народного творчества, создать у детей целостный образ героя;
  • развивать речь учащихся;
  • воспитывать устойчивый интерес к чтению произведений устного народного творчества;
  • обогащать словарный запас; прививать любовь к чтению.

Оборудование: грамзапись сказки, пословицы, скороговорка. На доске картина В.М.Васнецова “Богатыри”; толковый словарь; рисунок гуслей; магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Введение в тему урока

Проверка домашнего задания.

Давайте вспомним, какой раздел мы начали изучать?

(Сказочные богатыри)

Каким стихотворением начинается раздел?

Почему этим стихотворением начинается раздел?

Какое домашнее задание?

- Выразительное чтение  стихотворения “Руслан и Людмила” наизусть .

Чтение стихотворения.

Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Д. Чувство торжества, гордости за свою Родину.

У. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни.

Чтение пословиц.

Д. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

– На чужой сторонушке рад своей воронушке.

- Всякому мила своя сторона.

- Родина-мать, чужая сторона-мачеха.

- Человек без Родины - соловей без песни.

Учитель - Ребята, на протяжении нескольких уроков мы гостили в царстве сказок. Сказка – это вид устного народного творчества.

Учитель. Сейчас я прочитаю вам отрывок из произведения, которое тоже относится к устному народному творчеству. Послушайте его внимательно.

Учитель читает отрывок из книги “Русская старина”

“Как во стольном граде Киеве собрались три богатыря святорусских, три брата названых: старый казак Илья Муромец да молодые Михайло Потык с Добрыней Никитичем. И сказал Илья таковы слова:
– Хватит нам, русским богатырям, по домам сидеть, словно тараканам запечным! Пора нести службу богатырскую – ехать по дальним землям-краям, глядеть, не собирается ли походом недруг на землю Русскую, показывать нашу удаль да силу молодецкую. Поезжай-ка ты, Добрынюшка, за синь-море соленое, а я, старик, поеду во чисто поле, в дальнее раздолюшко...”

– Известен ли вам вид этого произведения?

Дети- Немножко похоже на сказку.

Учитель- Ребята, сегодня мы познакомимся с новым видом устного народного творчества – былиной.

III. Рассказ учителя о былине

О былинах рассказывает старший  домовой, дедушка  Федор.

- Былины, ребятки, название свое получили от слов «быль», «было».В них неизвестные авторы рассказывали о событиях, которые действительно были. Но авторы многое придумывали и сами. Герои русских былин - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и многие другие. Былины сочинялись стихи; их исполняли на праздниках, на пирах особые люди – сказители. Они играли на гуслях и пели былины.

О богатырях сочиняли сказки. Они называются богатырские.

– Прочитайте, как Владимир Иванович Даль поясняет значение этого слова.

На доске: Былина – рассказ о том, что было, что случилось, рассказ невымышленный и правдивый.

IV.  Беседа по изобразительному искусству

Ученик рассказывает о творчестве В.М. Васнецова.- Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая  1848 года в селе Лопьял в большой семье священника. С детских лет он слышал былины, сказки о богатырях.  Он не стал священником, как хотел этого отец, но стал художником, который написал картины ко многим сказкам: « Сестрица Аленушка и братец Иванушка», « Спящая красавица», « Царевна – лягушка» и многие другие. Но вершиной его мастерства была картина « Богатыри», которую он писал около 20 лет.   Давайте рассмотрим ее.

Д. Я вижу на картине богатырей.

– Это всадники, они вышли в дозор.

У. Изображенные на богатырском выезде всадники, по словам художника, “примечают в поле – нет ли где ворога, не обижают ли где кого?”. В центре группы – Илья Муромец, слева от Ильи, княжеский дружинник Добрыня Никитич, справа – Алеша Попович. Давайте остановим свой взор на образе Ильи Муромца, ведь он главный герой урока.

  В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен "благости, великодушия и добродушия". Богатырь справа, самый младший, "напуском смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо -
Получается на славу!

V  Знакомство с содержанием сказки.

1.Речевая разминка.

-Сейчас мы с вами разогреем наши голосовые связки, поработаем над дикцией и интонацией.

На доске написана скороговорка: (соберите скороговорку)

От топота копыт пыль по полю летит.

2.Словарная работа

Подбери к устаревшим словам современную “пару”.

 3. Чтение сказки по частям.

После 1- й части:- Почему у родителей Ильи не было фамилии? Что их огорчило?

После 2-й части:- Какое чудо сотворили странники с Ильей? Какой наказ ему дали7

После 3- части:- Как мать с отцом узнали о силе сына? Как напутствовали Илью отец и мать? Расскажите о первой битве Ильи. Почему Илья Муромец отпустил трех царевичей басурманских?

VI Итог урока.

- Что понравилось на уроке? Что бы хотелось изменить, исправить?

VII Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Дарован  Надобно

Испить, выкушать

Прекословить

Тын    Подсоблять

нужно     подарен

возражать

забор из бревен

помогать отведать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный урок с использованием ИКТ "Сравнение богатырской сказки и былины"

Тема урока: Сравнение богатырской сказки и былины.Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.Цели и задачи урока:Обучающая: Дать сравнительный анализ богатырской сказки и былины, найти сходство и...

Сравнение богатырской сказки "Илья Муромец" и былины "Илья Муромец и Святогор"

Учимся сравнивать былины и богатырские сказки. Что в них общего и чем они не похожи....

Урок литературного чтения для 2 класса по теме "Былины и богатырские сказки"

В данном материале представлен конспект и презентация к уроку литературного чтения во 2 классе. Урок разработан по УМК «Школа 2100».Тема урока: Былины и богатырские сказки.Тип урока: обобщающийЦели ур...

Урок литературного чтения "Былины и богатырские сказки"

Цели урока: 1. Повторить и систематизировать знания детей, вспомнить былины и богатырские сказки.2.  Совершенствовать навык чтения (правильность, осознанность, выразительность).3. Развивать ...

Повторение темы "Былины и богатырские сказки"

Урок литературного чтения во 2 классе...

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе.Тема урока " Былины и богатырские сказки".

laquo;Былины название свое получили от слов «быль», «было». В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о побе...