Урок литературного чтения "Былины и богатырские сказки"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 113 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_po_chteniyu.ppt | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Былины и богатырские сказки». Стихотворение Н. Матвеевой «Пираты». ( Учебник «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.)
Составитель: Молькова Светлана Николаевна (учитель МБОУ СОШ №5),
Урок по теме: «Былины и богатырские сказки». Стихотворение Н. Матвеевой «Пираты». ( Учебник «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.)
Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.
Форма урока: урок-игра.
Оборудование: учительский компьютер, экран с мультимедиапроэктором, мультимедийное приложение, магнитофон, магнитофонная запись, учебники, детские иллюстрации, тетради по чтению.
Аннотация: урок систематизирует изученный материал по разделу: « Сказочные богатыри». Программа «Чтение и начальное литературное образование», авторы Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева, образовательная система «Школа – 2100». Работа ведётся по 1 части книги для чтения «Маленькая дверь в большой мир» и в тетради по чтению для 2 класса (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева). На уроке используются различные средства обучения: слово учителя, учебник, тетрадь, технические средства, наглядность. Словесное объяснение находится во взаимосвязи с наглядными средствами обучения. Наглядные пособия способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся. Используемые методы обучения: рассказ, беседа, пояснение, объяснение (словесные); картины, иллюстрации, слайды, картинки в учебнике (наглядные), самостоятельная работа в тетради (практические). По характеру мыслительной деятельности и познавательной активности используются репродуктивный (при обобщении), объяснительно-иллюстративный (при беседе, рассказе), частично-поисковый (ученики сами пытаются найти ответ на проблемный вопрос) методы. На уроке ведётся работа и с учебником и тетрадью. Ученики учатся вдумываться в читаемое, начиная с названия, сознательно и внимательно читать, не оставляя непонятных слов, выделяя главное, учатся делать собственные выводы. На уроке отводится место и для самостоятельной работы учащихся (1, 3 задания в тетради). Сочетаются индивидуальная и групповая формы работы. Присутствует устный опрос. Осуществляется тематический вид проверки. На уроке чтения решаются воспитательные и образовательные задачи, расширяются знания детей об окружающем мире, о прошлом и настоящем Родины, формируются положительные нравственные качества.
Цели урока:
1. Повторить и систематизировать знания детей, вспомнить былины и богатырские сказки.
2. Совершенствовать навык чтения (правильность, осознанность, выразительность).
- Развивать у детей умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
- Воспитывать интерес к чтению.
- Сделать процесс чтения радостным для детей и эффективным для педагогов.
- Расширить кругозор детей.
- Воспитывать любовь к Родине.
Планируемые результаты образования.
Предметные: подробно и выборочно пересказывают текст; составляют устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; размышляют о характере и поступках героя; относят произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различают народную и литературную (авторскую) сказки; находят в сказке сказочные приметы; соотносят название и героев прочитанных произведений; воспринимают на слух текст в исполнении учителя, учащихся; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами; понимают смысл заглавия произведения.
Личностные: проявляют понимание и уважение к ценностям культур других народов; объясняют, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил; понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают; высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные (критерии сформированности/ оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД).
Регулятивные: учатся высказывать свои предположения (версии); осуществляют действия по реализации плана; соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его; учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; определяют и формулируют цель деятельности; составляют план действий по решению проблемы (задачи).
Познавательные: общеучебные – ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания; находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, извлекают информацию из текста и иллюстраций, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические: - перерабатывают информацию для получения необходимого результата, в том числе для создания нового продукта; делают выводы в результате совместной работы всего класса; преобразуют информацию из одной формы в другую и выбирают наиболее удобную для себя форму; подробно пересказывают небольшие тексты, называют их тему, устанавливают причинно-следственные связи, владеют основами смыслового чтения художественного произведения.
Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), высказывают свое мнение и прислушиваются к мнению других; учат наизусть стихотворение.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
1.Организационный момент. 2.Актуализация знаний. 3.Обобщение и систематизация учебного материала. 4. 4. Работа со стихотворением Н.Матвеевой «Пираты».
| Мотивирование к учебной деятельности. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке: Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять И внимательно читать. - Пожелайте удачи друг другу. Звучит русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я…» (отрывок, исполняет оркестр). 20, 22, 29 - Вспомните жанры народного творчества 1, 2, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12, (былины, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, песни, загадки). - Давайте поупражняемся в технике чтения перед нашим путешествием. Прочитаем скороговорки в тетради по чтению про себя, а затем вслух. страница 30, задание № 1). 1, 9, - Вы хорошо справились с заданием. А отправимся мы в путь по плану, который вы видите на слайде №2. Ученик читает: План путешествия: Вопрос-ответ» Узнай произведение» «Кто это?» «Создай комиксы» Н. Матвеева «Пираты» - Итак, в путь! (Звучит музыка) - Первый конкурс называется: «Вопрос-ответ». 1, 2, 4, 5, 6, 10, 11, 12, 14, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29 На слайде №3 расположены вопросы: - Как называется прочитанный раздел? - Какие произведения в него вошли? - Кто герои былин? - Кто герои богатырских сказок? - Какие качества богатырей ценились у разных народов? Учащиеся отвечают: Прочитанный раздел называется «Сказочные богатыри» В него вошли произведения: отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор», сказки «Про Илью Муромца», «Дыйканбай и дэв», «Богатырь Назнай». Героями былин были Илья Муромец, Святогор, Алеша Попович, Добрыня Никитич. Герои богатырских сказок - Дыйканбай, Назнай, Илья Муромец. Ценились богатырские качества: сила, любовь к Родине, великодушие, прямота, бесстрашие, постоянная готовность к защите родной земли, смекалка, ум. - Молодцы! - Следующий конкурс «Узнай произведение». Ученики пересказывают отрывок из произведения, остальные называют произведение. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14. Ученик 1: «Ехал он, ехал, доехал до города Чернигова. И смотрит – глазам своим не верит. Вкруг города Чернигова стоит войск тьма-тьмущая». Ученики: Этот отрывок из «Сказки про Илью Муромца». Ученик 2: «И видят: в поле меж врагами, Блистая в латах, как в огне, Чудесный воин на коне Грозой несётся, колет, рубит, В ревущий рог, летая, трубит…» Ученики: Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». Ученик 3: «…-Что за чудо вижу во чистом поле, Что богатырь едет на добром коне, Под богатырем-то конь да будто лютый зверь, А богатырь спит крепко-накрепко?..» Ученики: Этот отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор» Ученик 4: «Ввели его в хоромы, посадили на почетное место, кормили и поили, сколько в него могло влезть. То были хоромы царского визиря, он справлял свадьбу сына…» Ученики: «Богатырь Назнай». Ученик 5: «…-Видно, тот человек был очень хитер. Я слышал, что человек, хотя и мал ростом, но силён своим умом и находчивостью. Да, людей надо остерегаться!..» Ученики: Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв». Учитель: Умницы! Перед следующим конкурсом мы отдохнём. (Физминутка) На зарядку, на зарядку, На зарядку становись! Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз! Раз – два, раз – два, Раз – два, раз – два, Раз – два, раз – два! Раз – два! Хватит – хватит, прибежали, Потянулись, подышали! Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, дети, не ленитесь, Поклонитесь, улыбнитесь. Выдох, вдох, Выдох, вдох. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И – направо! И ещё Через левое плечо! Хватит. Выдохнуть, вдохнуть. Учитель: Следующий конкурс «Кто это?».1, 2, 4, 5, 10, 11, 12, 14. На слайде № 4 появляются предложения: Славный защитник Руси – матушки, 33 года неподвижно просидевший в избе. Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича. Могучий богатырь, которого еле носила Земля – матушка. Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира. Ученики называют богатырей: Илья Муромец, Алёша Попович, Святогор, Добрыня Никитич. На слайде № 5 расположены ответы. На слайде № 6 изображена картина В. Васнецова «Богатыри». Учитель: Многие художники обращались в своём творчестве к изображению былинных героев. Посмотрите на репродукцию картины Виктора Васнецова «Богатыри». Она создавалась с 1881- 1898 гг. В центре изображён Илья Муромец. Слева – княжеский дружинник Добрыня Никитич. Справа – Алёша Попович. Ученики рассказывают о былинных героях. 1, 3, 4, 5, 7, 9. 10, 11, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 29. На слайде № 7 записано: (1 ученик) « В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Звали его Илья Иванович Гущин. Жил богатырь, как и все карачаровцы, в гуще дремучих лесов – отсюда и фамилия. Илья Муромец – реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю». На слайде № 8 читаем: (2 ученик) «Как одно-то на небе красно солнышко. А один- то на Руси Илья Муромец. Неспроста древний Муром на высоком берегу Оки в парке установил памятник своему легендарному богатырю. Как символ не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы». «…Я иду служить за землю Русскую, за вдов, за сирот, за бедных людей…» На слайде № 9 читаем: (3 ученик) «Из богатырей Илья Муромец ушёл в монахи. А погиб, защищая Киев от набега половцев». На слайде № 10 содержится информация о том, что он был причислен к лику святых за свои подвиги. Далее говорит учитель: У Ильи Муромца был крёстный отец Микула Селянинович. Он был пахарь, крестьянин. Он пахал землю – матушку, растил хлеб и кормил весь народ русский. Никто не мог сравниться с ним ни по силе, ни по мужеству: Микула носит с собой «тягу земную» в сумочке, как знак тяжёлого хлебопашеского труда и как знак земледельческого могущества. Раз Богатырь Святогор попытался поднять эту сумку, да надорвался. Вот что Микула ему сказал: Я знаю свою правду – истину – В том сила моя непобедимая! Не в забаву – игру трачу силу свою: Я хлеб ращу, я народ кормлю! - Помните, как старцы наказывали Илье? ( «Не бейся с родом Микулиным: его любит матушка сыра – земля»). - Много можно ещё рассказать о богатырях, о былинах, которые воспели их подвиги. СКВОЗЬ ВСЕ ТЯГОТЫ И СТРАДАНИЯ ПРОНЁС НАРОД ВЕРУ В СИЛУ СВОЮ И ВЕЛИЧИЕ. Учитель: Следующий конкурс «Создай комиксы». 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 14. Назовите героя дагестанской сказки (Назнай). Представьте, что нам надо было создать комиксы про Назная. - Рисунки уже готовы, вы рисовали их дома. К ним нужна очень короткая и точная подпись. Как бы вы подписали рисунки? (Ведётся устная работа). Учитель: Прекрасно справились! А сейчас нам нужно отдохнуть (гимнастика для глаз). Комплекс упражнений « На море» (под медленную спокойную музыку). 1.«Горизонт». 1 – 4 – чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта( «на море») слева – направо, глаза сопровождают движение, голова прямо. 5 – 8 повторить линию горизонта справа – налево. 2. «Лодочка». 1 – 4 чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо. 5 – 8 повторить движения счёта 1 – 4 в другую сторону. 3. «Радуга». 1 – 4 – чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо. 5 – 8 – повторить движения счёта 1 – 4 в другую сторону. 4. «Солнышко». 1 – 8 «На море солнышко» - чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо. Затем можно повторить упражнение в другую сторону. 5. «Пловец плывёт к берегу». 1 – 4 – правую руку поставить вперёд, смотреть на кончик пальца. 5 – 8 – медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперёд. Повторить упражнение с левой руки. 6. «Яркое солнышко». 1 – 8 – зажмуриться – «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами. Учитель: А ещё я знаю сильных и смелых людей: это разбойники и пираты.1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 21. Как вы думаете, можно их назвать богатырями? Ученики: Нет, они не защищали родную землю, а грабили и убивали людей. Учитель: Про пиратов и разбойников интересно читать. Были и среди них благородные, отважные люди. Прочитайте фамилию автора и название стихотворения. Интересно, почему оно закрывает раздел «Сказочные богатыри»? Вернёмся к этому вопросу после чтения.1, 2, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 14, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 29. а.Чтение авторского текста на странице 200. б. Рассматривание иллюстраций на страницах 201 – 203. Кто вообразил себя пиратом? Почему? Как думаете, о чём это стихотворение? Что знаете о пиратах? Где жили, чем занимались, об их оружии… в. Чтение стихотворения про себя. г. Словарная работа. Учитель: Обратимся к толкованию значений слов на слайде № 11: МАЧТА – вертикальная конструкция на палубе (на парусных судах – для установки парусов). МАТРОСКА – матросская блуза с большим прямым отложным воротником. УТЁС – высокая скала. ПОКЛАЖА – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. д. Вопросы после чтения. Учитель: Оправдались ли наши предположения? О каких пиратах говорится в стихотворении? е. Чтение стихотворения вслух. Учитель: Какая мечта у мальчика? Ученики: Стать матросом. Учитель: Зачем он хочет догнать пиратов? Ученики: Чтобы сражаться с ними. Учитель: Как отнеслась к этой затее мама мальчика? Почему? Действительно ли мальчик решил встретиться с пиратами? Ученики: Нет, он играет в пиратов. Учитель: Как вы предполагаете, когда у героя возникла идея поиграть в пиратов? Чем же всё закончилось? Кто герой этого стихотворения? Что вы о нём можете сказать? Выполните задания 3 на стр. 30 тетради. (Учащиеся подбирают слова, которые наиболее точно говорят о мальчике). Чем закончилась встреча героя с пиратами? Ученики: Он встретился с собакой Пиратом, пёс обрадовался этой встрече. Учитель: Почему так назвали пса? Почему же этим стихотворением заканчивается раздел? Вот Афанасий и его дедушка Фёдор тоже поиграли в пиратов. Они очень довольны подарком Саши (Саша подарил им это замечательное стихотворение). Мы расстаёмся с 3 разделом и с 1 частью книги для чтения «Маленькая дверь в большой мир». (Учащиеся получают 2 часть книги для чтения). 1, 2, 4, 6, 10, 11, 12, 16, 17, 18 Учитель: Что сегодня на уроке мы с вами повторили? Что нового узнали? Что вам особенно запомнилось, понравилось на уроке? (Ученики воспроизводят основное содержание урока, оценивают свою работу, говорят о недостатках работы учащихся). 13 Стр. 201 – 203, выучить стихотворение наизусть | Познавательные УУД общеучебные – 1.Ориентируются в своей системе знаний и осознают необходимость нового знания. 2.Находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. 3.Извлекают информацию из текста и иллюстраций. 4. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. логические: - 5. Перерабатывают информацию для получения необходимого результата, в том числе для создания нового продукта. 6. Делают выводы в результате совместной работы всего класса; преобразуют информацию из одной формы в другую и выбирают наиболее удобную для себя форму. 7. Подробно пересказывают небольшие тексты, называют их тему. 8. Устанавливают причинно-следственные связи. 9. Владеют основами смыслового чтения художественного произведения. Коммуникативные УУД: 10. Доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи. 11. Оформляют свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), 12. Высказывают свое мнение и прислушиваются к мнению других. 13. Учат наизусть стихотворение. Регулятивные УУД: 14.Учатся высказывать свои предположения (версии). 15. Осуществляют действия по реализации плана. 16. Соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его. 17. Учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. 18. Определяют и формулируют цель деятельности. 19. Составляют план действий по решению проблемы (задачи). Личностные результаты: 20. Проявляют понимание и уважение к ценностям культур других народов. 21. Объясняют, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил. 22. Понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают. 23. Высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Духовно-нравственное развитие и воспитание 24. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 25. Гражданско-патриотическое воспитание. 26. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 27. Воспитание здорового образа жизни. 28. Экологическое воспитание. 29. Эстетическое воспитание. |
Деятельность учащихся – участие в диалоге в соответствии с правилами речевого общения; читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Вопрос-ответ» «Узнай произведение» «Кто это?» «Создай комиксы» Н.Матвеева «Пираты» План путешествия
Как называется прочитанный раздел? Какие произведения в него вошли? Кто герои былин? Кто герои богатырских сказок? Какие качества богатырей ценились у разных народов? "Вопрос-ответ"
Славный защитник Руси-матушки, 33 года неподвижно просидевший в избе. Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича. Могучий богатырь, которого еле носила Земля-матушка. Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира. "Кто это?"
Илья Муромец Алёша Попович Святогор Добрыня Никитич Проверь себя
«Богатыри» В.Васнецов (1881-1898)
В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Звали его Илья Иванович Гущин. Жил богатырь, как и все карачаровцы, в гуще дремучих лесов— отсюда и фамилия. Илья Муромец — реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю.
… Как одно-то на небе красно солнышко. А один — то на Руси Илья Муромец… Неспроста древний Муром на высоком берегу Оки в парке установил памятник своему легендарному богатырю. Как символ не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы « …Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей…»
… Из богатырей Илья Муромец ушел в монахи. А погиб защищая Киев от набега половцев.
За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печерской лавре. У изголовья перед его гробницей гласит надпись – «Илья из города Мурома». К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие..
Н.Матвеева «Пираты» МАЧТА – вертикальная конструкция на палубе (на парусных судах для установки парусов) МАТРОСКА – матросская блуза с большим прямым отложным воротником УТЁС – высокая скала ПОКЛАЖА – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Венгерская народная сказка "Два жадных медвежонка"
Урок литературного чтения в 3 классе.Венгерская народная сказка "Два жадных медвежонка".Конспект урока и презентация....
Урок литературного чтения Венгерская народная сказка "Два жадных медвежонка"
Урок литературного чтения в 3 классе Венгерская народная сказка "Два жадных медвежонка"...
Презентация к уроку литературного чтения. Английская народная сказка "Сказка про трех поросят".
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе УМК " Начальная школа ХХ I века" по теме: Английская народная сказка " Сказка про трех поросят"...
Урок литературного чтения "Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и Братьев Гримм "Белоснежка и семь гномов"
Материалы (конспект урока и презентация) к уроку литературного чтения в 4 классе для сравнения произведений А.С. Пушкина и Братьев Гримм.УМК Перспектива....
Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе»
Конспект урока литературного чтения по теме «Сказка В.Ф. Гаршина «Сказка о жабе и розе» 4 класс ("Школа России")...
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".
Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....
Урок литературного чтения. Мир народной сказки. Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел.
Цели урока: • Познакомить учащихся с устным народным творчеством. • Учить работать с учебной книгой, с текстами. • Учить прогнозировать содержание раздела. • Обогащать словарный запас детей. • Р...