Сравнение богатырской сказки "Илья Муромец" и былины "Илья Муромец и Святогор"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Учимся сравнивать былины и богатырские сказки. Что в них общего и чем они не похожи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnenie_bogatyrskoy_skazki_ilya_muromets_i_byliny_ilya_muromets_i_svyatogor.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучающие:
Учить сравнивать, обобщать, делать выводы, давать связанный ответ.
Расширять и активизировать словарный запас детей.
Развивающие:
Развивать творческое воображение учащихся средствами поэзии, живописи. Музыки.
Развивать умение работать в группах.
Развивать умение давать адекватную оценку своей деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, взаимоуважения.
Приобщать к фактам исторической действительности.
Оборудование:
Репродукция картины М.В. Васнецова «Богатыри». Аудиозапись: А.П. Бородин «Богатырская» .
Карточки с заданиями для работы по группам.
І. Организационный момент. (приветствие, настрой на работу).
Учитель:
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася.
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недругов,
За тебя в нужде сложить голову!
- Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О каком времени говорится, о настоящем или прошлом? (слайд 1)
- Сегодня мы совершим ещё одно виртуальное путешествие в стародавние времена. Поговорим о таких произведениях устного народного творчества, как «Сказка об Илье Муромце» и былине «Илья Муромец и Святогор».
ІІ. Актуализация знаний. (Слайд 2 )
1. - Ребята, кто знает, как называется эта картина? («Богатыри», автор Виктор Михайлович Васнецов, работал над картиной больше 20 лет).
- Кто изображен на картине?
(Илья Муромец – любимец народа, справа - Добрыня Никитич – с мечом в руке, готов ринуться в бой по первому зову, слева – Алеша Попович – весельчак, из оружия у него – лук со стрелами, а вместо щита – гусли).
- А что изображено на заднем плане картины? (степь, богатырская застава)
- Зачем вышли в дозор богатыри? (Охраняют землю русскую от набегов басурман)
- Во все времена русские люди славились своим мужеством, героизмом, умением защищать свою Отчизну. Им посвящали свои произведения художники, композиторы и писатели.(слайд 4)
- Мы с вами изучили три произведения о богатырях. Можем применить такой прием работы, как «кластер». (Слайд 5)
- Назовите произведения, отрывки из которых читали дома? К какому жанру относятся эти произведения?
- Чем похожи эти произведения? ( в них рассказывается о русских богатырях, по содержанию, по замыслу).
2. Определение темы урока.
- Попробуйте самостоятельно определить тему урока. (Сравнить былину и сказку. Назвать общие и отличительные признаки)
На доске:
Тема: Сравнение богатырской сказки и былины.
ІІІ. Стадия осмысления. (25 мин)
- Выделение особенностей былин и богатырских сказок.
Работать будем в группах.
1-я и 2-я группы будут исследовать богатырскую сказку.
3-я и 4-я группы будут исследовать былину.
- Свои исследовании я будете записывать на карточках, которые лежат у вас на партах.
- По окончании вашей исследовательской работы, все ваши данные будут сведены в общую таблицу.
Сводная таблица на экране.
Слайд
Сказка | Былина | |
1.Основа произведения. Историческое событие. | Басурманские царевичи окружили г. Чернигов. + | Встреча Ильи Муромца и Святогора. + |
2.Герои произведения. Русские богатыри. | Илья Муромец + | Святогор + |
3.Сказочные приметы. Волшебная богатырская сила. Волшебные персонажи. Волшебные предметы. | + Сила Ильи Муромца. Два странника. Лечебная вода. | + Сила Святогора. Говорящий конь. Одежда Святогора, вмещающая Илью Муромца вместе с конем |
4.Построение произведения. | Проза. | Стихотворная форма. |
5.Характер произведения. | Повествование. | Песня. |
6.Язык. | Архаизмы, уважительные диалоги, слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. | Архаизмы, устойчивые выражения. |
- Внимательно посмотрите на таблицу. Что в ней отражено? (особенности, по которым мы отличаем былину не только от богатырской сказки, ни и от других жанров художественной литературы, указанных в «кластере».
ІY. Закрепление.
- мы поговорили с вами о богатырях, которые жили в стародавние времена. Как вы думаете, а существуют ли богатыри в наше время? Кто в наши дни мог бы сказать такие слова: «Есть еще на Руси, кому постоять за землю Русскую». А на вопрос, где их можно встретить, вам будет легче ответить, если вы угадаете мои загадки.
С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники.
С водою мы напарники,
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы ? (пожарники)
Кто. Ребята, на границе
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно наш народ? (пограничники)
У Алеши старший брат,
Он всегда помочь всем рад.
Кошек с дерева сниматель,
Это будущий … (спасатель)
Он готов в огонь и в бой,
Защищая нас с тобой,
Он в дозор идет и в град,
Не покинет пост …. (солдат)
- Молодцы! Конечно, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли – тоже богатырь.
Y. Подведение итогов.
Стадия рефлексии.
1.- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? (найти общие и отличительные признаки былины и богатырской сказки).
- Справились ли мы с поставленной задачей?
2. Работа с «кластером».
- Как называется раздел, который мы изучаем?
- Назовите жанры произведений, над которыми работали.
- О каких героях говорили?
- Весь ли раздел изучили?
- Весь ли кластер заполнили? (нет)
Этим займемся на следующем уроке чтения.
- Самооценка.
- Оцените свою работу следуя алгоритму:
Я сегодня доволен. Не доволен собой, потому что…
Покажите кружок того цвета, как вы оцениваете свою работу.
У вас на столе лежат «мордашки». Грустные и веселые. Оставьте на дереве «Настроение» те мордашки, которые отражают ваше настроение.
Сказка | |
1.Основа произведения.
| |
2.Герои произведения. 1. Илья Муромец 2. Святогор | |
3.Сказочные приметы. Волшебная богатырская сила. Волшебные персонажи. Волшебные предметы. | |
4.Построение произведения. 1. В прозе. 2. В стихотворной форме | |
5.Характер произведения. 1. песенный 2. повествовательный | |
6.Что имеется в произведении? 1. повторы 2. устаревшие слова 3. слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами 4.Двойная гласная | |
7. Есть ли сильное преувеличение (гипербола) 1. есть 2. нет |
Учитель: Гетта С.А.
2 класс
Программа : «Школа 2100»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Былина "Илья Муромец и Святогор". 3 класс. Тестовая работа.
Тест по литературному чтению по содержанию былины....
Литературное чтение. "Илья Муромец и Соловей разбойник"
Презентация к уроку литературного чтения по теме "Былины" + аудиозапись (по программе "Планета знаний")...
Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
Презентация к уроку литературного чтения. на уроке представлены различные виды работ, способствующие активизации деятельности и более прочному усвоению материала....
Комбинированный урок с использованием ИКТ "Сравнение богатырской сказки и былины"
Тема урока: Сравнение богатырской сказки и былины.Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.Цели и задачи урока:Обучающая: Дать сравнительный анализ богатырской сказки и былины, найти сходство и...
Илья Муромец богатырь земли Русской. А. К. Толстой. ”Илья Муромец”.
Литературное чтение 4 класс. "Планета знаний"...
Чуракова Н.А. Литературное чтение Былина «Илья Муромец и Святогор» 4 класс
Урок литературного чтение по программе ПНШ....
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Илья Муромец и Святогор"
Материал содержит подробный план - конспект к уроку....