Сравнение богатырской сказки "Илья Муромец" и былины "Илья Муромец и Святогор"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Учимся сравнивать былины и богатырские сказки. Что в них общего и чем они не похожи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучающие:

Учить сравнивать, обобщать, делать выводы, давать связанный ответ.

Расширять и активизировать словарный запас детей.

Развивающие:

Развивать творческое воображение учащихся средствами поэзии, живописи. Музыки.

Развивать умение работать в группах.

Развивать умение давать адекватную оценку своей деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, взаимоуважения.

Приобщать к фактам исторической действительности.

Оборудование:

Репродукция картины М.В. Васнецова «Богатыри». Аудиозапись: А.П. Бородин «Богатырская» .

Карточки с заданиями для работы по группам.

І. Организационный момент. (приветствие, настрой на работу).

Учитель:

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася.

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недругов,

За тебя в нужде сложить голову!

- Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О каком времени говорится, о настоящем или прошлом? (слайд 1)

- Сегодня мы совершим ещё одно виртуальное путешествие в стародавние времена. Поговорим о таких произведениях устного народного творчества, как «Сказка об Илье Муромце» и  былине «Илья Муромец и Святогор».

ІІ. Актуализация знаний. (Слайд 2 )

1. - Ребята, кто знает, как называется эта картина? («Богатыри», автор Виктор Михайлович Васнецов, работал над картиной больше 20 лет).

- Кто изображен на картине?

(Илья Муромец – любимец народа, справа - Добрыня Никитич – с мечом в руке, готов ринуться в бой по первому зову, слева – Алеша Попович – весельчак, из оружия у него – лук со стрелами, а вместо щита – гусли).

- А что изображено на заднем плане картины? (степь, богатырская застава)

- Зачем вышли в дозор богатыри? (Охраняют землю русскую от набегов басурман)

- Во все времена русские люди славились своим мужеством, героизмом, умением защищать свою Отчизну. Им посвящали свои произведения художники, композиторы и писатели.(слайд 4)

- Мы с вами изучили три  произведения о богатырях. Можем применить такой прием работы, как «кластер». (Слайд 5)

- Назовите произведения, отрывки из которых читали дома? К какому жанру относятся эти произведения?

- Чем похожи эти произведения? ( в них рассказывается о русских богатырях, по содержанию, по замыслу).

2. Определение темы урока.

- Попробуйте самостоятельно определить тему урока. (Сравнить былину и сказку. Назвать общие и отличительные признаки)

На доске:

Тема: Сравнение богатырской сказки и былины.

ІІІ. Стадия осмысления. (25 мин)

  1. Выделение особенностей былин и богатырских сказок.

Работать будем в группах.

1-я и 2-я группы будут исследовать богатырскую сказку.

3-я и 4-я группы будут исследовать былину.

- Свои исследовании я будете записывать на карточках, которые лежат у вас на партах.

- По окончании вашей исследовательской работы, все ваши данные будут сведены в общую таблицу.

Сводная таблица  на экране.

Слайд

Сказка

Былина

1.Основа произведения.

Историческое событие.

Басурманские царевичи окружили г. Чернигов.

+

Встреча Ильи Муромца и Святогора.

+

2.Герои произведения.

Русские богатыри.

Илья Муромец

+

Святогор

+

3.Сказочные приметы.

Волшебная богатырская сила.

Волшебные персонажи.

Волшебные предметы.

+

Сила Ильи Муромца.

Два странника.

Лечебная вода.

+

Сила Святогора.

Говорящий конь.

Одежда Святогора, вмещающая Илью Муромца вместе с конем

4.Построение произведения.

Проза.

Стихотворная форма.

5.Характер произведения.

Повествование.

Песня.

6.Язык.

Архаизмы, уважительные диалоги, слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Архаизмы, устойчивые выражения.

- Внимательно посмотрите на таблицу. Что в ней отражено? (особенности,  по которым мы отличаем былину не только от богатырской сказки, ни и от других жанров художественной литературы, указанных в «кластере».

ІY. Закрепление.

- мы поговорили с вами о богатырях, которые жили в стародавние времена. Как вы думаете, а существуют ли богатыри  в наше время? Кто в наши дни мог бы сказать такие слова: «Есть еще на Руси, кому постоять за землю Русскую». А на вопрос, где их можно встретить, вам будет легче ответить, если вы угадаете мои загадки.

С огнем бороться мы должны –

Мы смелые работники.

С водою мы напарники,

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы ? (пожарники)

Кто. Ребята, на границе

Нашу землю стережет,

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно наш народ? (пограничники)

У Алеши  старший брат,

Он всегда помочь всем рад.

Кошек с дерева сниматель,

Это будущий … (спасатель)

Он готов в огонь и в бой,

Защищая нас с тобой,

Он в дозор идет и в град,

Не покинет пост …. (солдат)

- Молодцы! Конечно, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли – тоже богатырь.

Y. Подведение итогов.

 Стадия рефлексии.

1.- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока? (найти общие и отличительные признаки былины и богатырской сказки).

- Справились ли мы с поставленной задачей?

2. Работа с «кластером».

- Как называется раздел, который мы изучаем?

- Назовите жанры произведений, над которыми работали.

- О каких героях говорили?

- Весь ли раздел изучили?

- Весь ли кластер заполнили? (нет)

Этим займемся на следующем уроке чтения.

  1. Самооценка.

- Оцените свою работу следуя алгоритму:

Я сегодня доволен. Не доволен собой, потому что…

Покажите кружок того цвета, как вы оцениваете свою работу.

У вас на столе лежат «мордашки». Грустные и веселые. Оставьте на дереве «Настроение» те мордашки, которые отражают ваше настроение.

Сказка

1.Основа произведения.

  1. Историческое событие.
  2. Вымысел.

2.Герои произведения.

1. Илья Муромец

2. Святогор

3.Сказочные приметы.

Волшебная богатырская сила.

Волшебные персонажи.

Волшебные предметы.

4.Построение произведения.

1. В прозе.

2. В стихотворной форме

5.Характер произведения.

1. песенный

2. повествовательный

6.Что имеется в произведении?

1. повторы

2. устаревшие слова

3. слова с уменьшительно-ласкательными

 суффиксами

4.Двойная гласная

7. Есть ли сильное преувеличение (гипербола)

1. есть

2. нет

Учитель: Гетта С.А.

2 класс

Программа : «Школа 2100»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Былина "Илья Муромец и Святогор". 3 класс. Тестовая работа.

Тест по литературному чтению по содержанию былины....

Литературное чтение. "Илья Муромец и Соловей разбойник"

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Былины" + аудиозапись  (по программе "Планета знаний")...

Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

Презентация к уроку литературного чтения. на уроке представлены различные виды работ, способствующие активизации деятельности и более прочному усвоению материала....

Комбинированный урок с использованием ИКТ "Сравнение богатырской сказки и былины"

Тема урока: Сравнение богатырской сказки и былины.Тип урока: Комбинированный с использованием ИКТ.Цели и задачи урока:Обучающая: Дать сравнительный анализ богатырской сказки и былины, найти сходство и...

Илья Муромец богатырь земли Русской. А. К. Толстой. ”Илья Муромец”.

Литературное чтение 4 класс. "Планета знаний"...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Илья Муромец и Святогор"

Материал содержит подробный план - конспект к уроку....