Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе.Тема урока " Былины и богатырские сказки".
презентация к уроку по чтению (2 класс)

«Былины название свое получили от слов «быль», «было». В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_literature_byliny.pptx1.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация по литературе на тему «Былины» Выполнила учитенль начальных классо в ГБОУ школы №455 Колпинского р-на г.Санкт -Петербурга Нечаева А.А.

Слайд 2

Что такое былины? Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Он предложил его, исходя из выражения « по былинам » в «Слове о полку Игореве», что значило « согласно фактам ». Были́ны ( стáрины ) — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — « стáрина », «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Слайд 3

Исполнение Былин. На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому. Принимая же во внимание неизбежную изменчивость всякого фольклорного текста в устной передаче из поколения в поколение, приходится признать, что даже наши древнейшие записи былин не сохранили их первоначальное содержание и форму. В древности былины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое.

Слайд 4

. Современному неподготовленному читателю может быть вначале непросто погрузиться в мир русского эпоса: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы. Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста .

Слайд 5

Классификация Былин.

Слайд 6

К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. Также существует разделение на «старших» и «младших» богатырей. «Старшие» - Святогор и Вольга , олицетворяют старинных богов и силы природы – могучие и часто разрушительные. Когда время этих исполинов проходит, им на смену приходят «младшие» богатыри. Символически это отражено в былине «Илья Муромец и Святогор . С киевским циклом связано значительно большее количество персонажей и сюжетов. События былин киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и др. .

Слайд 7

История собрания Былин. Значительную трудность создает то обстоятельство, что до нас не дошло, а может быть вовсе не имелось, записей былин ранее начала XVII века. Самые старшие былинные записи имеют всего лишь 300-летнюю давность. Этим объясняется, почему ученые фольклористы так дорожат каждой старой рукописью с былинным текстом и каждой новой записью былины на один и тот же сюжет. былинных сюжетов насчитывается всего около 40, записей же былинных текстов сейчас накопилось свыше 1 500 номеров.

Слайд 8

. От середины XVIII веков дошел до нас замечательный сборник былин, составленный казаком Киршей Даниловым для уральского богача заводчика Демидова и заключавший в себе свыше 70 песен. Несколько (именно 26) былин из этого сборника были изданы в 1804 году. Более научно и полно под заглавием «Древние российские стихотворения», этот сборник был издан в 1818 году.

Слайд 9

Заключение. К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 2 класс. Тема: "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

На данном уроке дети учились подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов, учились подкреплять цитатами из текста нарисованную иллю...

Урок литературного чтения 2 класс Тема: Сказки зарубежных писателей. Ш. Перро «Подарки феи»

Данный урок является первым уроком в теме «Сказки зарубежных писателей». Он относится к урокам изучающего чтения и направлен на полноценное восприятие произведения на уровне усвоения его главной мысли...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...