Урок литературного чтения для 2 класса по теме "Былины и богатырские сказки"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
В данном материале представлен конспект и презентация к уроку литературного чтения во 2 классе. Урок разработан по УМК «Школа 2100».
Тема урока: Былины и богатырские сказки.
Тип урока: обобщающий
Цели урока:
- обобщить и углубить знания учащихся о былинах и богатырских сказках, богатырях разных народов;
- развивать творческое воображение учащихся средствами поэзии, живописи, любовь к поэтическому слову, чувство патриотизма;
- учить сравнивать, обобщать, делать выводы, уметь давать связный ответ;
- обучать коллективной работе, работе в парах, приобщать к фактам исторической действительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_2_klass.doc | 71.5 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_literaturnogo_chteniya_2_klass.pdf | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе
УМК «Школа 2100»
Галанова Наталья Евгеньевна
учитель начальных классов
Тема урока: Былины и богатырские сказки
Тип урока: обобщающий
Цели урока:
- обобщить и углубить знания учащихся о былинах и богатырских сказках, богатырях разных народов;
- развивать творческое воображение учащихся средствами поэзии, живописи, любовь к поэтическому слову, чувство патриотизма;
- учить сравнивать, обобщать, делать выводы, уметь давать связный ответ;
- обучать коллективной работе, работе в парах, приобщать к фактам исторической действительности.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя |
Организационный момент | – Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы помогали вы мне в беседе, внимательно слушали меня, а всё, что услышите, может вам пригодиться. |
Сообщение темы и целей урока | - Как называется раздел литературного чтения, который мы изучаем? (Сказочные богатыри) - Кому посвящены произведения этого раздела? (Богатырям) - Ребята, все ли произведения этого раздела вами прочитаны? (Да) - Попробуйте предположить, чем же мы будем сегодня заниматься на уроке? Цель урока – обобщить знания о былинах и богатырских сказках, вспомнить все, что узнали о богатырях и подвигах, подготовиться к проверочной работе по разделу. –Итак, о ком мы сегодня будем говорить на уроке? (О богатырях). Высока ли высота поднебесная, Глубока ли глубина океан – моря, Быстры – светлы реки русские. А и сильны, могучи, Богатыри на славной Руси.
|
Воспроизведение и коррекция опорных знаний | 1. Работа по картине. - Ребята, давайте ещё раз посмотрим на известную картину. Кто из вас, назовет автора и название этой картины? (Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри») Над своим шедевром Виктор Михайлович трудился более 20 лет. Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом Отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь. -Давайте с вами вспомним, а кто такие богатыри? (Богатырь - воин, который отличался особой силой, удалью, мужеством и умом, любил свою Родину, народ и защищал их) - Какое слово спряталось в слове "БОГАТЫРЬ"? (Бог) - Почему? (Их Бог благославляет на подвиги) -Назовите богатырей, изображенных на картине Васнецова. ( Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич) Илья Муромец самый сильный и мудрый на черном коне , вглядывается вдаль из под мускулистой руки. Его острое копье наготове. Слева от Ильи Муромца на белом коне грозно вынимает свой тяжелый богатырский меч Добрыня Никитич. Справа от Ильи Муромца на красно - золотистом коне сидит Алеша Попович и держит в руках меткий лук. - Богатыри – это, в первую очередь, воины. И вооружены они как воины того времени. - Назовите доспехи и оружие богатырей того времени.
По форме щиты были разные: круглые, треугольной формы. Булава - оружие, деревянная или металлическая палка с шаром на конце. 2. Повторение изученного. -С кем из богатырей мы уже встречались на уроках чтения? (С Ильей Муромцем) - В произведениях, какого жанра? (богатырская сказка «Сказка про Илью Муромца» и былина «Илья Муромец и Святогор») - Давайте вспомним отрывки из прочитанных произведений. Работа в парах (по рядам-командам) 1 команда (1 ряд): найдите и прочитайте, как Илья Муромец одолел басурман; 2 команда (2 ряд): прочитайте выразительно отрывок из былины по ролям со слов: «Тут Святогор-богатырь да опомнился»… 3 команда (3 ряд): найдите и прочитайте, какой наказ дали странники, а затем и родители Илье. 3. Сравнение богатырской сказки и былины. - Ребята, сейчас мы послушали отрывки из богатырской сказки и былины. - Кто может дать определение, что такое былина? (Выдержка из авторского текста учебника: «Былины название свое получили от слов «быль», «было». В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Но авторы многое придумывали сами») - Кто и при каких обстоятельствах исполнял былины? (Исполняли на праздниках, на пирах особые люди – сказители, которые по памяти рассказывали былины на распев и играли на гуслях – старинном музыкальном инструменте) - Что общего у былин и богатырских сказок? (И былины и богатырские сказки: 1)основаны на исторических событиях; 2) в них есть волшебные силы и персонажи; 3) троекратный повтор; 4) не имеют автора, так как относятся к устному народному творчеству) - А чем отличаются былины от богатырских сказок? Задание выполняется в рабочих тетрадях. (Вывод фиксируется в общей таблице: сходства и различия) Отличие былины и богатырской сказки: Былины пишутся в стихах и имеют песенный характер, а богатырские сказки написаны в прозе) - Кто был героем русских былин?(Богатыри) - Назовите, каких богатырей вы знаете. (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша попович, Садко, Еруслан Лазаревич, Василий Буслаевич…….) - С какими русскими богатырями мы познакомились, читая раздел «Сказочные богатыри» (Илья Муромец, Святогор, Добрыня Никитич, Алеша Попович) - А кто такие Дыйканбай и Назнай? (Богатыри других народов – киргизского и дагестанского) |
Физкультминутка | «Богатыри» (Проводит подготовленный ученик) Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! Мы ладонь к глазам приставим Ноги крепкие расставим Поворачиваясь вправо Оглядимся величаво, И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек И направо, и еще Через левое плечо Буквой «л» расставим ноги Точно в танце – руки в боки Наклонились влево, вправо Получается на славу! |
Викторина | - Ай же вы, удалы добры молодцы и красны девицы! Я вижу силушку вашу великую. А не хотите ли вы, друзья мои, помериться силами? Предлагаю вам викторину по прочитанным произведениям. (Каждой команде (ряду) задаются вопросы, ответы оцениваются жетончиками с изображением богатырей) ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ВИКТОРИНЫ 1. «Назови произведение» - В этом произведении герой ехал в стольный град Киев послужить князю Владимиру. («Сказка про Илью Муромца») - В этом произведении рассказывается про охотника, сражавшегося с чудищами. («Дыйканбай и дэв») - Герой этой сказки – очень странный богатырь… («Богатырь Назнай») - Былина про двух русских богатырей. («Илья Муромец и Святогор») 2. «Бюро находок». – Кому принадлежат эти предметы?
3. «Узнай по описанию» - Был он отважным охотником. (Дыйканбай) - Родом из Дагестана, очень везучий человек. (Богатырь Назнай) - Сидит, как столб; ноги, как плети. (Илья Муромец) - Могучий богатырь, с ним хотел подружиться Илья Муромец (Святогор) 4. «Где это было?» - В каком городе княжил Владимир Красно Солнышко? (В Киеве) - Где стояла богатырская застава, на которой атаманом был Илья Муромец? (Под Киевом, в степи Цицарской) - Откуда родом Илья Муромец? (Из города Мурома, из села Карачарова) - По каким горам ездил Святогор – богатырь? (По Араратским) 5. «Трудные слова»
6. «Узнай произведение по иллюстрации» На доске иллюстрации к прочитанным произведениям. Подведение итогов викторины (Подсчитывается количество жетончиков, благодарность командам) |
Обобщение и систематизация понятий. | Беседа о богатырях в наши дни. - А для чего русский народ сочинял богатырские сказки и былины? - Ребята, давайте вернемся в наше время. Как вы считаете, есть ли богатыри в наше время? - Где их можно встретить? Дайте ответ на мои загадки: С огнем бороться мы должны - Мы смелые работники, С водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы? (Пожарники) Кто, ребята, на границе Нашу землю стережет, Чтоб работать и учиться Мог спокойно наш народ? У Алёши старший брат. (Пограничник.) Он всегда помочь всем рад. Кошек с дерева сниматель, Это будущий ... (спасатель) Он готов в огонь и бой, Защищая нас с тобой. Он в дозор идёт и в град, Не покинет пост. (Солдат.) -Ребята, можем ли мы назвать этих людей богатырями? - Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как и в старину, матушка - Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов своей Родины. Итак, богатырь - не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли - тоже богатырь. - А вы можете стать богатырями? |
Итог урока. Оценивание | - Сегодня на уроке мы вспомнили те произведения, которые встретились нам в разделе «Сказочные богатыри», повторили понятие «былина» и «Богатырская сказка», говорили о героях былин и богатырских сказок, об их подвигах. А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле, Не топтать их коням землю русскую. Не затмить им солнце наше красное. Век стоит Русь – не шатается! И века простоит, не шелохнется! А преданья старины забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава русской стороне! Оценивание обучающихся. |
Домашнее задание | - Давайте ещё раз вспомним, какими были богатыри? -А можете ли вы назвать других сильных и смелых людей? - А я знаю ещё смелых и рискованных людей: это разбойники, пираты. Только можно ли их назвать богатырями? (Нет. Они не защитники, а грабители, нередко – убийцы. Но были и среди них благородные, отважные люди. А ещё про разбойников и пиратов интересно читать). Я вам предлагаю дома подготовить к выразительному чтению стихотворение Новеллы Матвеевой «Пираты». -Интересно, почему именно оно закрывает раздел «Сказочные богатыри»? Вернёмся к этому вопросу на следующем уроке. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения 2 класс. Тема: "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
На данном уроке дети учились подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов, учились подкреплять цитатами из текста нарисованную иллю...
Урок литературного чтения 1 класс. Обобщение по разделу "Загадки, сказки небылицы"
Конспект, презентация, приложение к уроку...
Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".
Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...
Технологическая карта урока Литературное чтение, 3 класс, «Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца ‒ Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»,УМК «Школа России»
Технологическая карта урока...
урок литературного чтения 3 класс Тема : А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Урок чтения в 3 классе по программе "Школа России" с технологической картой...
Конспект урока литературного чтения 4 класс «С.А.Есенин «Бабушкины сказки»
Цель: создание условий для формирования заинтересованности учащихся новым исследованием, которое позволит им применять открытые способы действия на других произведениях лирического жанра.Задачи у...
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс УМК "Перспектива" Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе».
Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс по теме: Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе».Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читат...