А.П. Гайдар
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Урок внеклассного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon a.p._gaydar.zip14.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: А.П. Гайдар « Тимур и его команда».

Цель урока:

Продолжить знакомство детей с произведением  А.П. Гайдара.

Задачи: Формировать навык выразительного чтения художественного текста, учить выделять тему и основную мысль текста;

Развивать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении; учить представлять и интерпретировать образ героя, опираясь на текст (внешний вид, поступки, отношение к людям);

Воспитывать чуткость, внимательность, сострадание к окружающим людям.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, выставка книг А.П. Гайдара, учебник литературного чтения, настенные часы, бинокль, пузырёк с йодом, яблоко, красные звездочки, корзиночка.

Ход урока.

I.Организационный момент.

-Здравствуйте! Я рада приветствовать вас. И начать работать вместе с вами.

- Давайте поприветствуем друг друга такими словами:

 « Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся».

(Дети берутся за руки, и поворачиваются друг к другу).

- Вы почувствовали поддержку товарищей?

II. Вводная беседа учителя.

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с повестью Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда».

 Эта повесть  о дружбе, сплоченности, бескорыстной помощи, тем, кто в ней нуждается.

Её герои обыкновенные мальчишки и девчонки они играли и одновременно совершали добрые хорошие поступки.

-Такое произведение мог написать только беззаветно любящий свою Родину человек.

-И не меньше, чем страну, он любил её подрастающее поколение.

- Гайдар был убежден, что ребята должны расти сильными, смелыми, правдивыми и гордыми, как он сам.

А о нем - писателе, бойце, журналисте - вы многое узнали, выполнив исследовательскую работу в своих творческих группах дома.

III. Проверка домашнего задания.

- Итак, слово первой группе.

 1гр.Детство писателя.

(Дети называют свою часть)

Детство писателя.

Родился Аркадий Петрович Гайдар(Голиков)в городе Львове, ныне Курской области. Отец  писателя, Перт Исидорович , школьный учитель, был родом из крестьян. Мать - Наталья Аркадьевна, была дворянкой не слишком знатного рода,(приходилась шестиюродной правнучатой племянницей Лермонтову) , работала сначала учительницей, позже фельдшером.В семье кроме, Аркадия было ещё три младших сестры.

В 1912 году - семья Голиковых переезжает в   Арзамас. Здесь проходит детство будущего писателя. Не по годам крепкий, увлекающийся озорной, Аркадий скоро стал, по его признанию « самым главным организатором всякого баловства». Главным увлечением мальчика стало чтение. В доме Голиковых было много книг. В семье всегда читали, учились и много знали. Наталья Аркадьевна  cвободно говорила по –французски, увлекалась поэзией. И она, и муж сочиняли стихи для детей. Не случайно в реальном училище, куда поступил Аркадий 1914 году, любимым предметом стала словесность. Еще одним страстным  увлечением был театр. Аркадий Голиков участвовал во всех любительских спектаклях.

-Ребята, у вас есть вопросы по данному сообщению. Спасибо.

- Из вашего сообщения делаем вывод:

 Аркадий Петрович  ещё в детстве много читал, был заводилой всех добрых дел.

- О результатах своего исследования  нам расскажет 2 творческая группа.

 2гр. Годы опаленный войной.

 -Есть ли у вас вопросы  к этой группе?

-Хотелось бы обратить ваше внимание, что Гайдар  был самым молодым командиром Красной армии. Ему было всего 16 лет (это возраст наших одиннадцатиклассников)

-И после тяжелого ранения Аркадий Петрович оставался в рядах армии пусть не бойцом, а военным корреспондентом.

-Мы готовы выслушать 3 группу.

3 гр. Творческая деятельность.

Благодарю ребят за хорошую подготовку исследовательских работ.

IV.Работа над темой урока.

-Да ребята, когда слышим имя Тимур, обязательно кто-нибудь добавит «..и его команда».

Несколько поколений выросло на этой замечательной книге, юбилей которой  отмечается в этом году.

- Каждому мальчишке и девчонке  хотелось видеть себя в Тимуре, не боятся «квакиных», помогать слабым, быть сильными, быть одной командой.

-Вот такой дружной командой мы сегодня постараемся быть на уроке.

-Отличительным знаком нашей команды будет красная звездочка на вашей груди.

-Откройте учебники на стр. 141. И мы с вами познакомимся с содержанием 3 части повести.

1. Чтение и разбор 3 части повести.

а). Чтение по ролям.

-Нашей команде не хватает главного персонажа Тимура.

- Каким, по вашему мнению, должен быть Тимур?

(хорошим организатором, честным, смелым).

-Кто в вашем классе обладает такими качествами?

-Кого бы вы могли порекомендовать на эту роль в классе?

-Порадуемся за этого мальчика и сразу проверим его в деле.

-3 часть повести  прочитаем по ролям.

-Откройте учебники на стр. 141. И мы с вами познакомимся с содержанием 3 части повести.

 В роли Тимура-

В роли автора-

В роли Гейки-

В роли Симы-

 Кто-то из-за угла-

В роли Коли -

(Учитель  представляет участников)

-Своим чтением постарайтесь передать характеры героев. Соблюдая выразительность чтения.

б). Словарная работа.

-Ребята,  прочитав, эту часть текста вам встретилось несколько незнакомых слов.

- Давайте, объясним значение, некоторых из них  выполнив словарную работу? А затем продолжим работу над содержанием.

( Сначала дети объясняют, как они понимают, затем появляется трактовка правильно на экрана).

-На экране слова, требующие дополнительного объяснения.

Штаб, дивизион, батарея, фронт

-Как вы понимаете смысл этого слова?

-Где вам встречались или могут встретиться эти слова?

 (В книгах о войне фильмах).

в).Обсуждение прочитанного текста.

-Мы сейчас услышали не только чтение по ролям, а как бы побывали на заседание штаба?

-  Ребята, опишите, как  выглядит каждый участник совещания?

-Ребята, по повести А.П. Гайдара был снят художественный фильм, который так и называется « Тимур и его команда». Отрывок из этого фильма мы сейчас с вами посмотрим.

-Итак, ребята, мы просмотрели отрывок из фильма.

- Изменились ли ваши представления о героях после просмотра.

А теперь вернемся к содержанию прочитанной части повести

-Какова  её основная мысль?

- Ребята, как можно озаглавить эту часть?

Итак, ребята прочитана 3 часть повести

г). Обобщение 3 части.

- Что мы узнали из содержания этой части?

- Почему самое трудное дело Тимур оставил себе?

V. Физкультминутка.

- Да, ребята, они помогали не только трудовыми делами, но и добрым ласковым словом.

Тимуровцы не только трудились, но и умели отдыхать: ходили в походу, на речку.

- Давайте и мы с вами сейчас отдохнем., выполнив несколько упражнений под тимуровскую  речевку. В роли ведущего Тимур. Движения повторяем за ведущим.

1,2,3.4

Мы  шагаем по - четыре

1,2 – дружно в ряд

 Мы тимуровцев отряд.

Раз в ногу, в ногу раз.

Нас много, много нас.

Рей знамя, знамя рей

 Кто с нами -

Тот смелей шагай за нами.

-Молодцы! Мы продолжаем наш урок.

IV.Продолжение изучения нового материала.

1.Знакомство с 4 частью художественного произведения.

- Совещание в штабе проходило  накануне, каждая группа получила свое задание.

 -А рано утром следующего дня,…что произошло дальше, мы узнаем из следующей части произведения.

Итак, ребята, мы приступаем к чтению следующей части.

а)Чтение в слух  части  учитель - ученик .

б)Словарная работа.

коромысло

рог-пастуха

мочало-

-А теперь ответьте  словами текста на следующие вопросы.

в).Выборочное чтение.

– Найдите и прочитайте сцены, когда ребята наполняли бочку?

- когда Тимур будит Колю Колокольчикова?

- Опишите состояние молочницы.

 Что показалось смешным  Тимуру?

г)Составление плана.

- На какие смысловые эпизоды можно разделить эту часть?

Обобщая ваши предложения, составляем план.

д) Работа с рисунками

-Посмотрите на рисунки.

- Отражают ли они содержание этой части повести? Почему вы так думаете? Обоснуйте свой ответ.

(определить  лишние иллюстрации, доказать утверждение).

е) Обобщение 4 части текста

- Что нового вы узнали из жизни отряда и его командира?

(Что слова ребят не расходятся с делом).

VII.Занимательная минутка.

-Хорошее знание текста поможет вам и надолго сохранить в своей памяти замечательное произведение. А сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы  его знаете.

- Встречаются, ли эти предметы в повести?

-Назовите эпизоды, связанные с ними?

VIII.Обобщение всего урока.

- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

-Что вам особенно запомнилось и понравилось в повести?

- Как вы думаете, почему тимуровцы делали свои дела тайно, скрывая их от взрослых?

- Нужны ли, по- вашему мнению, в наше время тимуровские отряды?

- Да , ребята, и в наше время очень многим людям нужна помощь своевременная и бескорыстная.

-В этом году отмечается 65-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне.   Участников тех далеких событий осталось немного, и они нуждаются в нашей помощи, как когда-то нуждались люди в помощи мальчишек и девчонок из команды Тимура.

Постарайтесь быть рядом с ними в трудную для них минуту.

- Ребята, а эти Гайдаровские  заповеди сохраните на всю жизнь:

 Выставление оценок за работу на уроке.

XI.Домашнее задание.

А домашним заданием для вас будет составить устно рассказ о своих добрых делах, похожих на дела Тимура и его команды. Ещё раз прочитать 3 и 4 части повести.

 Спасибо. Мне было очень приятно с вами работать.

 Мы сегодня были настоящей дружной командой.

МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Тема урока:

Провела:

 учитель начальных классов
Цыганова Т
.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.Гайдар "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо....

Инсценировка отрывка из произведения А. П. Гайдара "Тимур и его команда"

Инсценировку можно использовать на литературном празднике в начальной школе....

читательская конференция по произведениям А.П.Гайдара "Что такое счастье"

Как говорит известный критик и философ Иван Федорович Карятин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает сво...

конспект урока по теме "А. Гайдар "Тимур и его команда"

Конспект урока по литературному чтению по  программе 2100 в 4 классе...

Гайдар. Совесть. 2 класс Гармония.

Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть». Цели: 1.Познакомить с рассказом А.П.Гайдара «Совесть»; помочь детям проанализировать этот рассказ. 2.Развивать навыки чтения: беглое, осозн...

Конспект урока «С. Михалков. Аркадий .Гайдар. К. Паустовский. Об Аркадии Петровиче Гайдаре. Рубрика «Проверьте себя» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирователь  умение анализировать литературное произведение, формировать  читательский навык, воспитывать нравственные качества.Планируемые результаты:Предметные:...