А.П. Гайдар
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: А.П. Гайдар « Тимур и его команда».
Цель урока:
Продолжить знакомство детей с произведением А.П. Гайдара.
Задачи: Формировать навык выразительного чтения художественного текста, учить выделять тему и основную мысль текста;
Развивать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении; учить представлять и интерпретировать образ героя, опираясь на текст (внешний вид, поступки, отношение к людям);
Воспитывать чуткость, внимательность, сострадание к окружающим людям.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, выставка книг А.П. Гайдара, учебник литературного чтения, настенные часы, бинокль, пузырёк с йодом, яблоко, красные звездочки, корзиночка.
Ход урока.
I.Организационный момент.
-Здравствуйте! Я рада приветствовать вас. И начать работать вместе с вами.
- Давайте поприветствуем друг друга такими словами:
« Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся».
(Дети берутся за руки, и поворачиваются друг к другу).
- Вы почувствовали поддержку товарищей?
II. Вводная беседа учителя.
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с повестью Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда».
Эта повесть о дружбе, сплоченности, бескорыстной помощи, тем, кто в ней нуждается.
Её герои обыкновенные мальчишки и девчонки они играли и одновременно совершали добрые хорошие поступки.
-Такое произведение мог написать только беззаветно любящий свою Родину человек.
-И не меньше, чем страну, он любил её подрастающее поколение.
- Гайдар был убежден, что ребята должны расти сильными, смелыми, правдивыми и гордыми, как он сам.
А о нем - писателе, бойце, журналисте - вы многое узнали, выполнив исследовательскую работу в своих творческих группах дома.
III. Проверка домашнего задания.
- Итак, слово первой группе.
1гр.Детство писателя.
(Дети называют свою часть)
Детство писателя.
Родился Аркадий Петрович Гайдар(Голиков)в городе Львове, ныне Курской области. Отец писателя, Перт Исидорович , школьный учитель, был родом из крестьян. Мать - Наталья Аркадьевна, была дворянкой не слишком знатного рода,(приходилась шестиюродной правнучатой племянницей Лермонтову) , работала сначала учительницей, позже фельдшером.В семье кроме, Аркадия было ещё три младших сестры.
В 1912 году - семья Голиковых переезжает в Арзамас. Здесь проходит детство будущего писателя. Не по годам крепкий, увлекающийся озорной, Аркадий скоро стал, по его признанию « самым главным организатором всякого баловства». Главным увлечением мальчика стало чтение. В доме Голиковых было много книг. В семье всегда читали, учились и много знали. Наталья Аркадьевна cвободно говорила по –французски, увлекалась поэзией. И она, и муж сочиняли стихи для детей. Не случайно в реальном училище, куда поступил Аркадий 1914 году, любимым предметом стала словесность. Еще одним страстным увлечением был театр. Аркадий Голиков участвовал во всех любительских спектаклях.
-Ребята, у вас есть вопросы по данному сообщению. Спасибо.
- Из вашего сообщения делаем вывод:
Аркадий Петрович ещё в детстве много читал, был заводилой всех добрых дел.
- О результатах своего исследования нам расскажет 2 творческая группа.
2гр. Годы опаленный войной.
-Есть ли у вас вопросы к этой группе?
-Хотелось бы обратить ваше внимание, что Гайдар был самым молодым командиром Красной армии. Ему было всего 16 лет (это возраст наших одиннадцатиклассников)
-И после тяжелого ранения Аркадий Петрович оставался в рядах армии пусть не бойцом, а военным корреспондентом.
-Мы готовы выслушать 3 группу.
3 гр. Творческая деятельность.
Благодарю ребят за хорошую подготовку исследовательских работ.
IV.Работа над темой урока.
-Да ребята, когда слышим имя Тимур, обязательно кто-нибудь добавит «..и его команда».
Несколько поколений выросло на этой замечательной книге, юбилей которой отмечается в этом году.
- Каждому мальчишке и девчонке хотелось видеть себя в Тимуре, не боятся «квакиных», помогать слабым, быть сильными, быть одной командой.
-Вот такой дружной командой мы сегодня постараемся быть на уроке.
-Отличительным знаком нашей команды будет красная звездочка на вашей груди.
-Откройте учебники на стр. 141. И мы с вами познакомимся с содержанием 3 части повести.
1. Чтение и разбор 3 части повести.
а). Чтение по ролям.
-Нашей команде не хватает главного персонажа Тимура.
- Каким, по вашему мнению, должен быть Тимур?
(хорошим организатором, честным, смелым).
-Кто в вашем классе обладает такими качествами?
-Кого бы вы могли порекомендовать на эту роль в классе?
-Порадуемся за этого мальчика и сразу проверим его в деле.
-3 часть повести прочитаем по ролям.
-Откройте учебники на стр. 141. И мы с вами познакомимся с содержанием 3 части повести.
В роли Тимура-
В роли автора-
В роли Гейки-
В роли Симы-
Кто-то из-за угла-
В роли Коли -
(Учитель представляет участников)
-Своим чтением постарайтесь передать характеры героев. Соблюдая выразительность чтения.
б). Словарная работа.
-Ребята, прочитав, эту часть текста вам встретилось несколько незнакомых слов.
- Давайте, объясним значение, некоторых из них выполнив словарную работу? А затем продолжим работу над содержанием.
( Сначала дети объясняют, как они понимают, затем появляется трактовка правильно на экрана).
-На экране слова, требующие дополнительного объяснения.
Штаб, дивизион, батарея, фронт
-Как вы понимаете смысл этого слова?
-Где вам встречались или могут встретиться эти слова?
(В книгах о войне фильмах).
в).Обсуждение прочитанного текста.
-Мы сейчас услышали не только чтение по ролям, а как бы побывали на заседание штаба?
- Ребята, опишите, как выглядит каждый участник совещания?
-Ребята, по повести А.П. Гайдара был снят художественный фильм, который так и называется « Тимур и его команда». Отрывок из этого фильма мы сейчас с вами посмотрим.
-Итак, ребята, мы просмотрели отрывок из фильма.
- Изменились ли ваши представления о героях после просмотра.
А теперь вернемся к содержанию прочитанной части повести
-Какова её основная мысль?
- Ребята, как можно озаглавить эту часть?
Итак, ребята прочитана 3 часть повести
г). Обобщение 3 части.
- Что мы узнали из содержания этой части?
- Почему самое трудное дело Тимур оставил себе?
V. Физкультминутка.
- Да, ребята, они помогали не только трудовыми делами, но и добрым ласковым словом.
Тимуровцы не только трудились, но и умели отдыхать: ходили в походу, на речку.
- Давайте и мы с вами сейчас отдохнем., выполнив несколько упражнений под тимуровскую речевку. В роли ведущего Тимур. Движения повторяем за ведущим.
1,2,3.4
Мы шагаем по - четыре
1,2 – дружно в ряд
Мы тимуровцев отряд.
Раз в ногу, в ногу раз.
Нас много, много нас.
Рей знамя, знамя рей
Кто с нами -
Тот смелей шагай за нами.
-Молодцы! Мы продолжаем наш урок.
IV.Продолжение изучения нового материала.
1.Знакомство с 4 частью художественного произведения.
- Совещание в штабе проходило накануне, каждая группа получила свое задание.
-А рано утром следующего дня,…что произошло дальше, мы узнаем из следующей части произведения.
Итак, ребята, мы приступаем к чтению следующей части.
а)Чтение в слух части учитель - ученик .
б)Словарная работа.
коромысло
рог-пастуха
мочало-
-А теперь ответьте словами текста на следующие вопросы.
в).Выборочное чтение.
– Найдите и прочитайте сцены, когда ребята наполняли бочку?
- когда Тимур будит Колю Колокольчикова?
- Опишите состояние молочницы.
Что показалось смешным Тимуру?
г)Составление плана.
- На какие смысловые эпизоды можно разделить эту часть?
Обобщая ваши предложения, составляем план.
д) Работа с рисунками
-Посмотрите на рисунки.
- Отражают ли они содержание этой части повести? Почему вы так думаете? Обоснуйте свой ответ.
(определить лишние иллюстрации, доказать утверждение).
е) Обобщение 4 части текста
- Что нового вы узнали из жизни отряда и его командира?
(Что слова ребят не расходятся с делом).
VII.Занимательная минутка.
-Хорошее знание текста поможет вам и надолго сохранить в своей памяти замечательное произведение. А сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы его знаете.
- Встречаются, ли эти предметы в повести?
-Назовите эпизоды, связанные с ними?
VIII.Обобщение всего урока.
- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.
-Что вам особенно запомнилось и понравилось в повести?
- Как вы думаете, почему тимуровцы делали свои дела тайно, скрывая их от взрослых?
- Нужны ли, по- вашему мнению, в наше время тимуровские отряды?
- Да , ребята, и в наше время очень многим людям нужна помощь своевременная и бескорыстная.
-В этом году отмечается 65-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Участников тех далеких событий осталось немного, и они нуждаются в нашей помощи, как когда-то нуждались люди в помощи мальчишек и девчонок из команды Тимура.
Постарайтесь быть рядом с ними в трудную для них минуту.
- Ребята, а эти Гайдаровские заповеди сохраните на всю жизнь:
Выставление оценок за работу на уроке.
XI.Домашнее задание.
А домашним заданием для вас будет составить устно рассказ о своих добрых делах, похожих на дела Тимура и его команды. Ещё раз прочитать 3 и 4 части повести.
Спасибо. Мне было очень приятно с вами работать.
Мы сегодня были настоящей дружной командой.
МОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Тема урока:
Провела:
учитель начальных классов
Цыганова Т.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.Гайдар "Совесть"
Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо....
Инсценировка отрывка из произведения А. П. Гайдара "Тимур и его команда"
Инсценировку можно использовать на литературном празднике в начальной школе....
Урок внеклассного чтения. Отважные ребята из произведения А.П. Гайдара « Тимур и его команда».
Урок внеклассного чтения по программе "Школа 2100"...
читательская конференция по произведениям А.П.Гайдара "Что такое счастье"
Как говорит известный критик и философ Иван Федорович Карятин: "Пока ученик относится к литературе лишь как к свидетельству того, что происходит с другими, а не с ним самим, пока в чужом не узнает сво...
конспект урока по теме "А. Гайдар "Тимур и его команда"
Конспект урока по литературному чтению по программе 2100 в 4 классе...
Гайдар. Совесть. 2 класс Гармония.
Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть». Цели: 1.Познакомить с рассказом А.П.Гайдара «Совесть»; помочь детям проанализировать этот рассказ. 2.Развивать навыки чтения: беглое, осозн...
Конспект урока «С. Михалков. Аркадий .Гайдар. К. Паустовский. Об Аркадии Петровиче Гайдаре. Рубрика «Проверьте себя» 3 класс
Цели деятельности учителя:Формирователь умение анализировать литературное произведение, формировать читательский навык, воспитывать нравственные качества.Планируемые результаты:Предметные:...