А.Гайдар "Совесть"
презентация к уроку чтения (2 класс) по теме
Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.gaydar-sovest.zip | 315.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
2-й класс
Нравственные уроки
рассказа А.П. Гайдара "Совесть"
Гордеева Нина Викторовна
учитель МОУ СОШ №5 с.Сергиевское
Урок по литературному чтению. 2-й класс.
Тема: Нравственные уроки рассказа А.П. Гайдара "Совесть"
Цель:
- Создание условий для работы над понятием «Совесть» при работе с художественным текстом.
- Продолжить работу по воспитанию качеств Человека.
Задачи урока:
- развивать умение работать над понятием;
- воспитывать у учащихся критическое отношение к своим поступкам, совестливость;
- учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;
Технология:
развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы:
- чтение с остановками,
- обращение к личному опыту учащихся,
- прогнозирование по названию,
- дерево предсказаний,
- кластер.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
- портрет А.П.Гайдара;
- толковый словарь;
- шкатулка, внутри которой красные сердечки.
Ход урока.
I Стадия вызова.
1) Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания
Уч-ся пересказывают рассказ Л.Н.толстого «Косточка».
- Опишите состояние мальчика.
- Когда происходит такое?
- Какие чувства при этом испытывал Ваня?
- Запишите в тетради в бортовой журнал.
Работа в парах.
« Косточка» | |
… (страх) … (совестливость) … (стыд) … (сожаление) … |
- Прочтите, что у вас получилось?
Учитель: О человеке судят по его поступкам, а о писателе - по его произведениям. Сегодня мы будем читать рассказ А.П.Гайдара.
(на доске портрет А.П.Гайдара)
2) Прогнозирование ситуации по опорным словам.
Украдкой, обманывать, смекнуть, плакать, угрызение совести.
Учитель: Данные слова предсказывают содержание рассказа. О чем же мы будем читать?
Работа в парах. Дерево предсказаний.
Физминутка.
II Стадия осмысление.
1) Чтение с остановками.
Остановка 1.
- Почему Нина решила не идти в школу? (не выучила уроки)
- Дети всегда в таких случаях не ходят в школу?
- Понимала ли Нина, что поступает плохо? (да: шла украдкой, пряталась от знакомых)
- Так почему Нина не пошла в школу? (ей было стыдно, она боялась получить двойку)
Нина
Фиксируется в кластере.
Остановка 2.
- Что делала девочка в роще? (пряталась)
- Переживала ли она, что не пошла в школу? (она готова себя простить и оправдать)
- Как Нина подшутила над мальчиком?
- Почему она решила, что он прогульщик?
Остановка 3.
- Почему же Нина помогла ребенку и провела его через рощу?
Остановка 4.
- Что чувствовала Нина после того, как проводила малыша?
- Почему Нина заплакала?
Читают концовку рассказа.
Нина
совесть
боязнь
обман
внимание
стыд
сострадание
- Сумела ли Нина в конце рассказа стать лучше? Кто ей помог? Что ей помогло?
Работа в парах.
« Косточка» | «Совесть» |
… (страх) … (совестливость) … (стыд) … (сожаление) … (обман) | … (страх) … (стыд) … (совесть) … (внимание) … (сострадание) |
III Рефлексия.
- О ком рассказ? - О чем рассказ?
- Что хотел сказать нам автор? (совесть помогает стать человеку лучше)
- Что, по-вашему, совесть?
- А теперь узнаем с научной точки зрения. ( Работа с толковым словарем)
- А у кого из вас есть совесть?
- А как вы об этом узнали?
Учитель: Давайте откроем «Дерево предсказаний» и посмотрим, что вы написали. (ответы детей)
Учитель: Ваши предположения оказались верными, и сейчас я хочу показать вам содержимое шкатулки. (Открывается шкатулка. В ней красные сердечки.)
Учитель: Возьмите себе по сердечку и помните, совесть наш внутренний контролер, наш судья. Чтобы совесть была всегда чиста, совершайте как можно больше добрых дел и хороших поступков.
Домашнее задание.
Прочитайте рассказ. Попробуйте представить, что произойдет дальше?