Гайдар. Совесть. 2 класс Гармония.
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._poyasnitelnaya_zapiska..doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ВО 2 КЛАССЕ.
( А.П.Гайдар «Совесть»,
УМК «Гармония»).
цветочный
СОЛИКАМСК- 2008г.
Тема: Аркадий Петрович Гайдар
«Совесть».
Цели:
1.Познакомить с рассказом А.П.Гайдара «Совесть»; помочь детям проанализировать этот рассказ.
2.Развивать навыки чтения: беглое, осознанное, выразительное через разнообразные задания и упражнения.
3.Развивать речь, умение работать с текстом.
4.Расширять кругозор и словарный запас детей.
5.Воспитывать честность, отзывчивость. Учить детей, опираясь на текст, рассуждать, делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои.
6. Воспитывать любовь к литературе, русскому языку, русскому наследию.
Оборудование: 1.Кубасова О.В.Любимые страницы.
Учебник 2 класса по литературному чтению.
Часть2.-Смоленск: Ассоциация XXIвек,2003г.
2.Печатная карточка с набором букв.
3.Печатная карточка с текстом- рассказом о жизни
писателя.
4.Тест по произведению.
5.Карточки для словарной работы.
6. Портрет писателя.
7.Выставка произведений Гайдара.
8. Презентация о Гайдаре (интернет).
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы урока.
Вводная беседа.
- Вам о чём- то говорит фамилия Гайдар?
Свободные высказывания учащихся.
Итак, тема нашего урока: знакомство с произведением Аркадия Петровича Гайдара.
- Чтение детьми имени, отчества и фамилии писателя на доске.
Работа над расширением зрения.
- А теперь наберите их с помощью печатной машинки. Условие: между словами – хлопок.
Е | М | Т | А | О | И |
Ю | Г | Ш | Р | Х | В |
П | Й | З | Э | Ё | У |
Ф | Б | Я | Ч | Д | Л |
К | И | С | Н | Щ | Ж |
Закончили работу.
3. Подготовительный этап.
- Знакомство с биографией писателя.
Вы лучше поймёте произведение, его сюжет, прочитав небольшой рассказ об этом писателе.
Гайдар Аркадий Петрович- известный советский писатель. Настоящая его фамилия- Голиков. В 14 лет мальчишкой он ушёл на фронт, шла гражданская война. Окончил командирские курсы и в 16 лет командовал полком. Ранение подорвало его здоровье, остаться в армии ему не разрешили. В 20 лет он был уволен в запас. Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар ушёл на фронт в качестве военного корреспондента. В своих книгах он поведал о таких качествах, как дружба, отзывчивость, честность, честь. Любимый жанр писателя- фельетон. | В тексте- 68 слов. На чтение – 1 минута. Чтение про себя, текст на карточках. |
- Прочитайте вопросы на доске и определите, на какие из них вы можете ответить, пользуясь текстом.
- Как зовут известного советского писателя?
- Какова его настоящая фамилия?
- Сколько войн прошёл писатель?
- Любимый жанр писателя.
- Что означает его псевдоним Гайдар?
- Ответы детей.
-Правильно, на последний вопрос нет ответа в тексте.
Я вам расскажу. Гайдаром называли в монгольской коннице всадника, высланного в дозор, вперед. Он увлекался книгами о благородных рыцарях , хотел, чтобы все люди были честными и благородными, как они.
Я хочу представить вам презентацию об этом писателе.
- Актуализация знаний.
-Скажите, пожалуйста, слышали ли вы когда-нибудь от людей такие слова «Совсем совесть потерял»?
-О ком так говорят?
Какого человека считают бессовестным? А совестливым?
- Свободные высказывания учащихся.
Мы будем читать произведение Гайдара «Совесть».
- Словарная работа. Отработка навыков чтения.
Нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы их безошибочно прочитать, давайте потренируемся. Страница учебника 20.
Читай плавно, по слогам, затем-целыми словами.
- За-ло-жен-ной- заложенной
Про-гуль-щик-прогульщик
За-блу-дил-ся-заблудился
У-кра-ден-но-го-украденного
- Читай целыми словами
готов-готовь-готовила-приготовила
верь-доверь-доверие-доверчив-доверчивый-доверчивыми.
3.Из каких слов состоит слово ДОБРОДУШНЫЙ? Что оно значит?
- Работа над произведением.
- Приём антиципации(прогнозирование текста)
Произведение называется «Совесть».
Как вы думаете, о чём оно?
Свободные высказывания учащихся.
Давайте проверим.
Чтение рассказа вслух «Гонка за лидером» с помощью указки. (Предотвращение регрессии.) Один ребёнок читает вслух бегло, выразительно, остальные шёпотом.
Со слов «Нина нахмурилась…» отработка навыка чтения про себя.
65 слов, время 2 минуты.
- Фикультминутка для глаз.
Проверка первичного восприятия текста.
- Какое по жанру произведение? Докажите.
- Кто главный герой рассказа?
- Где и почему Нина оказалась в рабочее время?
- Почему «украдкой»? Что означает это слово?
- Какая встреча произошла в роще?
- Что случилось с малышом?
- Каким вы представляете себе малыша?
- Что можете сказать о его совести?
- А о Нининой?
- На кого бы вам хотелось быть похожим, на малыша или Нину?
Подведение итогов. Выполнение теста.
Самостоятельная работа.
Тема: Аркадий Петрович Гайдар
«Совесть».
1.Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
Автор произведения:
А)К.Г.Паустовский
Б)А.С.Пушкин
В)А.П.Гайдар
2.Это произведение…
А) сказка
Б)рассказ
В)стихотворение
3.Выберите пословицу, которая подходит к рассказу.
А) Поспешишь -людей насмешишь.
Б) Семеро одного не ждут.
В) На обмане далеко не уедешь.
4.Согласен ли ты с выражением: «Счастлив тот, у кого совесть спокойна.»
А) да
Б) нет.
Заключительная беседа.
Как вы понимаете выражение из рассказа?
И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть. Случалось ли так, что у вас было тяжело на сердце? Кто в этом виноват? Надо стремиться быть в жизни совестливым человеком, порядочным и правдивым.
- Свободные высказывания учащихся.
Домашнее задание.
С.20-21, прочитать, приготовить пересказ.
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ:
Гайдар Аркадий Петрович- известный советский писатель. Настоящая его фамилия- Голиков. В 14 лет мальчишкой он ушёл на фронт, шла гражданская война. Окончил командирские курсы и в 16 лет командовал полком. Ранение подорвало его здоровье, остаться в армии ему не разрешили. В 20 лет он был уволен в запас. Когда началась Великая Отечественная война, Гайдар ушёл на фронт в качестве военного корреспондента. В своих книгах он поведал о таких качествах, как дружба, отзывчивость, честность, честь. Любимый жанр писателя- фельетон. |
Тема: Аркадий Петрович Гайдар
«Совесть».
1.Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».
Автор произведения:
А)К.Г.Паустовский
Б)А.С.Пушкин
В)А.П.Гайдар
2.Это произведение…
А) сказка
Б)рассказ
В)стихотворение
3.Выберите пословицу, которая подходит к рассказу.
А) Поспешишь -людей насмешишь.
Б) Семеро одного не ждут.
В) На обмане далеко не уедешь.
4.Согласен ли ты с выражением: «Счастлив тот, у кого совесть спокойна.»
А) да
Б) нет.
Е | М | Т | А | О | И |
Ю | Г | Ш | Р | Х | В |
П | Ь | З | Э | Ъ | У |
Я | Б | Ф | Ч | Д | Л |
К | Ц | С | Н | Щ | Ж |
Работа над расширением зрительного анализатора.
Я обучаю детей по УМК «Гармония»- это традиционная программа с элементами развивающего обучения. При решении задач обучения, воспитания и развития, учащихся акцент делается на задаче развития: знания являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей. Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления окружающего мира, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, учащиеся осваивают основы естественнонаучного, гуманитарного и утилитарного знания в процессе активной познавательной деятельности.
Чтение – это особый вид самостоятельной деятельности ученика, как в школе, так и дома. Читательская самостоятельность – сложное явление, в основе которого лежат знания, умения, навыки, приобретаемые учениками на уроках обучения грамоте и чтению. Это – чтение и элементарный анализ литературных произведений, а также формирование моральных, этических и эстетических представлений и понятий.
Однако для того, чтобы все учащиеся научились самостоятельно обращаться с книгами за недостающими знаниями, полюбили этот вид деятельности, осознали его жизненную необходимость, нужно вооружить их еще и специальными умениями, позволяющими продуктивно читать.
Я представляю урок из курса «Литературное чтение» по теме А.П.Гайдара
«Совесть».
Цели урока:
1.Познакомить с рассказом А.П.Гайдара «Совесть»; помочь детям проанализировать этот рассказ.
2.Развивать навыки чтения: беглое, осознанное, выразительное через разнообразные задания и упражнения.
3.Развивать речь, умение работать с текстом.
4.Расширять кругозор словарный запас детей.
5.Воспитывать честность, отзывчивость. Учить детей, опираясь на текст, рассуждать, делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои.
6. Воспитывать любовь к литературе, русскому языку, русскому наследию.
При изучении данного предмета помимо специальных умений
( центральная линия курса - формирование навыка чтения и умений работать с текстом) формируется и мировоззрение, позиция ученика, культура речи, эмоциональная сфера.
При проведении урока я использовала информационно- коммуникативные технологии, чтобы сконцентрировать внимание детей, повысить интерес к изученному материалу. Формы и приёмы работы были определены с позиции здоровьесбережения и эффективности. С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащимися с помощью курса «Литературное чтение» О.В. Кубасовой на этом уроке осваиваются различные приёмы познания литературного произведения: 1) работа над расширением зрительного анализатора ;2)словарная работа; 3) приём антиципации;4) чтение рассказа вслух «Гонка за лидером» с помощью указки (предотвращение регрессии.) Осваиваются и разные виды учебной деятельности: работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком и иллюстрациями. С целью формирования интегративного мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника осуществляется в процессах восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности. Развитие эмоций и раскрытие творческого потенциала учащихся осуществляется через активизацию сенсорного восприятия окружающего мира, использование литературных и художественных образов объектов и явлений природы. Особую значимость для развития личности ребёнка имеет возможность проживания душевного состояния автора, делающая обучение более человечным, одухотворенным. Актуализация урока помогает вызвать интерес к теме, мотивировать на дальнейшую работу, эмоционально их настроить. Уместна здесь и работа с ключевыми словами. Приём антиципации помогает детям высказать свое предположение об очевидном (жанре, о чём это произведение) и после прочтения сделать вывод, правильно ли сделан прогноз. Работая по системе работы по формированию продуктивного чтения, учащиеся пишут грамотно, Читают вдумчиво, хорошо запоминают текст, говорят и читают выразительно. У детей повысился интерес к книге, к самому процессу чтения. Используемые приемы дают хорошую установку на внимание и интерес к новым знаниям. Ближайшие перспективы по формированию продуктивного чтения намечены в 3 – 4 классах. Это совершенствование техники молчаливого чтения, повышения качества чтения целостных текстов различной сложности и глубинности смысла (описания, рассуждения, повествования, научных статей), развитие интеллектуального потенциала, умственной деятельности и самосознания учащегося, что является основным назначением продуктивного чтения, как развивающего чтения. Урок был открытым для коллег школы. У детей хорошие остаточные знания по данной теме. Активность на уроке высокая.
Список литературы:
- Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник для 2 класса по литературному чтению. В 2 частях.- Смоленск: Ассоциация XXIвек , 2005.
- Кубасова О.В. Литературное чтение: рабочая тетрадь к учебнику»Любимые страницы» для 2 класса общеобразовательных учреждений. 2004г.
- Персидская И.В. Литературное чтение.2 класс: Поурочные планы по учебнику О.В. Кубасовой «Любимые страницы», 2003г.
- Презентация о Гайдаре А.П., интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.Гайдар "Совесть"
Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо....
Презентация к уроку Гайдар "Совесть"
Биография Гайдара....
Аркадий Петрович Гайдар «Совесть» (урок обучения чтению нового текста)
На урок литературного чтения во 2-А классе МОУ «Железногорская СОШ № 3» по теме «Совесть» А.П.Гайдара учителя начальных классов Ревенковой Татьяны Анатольевны.На уроке чётко поставле...
урок литературного чтения 2 класс А.П.Гайдар Совесть
Урок продуктивного чтения...
Перспектива, литературное чтение, 2 класс, А.Гайдар "Совесть"
Федеральный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к реше...
УРОК по литературному чтению с презентацией .А.П.Гайдар. Совесть.2класс.УМК "Гармония"
К разработанному уроку даны презентация и приложения.Урок разработан к УМК."Гармония"...
Технологическая карта по литературному чтению.Тема "А. Гайдар «Совесть. " УМК "Перспектива" (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Дата: 29.04.2022Школа: № 95Класс: 2-3Урок: 3Время: 9:55-10:35Кабинет: 111Студент: Колдаева ИринаГруппа: 42Учитель: Удачина Инна ВикторовнаМетодист...