Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе.
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Урок литературного чтения в 4 классе о жизни творчестве А.П.Гайдара
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_kl_gaydar.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Булавина Ирина Германовна учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №511
Пушкинского района Санкт – Петербурга
Технологическая карта урока по литературному чтению 4 класс о творчестве А.П.Гайдара
"Обыкновенная биография в необыкновенное время"
Тема | "Обыкновенная биография в необыкновенное время" | |
Основные предметные цели: | 1.Обобщить знания детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара. 2. Продолжать формировать познавательный и читательский интерес; устную монологическую и диалогическую речь; внимание и память. | |
Технологии | Личностно-деятельностный подход, задания по групповой работе, технология оценивания учебных успехов (правило самооценивания) | |
Методы | Словесный, наглядный; частично-поисковый. | |
Планируемый результат | ||
Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному и биографии известных людей 2. Формирование восприятия. | Метапредметные умения Регулятивные УУД: 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации:. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах . 4. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо- рочно. 6. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5. Оформлять свои мысли в устной речи. 6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым при работе в группе, корректировать свою точку зрения. 8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. | Предметные умения
|
Предварительная подготовка. | За три недели до урока дети получают задание (задания помещены в уголке чтения) Прочитать произведения А.П.Гайдара: «Дым в лесу», «Горячий камень», “Чук и Гек”, главы из повести «Тимур и его команда» | |
Технология проведения урока (этапы) | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I.Организационный момент. (2 мин) Включение учеников в учебную деятельность. Прием: доброе пожелание, пожелание хорошего настроя на урок. | – Сейчас у нас урок литературного чтения. У вас на столе лежат смайлики «Моё настроение» Возьмите себе тот, который соответствует вашему настроению. Выберите смайлик настроения вашей группы. Настроение хорошее можно начать урок.
| Учащиеся выбирают смайлик настроения своей группы. Дети получают эмоциональный настрой/ |
II . Актуализация знаний и фиксирование индивидуального результата. (10 мин) 1.Формулирование темы урока. 2. Построение плана урока III. Повторение изученного (15 мин) Слушают докладчиков. После того как доклад прочитан, задают уточняющие вопросы. При желании, аргументированно дополняют или исправляют докладчика. Докладчик соглашается или нет, обосновывает свою позицию IV. Заключительный Работа с текстом Предъявляет учащимся список из 2-3 вопросов (задач), требующих сложных мыслительных операций (индукции, дедукции, верификации, интерпретации и т. д.) В течение 4-5 минут обдумывают ответы. Формулируют логически обоснованные высказывания. Отвечают по желанию | Звучит песня «Гайдар шагает впереди» Обратите внимание на портреты писателя. «На одном – высокий, стройный паренек в гимнастерке и галифе, с заломленной лихо набок кубанкой на голове – это Аркадий Голиков, пятнадцатилетний «адъютант командующего охраны и обороны всех железных дорог»,1919 год. Прочитайте плакат: «Боец, писатель, гражданин, бессменный вожатый! Мы считаем его жизнь необыкновенной. А сам он так не считал и называл свою жизнь «обыкновенной биографией в необыкновенное время». – Да, ребята, А.П. Гайдар говорил, что у него самая обыкновенная биография, но в необыкновенное время. – дата рождения, детство – родители и школьная жизнь – как начал писать и что писал – воспоминания современников писателя План урока(составляют дети): Учащиеся делятся на группы по заданиям (домашнее задание) 1 . Рассказ биографии. Учитель слушает выступления учащихся. Организует обсуждение доклада. Наблюдает за поведением учащихся. Отмечает активных и пассивных участников. Подведение итогов работы на данном этапе. Какой следующий этап? Прочитайте, как сам Аркадий Петрович говорил о своей жизни «Я любил Красную Армию и думал остаться в ней на всю жизнь. Но в 23-м году из-за старой контузии в правую половину головы я вдруг крепко заболел. Все что-то шумело в висках, гудело, и губы неприятно дергались. Долго меня лечили, и, наконец, в апреле 1924 года, как раз когда мне исполнилось двадцать лет, я был зачислен по должности командира полка в запас. Вышел я из армии в декабре 1924 года, потому что заболел. Потом я стал писать». Оцените свою работу на данном этапе урока. 2 действие – вторая группа говорит о произведениях писателя – А какие произведения А.П.Гайдара вы знаете? Дети называют произведения, которые он написал. - Что из этих произведений прочитано вами? Ваше мнение? Дети делятся своими впечатлениями о прочитанном. -Какие произведения А.П.Гайдара вам больше всего понравились и почему? Ребята рассказывают о полюбившихся произведениях. - Вы могли бы прочитать нам отрывки из своих любимых произведений? Дети зачитывают отрывки из произведений: « Человек должен трудиться, - поднимая влажный лоб и обращаясь к Коле, наставительно произнёс седой джентльмен Ф.Г. Колокольчиков. - У тебя же такое лицо, как будто бы я угощаю тебя касторкой. Подай отвёртку и возьми клещи. Труд облагораживает человека. Тебе же душевного благородства как раз не хватает» «Женя заглянула через щель. Перед ней, как волны моря, колыхалась листва густых садов. В небе играли голуби. И тогда Женя решила: пусть голуби будут чайками, а этот сарай с его верёвками, фонарями и флагами - большим кораблём. Она же будет капитаном». «Тимур и его команда» «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной». А.Гайдар «Чук и Гек» Вопросы участников второй команды:
2) Что привлекает детей в произведениях Гайдара? 3) Чем Гайдар ценен для нынешнего поколения детей и подростков? - У Гайдара есть такие герои с которых можно брать пример. В его произведениях герои совершают поступки, на которых можно учиться. Оцените свою работу на данном этапе урока. 3 действие – третья группа читает высказывания великих людей о творчестве Гайдара Любимых детских книг творец С.Маршак «Жизнь Гайдара была как бы продолжением его книг, а может быть, иногда их началом». К.Г.Паустовский. Он был «автором и героем своих книг». С.Я.Маршак «Его жизнь, пожалуй, одна из самых интересных книг на свете». Б.А.Емельянов Оцените свою работу на данном этапе урока. Если вы были внимательны и активны, то поставьте себе ! или * или , если что-то прослушали или не удалось вспомнить то? или Вернёмся к плану урока , что мы уже выполнили, что будем делать дальше? 4 действие. Предлагаю выполнить слайды сначала на бумаге. Из тематических карточек– биография, произведения, отзывы современников о А.П.Гайдаре Оцените свою работу на данном этапе урока. Если работать , понравилось то поставьте себе ! или * или , если что-то не удалось то - ? или | Включаются в учебную деятельность. Отвечают на вопросы учителя. Дети составляют план урока: 1 действие – рассказать биографию 2 действие - вспомнить произведения, которые он написал 3 действие - вспомнить мнение его современников о жизни и творчестве писателя 4 действие – создать отдельные слайды презентации 5 действие - сделать обобщение (выступить с сообщением) Первая группа рассказывает биографию использую стендовый и задаёт вопросы по содержанию доклада
Петровича?
Оценивают ответы других ребят. |
2. Слушание отрывков произведений Гайдара. Обсуждение поступков героев. Учитель слушает выступления учащихся. Организует обсуждение доклада. Наблюдает за поведением учащихся. Отмечает активных и пассивных участников. Вопросы учителя для закрепления и самоконтроля учащихся
2) Что привлекает детей в произведениях Гайдара? 3) Чем Гайдар ценен для вас нынешнего поколения детей и подростков? Подведение итогов работы на данном этапе. Какой следующий этап? Если вы были внимательны и активны, то поставьте себе ! или * , если что-то прослушали или не удалось вспомнить то? или 3. Воспоминания современников о Гайдаре. Если вы были внимательны и активны, то поставьте себе ! или * , если что-то прослушали или не удалось вспомнить то? или | Участники второй группы рассказывают наизусть отрывки– загадки из прочитанных произведений Гайдара. Оценивают ответы других ребят. Третья группа читает высказывания великих людей о творчестве Гайдара. Оценивают ответы других ребят. | |
IV. Самостоятельная работа с взаимо и самооценкой. (10 мин) V. Рефлексия. (7мин) | Вернёмся к плану урока, что мы уже выполнили, что будем делать дальше? 4. Создание страницы презентации. Каждой группе учащихся учитель раздаёт материал по темам: биография, литературное творчество, высказывания современников. Учитель слушает выступления учащихся. Организует обсуждение лучшей страницы презентации. Наблюдает за поведением учащихся. Отмечает активных и пассивных участников. 5. Создание и показ страницы презентации. Вопросы
Подведение итога. | Учащиеся самостоятельно работают с текстом (биография, тексты и иллюстрации к рассказам, высказывания современников). Выступают с защитой страницы презентации. Дети создают страницы презентации с помощью учителя, отвечают на вопросы Самооценка своей работы на уроке. |
VI Домашнее задание. (2 мин) | Прочитать любой рассказ Гайдара из книги «Повести и рассказы» |
Приложение 1
Технология оценивания
«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Какую оценку ты себе ставишь?
Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».
Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».
Максимальный уровень- решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных.
Приложение 2
Отрывки – загадки из произведений А.П. Гайдара (2 группа)
« -Человек должен трудиться, - поднимая влажный лоб и обращаясь к Коле, наставительно произнёс седой джентльмен Ф.Г. Колокольчиков. - У тебя же такое лицо, как будто бы я угощаю тебя касторкой. Подай отвёртку и возьми клещи. Труд облагораживает человека. Тебе же душевного благородства как раз не хватает»
«Женя заглянула через щель. Перед ней, как волны моря, колыхалась листва густых садов. В небе играли голуби. И тогда Женя решила: пусть голуби будут чайками, а этот сарай с его верёвками, фонарями и флагами - большим кораблём. Она же будет капитаном».
Тимур и его команда
«Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту
огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной».
Чук и Гек
Высказывания современников А.П.Гайдар (3 группа)
Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер как солдат. С.Маршак
Жизнь Гайдара была как бы продолжением его книг, а может быть, иногда их началом”. К.Г.Паустовский.
Он был “автором и героем своих книг”. С.Я.Маршак
“Его жизнь, пожалуй, одна из самых интересных книг на свете”. Б.А.Емельянов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта 4 класс
Дидактический план-конспект урока по русскому языку 4 класс на тему "Три склонения имен существительных"...
Технологическая карта 2 класс немецкий язык
Технологическая карта урока немецкого языка во 2 классе по теме "Как при знакомстве представить других"....
Технологические карты 1 класс
Документ содержит образцы технологических карт для учеников 1 класса....
Технологическая карта мастер-класса в 4-5 классе в соответствии с требованиями ФГОС в классе с детьми умеренной и сложной структурой дефекта "Ангел - хранитель домашнего очага"
Классный час для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей....
Технологическая карта мастер-класса в 3 классе"Внедрение метода пластического интонирования в урок музыки".
Целью данного мастер- класса является освоение учащимися младшего школьного возраста метода пластического интонирования с элементами ритмических движений и жестов для превращения процесса ...
Технологическая карта мастер-класса "Состав слова. Приставка. Суффикс". 3-й класс
Цель: создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе и приставке как значимых частей слова, умения находить в слове морфемы; способствовать обогащению словарного запаса обучаю...
Технологическая карта урока "Класс миллионов. Класс миллиардов"
Технологическая карта урока "Класс миллионов. Класс миллиардов"...