Творческий урок литературного чтения во 2 классе по теме: "По дорогам сказок Г.Х.Андерсена"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Разработка урока литературного чтения во 2 классе в форме творческого урока-сказки направлена на знания сказок Андерсена. В материале использованы викторины, игры, конкурсы, творческая проектная работа, тесты. Предлагается для учителей и учеников начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе по теме:
«По дороге сказок Г.Х. Андерсена»
Цели: познакомить учащихся с творчеством Г. Х. Андерсена, викторины, конкурсы по сказкам Г.Х. Андерсена; учить сравнивать, обобщать, анализировать поступки героев; отрабатывать навык выразительного чтения и читать по ролям; развивать внимание, самостоятельность, творческий навык, речь, память, воображение; находить выход в проблемной ситуации; работать в группах, парах, провести конкурс художников по сказкам Андерсена; воспитывать интерес к устному народному творчеству, любовь к чтению, к природе, к жизни.
Оборудование: АРМ, презентация к сказкам Андерсена, система голосования, портреты писателей, плакаты, карандаши, краски, кисточки, книги и аудиокниги со сказками Г.Х. Андерсена, карточки, предметы.
Форма урока: творческий урок – сказка.
Эпиграф урока:
« Все мы в сказку попадём, новых здесь друзей найдём».
Ход урока.
- Организация класса.
Звенит звонок, начинаем творческий урок.
2 класс, 2 класс приглашает в сказку Вас!
2. Актуализация знаний учащихся(система голосования)
1). Тесты по сказке братьев Гримм «Маленькие человечки».
-как отплатил маленьким человечкам за добро сапожник?
а) дал денег;
б) сшил одежду и сапожки;
в) угостил сладостями.
-какая пословица подходит к сказке?
а) «Труд украшает человека»;
б) «Маленькое дело лучше большого безделья»;
в) «За добро добром платят».
-когда появлялись маленькие человечки?
а) утром;
б) вечером;
в) ночью.
2). Выставка рисунков по сказкам братьев Гримм.
3). Выборочное чтение.
-какую песенку пели человечки?
-прочитай отрывок про сапожника.
3. Создание проблемой ситуации.
1) «Пословица рассыпалась»
Урок, сказка, да, намёк, добрым, ложь, молодцам, в ней.
«Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок».
2). Игра «Как понимаешь?»
3). Игра «Догадайся» (тема и цель урока)(ответы детей)
4.Вывод темы и цели урока учениками.
Урок литературного чтения мы проведём в форме творческого урока –игры по теме: «По дороге сказок Г. Х. Андерсена»
5. Активизация учащихся.
1). Презентация «Г.Х. Андерсен»
Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805году в семье прачки
сапожника. Мальчик с детства любил петь, читать стихи, мечтал стать актёром. Первые сказки он услышал от отца. Ганс переделывал сказки по-своему, украшая их. Он был единственным ребёнком в семье. Мальчик занимался только тем, о чём всегда мечтал и фантазировал. Его никогда не наказывали. В юные годы он и чинил башмаки, и был певцом, и ходил в школу танцев. В 14 лет пробовал писать пьесы для театра. Учась в гимназии, писал стихи. Став студентом, писал романы. Андерсен любил путешествовать. Всемирную известность сказочника получил в 1835 году после издания трёх сборников «Сказки, рассказанные для детей» Постепенно сказки стали занимать основное место в творчестве датского писателя. Всего он написал 170 сказок. В России интерес к творчеству сказочника возник при его жизни. Он говорил, как я рад, что мои произведения читаются в великой России. «Моя жизнь – это прекрасная сказка, богатая событиями и благословениями». День рождения Андерсена объявлен Международным днём детской книги. Учреждена Международная премия Г. Х. Андерсена за создание лучшей книги для детей.
2). Викторина по сказкам Г. Х. Андерсена.
-Шёл солдат домой с войны: ранец за спиной, сабля на боку.
По дороге встретилась ему ведьма.
(«Огниво»).
-Наконец скорлупки затрещали, и из них начали показываться
клювики, а затем пушистые головки новорождённых утят.
«Пи-пи, пи,- заголосили они, озираясь вокруг…
(«Гадкий утёнок»).
-Эти герои :
*были отличной парочкой, оба молоды…и оба одинаково хрупки
*считали звёзды, сидя на краю печной трубы, очень устали…
*оба из фарфора, любили друг друга, пока не разбились.
(«Пастушка и Трубочист»).
-Этот герой:
*совершил небывалый круиз, включающий в себя пребывание
в желудке у рыбы;
*во всех жизненных испытаниях держался стойко, как и полагается настоящему солдату: ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд.
(«Стойкий оловянный солдатик»).
-Весь день он сидел и что-то мастерил, и вот к вечеру смастерил
волшебный горшочек. Горшочек был весь увешан бубенчиками
и когда в нём, что-нибудь варили, то бубенчики вызванивали
старинную песенку.
(«Свинопас»).
-В самый разгар веселья на площади появились большие белые
сани. Тот, кто сидел в них, весь утонул в белой меховой шубе
и белой меховой шапке Сани дважды объехали площадь, а
мальчик живо прицепил к ним свои салазки и покатил.
(«Снежная королева»).
-Жаба поставила скорлупку с девочкой на лист кувшинки,
который был дальше всех то берега, чтобы девочка не смогла
убежать.
(«Дюймовочка»).
-И тут послышался шум мощных крыльев, и на воду села стая
огромных белоснежных птиц. Это были лебеди.
(«Гадкий утёнок»).
-Кораблик занесло под высокий мост. Тут из-под моста выскочила большущая крыса. « Стой! Ты кто такой?-
зашипела она.
(«Стойкий оловянный солдатик»).
-Как грустно!- вздохнула принцесса. –Ну придётся вам окружить
нас, чтобы никто не увидел.
(«Свинопас»).
-И тут девочка увидела маленького человечка, который сидел
в чашечке цветка. За плечами у него дрожали лёгкие крылышки.
(«Дюймовочка»).
-Принцесса сидела на спине у собаки и спала. Она была чудо
Как хороша; всякий сразу бы увидел, что это настоящая
принцесса…
(«Огниво»).
-Эта героиня:
*хороша собой, стала первой красавицей при дворе, но
оставалась немой;
*обладала плавной, скользящей походкой – ни одна танцовщица не могла сравниться с ней, но никто не знал, ступала она как
по лезвию ножа;
*мечтала обрести бессмертную душу, как у людей, но обратилась в морскую пену.
(«Русалочка»).
-Ну это мы разузнаем!- подумала старая королева, но ничего не
сказала, а пошла в опочивальню.
(«Принцесса на горошине»).
3)Выставка книг и аудиокниг.
Ребята, это далеко не все сказки, которые написал сказочник. В творчестве Андерсена есть такие сказки: «Соловей», «Ангел», «Штопальная игла», «Оле-Лукойле», « Ель», «Старый дом», «Калоши счастья», « Улитка и розовый куст», «Большой Клаус и маленький Клаус», «Тётушка зубная боль». Эти и другие произведения вы сможете прочитать в книгах и прослушать аудиокниги.
6. Музыкальная физминутка.
Встаньте, дети, встаньте в круг!
Я твой друг и ты мой друг,
Самый лучший друг!
Без друзей нам скучно тут.
Все мы в сказку попадём,
Новых здесь друзей найдём!
7. Знакомство со сказкой Андерсена «Пятеро из одного стручка».
1). Проблемные вопросы: -какую сказку напомнила эта сказка?
- какая история произошла с горошинами?
2). Чтение 1 части комбинированно.
3) Работа в группах.
2 часть-1группа; 3часть- 2 группа.
4) Работа с толковым словарём:
Бечёвка – …; блаженствовала-…; кровельный жёлоб-…
5). Рассказы детей по прочитанным частям.
6). Чтение по ролям отрывков по выбору.
7). Игра в парах «Вопрос-ответ».
8. Работа в печатной тетради .
1). Коллективная работа.
2).Самостоятельная работа.
3). Взаимопроверка.
9. Физкультминутка.
Слушай, сказочный народ, собираемся на сход.
Поскорее в строй вставайте и зарядку начинайте.
10. Творческая проектная работа.
1). Конкурс художников по теме: «По дороге сказок Андерсена».
1группа – «Принцесса на горошине»
2 группа – «Пятеро из одного стручка»
3 группа – « Гадкий утёнок»
4 группа – «Снежная королева»
2) Защита проектов и оценивание.
11. Игровая деятельность по сказкам Г.Х. Андерсена.
1) Игра «Дополни словечко»
Есть одна игра для вас, я прочту, вы отгадайте,
Хором дружно отвечайте.
-«Гадкий …(утёнок).
-«Снежная …(королева).
- «Принцесса на …(горошине).
- «Дикие …(лебеди).
-«Оле-…(Лукойле).
-«Стойкий оловянный…(солдатик).
2). Игра «Найди лишнюю фамилию».
Братья Гримм, Шарль Перро, Агния Барто, Ганс Андерсен.
3).Игра «Выбери».(фамилия и портрет)
А.С. Пушкин, Г.Х. Андерсен, А.Н. Толстой, В. П. Катаев.
4). Конкурс – игра «Из каких сказок вещи?»
-санки-«Снежная королева»;
-зонтик- «Оле – Лукойле»;
-скорлупа грецкого ореха-«Стойкий оловянный солдатик».
-горошина- «Принцесса на горошине», «Пятеро из одного
стручка».
5). Игра «Отгадай кроссворд».
- как звали мальчика из сказки «Снежная королева»? (Кай).
- как называется сказка о храбром солдате? («Огниво»).
- в кого превратился утёнок? (Лебедь).
- кто съел стойкого оловянного солдатика? (Рыба).
- какой предмет помог королеве выяснить, настоящая ли
перед ней принцесса? (Горошина).
- как звали сестру 11принцев из сказки «Дикие лебеди»?(Элиза)
- какое имя дал принц эльфов Дюймовочке? (Майя).
- кем на самом деле был человек, который пас свиней в
сказке «Свинопас»? (Принц).
12. Обобщающая беседа.
-с какими сказками вы познакомились? Кто её автор?
-как называется такая сказка?(авторская).
- какой нравственный урок преподнёс нам Андерсен?
(задуматься о смысле жизни, уметь понимать, прощать, помогать
другим людям; не жить только для себя; стараться быть всегда
добрым, благородным, иметь друзей).
13. Подведение итогов урока.
1)- в чём затруднились на уроке?- что узнали новое? что понравилось?
2)- рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"
Технологическая карта урока литературного чтения составлена в соответствии с ФГОС....
технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)
материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
презентация к уроку литературного чтения 3 класс "М.М. Пришвин "Дорога к другу"
презентация к уроку литературного чтения 3 класс "М.М. Пришвин "Дорога к другу" УМК Планета знаний...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....
Урок литературного чтения 3 класс, по теме «Обобщающий урок по разделу «Люби живое».
Урок литературного чтения 3 класс, по теме «Обобщающий урок по разделу «Люби живое». По учебнику Л.Ф. Климановой УМК «Школа России»учитель начальных классов Л...