Урок литературного чтения "Былины".
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Былины"
Подготовила Бухарова Т. А.
I. Орг. момент
Отрывок из былины
Илья Муромец и Соловей-Разбойник
Раным - рано выехал Илья из Муром, и хотелось ему попасть в стольный Киев-град. Его резвый конь поскакивает чуть пониже облака ходячего, повыше лесу стоячего. И скорым-скоро подъехал богатырь к городу Чернигову. А под Черинговым стоит вражья сила несметная. Ни пешему проходу, ни конному проезду нет. Вражьи полчища по крепостным стенам подбираются, помышляют Ченигов полонить-разорить. Подъехал Илья к несметной рати и принялся бить насильников-захватчиков, как траву косить. И мечом, и копьем, и тяжелой палицей, а конь богатырский топчет врагов. И в скорости прибил, притоптал ту силу вражью, великую.
II. Постановка проблемы
-Ребята, то что вы сейчас услышали похоже на сказку?
- На самом деле - это былина. И сегодня на уроке мы поговорим, что же такое былина.
III. Объяснение нового.
- Былины - это прежде всего греческие народные песни о подвигах сильных, могучих защитниках русской земли.
- А от кого нужно было защищать русскую землю?
- Трудные времена были на Руси, часто нападали враги лютые-воинтственные соседи.
- Какое зло они несли на русскую землю?
- Разоряли селения, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой богатсва.
И застонал, братья Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска разлилась по русской земле, печаль обильная потекла посреди земли Русской.
- Конечно же, страшные потресения не могли не взволновать душу народа. И создал народ героические песни, которые и назвали былинами.
- Само слово былина происходит от слова быль, т. .е. в этих старинных песнях поется о том, что было, о том, что происходило на самом деле.
- Но в самом деле то, о чем расскахывают былины, правда? Вопрос этот не такой простой.
- Кто из вас читал о Змее Горыныче или о мече-кладинце?
- Чкажите, чем покрыт змей? (чешуей)
- Чем необычен был Змей Горыныч? (иллюстрация)
- Он был огнедышащим, с тремя головами. Таков н в сказках и былинах. А если бы мы посмотрели с крепостных стен города Киева на колонну врагов в железных доспехах, то мы увидели бы стальную змею, ползущую по дороге, а по бокам зарево пожаров горящих деревень. А со стороны степи к Киеву ведут три дороги. Вот вам и трехглавый огнедышащий Змей Горыныч
- А что же такое меч-кладинец? (иллюстрации). Хороший меч в старину стоил очень дорого. Лучшим мечам присваивались даже имена. Позволить себе такой меч могли далеко не все воины. Поэтому для них такой меч действительно был кладом.
- Однако нельзя думать, что в былинах все изображено так, как было в действительности. Былины удивляют не только тем, что донесли до нашего времени точные детали прошлого, но и богатейшей фантазией.
- О ком же рассказывают былины?
- Что бы ответить на этото вопрос, мы с вами прочитаем отрывок из былины:
Под славным под градом Киевом,
На тех степях Днепровских
Стояла застава Богатырская
На заставе был богатырь Илья,
Илья Муромец, сын Иванович.
А конь под Ильей, словно лютый зверь
И сам на коне, как ясный сокол.
А был на заставе еще Добрыня Никитич млад,
И пошел его конь богатырский
С горы на гору перескакивать.
А и был там Алеша Попович млад,
Что из красна города Ростова.
Свой тугой луч разрывчатый
От правого от стремечка от булатного,
Накрадывая то стрелочку каменную,
И потягивал тетевочку шелковую.
-Кто главные герои этого отрывка? (появляются богатыри)
Сценка.
Снова звучат гусли. Появляются богатыри.
Илья. Куда это мы с вами, братья, попали? Шли мы, шли, дошли до развилки трех дорог. Смотрим – лежит бел-горюч камень, а на камне том надпись: направо пойти – убитому быть, налево пойти – богатому быть, а прямо пойти – веселому быть.
Добрыня. Ну, нам, богатырям, страх неведом. Поехали мы сначала туда, где убитому быть. Напали на нас разбойники, да разогнали мы их всех и обратно к камню вернулись.
Алеша. А налево мы и ехать не стали. Видано ли дело – богатырям за богатством гоняться? Наше дело известное – Русь от набегов незваных гостей охранять, смотреть, не обижают ли где сирот малых да женщин слабых.
Илья. А вот повеселиться мы мастера! После доброй битвы веселье всю усталость как рукой снимает. Только куда это мы попали-то? Не пойму, не ведаю: то ли на пир честной к князю Владимиру Красно Солнышко, то ли еще куда?
Ведущий. Добрый день вам, уважаемые богатыри! А попали вы к нам в гости, в школу. Перед вами наследники вашей силы богатырской. Крепко любит по всей Руси простой народ богатырей – любит, славит и чествует: ржаным хлебом с ними делится, на лучшее место сажает и поет песни про их славные подвиги, про то, как берегут и защищают богатыри родную Русь.
У. Дорогие богатыри! Мы очень рады, что вы к нам пришли. Сегодня на уроке мы как раз вспоминаем о вас, говорим о ваших славных подвигах, о любви к Руси-матушке. Не поможете ли вы нашим детям показать свои знания о сказочных и былинных героях? Можно Вас, Илья, попросить подсесть к этим ребятам?
Илья. Да, вот я – не просто Илья, а Илья Муромец. Что это значит?
Дети. Родина Ильи – город Муром, село Карачарово.
У. А Вас, Добрыня Никитич, я прошу подсесть к этим ребятам.
Добрыня. А почему я Никитич?
Д. Никитич – это отчество. Отца богатыря звали Никитой Романовичем.
У. А Вас, Алеша Попович, прошу подсесть к этим ребятам.
Алеша. Объясните происхождение моего прозвища – Попович.
Д. Вы из семьи священнослужителей
- Вот теперь перед нами мимо ни зверь не пробежит, ни птица не пролетит. Так и говорится в былины: "Раз пробегал мимо горностай, да и тот шубу оставил, пролетал мимо сокол - перо выронил".
IV. Физ. минутка.
Вот у нас и физ. минутка,
Наклонились ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
(наклоны вперед, назад)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб смотреть и понимать
И совсем не уставать.
(рывки руками перед грудью)
Голова устала тоже
Так давайте ей поможем!
Вправо - влево, раз и два.
Думай, думай голова
(вращения головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
(дите садятся за парты).
V. Закрепление нового.
- Богатырей воспевали не только в былинах, но и художники в своих картинах.
- Посмотрите каким изобразил художник в своей картине "Богатыри" (могучими, сильными, бесстрашными).
- Правильно! Даже кони под ними сильные, крепкие.
- А что вам известно о подвигах этих богатырей, изображенных на картине художника? (отрывок из былины)
Рассердился Илья Муромец. Он садился на добра коня, вывез Соловья-Разбойника во чисто поле:
- Тебе полно, злодей, людей губить!- И отрубил Соловью буйну голову.
Столько Соловей-разбойник и на свете жил. И на том сказ о нем и окончился.
Добрыня Никитич сражантся со Змеем Горынычем.
А поганый Змеинище-Горынище учуял Добрыню за полпоприща, налетел, стал огнем палить да биться-ратиться. Бьются они час и другой. Изнурился борзый конь, спотыкаться стал, и у Добрыни правая рука умахнулась, в глазах свет померк. Тут и вспомнил богатырь материнский наказ. Сам утерся расшитым платком белополотным и коня утор. Стал его верный конь поскакивать в три раза резвее прежнего. И у Добрыни вся усталость прошла, его сила утроилась. Улучил он время, махнул над землей плеткой семишилковой, и сила у Змея истощилася: приник-припал он к сырой земле.
Рвал-рубли Добрыня хоботы змеиные, а под конец отрубил все три головы у поганого чудовища, порубил мечом, потоптал конем всех змеенышей и пошел во глубокие норы змеиные, разрубил-разломал запоры крпекие, выпускал из полона народу множество, отпускал всех на волю-вольную.
Алеша Попович-Тугарин Змей.
Тут Алешенька Попович-млад закричал зычным голосом, как в трубу зиаграл:
- Оглянись-ко назад, басурман! Там ведь русские могучие богатыри стоят. На подмогу мне они приехали!
Оглянулся Тугарин, а в ту пору, в то времечко подскочил к нему Алешенька - он догадлив да сноровист был, - взмахнул богатырским мечом своим и отсек Тугарину буйну голову. На том поединок с Тугариным и коночился.
- Победы богатырей над несметными полчищами врагов вызывали у слушателей восхищение, радость, веру в силы народные. Чем сильнее, страшнее враг, тем величественней победа богатыря.
- Русский народ сичинил много пословиц и поговорок о храбрости богатырей. Что же это за пословица? Что бы их прочитать нужно соеденить две части пословиц стрелками. Игра "Собери пословицу"
Сам погибай Умей защищать
Родину-мать На добрые дела
Кто за Родину горой, А Родину защищать
Жизнь дана Тот истинный герой.
Молодцы!
VI. Итог
- Ребята, давайте подведем итог, кого можно назвать богатырями?
- Но эти люди обязательно должны любить свою Родину и влюбой момент встать на ее защиту.
- А в наше время можно встретить богатырей? Ведь сейчас не ездят на лошадях, не носят доспехи.
- Правильно, в наше время это защитники Отечества, которые стоит на страже нашей Родины. Это люди, которые в любую минуту придут к нам на помощь (милиционеры, пожарные, спецназ).
Проходят дни, бегут года-
И где-то там и тут
Шумят большие города,
Дороги вдоль ведут
И сколько б ни было дорог
И бесконечных дней,
Стоят солдаты на посту
На страже Родины своей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Урок литературного чтения во 2-м классе по программе «Начальная школа ХХI». Тема урока: «Сказки народные и литературные. Русская народная сказка «Снегурочка».
Конспект урока можно использовать при закреплении материала....