Технологическая карта урока обучения грамоте по теме "Алфавит"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
В данном методическом материале представлена подробная технологическая карта урока обучения грамоте по теме "Алфавит" с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_milakinoy.doc | 125.5 КБ |
prezent._k_uroku_milakinoy.pptx | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока обучение грамоте
в 1 классе
«Алфавит»
1. | ФИО | Милакина Любовь Павловна, учитель начальных классов МАОУ «ООШ» №19 г. Кандалакша |
2. | Предмет | обучение грамоте (литературное чтение) |
3. | Класс | 1 |
4. | Тема урока | «Алфавит» |
5. | Базовый учебник | Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева Азбука. М.- Просвещение:, 2011 |
6. | Программа | «Перспектива» |
7. | Место и роль урока в изучаемой теме. | Урок «открытия» нового знания. |
Цели урока: закрепить знание порядка расположения букв в алфавите, формировать умение расставлять слова в алфавитном порядке.
Образовательные:
закрепить знание порядка расположения букв в алфавите;
познакомить детей с историей русского алфавита;
формировать у учащихся практические навыки в использовании алфавита;
формировать навыки сознательного и плавного чтения.
Развивающие:
развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах.
Воспитательные:
воспитывать умение слушать других, чувство взаимопомощи при работе в парах, в группах.
Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:
Личностные:
Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные:
1) Формировать умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) умение работать в паре, в группе.
Познавательные (логические):
1) Формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) умение представлять информацию в виде схемы;
3) умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) умение обобщать и классифицировать по признакам.
Общеучебные:
- умение структурировать знания;
-оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные:
1) Формировать умение высказывать своё предположение;
2 умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование;
- волевая саморегуляция;
- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Тип урока: Открытие нового знания
Формы работы учащихся:
индивидуальная,
фронтальная,
парная,
групповая
Необходимое техническое оборудование
ПК (1) для учителя,
Нот – буки для обучающихся,
Мультимедийная установка.
Структура урока:
1. Самоопределение к учебной деятельности.
2.Введение в тему урока.
3.Актуализация знаний и фиксация затруднений.
4. Формулирование темы урока, составление плана работы.
5. Открытие нового знания.
6. Первичное закрепление нового материала во внешней речи.
7. Постановка проблемы.
8. Проектирование и фиксация нового знания.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Структура и ход урока
№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат |
1. | Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности | 1 слайд: - Чтобы хорошо учиться Надо очень много знать, Каждый день копилку знаний Непременно пополнять. | 1)Приветствую учащихся, проверяю их готовность к уроку. 2) Даю положительный настрой на урок. | 1)Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция | |
2. | Введение в тему урока. | 2 слайд: -Ребята, на уроках обучения грамоте мы с вами путешествуем по стране АБВГДейке и каждый день пополняем корзинку знаний. -Сколько букв мы изучили? (33) -На какие группы делятся буквы русского языка? (гласные и согласные) - Cколько букв гласных звуков? (10) - Сколько букв согласных звуков? (21) -Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ) -Дети, если мы с вами изучили уже все буквы, то что же мы будем дальше делать на уроках чтения? - Это всё правильно, а вот какова тема нашего сегодняшнего урока, вы узнаете, отгадав ребус. | Провожу параллель с ранее изученным материалом | 1)Отвечают на вопросы учителя. 2)Высказывают свои предположения. | Фронт. | Формирование УУД: (П) структуирование знаний; Выдвижение гипотез. |
3. | Актуализация знаний и фиксация затруднений. Цель: 1) Актуализировать умение составлять слово, делить его на слоги, ставить ударение, составлять звуковую схему; 2) Актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение. | У детей на столах карточки с ребусами. У вас на столах лежат карточки с картинками для каждого варианта. По первой букве названий предметов, изображенных на картинках, составить слова и напечатать их в тетрадь. Разделить слова на слоги, поставить ударение. Рядом построить звуковую модель слова, его «звуковой домик». Проверка: по одному ученику от каждого варианта у доски. - Поднимите руки у кого нет ошибок? | 1) Предлагаю задания по вариантам. 2) Провожу параллель с ранее изученным материалом. 3) Контролирую выполнение работы. 4) Организую фиксацию индивидуальных затруднений и побуждаю детей определить свою позицию. | 1) Выполняют задания по карточкам: записывают слово, делят на слоги, ставят ударение, составляют звуковую схему слова 2) Обосновывают выбор правильного ответа. 3) Производят самоконтроль 4) Отвечают на вопросы учителя. | Фронт. Индив. | Формирование УУД: (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение. |
4. | Формулирование темы урока, составление плана работы. Цель: Согласовать цель и тему урока. | -О чём сегодня на уроке пойдёт речь? 3 слайд Сформулируйте тему урока. (клик) А что об алфавите и азбуке мы должны узнать? Работать сегодня будем по следующему плану. 4 слайд 2.Составление плана работы.
| Побуждаю к самостоятельному формулированию темы урока и составлению плана работы. | 1) Формулируют тему урока. 2)Составляют план работы. | Фронт. | Формирование УУД: (Р): целеполагание; планирование; (П): самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Учатся составлять план работы. |
5. | Открытие нового знания. | Итак, действуем по нашему плану. Что такое алфавит? Азбука? (буквы, расположенные в определённом порядке) 5 слайд Эти два слова имеют одно и то же значение или разное? Значит, алфавит и азбука – какие это слова? (синонимы) 1.Рассказ о происхождении слова «алфавит». Чтение текста учениками. Алфавит. Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя. Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». - Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит». (клик) А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Произнесите бысто-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука». (клик) Составили азбуку два брата - Кирилл и Мефодий. 6 слайд Родились они в Греции, служили церкви, были монахами и учеными. Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21 буквы. Казахский алфавит состоит из 42 букв). - А в нашем русском алфавите какое количество букв? (33) | 1)Побуждаю к высказыванию своего мнения; 2)Подвожу обучающихся к выводу о том. что алфавит и азбука – это синонимы. 3)Организую работу с текстом. 4)Даю познавательный материал о происхождении слов алфавит, азбука, о создателях русской азбуки. | 1)Высказывают свои предположения; 2)Читают текст; 3)Отвечают на вопросы учителя, находят в тексте информацию. 4)Озвучивают понятие. | Фронт. | Формирование УУД: (П) умение находить и выделять необходимую информацию; смысловое чтение; |
6. | Физ. Минутка | 2.Закрепление последовательности букв в алфавите. - А сейчас давайте отдохнём и вспомним алфавит. (песенка-мультик об алфавите) | 1)Организую закрепление последовательности букв в алфавите. | 1)Закрепляют последовательность букв в алфавите. | Формирование УУД: (П): структуирование знаний. | |
7. | Первичное закрепление нового материала. Цель: упражнение на ориентирование в алфавите. | -Найди букву в алфавите, которая следует за буквой е. (ё) -Букву, которая идёт перед буквой м. (л) -Назови соседей буквы ы. (ъ и ь) -Найди букву, с которой начинается твоё имя. Определи, какой по счёту она идёт в алфавите. Что бы вам не нужно было высчитывать, я вам приготовила подсказку. Буквы обозначены числами по их месту в алфавите. 7 слайд а1 б2 в3 г4 д5 е6 е7 ж8 з9 и10 й11 к12 л13 м14 н15 о16 п17 р18 с19 т20 у21 ф22 х23 ц24 ч25 ш26 щ27 ъ28 ы29 ь30 э31 ю32 я33 - Сейчас будем играть в игру «Расшифруй слово». Работать будем в группах. Какие правила нужно соблюдать при работе в группах? 4.Групповая работа. Игра «Расшифруйте слово» 1) 1, 13, 22, 1, 3, 10, 20 (алфавит). 2) 4, 18, 1, 14, 16, 20, 1 (грамота). 3) 12, 15, 10, 4, 1 (книга). 4) 19, 12, 1, 9, 12, 1 (сказка). 5) 2, 21, 12, 3, 1, 18, 30 (букварь). 6) 1, 9, 2, 21, 12, 1 (азбука) Проверка. 8 слайд (6 кликов) - Молодцы! Вывод: 9 слайд - Завершаем работу над первым пунктом нашего плана. Что же такое алфавит? | 1) Организую коллективную беседу. 2)Организую групповую работу. | 1)Отвечают на вопросы учителя. 2)Формулируют правила работы в группах. 3)Формулируют вывод. | Фронт. Групповая. | Формирование УУД: (Р) оценка, контроль, коррекция (П): знаково-символические действия; (К): учебное сотрудничество со сверстниками; умение выражать свои мысли. |
8. | Постановка проблемы. Цель: Выявить и зафиксировать в речи причину затруднений. | - Дети, а для чего же нужен алфавит? Предположите. - В алфавитном порядке располагаются фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Личные дела учеников. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться. Проблемный вопрос. - Дети, а как быть, если нужно расположить слова в алфавитном порядке, а они начинаются с одной буквы? Например, мне в журнал нужно записать ваши фамилии. 10 слайд - У нас две фамилии начинаются на букву В: Воронин и Васин. Какую из них писать первую? (2 клика) - С двумя словами вы разобрались. Я вам ещё усложню задание. У нас в классе семь имён начинаются с буквы А: Андрей, Арсений, Анна, Анастасия, Ангелина, Антон, Артём. Как быть в этом случае? 11 слайд (7 кликов)
Правило: Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и она одинаковая, то по третьей. 12 слайд - Продолжаем работу в группах. Группа 1 Фамилии всех учеников класса записываются в классный журнал в алфавитном порядке. Помогите учителю, запишите фамилии ребят своей группы в алфавитном порядке. 13 слайд ( Коновалов, Ованесова, Ленинградская, Оленев) Группа 2 14 слайд Вы будете записывать имена ребят своей группы в алфавитном порядке. ( Ростислав, Ксения, Андрей, Полина) Группа 3 15 слайд В регистратуре поликлиники карточки посетителей расположены по участкам. Помогите работнику регистратуры расположить улицы города по алфавиту. ( Питео, Пронина, Новая, Данилова) Группа 4 16 слайд Библиотекарь в школе расставляет книги по фамилиям авторов в алфавитном порядке. Запишите фамилии писателей для каталога. ( Михалков, Барто, Маршак, Чуковский) Группа 5 17 слайд У каждого из вас дома есть телефонный справочник. Телефоны предприятий, различных служб и учреждений расположены в алфавитном порядке. Помогите сформировать такой справочник. ( школа, поликлиника, библиотека, магазин) Группа 6 18 слайд Помогите создать энциклопедический словарь растений Мурманской области. (калужница, родиола, камнеломка, лапчатка) Коллективная проверка. (клики на каждом слайде) - Три растения из этих четырёх включены в Красную книгу Мурманской области: камнеломка, родиола и, особенно, лапчатка, как редкие растения. Вывод: 19 слайд - Подводим итог работы над вторым пунктом плана. Где же нам может понадобиться алфавитный порядок слов? | 1)Ставлю проблему. 2)Побуждаю к высказыванию своего мнения. 3)Организую обсуждение способов решения. 4)Организую беседу. 5)Подвожу обучающихся к выводу о том, как расположить слова начинающиеся с одинаковой буквы в алфавитном порядке. 5)Даю познавательный материал о растениях Мурманской области. | 1)Высказывают свои предположения. 2)Выполняют тренировочные упражнения. 3)Формулируют выводы. | Фронт. Групповая. | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; умение делать предположения и обосновывать их; (П): выдвижение гипотез; построение логической цепи рассуждений; (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения; учебное сотрудничество со сверстниками; |
9. | Проектирование и фиксация нового знания. Цель: 1) Научить расставлять слова в алфавитном порядке. | - Ребята, для того, чтобы закрепить полученные знания, вы сейчас будете выполнять тренировочные упражнения на компьютерах. Работать будете в парах. - Какие правила надо соблюдать при работе в парах? - Я для вас приготовила четыре упражнения, для каждого варианта по два, выполнять их будете чередуясь, начинает 1 вариант. расставить в алфавитном порядке:
- Но перед выполнением этих заданий вы ещё раз повторите алфавит (задание с яблочками). 20 слайд Игра «Что пропало»? А Б - Г Д - Ё Ж - И - К - М - О - Р С Т У - Х Ц Ч - Щ Ъ Ы - Э - Я | 1)Организую самостоятельную работу в парах. 2)Осуществляю индивидуальный контроль. | 1)Выполняют самостоятельную работу. 2)Производят самоконтроль. | Индив. Парная | Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательности действий на уроке; формирование познавательной инициативы; (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; |
10. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: 1)Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. 2)Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | 1)Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. 2)Фиксация нового знания во внешней речи. -Что нового узнали на уроке? ( Опираясь на план, подводят итог урока.) 25 слайд -С каким настроением вы уйдете с урока? Почему? -Оцените свою работу (светофоры: зелёный – всё понял, всё получилось, было легко; жёлтый – понятно не всё, не все задания выполнял правильно; красный – многое не получилось, было трудно) 26 слайд Домашнее задание: игра «Алфавит – художник». | 1)Задаю вопросы о задачах урока. 2)Побуждаю к высказыванию мнения: чему научились? 3)Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке. | 1)Формулируют конечный результат своей работы на уроке. 2)Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили. | Фронт. | Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Алфавит
План работы узнать что обозначает слово алфавит; для чего он нужен, где его применяют; тренироваться в расстановке слов по алфавиту.
Слово АЗБУКА появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. Буква А называлась тогда АЗ , а буква Б- БУКИ . Из этих названий- АЗ и БУКИ - и получилось русское слово АЗБУКА . Слово АЛФАВИТ пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась АЛЬФА , а вторая – ВИТА , из этих двух названий получилось слово АЛФАВИТ . Из толкового словаря
Создатели славянской азбуки – Кирилл и Мефодий .
А 1 Б 2 В 3 Г 4 Д 5 Е 6 Ё 7 Ж 8 З 9 И 10 Й 11 К 12 Л 13 М 14 Н 15 О 16 П 17 Р 18 С 19 Т 20 У 21 Ф 22 Х 23 Ц 24 Ч 25 Ш 26 Щ 27 Ъ 28 Ы 29 Ь 30 Э 31 Ю 32 Я 33
Игра «Расшифруй слово» 1, 13, 22, 1, 3, 10, 20 4, 18, 1, 14, 16, 20, 1 12, 15, 10, 4, 1 19, 12, 1, 9, 12, 1 2, 21, 12, 3, 1, 18, 30 1, 9, 2, 21, 12, 1 алфавит грамота книга сказка букварь азбука
План работы узнать что обозначает слово алфавит; для чего он нужен, где его применяют; тренироваться в расстановке слов по алфавиту.
Покажите цифрами алфавитный порядок слов. Text Воронин Васин 1 2
Text Андрей Анна Ангелина Анастасия 1 2 3 4 Арсений Антон 5 6 Артём 7
Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй. Если и она одинаковая, то по третьей.
Групповая работа 1 Расположить в порядке алфавита фамилии детей своей группы . 1 Коновалов Ленинградская Ованесова Оленев
Групповая работа 2 Расположить в порядке алфавита имена детей своей группы . Андрей Ксения Полина Ростислав
Групповая работа 3 Расположить в порядке алфавита названия улиц . Данилова Новая Питео Пронина
Групповая работа 4 Расположить в порядке алфавита фамилии писателей этих книг.
Групповая работа 5 Расположить в порядке алфавита учреждения города . библиотека магазин поликлиника школа
Групповая работа 6 Расположить в порядке алфавита названия растений Мурманской области. калужница камнеломка лапчатка родиола
План работы узнать что обозначает слово алфавит; для чего он нужен, где его применяют; тренироваться в расстановке слов по алфавиту.
Вставь пропущенные буквы: а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ъ ы ь э ю я
Запишите в алфавитном порядке имена детей: Виктор, Яков, Геннадий, Анна, Людмила, Надежда, Дарья, Борис, Ирина, Ульяна , Сергей. Ульяна , Анна, Борис, Виктор, Геннадий, Дарья, Ирина, Людмила, Надежда, Сергей, Яков.
Расположи времена года в алфавитном порядке: зима, весна, лето, осень. весна зима лето осень
четверг пятница Из отрывного календаря выпали листки с названием дней недели. Расположите по алфавиту. среда суббота
Напиши фамилии писателей в алфавитном порядке. Толстой Л. Крылов И. Чехов А. Пушкин А. Житков Б. 2 5 3 1 4
План работы узнать что обозначает слово алфавит; для чего он нужен, где его применяют; тренироваться в расстановке слов по алфавиту.
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" с дидактической структурой урока
Цель урока:- знакомство детей с согласными звуками [ с], [ с‘], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем. Задачи: -обучающие: познакомить учащи...
Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´].
Конспект-технологическая карта урока обучения грамоте соответствует ФГОС. Тема урока: Буквы М, м, звуки [м], [м´]....
Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема урока. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с
Технологическая карта урока обучения грамоте.Тема урока. Согласные звуки [с], [с’], буквы С, с...
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...
Технологическая карта урока «Обучение грамоте». 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа» ,самоанализ и критериальная самооценка разработанного конспекта урока
Размещаю технологическую карту урока "Обучение грамоте" 1 класс по прогамме УМК "Преспективная начальная школа" с УУД...
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе "Развитие умения выделять корень слова" (ОС "Школа 2100") с использованием технологии продуктивного обучения
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Развитие умения выделять корень слова, наблюдение над написанием однокоренных слов" с использованием технологии продукт...