программа по письму для детей с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Данная программа разработана для детей испытывающими большие затруднения в обучении. Материал строго дозирован, учитывая индивидуальные особенности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 162
имени Героя Советского Союза Е.Г.Ларикова
«Согласовано» на заседании МО ГБОУ СКОШ № 162 Протокол № _____ от «____»____________20__ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ГБОУ СКОШ №162 Мартынова Е.А _______________ «____»____________20__ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СКОШ №162 Рядченко С.И. ______________ Приказ № _________________ от «___»___________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса « чтение »
во 2 классе
на 2013-2014 учебный год
Автор-составитель:
учитель высшей категории
Саломашкина Светлана Васильевна
Москва 2013г.
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе программ для детей с глубоким нарушением интеллекта под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой и кандидата педагогических наук, доцента кафедры коррекционной педагогики А.Р. Маллера.
Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, поэтому их элементами может овладеть только некоторая часть детей с глубоким нарушением интеллекта.
Основное внимание в процессе обучения должно уделяться развитию коммуникативных умений детей, как в вербальной, так и в невербальной формах.
Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий.
Таким образом, из-за неоднородности детей с тяжёлым нарушением интеллекта, материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т. д. Занятия планируются педагогом с учётом необходимости многократного повторения того или иного материала.
По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка, темп прохождения материала может быть разным.
Данный период обучения расчитан на один учебный год,( 5 часов в неделю) в течение которого реализуются следующие цели и задачи:
- Преодоление речевой замкнутости учащихся.
- Формирования у детей умения сотрудничать со взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении бытовых задач.
- Развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания.
- Практическое овладение терминами »слово» и « предложение».
- Выполнять задания по словесной инструкции.
- Внятно выражать просьбы, употреблять »вежливые слова».
- Формирование умения правильно оформлять предложение, состоящее из 2-3 слов, с опорой на выполняемые действия, картинки или проведённые ранее наблюдения.
- Знакомство с 6 звуками и обозначающими их буквами печатного шрифта, формирование умения слышать звуки и выделять их в начале и в конце слова.
- Развитие умения общаться на уроке чтения, отвечать на вопросы учителя.
В процессе обучения детей с глубоким нарушением интеллекта используются следующие приёмы и методы:
- Формирование эмоционального контакта с учителем.
- Выполнение заданий по словесной инструкции.
- Выполнение действий по подражанию учителя.
- Совместные действия педагога и ребёнка.
- Умение участвовать в вопросно- ответном диалоге.
Содержание программы
№ | Раздел программы | Содержание | Кол-во часов |
1. | Добукварный период. Подготовка к чтению. | Различение звуков окружающей действительности, узнавание их:( «Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»),направления звука, силы звука, ориентируясь на силу хлопков. Имитация голосов животных, узнавание животного по его голосу .Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у- у- воет волк, ш-ш-ш- шипит гусь, р-р-р- рычит собака и т.д. Упражнения в послоговом проговаривании слов в сопровождении ритмическими движениями.
| |
2. | Слово. | Практическое знакомство со словом, как единицей речи. Выполнение несложных заданий: ( « Назови предметы», « Повтори слова», « Подбери нужное слово». Упражнения в послоговом проговаривании слов в сопровождении ритмическими движениями. Дифференциация сходных по звучанию слов: раз- два-три – без ошибок повтори: дом- дым, удочка- уточка и т.д. Называние слов по предъявленным предметным картинкам. Подбор слов на заданную тему. Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке.
| |
3. | Предложение. | Практическое знакомство с предложением. Повторение предложений за педагогом с правильным интонированием. Составление предложений по картинке, по наблюдаемому действию с опорой на личный опыт. Деление коротких предложений (2-3 слова) на слова по наводящим вопросам. ( О ком это предложение?), ( Что делает…?) | |
4. | Звуки и буквы. | Изучение звуков и букв:а,о,у,м,с,х. Правильное и отчётливое произнесение их, различие их в начале и в конце слова. Различение данного звука в словах: выделение часто повторяющегося звука, выделение слова , начинающегося с заданного звука, из нескольких слов. Определение первого звука в слове ( в сильной позиции).
| |
5. | Слог. | Образование и чтение слогов с изученными буквами(ау,уа,ам,ум,ма,му; ах,ох,ух,ха,хо; ас,ос,ус,са,со,су), сравнение данных слогов. Соотнесение звука и буквы. Определение места звука и буквы в слове. Нахождение заданной буквы среди других букв и звуков. Образование и чтение прямых и обратных слогов, сравнение их. Составление слов с этими слогами из буквами. | |
6. | Слово. | Чтение слов, состоящих из 2 слогов изученной структуры: ма-ма, му-ха, у-ха.Составление слов из заданных слогов и дополнение слога до слова ( одним из двух предложенных слогов) с опорой на картинку. Протяжное произнесение слога и слова с выделением каждого звука, чтение »напечатанного слова. Подстановка в слово пропущенной буквы, выборочное чтение слов. | |
7. | Предложение. | Составление и чтение предложений с изученными словами: Ма-ма,-Ау! Ма-ма, о-са! Определение колличества слов в предложении, нахождение в предложении заданного слова, определение места указанного слова.Чтение предложений из двух- трёх слов сопряжённо с учителем, хором и самостоятельно. |
Основные требования к умениям учащихся:
- Дифференцировать звуки окружающего мира.
- Составлять предложение на основе выполненного действия или по картинке.
- Слышать первый звук в слове и выделять его.
- Различать звуки на слух и в собственном произношении.
- Составлять и читать слова и предложения с изученными буквами.
- Определять колличество слов в предложении.
- Читать слоги и простые слова по слогам.
- Слушать небольшую сказку или рассказ, с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по письму Обучение учащихся с умеренной степенью умственной отсталости третий года обучения
Обучение учащихся с умеренной степенью умственной отсталости третьего года обучения ведется по адаптированной программе для экспериментальных классов для глуб...
конспект открытого занятия и презентация по математике (для детей с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности) "В гостях у Маши" 3 класс
Игровое занятие по математике "В гостях у Маши" ориентирован на учащихся 3 класса с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности. Цель: повышение познавательной активности и интереса к урок...
программа по письму для детей с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности
Данная программа разработана на основе программ Бгажноковой и Маллера, расчитана на один учебный год 2 класса....
Рабочая программа надомного обучения для детей с тяжёлой умственной отсталостью 3 класс
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...
Рабочая программа для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений. 2 Б класс
Рабочая программа для учащихся 2 Б класса легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений по предметам: Устная речь, Математика, Русский язык, Чтение, Живой мир, Занимательный труд, Изобра...
Рабочая программа для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений 4 б класс
Рабочая программа для учащихся 4-х классов с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений. По предметам: Устная речь, Математика, Чтение, Русский язык, Живой мир, Занимательный труд, Изобраз...
Программа учителя-дефектолога для обучающихся с умеренной, тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности и для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Программа учителя-дефектолога направлена на развитие жизненной компетенции благополучателей (детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с ТМНР), позволяющей достичь максимальной самостоятельнос...