программа по письму для детей с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Саломашкина Светлана Васильевна

Данная программа разработана для детей испытывающими большие затруднения в обучении. Материал строго дозирован, учитывая индивидуальные особенности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа25.12 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 162

имени Героя Советского Союза Е.Г.Ларикова

 

«Согласовано»

на заседании МО 

ГБОУ СКОШ № 162

Протокол № _____

от «____»____________20__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР

ГБОУ СКОШ №162

Мартынова Е.А _______________

 «____»____________20__ г.

«Утверждаю»

Директор

ГБОУ СКОШ №162

Рядченко С.И. ______________

Приказ № _________________

от «___»___________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса   « чтение  »      

во  2  классе

 на  2013-2014  учебный год

 

 

 

 

 

                                                                          Автор-составитель:

                                                         учитель высшей категории        

Саломашкина Светлана Васильевна

 

 

                                           Москва 2013г.

                                  Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе программ  для детей с глубоким нарушением интеллекта под редакцией кандидата психологических  наук, профессора И.М. Бгажноковой и кандидата педагогических наук, доцента кафедры коррекционной  педагогики  А.Р. Маллера.

Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, поэтому их элементами может овладеть только некоторая часть детей с глубоким нарушением интеллекта.

Основное внимание в процессе обучения должно уделяться развитию коммуникативных умений детей, как в вербальной, так  и в невербальной формах.

Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению чтением, могут участвовать в занятиях, направленных  на развитие коммуникативных действий.

Таким образом, из-за неоднородности  детей с тяжёлым нарушением интеллекта, материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т. д. Занятия планируются педагогом с учётом необходимости многократного повторения  того или иного материала.

По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка, темп прохождения материала может быть разным.

Данный период обучения  расчитан  на один учебный  год,( 5 часов    в  неделю)  в  течение которого реализуются следующие  цели и задачи:

  • Преодоление речевой замкнутости учащихся.
  • Формирования у детей умения сотрудничать со взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решении бытовых задач.
  • Развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые  инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания.
  • Практическое овладение терминами »слово» и « предложение».
  • Выполнять  задания по словесной  инструкции.
  • Внятно выражать просьбы, употреблять »вежливые слова».
  • Формирование умения правильно оформлять предложение, состоящее из 2-3 слов, с опорой на выполняемые действия, картинки или проведённые ранее наблюдения.
  • Знакомство с 6 звуками и обозначающими их буквами  печатного шрифта,  формирование умения слышать звуки  и выделять их в начале  и в конце слова.
  • Развитие  умения общаться на уроке чтения, отвечать на вопросы учителя.

 В процессе обучения детей с глубоким нарушением интеллекта используются следующие приёмы и методы:

  • Формирование эмоционального контакта с учителем.
  • Выполнение заданий по словесной инструкции.
  • Выполнение действий по подражанию учителя.
  • Совместные действия педагога и ребёнка.
  • Умение участвовать в вопросно- ответном диалоге.

                   

Содержание       программы

Раздел программы

Содержание

Кол-во часов

1.

Добукварный период. Подготовка к чтению.

Различение звуков окружающей действительности, узнавание их:( «Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»),направления звука, силы звука, ориентируясь на силу хлопков.

Имитация голосов животных, узнавание животного по его голосу .Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у- у- воет волк,  ш-ш-ш- шипит гусь,  р-р-р- рычит собака и т.д. Упражнения в послоговом  проговаривании слов в сопровождении ритмическими движениями.

 

2.

Слово.

Практическое знакомство со словом, как единицей речи. Выполнение несложных заданий: ( « Назови предметы», « Повтори слова», « Подбери нужное слово».  

Упражнения в послоговом  проговаривании

слов в сопровождении ритмическими  движениями.

Дифференциация сходных по звучанию слов: раз- два-три – без ошибок повтори: дом- дым, удочка- уточка и т.д. Называние слов по предъявленным предметным картинкам. Подбор слов на заданную тему. Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов  в последовательном порядке.

 

3.

Предложение.

 Практическое знакомство с предложением. Повторение предложений за педагогом с правильным  интонированием. Составление предложений  по картинке, по наблюдаемому действию с опорой на личный опыт. Деление коротких предложений (2-3 слова) на слова по наводящим вопросам.

( О ком это предложение?), ( Что делает…?)

4.

Звуки и буквы.

Изучение звуков  и букв:а,о,у,м,с,х. Правильное и отчётливое  произнесение их, различие их в начале и в конце слова. Различение данного звука в словах: выделение часто повторяющегося звука, выделение слова , начинающегося  с  заданного звука, из нескольких слов.

Определение первого звука в слове ( в сильной позиции).

 

5.

Слог.

Образование и чтение слогов с изученными буквами(ау,уа,ам,ум,ма,му;  ах,ох,ух,ха,хо; ас,ос,ус,са,со,су), сравнение данных слогов. Соотнесение звука и буквы. Определение места звука и буквы в слове.

Нахождение заданной буквы среди других букв и звуков. Образование и чтение прямых и обратных слогов, сравнение их. Составление слов с этими слогами из буквами.

6.

Слово.

Чтение слов, состоящих из 2 слогов изученной структуры: ма-ма, му-ха, у-ха.Составление слов из заданных слогов и дополнение слога до слова

( одним из двух предложенных слогов) с опорой на картинку.

Протяжное произнесение слога и слова с выделением каждого звука, чтение »напечатанного слова. Подстановка в слово пропущенной  буквы, выборочное чтение слов.

7.

Предложение.

Составление и чтение предложений с изученными словами: Ма-ма,-Ау!  Ма-ма, о-са! Определение колличества слов  в предложении, нахождение  в предложении заданного слова, определение места указанного слова.Чтение предложений из двух- трёх слов сопряжённо с учителем, хором и самостоятельно.

Основные требования к умениям учащихся:

  • Дифференцировать звуки окружающего мира.
  • Составлять предложение на основе выполненного действия или по картинке.
  • Слышать первый звук в слове и выделять его.
  • Различать звуки на слух и в собственном произношении.
  • Составлять и читать слова и предложения  с изученными буквами.
  • Определять  колличество  слов в предложении.
  • Читать слоги и простые слова по слогам.
  • Слушать небольшую сказку или рассказ, с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму Обучение учащихся с умеренной степенью умственной отсталости третий года обучения

Обучение   учащихся  с умеренной степенью умственной отсталости   третьего года обучения ведется по адаптированной  программе для экспериментальных классов для  глуб...

конспект открытого занятия и презентация по математике (для детей с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности) "В гостях у Маши" 3 класс

Игровое занятие по математике "В гостях у Маши"  ориентирован на учащихся 3 класса с тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности. Цель: повышение познавательной активности и интереса к урок...

программа по письму для детей с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточности

Данная программа разработана на основе программ Бгажноковой и Маллера, расчитана на один учебный год 2 класса....

Рабочая программа надомного обучения для детей с тяжёлой умственной отсталостью 3 класс

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная ш...

Рабочая программа для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений. 2 Б класс

Рабочая программа для учащихся 2 Б класса легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений по предметам: Устная речь, Математика, Русский язык, Чтение, Живой мир, Занимательный труд, Изобра...

Рабочая программа для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений 4 б класс

Рабочая программа для учащихся 4-х классов с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений. По предметам: Устная речь, Математика, Чтение, Русский язык, Живой мир, Занимательный труд, Изобраз...

Программа учителя-дефектолога для обучающихся с умеренной, тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности и для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Программа учителя-дефектолога направлена на развитие жизненной компетенции благополучателей (детей с интеллектуальной недостаточностью и детей с ТМНР), позволяющей достичь максимальной самостоятельнос...