Произведения о родной природе. Русская народная сказка «Дети Деда Мороза" (с применением новых технологий, совместного проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании)
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме
Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе
(с применением совместного проекта Министерства образования и науки РТ
«Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании)
Предмет и УМК: Литературное чтение, 2 класс, УМК «Начальная школа ХХI века»
Тема учебного занятия: Произведения о родной природе. Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель и ожидаемый результат: проанализировать новое произведение, подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли сказки – служение людям и научить читать сказку выразительно по ролям.
Урок построен по ФГОС с применением новых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_2_klass_po_fgos.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе
(с применением совместного проекта Министерства образования и науки РТ
«Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании)
Учитель начальных классов: Любавина Лариса Анатольевна
Место работы: МБОУ «СОШ №6» , г. Заинск, Республика Татарстан
Предмет и УМК: Литературное чтение, 2 класс, УМК «Начальная школа ХХI века»
Тема учебного занятия: Произведения о родной природе. Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель и ожидаемый результат: проанализировать новое произведение, подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли сказки – служение людям и научить читать сказку выразительно по ролям.
Задачи урока:
- Актуализировать знания обучающихся по изученному из раздела «Снежок порхает, кружится»
- Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения
- Развивать навык выразительного чтения по ролям
- На материале урока формировать коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.
- Организовать самооценку обучающихся.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), автор: Л. А. Ефросинина, тетрадь «Литературное чтение», словарь Ожегова, презентация
Содержание и технология урока:
Этапы урока; задачи в деятельности обучающихся | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Актуализация знаний обучающихся Проверить Д.з. ТАЙМД РАУНД РОБИН (слайд 3) (слайд 4) Уточнить знания о временах года, о видах сказок в литературе (слайд5) КОНТИНИУС РАУНД РОБИН (обсуждение по очереди, начинает участник №3) (слайд 6) (слайд7) Проверка | Организационный момент +Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку? +Я предлагаю вам встать в круг, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться и сказать приятные слова. +Девиз нашего урока: «Было бы желание, а путь найдётся!» (слайд2) Проверка Д.з. - Откройте тетради на с.60 №2, объясните два выражения друг другу по кругу: «Всем вам крышка» и «Я один тут властелин». Каждому участнику даётся 30 секунд на обсуждение каждого выражения. Начинаем с участника №1. - А теперь на этот вопрос ответит……. Ответ 1: Значение выражения "всем вам крышка"? Выражение "Всем вам крышка" — это название рассказа Э. Шима, в котором в занимательной форме рассказывается о замерзании водоёмов. Всё в природе продумано, никто не погибает зимой, так как водоёмы не промерзают до самого дна и жители водоёмов спокойно переживают зиму. А в переносном смысле выражение означает предстоящие неприятности, что кого-то накажут, "всем вам конец", "будет вам плохо". Ответ 2: …тот, кто обладает властью, повелитель Властитель дум. Введение в тему +Скажите, ребята, какие времена года вы знаете? +Какое время года сейчас? +Назовите названия осенних месяцев. +Какой месяц идёт сейчас? +Какие признаки осени вы наблюдали в природе? +Объясните, почему месяц «ноябрь» называют поздней осенью или «предзимьем». - Что такое сказка? - На какие группы делятся сказки? (народные и авторские) - Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от русской народной? Улетела стрела и попало в болото. А в том болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожей Сделался мигом красивой, пригожей? Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом, Белка там живет ручная, Да затейница какая! Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться Очень вкусная вода в ямке от копытца. Носик круглый, пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький, крючком, Вместо туфелек – копытца Трое их – и до чего же Братья дружные похожи Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? - Молодцы! Как вы думаете, много ли сказок на свете? - Правильно. Можно ли сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море… . Вот сколько сказок на свете. | Самоконтроль готовности к уроку Высказывания детей Объяснение девиза. +Лето, зима, весна, осень. +Осень. +Сентябрь, октябрь, ноябрь. +Ноябрь. Ответы детей +Месяц, после которого начинается зима. (Сказка – это произведение устного народного творчества о вымышленных событиях и героях) + Те, которые сочинили писатели, называются авторские. А есть сказки, которые сочинил народ, поэтому они называются народными. («Царевна-лягушка» рус.нар.сказка.) («Сказка о царе Салтане», А.С.Пушкин) («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», рус.нар.сказка) («Три поросенка» в обработке С.Михалкова) Много | Личностные Коммуникативные Познавательные (логические) Познавательные (логические - анализ объектов с целью выделения признаков) |
2.Целеполагание Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий (слайд 9) | +Сегодня мы будем читать о герое, возраст которого более 2000 лет. Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма. Его дом находится в Великом Устюге. +О ком будете читать сегодня? Откройте учебник на с. 140 (слайд 8), прочитайте тему урока +Как вы думаете: есть ли у Деда Мороза семья, дети? +Какие дети могут быть у Деда Мороза? +Скажите, ребята, чему мы уже научились на уроках литературного чтения? +Что бы нового вы хотели узнать и чему научиться на уроке? +Для чего вам это нужно? +Давайте наметим план наших действий На доске: -Познакомиться с произведением -Узнать новое -Научиться читать выразительно по ролям +В течение урока я предлагаю вам ответить на проблемный вопрос: «Почему Снежинка помогла больше всех»? (на доске) +Что мы уже с вами сделали? | +О Деде Морозе (определяют тему урока) +Русская народная сказка «Дети Деда Мороза» +Да Высказывания детей (предположения) Ответы детей +Познакомиться со сказкой, узнать, кто является детьми Деда Мороза, научиться читать сказку выразительно, находить в ней красивые слова, узнать новые слова, продолжать учиться составлять модель обложки +Для того, чтобы узнать много нового и интересного, уметь красиво и правильно говорить самим, и, чтобы было приятно слушать другим, побеждать в конкурсах чтецов +1. Прочитать или прослушать сказку +2. Перечитать сказку +3. Поработать над содержанием сказки +4. Подготовить выразительное чтение по ролям +5. Оценить свою работу на уроке +Определили тему урока, поставили цели, наметили план действий | Познавательные (информационные - извлечение информации) Коммуникативные Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока) Личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом) Регулятивные (составление плана и последовательности действий) Регулятивные |
3.Открытие новых знаний Познакомиться со сказкой; учиться составлять модель обложки; перечитать сказку СТЁ ЗЕ КЛАСС (выпишите подходящие слова) (слайд 10) ФИЗКУЛЬТМИ НУТКА (слайд 11) (слайд 12) (слайд 13) | +Какова наша 1 цель? +Я предлагаю вам два варианта знакомства со сказкой: я читаю, вы слушаете или вы читаете про себя - Слушание сказки (учебники закрыты) - Первичное восприятие: +Какое настроение передано в сказке? (слова на листочках) Ликующее Восторженное Шутливое Печальное Весёлое Праздничное Радостное Спокойное Мечтательное Грустное + Обоснуйте свой выбор. +Какие чувства возникли в вашем сердце? Изумление Радость Восторг Восхищение Грусть Спокойствие Сожаление Печаль Ликование + Обоснуйте свой выбор. +Давайте проверим, что у вас получилось? - Проведите черту, задвиньте стульчики и под музыку прогуляйтесь по классу. Как музыка остановится, с кем встретились, поделитесь своими записанными словами. У кого этих слов нет, допишите после черты. +Посмотрите на доску. Что мы с вами уже сделали? + Какая 2 цель? +Работая над содержанием сказки, не забывайте про поставленный перед вами проблемный вопрос +Какие непонятные слова встретились вам в этой сказке? +Кто может объяснить значения этих слов? +А если мы не знаем значение слова, как нам поступить? +Сколько детей было у Деда Мороза? + Назовите, как их звали? +Прочитайте в учебнике первый вопрос и дайте на него ответ +Прочитайте второй вопрос и ответьте на него +Каких детей вырастил Дед Мороз? Какую пользу они принесут людям? Докажите. +Прочитайте 3 вопрос и вопрос на доске +Какова главная мысль сказки? Показ иллюстраций: Какие бывают снежинки? +Первым снежинки научился фотографировать в 1885 году американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти 50 лет. +Как Снежинка пожалела Землю? +Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада. +Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания. | +Познакомиться с произведением +Мы хотим, чтобы вы прочитали Дети выписывают подходящие слова Высказывания детей +Составить модель обложки Ответы детей +Перечитать сказку Самостоятельная работа (чтение про себя) +Познакомились со сказкой (пометить на доске) +Узнать что – то новое Ответы детей Дети пробуют объяснить значение слов +Найти его в словаре (работа со словарём) +Четыре, три сына и одна дочка +Ветер, Лёд, Иней и Снежинка +Зачем Дед Мороз собрал своих детей? Прочитай ответ в тексте (ответы детей с зачитыванием – поисковая деятельность) +Прочитай, какую работу сделали дети Деда Мороза (зачитывание) Ответы детей +Почему отец особенно похвалил Снежинку? «Почему Снежинка помогла больше всех»? (высказывания, предположения обучающихся) +Служение людям, приносить только добро, пользу +Я покрыла её белым снегом. +Узнали много нового (пометить на доске) | Регулятивные (удержание цели урока) Коммуникативные (планирование сотрудничества) Коммуникативные Коммуникативные Регулятивные Познавательные (поиск информации, знаково-символические) Коммуникативные Познавательные (информационные – представление информации) Познавательные (сравнение, анализ) Регулятивные (удержание цели) Познавательные Коммуникативные Познавательные (извлечение информации) Личностные |
4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля Учиться читать выразительно по ролям | +Какова наша последняя цель? + Что значит прочитать по ролям? +Что значит прочитать выразительно? +Какую важную работу мы с вами проделали? | +Научиться читать выразительно по ролям Чтение памятки на форзаце учебника (тренировочное чтение отрывка) Чтение памятки на форзаце учебника (тренировочное чтение отрывка) +Выразительность, исполнение роли Помечают Работа в группе Выразительное чтение по ролям | Регулятивные Регулятивные (контроль, оценка) Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) |
5.Рефлексия Контрольно – оценочный этап Формировать умение оценивать себя | +Подведём итоги урока +Какую сказку читали? +Чего вы не знали, а сейчас знаете – новое для вас? +Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Где? Как? +«Земля, вода и лес – всё покрыто снегом, всё кругом погружено в непробудный и, кажется, мёртвый сон. В трудную пору жизнь отлично умеет притворяться мёртвой. Замерли, но не умерли. Под мёртвым покрывалом снега они таят могучую силу жизни, силу расти и цвести». (В. В. Бианки) +Я предлагаю вам прочитать книги Андрея Усачёва «Школа снеговиков» и «Чудеса в Дедморозовке» +На слайде снежинки. +Выберите из них ту, которая соответствует вашим знаниям: - всё получилось, доволен своей работой - не всё получилось, но могу работать лучше - ещё есть затруднения в работе + Выскажите друг другу пожелания | +Русскую народную сказку о природе «Дети Деда Мороза» Ответы детей Ответы детей Самооценка | Личностные Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) Регулятивные |
задание | 1) Подробный пересказ по плану (уч. с. 141); 2) РТс.62 зад. 1-4 (задания в тетради) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"
Познакомить детей с данным произведением, обеспечить осмысление, восприятие и запоминание материала....
Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании)
Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и синга...
урок литературного чтения. Тема: Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер».
Урок для 3 класса по системе Л.В.Занкова...
«Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»
Конспект урока по литературному чтению 2 класс...
Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"
Разработка открытого урока литературного чтения...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"
Цель урока - чтение с предвосхищением, перекодировка текста в схему, работа над выразительностью чтения....
Урок литературного чтения. Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"
Цель урока: формирование навыка осознанного чтения. формирование умения работать с текстом....