Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Разработка открытого урока литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_literaturnogo_chteniya.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения во 2 классе
Учитель: Мироненко Екатерина Александровна
Предмет: литературное чтение
Место работы: МАОУ СОШ №17 г. Тобольск, Тюменская область
Предмет и УМК: УМК «Начальная школа XXI век»
Класс: 2 Д
Тема учебного занятия: «Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»
Тип урока: урок получения новых знаний
Цель урока: проанализировать новое произведение, подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли сказки – служение людям, создать условия для формирования умения обучающихся работать с текстом произведения, выразительно читать.
Задачи урока:
- познакомить с русской народной сказкой «Дети Деда Мороза», его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку); продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать “вдумчивое чтение”.
- способствовать развитию: устной речи учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат, умение анализировать и обобщать, интерес к чтению, любознательность.
- способствовать воспитанию нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, внимательности, уважению чужого мнения.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), автор: Л. А. Ефросинина, рабочая тетрадь «Литературное чтение», презентация, рисунки девушки Снежинки, Деда Мороза, вырезанные из бумаги снежинки по количеству человек в классе, листочки со словами – прилагательными, компьютер, экран.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | |
1.Организационный момент. Подготовка к активной деятельности учащихся. Цель этапа для учителя: мотивировать учащихся на активную и плодотворную работу на уроке. Задачи: создание доброжелательного психологического настроя на уроке, стимуляция деятельности обучающихся; организация внимания обучающихся; кратковременность этапа. Цель этапа для учащихся: готовность и быстрое включение класса в деловой ритм. Задачи: позитивный и эмоциональный настрой на урок, самоконтроль готовности к уроку. Метод: объяснительно-иллюстративный. Предполагаемый итог этапа: готовность класса к уроку, положительные эмоции, концентрация внимания детей. | -Ребята, я вижу у вас хорошее настроение? А с хорошим настроением легче работать. Звучит музыка «В гостях у сказки». На фоне музыки: О чём-то скрипит половица, И спице опять на спится, Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки… Меняются звуки и краски. Тихонько скрипит половица, По комнате ходит сказка. | Выполняют задание учителя | 2 мин |
2.Актуализация знаний. Цель этапа для учителя: актуализировать знания по теме «Сказки», выявить читательский опыт учащихся, организовать познавательную деятельность, подготовить к усвоению нового материала. Задачи: развитие умения учащихся сравнивать и анализировать, организация проверки знаний учащихся при помощи вопросов викторины. Цель этапа для учащихся: показать читательский опыт, уровень владения изученным материалом. Задачи: уметь давать определение сказки как жанра литературы, уметь определять сказки народные и авторские, знать название и авторов изученных произведений. Метод: контроля: подготовка ответов на вопросы викторины, самоконтроль. Предполагаемый итог этапа: установление степени усвоения изученного материала, создание положительного настроя на познавательную деятельность и готовность к усвоению материала по теме урока. | -Как вы уже догадались, сегодня мы побываем в гостях у сказки. А что такое сказка? -На какие две большие группы делятся сказки? Слайд 1 Какие сказки мы называем авторскими, а какие народными? - Сейчас посмотрим, умеете ли вы отличать авторские сказки от народных. Послушайте отрывки из сказок и скажите, какая это сказка и кто её автор? Слайд 2 - Дома я никого не боюсь, - сказал Вейтли, который теперь шел впереди всех. Вот так храбрецы! В стручке сидело пять горошин; сами они были зелёные, стручок тоже зелёный, ну, они и думали, что и весь мир зелёный; так и должно было быть! Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. -Вижу, что вы любите читать сказки. Молодцы! Сегодня к нами пришли герои из сказок. А кто именно пришел вам нужно открыть замок. Этот замок можно открыть только, назвав слова, которые необходимы для сегодняшнего урока: - играть - бегать - слушать - внимательность - активность - работать - узнавать - понимать | Отвечают на вопрос (Сказка – устный рассказ о чём-то необычном, о невероятном, фантастическом). Авторские и народные Ответы детей Братья Гримм «Семеро храбрецов» Х.К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» «Снегурочка» русская народная сказка Слушать, внимательность, активность, работать, узнавать, понимать | 3 мин |
3.Постановка темы и целей урока. Цель этапа для учителя: определить тему, цели и задачи изучения нового материала Задачи: подведение детей к формулированию темы и постановки цели урока, плана учебных действий; привлечение внимания и вызов интереса к изучению нового произведения. Цель этапа для учащихся: сформулировать при помощи учителя тему, цель урока, наметить план учебных действий. Задачи: проявление активности в формулировке темы, постановке цели урока; осознанное понимание плана учебных действий. Метод: проблемно-поисковый, наглядный. Предполагаемый итог этапа: готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. | -Ребята, скоро наступит долгожданное и любимое время года одного из сказочных героев. А вот кто это догадаться помогут подсказки. Слайд 3 Подсказка 1: Сегодня мы будем читать о герое, возраст которого более 2000 лет. Подсказка 2: Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма. Подсказка 3: Его дом находится в Великом Устюге - О ком же будете читать сегодня? - Откройте учебник на с. 140 (по закладке), прочитайте тему урока. - Какую цель урока вы поставите? Слайд №4 - Какие же дети могут быть у Деда Мороза? - Более подробно мы с вами узнаем, прочитав сказку. - А что нам понадобиться, чтобы хорошо понять, разобрать сказку? - Что для этого мы должны с вами уметь? - Да, ребята, мы сегодня будем учиться представлять картины, описанные в сказке, определять настроение автора (русского народа) и свои чувства, возникающие при чтении сказки, учиться рассказывать о своих впечатлениях, а также постараемся сделать важное открытие «Зачем земля покрывается снежным одеялом?» Слайд №5 | -О Деде Морозе (определяют тему урока) - Русская народная сказка «Дети Деда Мороза» Познакомиться со сказкой, узнать её героев, их поступки, продолжать учиться составлять модель обложки, научиться выразительно читать сказку, находить в ней красивые (новые) слова. - метель, вьюга, ветер, снежинки и др. Внимательно слушать, отвечать на вопросы, работать с текстом сказки. | 3 мин |
Чтобы перейти нам дальше давайте немного отдохнём. А помогут нам снежные помощники Деда Мороза – Снеговики. Физминутка | Выполняют упражнения, повторяя за Снеговиками | ||
4. Этап усвоения новых знаний. Цель этапа для учителя: помочь учащимся в восприятии, осознании, определении главной мысли произведения. Задачи: обеспечение эмоциональной реакции на текст, его осмысления, организация самостоятельной деятельности учащихся, работы в парах в процессе изучения произведения, развитие умения анализировать и сравнивать, развитие навыков работы с текстом произведения, умения выразительно читать текст, организация деятельности учащихся по поиску ответа на проблемный вопрос, развитие творческих способностей обучающихся. получить представление о произведении, понять и уметь формулировать его главную мысль. Задачи: умение слушать товарища, отстаивать собственную точку зрения, самостоятельно работать, работать в паре, находить нужную информацию в тексте произведения, моделировать обложку, давать характеристику героям произведения. Метод: проблемно-поисковый, самостоятельной работы. Предполагаемый итог этапа: активные действия учащихся, формирование первичных умений на основе самоконтроля. | - Я буду читать, а вы внимательно слушать и глазками будете следить по тексту. - Какое настроение передано в сказке. Обоснуйте свой выбор. - А какие чувства возникли в вашем сердце? - Я предлагаю вам поработать в парах и составить модель обложки. Давайте проверим, всё ли у вас получилось. Посмотрите, какую модель составила я, вы согласны со мной? Почему? А с чем согласны? Слайд №6 - Посмотрите на экран и сравните со своей обложкой. У кого правильно, поднимите руки? - Все ли слова вам понятны в этой сказке? Работа с рабочей тетрадью. Слайд 7. - Сколько детей было у Деда Мороза? Найдите в тексте имена детей и запишите их в тетрадь. С какой буквой вы напишите имена детей? - Прочитайте имена в тетради. -Все ребята согласны. - Зачем Мороз собрал своих детей? Найди ответ в тексте и прочитай. - Прочитайте в учебнике второй вопрос и дайте на него ответ. - А вот какую работу выполнила Снежинка, вы найдёте в тексте и запишите ответ в тетрадь на стр. 62 №1. - Прочитайте, что вы записали. - Каких детей вырастил Дедушка Мороз? Обоснуйте свой ответ. - Почему отец особенно похвалил Снежинку? Зачитайте, что ей сказал отец. - Да, Снежинка пожалела землю. Так какой была Снежинка, прочитайте слова и назовите лишние? - добрая - жестокая - щедрая - внимательная - заботливая - несчастная Слайд 10-11 - Ребята, а вот посмотрите, какие разные по форме и размеру могут быть снежинки Слайд № 12. Слайд 13 - Первым научился фотографировать снежинки в 1885 году американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти 50 лет. - Так как же Снежинка пожалела землю? - Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада. - Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания. (слайд №11) - Так зачем же земля покрывается снежным одеялом? - А вы знаете, что скрип снега – это шум раздавливаемых кристалликов. Прослушайте как скрипит снег под ногами. - Посмотрите на доску. Что мы с вами ещё сделали? - Мы сегодня познакомились со сказкой, которую сочинил народ русский, посмотрели, как художник нарисовал её героев. Но мы можем показать и своё творчество. На прошлом уроке я предложила Вам выполнить творческое задание – сочинить своё стихотворение о зиме и нарисовать к нему иллюстрацию. Кто выполнил это задание? Как я уже говорила, ваши работы будут помещены в нашу книгу. - Спасибо, ребята! Молодцы! | - Знакомство с произведением. Отвечают на вопросы. - Составить модель обложки. Работа в парах над составлением модели обложки. Находят ошибки и исправляют Работа над содержанием сказки. - Работа в тетради на стр. 62 №2. Работа по учебнику. Четверо С заглавной Ветер, Иней, Лед, Снежинка Подают сигналы - Чтобы узнать, кто из низ лучше людям поможет. - Ветер нагнал холода, чтобы люди знали, что зима идёт. - Лёд на реках мосты построил. - Иней лес украсил, чтобы он был красивый. Самостоятельный поиск информации в тексте и запись в тетрадь. «Мне стало землю жалко. Я покрыла её снегом» - Хороших, потому, что они принесли пользу людям. - Потому, что она лучше своих братьев. У неё была особенная душа и она принесла пользу земле и людям. Добрая, внимательная, заботливая - Она покрыла её белым снегом. - чтобы растения не погибли Прослушивание скрипа снега - Узнали много нового. | 27 мин |
5.Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание. Цель этапа для учителя: дать анализ и оценку успешности достижения урока, сообщить учащимся о домашнем задании. Задачи: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом; оценка работы класса и отдельных учащихся; формирование у учащихся навыка самоанализа; проведение инструктажа по выполнению домашнего задания, дифференциация заданий. Цель этапа для учащихся: учиться составлять оценку своей деятельности на уроке с оценкой учителя. Задачи: осмысление и оценка своей деятельности на уроке; понимание содержания и способов выполнения домашнего задания; умение выбрать домашнее задание согласно уровню знаний. Метод: объяснительно-иллюстративный. Предполагаемый итог этапа: обсуждение итогов урока по уровню и характеру деятельности учеников. | - Подведём итоги нашего урока. - Какую сказку мы читали на уроке? - Что вы узнали нового? Чему удивились? Может быть что-то захотели, прочитав сказку? А вот и сюрприз. К нам пожаловала девушка Снежинка. Может кто-то хочет её сказать добрые слова ? Да, низкий ей поклон за то, что согрела нашу землю, сохранила урожай, а это значит, что мы с вами будем кушать вкусные булочки и ароматный хлебушек.
Но прежде, оцените свою работу на уроке. - На ваших столах лежат снежинки. Раскрасьте серединку снежинки в тот цвет, который соответствует вашим знаниям и успехам на сегодняшнем уроке (слайд №14) - Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке, у кого сегодня всё получилось. Я рада за вас, ребята! Кто раскрасил в жёлтый цвет, у кого не всё получилось, но может работать лучше? Обоснуйте своё мнение. У кого были большие затруднения? В чем они заключались? Итак, прикрепите свои снежинки. Как много снега у нас получилось! - Думаю, что поработав ещё с этой сказкой дома, все ребята смогут сказать, что у них всё получилось. Предлагаю вам выбрать самостоятельно то задание, с которым, на ваш взгляд, вы сможете справиться, которое вам будет по силам. А может, кто-то из вас выполнит все задания? - подробный пересказ по плану (уч. стр.141 №5); - подготовить выразительное чтение сказки с друзьями по ролям (уч. стр.141 №4); - творческое задание: сочинить сказку по рисунку и пополнить нашу книгу новой своей работой (тетр. стр. 62 №4). -Всем спасибо за урок. Вы были сегодня интересными собеседниками и внимательными слушателями. | - Русскую народную сказку «Дети Деда Мороза». Ответы детей. -Дети раскрашивают снежинки. - Пояснения детей. - Прикрепляют снежинки на платье Снежинки. Выбор задания и запись в дневник. | 5 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения во 2 классе.Русская народная сказка "Два Мороза"
Задачи урока: •ознакомить с русской народной сказкой “Два мороза”; •отрабатывать навыки выразительного чтения; •закреплять...
Конспект урока литературного чтения ОС "Гармония". 2 класс. Русская народная сказка"Два Мороза".
Конспект урока Литературного чтения во 2 классе по ОС "Гармония"...
Конспект урока чтения в 3 классе СКШИ 8 вида на тему: русская народная сказка «Два Мороза»
Цель: Познакомить с новой сказкой.Задачи: 1. Учить правильному, выразительному чтению. Умению отвечать на...
Русская народная сказка "Два Мороза"
Цель урока: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учеников, учить вдумчивому чтению. Планируемые результаты: учащиеся поз...
Урок литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка"Два мороза"
Конспект урока по литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка"Два мороза" . Цели урока:- познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два мороза»;- ра...
урок литературного чтения во 2 классе Русская народная сказка "Два Мороза"
Тема урока: Русская народная сказка «Два Мороза». 2 класс. Учебник Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г. и др. УМК «Школа России» Тип урока: урок открытия нового знания Це...
Урок русского языка "Письмо Деду Морозу"
Тема: Письмо Деду МорозуЦель:· формировать умение детей писать письмо;· расширять лингвистический кругозор детей;· воспитывать уважение к старшимОборудование: рисунки (или слайды) почтальона Печкина, ...