урок литературного чтения. Тема: Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок для 3 класса по системе Л.В.Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_chteniyu.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер».
Цель урока:1) на основе анализа данных произведения, дать сравнительную характеристику образа ветра, приучать детей к правильному анализу произведения;
Методы обучения: частично – поисковый; имитационный; рефлексия;
Виды учебной деятельности: планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из прослушанных ответов; анализ;
Оборудование: иллюстрации детей, учебные принадлежности, иллюстрации к сказке, карточки.
Планируемый результат:
Предметные УУД: овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер. Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.
Личностные УУД: у обучающегося будут сформированы:
- интерес к содержанию и форме художественного произведения;
обучающийся получит возможность для формирования:
- умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературного произведения;
Регулятивные УУД; обучающийся научится:
- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
- оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;
обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
- контролировать и оценивать результаты;
Познавательные УУД
обучающийся научится:
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться в содержании учебного материала;
- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
Коммуникативные УУД
обучающийся научится:
- проявлять интерес к общению и работе в парах;
- участвовать в учебном диалоге;
Ход урока:
I.Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: мотивировать учащихся на умение работать над ошибками.
Ребята, представьте, что на наших ладонях лежит маленькая звёздочка Добра. Чувствуете, она согревает вас: ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придаёт бодрость, заряжает энергией, будет воображение. Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.
Проверка домашнего задания
– Легенда… Какое загадочное слово! Кажется, слово само светится загадочным светом и звенит. Звенит серебряным волшебным звоном, уносящей нас в удивительный мир приключений и чудес. Легенда – предание, переходящее из поколения в поколение, рассказ о былом.
- Дома вы перечитывали легенду « Земля со дна океана» и каждой паре было задание нарисовать непохожи братьев и по своим иллюстрациям рассказать о характерах двух богов.
II. Сообщение темы и цели урока.
- Древние славяне верили в существовании нескольких богов.
Сегодня на уроке мы с вами должны дать сравнительную характеристику необычным образам, которые часто встречаются и в устном народном творчестве (в сказках).
О чем же идет речь?
III. Актуализация опорных знаний
Цель: развивать умение ориентироваться в системе знаний, строить сообщения в устной форме.
Он бывает ласкающий, тихий, спокойный, молодой, если сказать образно – нежный, любознательный … и бывает мощный, сильный, страшный, разрушительной силы, ураганный … (ветер).
Может быть, кто-нибудь догадался, о чём будем читать на уроке?
- Какими изображены в сказке Солнце, Мороз и Ветер?
IV. Учебно-познавательная деятельность
Работа с учебником – изучение нового материала.
1. Чтение русской народной сказки «Мороз, Солнце и Ветер».
- О чем эта сказка?
- Эта сказка о добре и зле.
– О споре Мороза, Солнца и Ветра.
– О мудрости людей.
– Необычные персонажи сказки: Мороз, Солнце и Ветер
-Какими изображены в сказке Солнце, Мороз и Ветер?
-Каждая из природных стихий чувствует свою силу и власть над человеком, поэтому они и изображены спорщиками, поэтому и выясняют: кто из них важнее и страшнее?
2. Разбор и анализ произведения по вопросам.
-Кого нам напоминают мороз, ветер и солнце? (людей)
- Докажите мне, благодаря каким художественным приемам они напоминают нам людей?
-Таким образом происходит олицетворение чего…? ( силы природы).
- Во что перерос спор?
-Спор героев перерос в драку.
- Как вы относитесь к поступкам героев?
-Нельзя считать себя самым лучшим.
– Нельзя себя превозносить и возвеличивать.
- Кто же в сказке самый мудрый и почему?
-А тебе понравился выбор старика?
- Ветер оказался самой почитаемой силой природы. Вы
согласны с этим выбором. Докажите свое мнение.
-Cтарик оказался очень мудрым человеком, говоря о том, что силе ветра он отдает предпочтение. В жаркий солнечный день дуновение ветра принесет прохладу, свежесть, как бы спасение от палящего солнца. А в морозный день холод еще усилится, если подует ветер … .
-Какая основная мысль сказки?
-Основная мысль сказки в том, что человек должен поступать мудро.
-Назовите действующие лица этой сказки.
3.Чтение по ролям.( групповая работа)
- Автор - СТАРИК
-Солнце
-Мороз
- Ветер
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: развивать умение выделять нужную информацию
Работа с учебником – закрепление нового материала.
- А теперь задание парам
- Как вы думаете, юные исследователи, эта сказка древняя или современная?
Признаки древности:
а) природные силы изображены в виде живых существ, т.е. в сказке используется прием олицетворения;
б) старик к ним относится с уважением, с почетом преклоняет голову;
в) использование старинных слов и выражений таких, как «почитает», «шибко донимал», «лютее», «за пояс заткну», «особицу поклонился», «в ус дует», «голубчик», «скажи на милость», «почету всех больше» … .
Признаки современности:
а) в сказке не чувствуется полной зависимости человека от природных сил. Старик разговаривает со стихиями достаточно спокойно и свободно:«Ветру. Кому ж, как не ему!»- говорит он.
Т.е. сказка родилась не в самые древние времена, когда человек полностью зависел от природы, поклонялся силам природы, делал жертвоприношения. У многих народов существовал даже культ, связанный с идолами и священными деревьями (тотемные деревья).
Значит, эта сказка родилась намного позже, хотя и современной назвать её нельзя
В мифах человек ощущает полную зависимость от природы, поклоняется её силам, а в сказках человек почувствовал дух свободы.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Цель: подвести итог проделанной работы на уроке.
-Что подразумевается под отношениями между силами природы?
Под силами природы подразумевается отношение между людьми.
- Оцените свою работу на уроке.
Запишите в читательский дневник отзыв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения ОС "Гармония". 2 класс. Русская народная сказка"Два Мороза".
Конспект урока Литературного чтения во 2 классе по ОС "Гармония"...
Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер».
урок литературного чтения...
Урок литературного чтения. Тема "Марья и ведьмы" Русская народная сказка.
Цели: ü развивать мышление, речь учащихся, умение работать с текстом;ü познакомить учащихся с содержанием сказки,ü работать над выразительностью и правильностью чтения,ü воспитывать сознательную дисци...
Конспект урока по литературному чтению Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка).
Пояснительная записка к уроку литературного чтения с презентацией по теме «Каша из топора» - русская народная бытовая сказка. Цели урока:Познакомить детей с новым видом сказок ...
Урок литературного чтения во втором классе. Анализ русской народной сказки «Снегурочка». Образ Снегурочки.
Тема: Анализ русской народной сказки «Снегурочка». Образ Снегурочки....
Тест по литературному чтению 2 класс «Школа России» Русская народная сказка «Два Мороза»
Тест по литературному чтению2 класс «Школа России»Русская народная сказка «Два Мороза»...
Методическая разработка урока литературного чтения " Учимся жить устойчиво с русской народной сказкой «Кривая уточка"".
Данная методическая разработка урока литературного чтения знакомит обучающихся с русской народной сказкой «Кривая уточка», учит определять главную мысль сказки, оценивать поступки главных ...