урок литературного чтения. Тема: Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Машнева Надежда Григорьевна

Урок для 3 класса по системе Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_chteniyu.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Олицетворение сил природы. Русская народная сказка «Мороз, Солнце и Ветер».


Цель урока:1) на основе анализа данных произведения,  дать сравнительную характеристику образа ветра, приучать детей к правильному анализу произведения;

Методы обучения: частично – поисковый; имитационный; рефлексия;

Виды учебной деятельности: планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из прослушанных ответов; анализ;

Оборудование: иллюстрации детей, учебные принадлежности, иллюстрации к сказке, карточки.

Планируемый результат:

Предметные УУД: овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.   Осознанно воспринимать содержание  текста, оценивать его характер.    Участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

Личностные УУД: у обучающегося будут сформированы:

- интерес к содержанию и форме художественного произведения;

обучающийся получит возможность для формирования:

- умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературного произведения;

Регулятивные УУД; обучающийся научится:

- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

- оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;

обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;

- контролировать и оценивать результаты;

Познавательные УУД

обучающийся научится:

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться в содержании учебного материала;

- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

Коммуникативные УУД

обучающийся научится:

- проявлять интерес к общению и  работе в парах;

- участвовать в учебном диалоге;

        Ход урока:

I.Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.                                                           

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся на умение работать над ошибками.

Ребята,  представьте, что на наших ладонях лежит маленькая звёздочка Добра. Чувствуете, она согревает вас: ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый ласковый ветерок, придаёт бодрость, заряжает энергией, будет воображение. Вот с таким настроением мы и начнём наш урок.

Проверка домашнего задания

– Легенда… Какое загадочное  слово! Кажется, слово само светится загадочным светом и звенит. Звенит серебряным волшебным звоном, уносящей нас в удивительный мир приключений и чудес. Легенда – предание, переходящее из поколения в поколение, рассказ о былом.

- Дома вы перечитывали легенду « Земля со дна океана» и каждой паре было задание нарисовать непохожи братьев и по своим иллюстрациям рассказать о характерах двух богов.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Древние славяне верили  в существовании нескольких богов.

Сегодня на уроке мы с вами должны дать сравнительную характеристику необычным образам, которые часто встречаются и в устном народном творчестве (в сказках).

О чем же идет речь?

III. Актуализация опорных знаний

Цель: развивать умение ориентироваться в системе знаний, строить сообщения в устной форме.


Он бывает ласкающий, тихий, спокойный, молодой, если сказать образно – нежный, любознательный …  и бывает мощный, сильный, страшный, разрушительной силы, ураганный … (ветер).

Может быть, кто-нибудь догадался, о чём будем читать на уроке?

- Какими изображены в сказке Солнце, Мороз и Ветер?

IV. Учебно-познавательная деятельность

Работа с учебником – изучение нового материала.

1. Чтение русской народной сказки «Мороз, Солнце и Ветер».

- О чем эта сказка?

 -  Эта сказка о добре и зле.
– О споре Мороза, Солнца и Ветра.
– О мудрости людей.

– Необычные персонажи сказки: Мороз, Солнце и Ветер

-Какими изображены в сказке Солнце, Мороз и Ветер?

-Каждая из природных стихий чувствует свою силу и власть над человеком, поэтому они и изображены спорщиками, поэтому и выясняют: кто из них важнее и страшнее?
2. Разбор и анализ произведения по вопросам.

-Кого нам напоминают мороз, ветер и солнце? (людей)

- Докажите мне, благодаря каким художественным приемам  они напоминают нам людей?

-Таким образом происходит олицетворение чего…? ( силы природы).

- Во что перерос спор?

-Спор героев перерос в драку.

- Как вы относитесь к поступкам героев?

-Нельзя считать себя самым лучшим.
– Нельзя себя превозносить и возвеличивать.

- Кто же в сказке самый мудрый и почему?

-А тебе понравился выбор старика?

- Ветер оказался самой почитаемой силой природы. Вы
согласны с этим выбором. Докажите свое мнение.

-Cтарик оказался очень мудрым человеком, говоря о том, что силе ветра он отдает предпочтение. В жаркий солнечный день дуновение ветра принесет прохладу, свежесть, как бы спасение от палящего солнца. А в морозный день холод еще усилится, если подует ветер … .
-Какая основная мысль сказки?

-Основная мысль сказки в том, что человек должен поступать мудро.

-Назовите действующие лица этой сказки.

3.Чтение по ролям.( групповая работа)

- Автор  - СТАРИК

-Солнце

-Мороз

- Ветер

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

V. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: развивать умение выделять нужную информацию

Работа с учебником – закрепление нового материала.

- А теперь задание парам

- Как вы думаете, юные исследователи, эта сказка древняя или современная?

Признаки древности:

а) природные силы изображены в виде живых существ, т.е. в сказке используется прием олицетворения;

б) старик к ним относится с уважением, с почетом преклоняет голову;

в) использование старинных слов и выражений таких, как «почитает», «шибко донимал», «лютее», «за пояс заткну», «особицу поклонился», «в ус дует», «голубчик», «скажи на милость», «почету всех больше» … .

Признаки современности:

а) в сказке не чувствуется полной зависимости человека от природных сил. Старик разговаривает со стихиями достаточно спокойно и свободно:«Ветру. Кому ж, как не ему!»- говорит он.

Т.е. сказка родилась не в самые древние времена, когда человек полностью зависел от природы, поклонялся силам природы, делал жертвоприношения. У многих народов существовал даже культ, связанный с идолами и священными деревьями (тотемные деревья).
Значит, эта сказка родилась намного позже, хотя и современной назвать её нельзя

В мифах человек ощущает полную зависимость от природы, поклоняется её силам, а в сказках человек почувствовал дух свободы.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель: подвести итог проделанной работы  на уроке.

-Что подразумевается под отношениями между силами природы?

Под силами природы подразумевается отношение между людьми.

- Оцените свою работу на уроке.

Запишите в читательский дневник  отзыв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения ОС "Гармония". 2 класс. Русская народная сказка"Два Мороза".

Конспект   урока  Литературного  чтения  во  2  классе  по  ОС "Гармония"...

Урок литературного чтения. Тема "Марья и ведьмы" Русская народная сказка.

Цели: ü развивать мышление, речь учащихся, умение работать с текстом;ü познакомить учащихся с содержанием сказки,ü работать над выразительностью и правильностью чтения,ü воспитывать сознательную дисци...

Конспект урока по литературному чтению Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка).

Пояснительная записка к уроку литературного чтения с презентацией по теме «Каша из топора» - русская народная бытовая сказка.   Цели урока:Познакомить детей с новым видом сказок ...

Тест по литературному чтению 2 класс «Школа России» Русская народная сказка «Два Мороза»

Тест по литературному чтению2 класс «Школа России»Русская народная сказка «Два Мороза»...

Методическая разработка урока литературного чтения " Учимся жить устойчиво с русской народной сказкой «Кривая уточка"".

Данная методическая разработка урока литературного чтения знакомит обучающихся с русской народной сказкой «Кривая уточка», учит определять главную мысль сказки, оценивать поступки главных ...