«Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»
Предмет и УМК: Литературное чтение, 2 класс, УМК «Начальная школа ХХI века»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель и ожидаемый результат: проанализировать новое произведение, подвести обучающихся к осознанному определению главной мысли сказки – служение людям и научить читать сказку выразительно по ролям
Задачи урока:
- Актуализировать знания обучающихся по изученному из раздела «Снежок порхает, кружится»
- Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения
- Развивать навык выразительного чтения по ролям
- На материале урока формировать коммуникативные и личностные УУД: умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной, отстаивать собственную точку зрения.
- Организовать самооценку обучающихся.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), автор: Л. А. Ефросинина, тетрадь «Литературное чтение», словарь Ожегова, презентация
Ход урока.
- Организационный момент
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне.
- Повторение
- Сегодня мы побываем в гостях у сказки. Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели, называются…
(Авторские)
-А есть сказки, которые сочинил народ, поэтому они называются...
(Народные)
-Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от русской народной?
Улетела стрела и попало в болото.
А в том болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей
Сделался мигом красивой, пригожей?
(«Царевна-лягушка» р.н.с.)
СЛАЙД 2
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом,
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
(«Сказка о царе Салтане», А.С.Пушкин) СЛАЙД 3
Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться
Очень вкусная вода в ямке от копытца
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», р.н.с) СЛАЙД 4
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький, крючком,
Вместо туфелек – копытца
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(«Три поросенка» в обработке С.Михалкова) СЛАЙД 5
- Молодцы! Как вы думаете, много ли сказок на свете?
- Правильно. Можно ли сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море… Вот сколько сказок на свете.
III. Изучение нового материала
Сегодня мы будем читать сказку о герое, возраст которого более 2000 лет. Он празднует свой день рождения 18 ноября и именно с этого дня ему можно писать письма. Его дом находится в Великом Устюге. СЛАЙД 6
Мы с вами познакомимся со сказкой, а как она называется вы узнаете, если разгадаете кроссворд.
Разгадывание кроссворда
СЛАЙДЫ 7-20
- Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мала!
- Самоходка из р.н.с. «По щучьему велению»
- Главный сказочный врач животных
- Рыжая плутовка – кто это
- Среда, в которой вырос Маугли
- Запечный мудрец, наставлявший Буратино в сказке Алексея Толстого
- Знатный сеньор из сказки Д.Радари про Чипполино
- Кто и как доставлял доктору Айболиту телеграмму от Гиппототама
- Герой р.н.с., который поймал необыкновенную щуку
- Сказочный герой, который по поручению Лисы ловил хвостом рыбу в проруби
- Как называлась волшебная скатерть
- Мальчик, который сам пришивал заплатку к штанам.
- Жилище Бабы Яги
- Аппарат, на котором летала Баба Яга
Так как же называется сказка?
Как вы думаете, о чем будет эта сказка?
Какие дети могут быть у Деда Мороза?
Посмотрим, совпадут ли ваши предположения с прочитанным.
Чтение сказки про себя
Какое настроение передано в сказке? (слова на листочках)
Ликующее
Восторженное
Шутливое
Печальное
Весёлое
Праздничное
Радостное
Спокойное
Мечтательное
Грустное
Обоснуйте свой выбор.
Какие чувства возникли в вашем сердце?
Изумление
Радость
Восторг
Восхищение
Грусть
Спокойствие
Сожаление
Печаль
Ликование
Обоснуйте свой выбор.
Чтение сказки вслух
Проверка восприятия
СЛАЙД 21
1. Сколько детей было у Деда Мороза?
2. Что сделал Ветер?
3. Какую работу выполнил лед?
4. О чем говорил иней?
5. Что рассказала Снежинка?
6. Почему Снежинка помогла больше всех?
Работа с текстом
Как вы понимаете выражение «мосты построил»? Ответьте словами из текста
Зачем Дед Мороз собрал своих детей? Прочитайте
Сколько детей было у Деда Мороза (3 сына и дочь)
Найдите в тексте имена детей и запишите в тетрадь.
Что волновало Деда Мороза?
Зря или нет волновался Дед Мороз? Докажите (прочитайте)
Почему отец похвалил Снежинку?
Почему она пожалела землю?
Посмотрите, как художник изобразил это на иллюстрации
Понравилось вам? Кого мы видим? Каким мы видим Деда Мороза?
Физкультминутка СЛАЙД 22
Чтение по ролям
Какова главная мысль сказки?
СЛАЙДЫ 23-25
Первым снежинки научился фотографировать в 1885 году американец Уилсон Бентли. Он создал атлас «Снежные кристаллы», куда вошло более 2000 фотографий. Уилсон Бентли фотографировал снежинки почти 50 лет.
И сам, фотограф, получил прозвище «Снежинка». «Я обнаружил, что снежинки – это чудесное воплощение красоты, - писал Бентли, - и мне показалось стыдным, что эту красоту не увидят и не оценят другие. Каждый кристалл был образцом великолепного узора, и ни один узор не повторялся дважды. Когда снежинка таяла, узор пропадал навсегда. Так, как будто навсегда уходила красота, не оставив после себя никакого следа»
Как Снежинка пожалела Землю?
Снежинки служат хорошую службу человеку. Они очищают воздух от пыли и гари, и поэтому всегда легко дышится во время снегопада.
Более того, снег отражает губительные спектры солнечных лучей. Поэтому у северных народов отсутствуют многие болезни, которыми страдают южане.
Снежный покров, устилающий землю в зимние месяцы, жизненно важен для растений. Он спасает их от вымерзания.
Рыхлый снег содержит большое количество воздуха. Порой «снежная перина» на 90% состоит из воздушной начинки.
Под такой периной растениям тепло.
Скрип снега – это шум раздавливаемых кристалликов.
Разумеется, человеческое ухо не может воспринять звук одной «сломанной» снежинки. Но мириады раздавленных кристалликов создают вполне явственный скрип.
Посмотрите на доску. Что мы с вами ещё сделали?
Моделирование обложки СЛАЙДЫ 26-29
Ребята, с каким литературным жанром мы познакомились? (сказка)
Почему?
Давайте смоделируем обложку. Как мы обозначим сказку (кругом)
О чем она? Каким цветом мы закрасим круг? (зеленый)
Кто автор сказки? (народ)
Как она называется?
IV. Закрепление.
Творческая работа. Работа по группам.
1 группа. Мы послушали, как народ рассказал сказку, посмотрели, как художник нарисовал ее героев. Давайте покажем свое творчество. Представьте, что вы артисты. И нам надо эту сказку проинсценировать. Давайте назовем действующих лиц и распределим роли.
2 группа. Представьте себе, что к нам обратились работники телевидения с просьбой рассказать эту сказку детям в передаче «Спокойной ночи, малыши!»
V. Итог урока. Рефлексия.
Какую сказку читали?
Чего вы не знали, а сейчас знаете – новое для вас?
Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Где? Как?
На столах у вас лежат снежинки.
Выберите из них ту, которая соответствует вашим знаниям:
- всё получилось, доволен своей работой
- не всё получилось, но могу работать лучше
- ещё есть затруднения в работе
VI. Д.з.
подробный пересказ сказки по план
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка
Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...
Презентация по литературному чтению по теме "Дети Деда Мороза"(русская нар. сказка)
Презентация К уроку литературного чтения для 2 класса по программе "Школа ХХI века"...
Урок литературного чтения "Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"
Познакомить детей с данным произведением, обеспечить осмысление, восприятие и запоминание материала....
Произведения о родной природе. Русская народная сказка «Дети Деда Мороза" (с применением новых технологий, совместного проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании)
Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и синга...
Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"
Разработка открытого урока литературного чтения...
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по теме: Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"
Цель урока - чтение с предвосхищением, перекодировка текста в схему, работа над выразительностью чтения....
Урок литературного чтения. Русская народная сказка "Дети Деда Мороза"
Цель урока: формирование навыка осознанного чтения. формирование умения работать с текстом....