- Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Мы начинаем урок литературного чтения. По традиции мы начинаем его речевкой:
ЛЮБЯТ ЧТЕНИЕ ВСЕ ДЕТИ! НЕТ ВАЖНЕЕ ДЕЛ НА СВЕТЕ!
Сегодня мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила, которые вы должны соблюдать, работая в группе. Дети проговаривают правила.
- убедись, что в разговоре участвует каждый;
- говорить спокойно и ясно;
- говорить только по делу;
- не говорить всем сразу;
- реагировать жестами и знаками;
- возражать вежливо
- обращаться друг к другу по имени.
Затем они появляются на слайде. -Чем же мы будем заниматься на уроке? Предлагаю вам самим определить это. Каждой группе я выдаю несколько карточек. Среди них вы выбираете только одно высказывание, которое может подойти к уроку чтения. - Считать ,развивать умение читать правильно, выразительно, решать.
- Решать задачи, анализировать поступки героев, проводить опыты.
- Составлять схемы, учиться оценивать себя и товарища, записывать примеры.
- Ссориться, высказывать своё мнение, мириться
- Клеить, познакомиться с новым произведением, лепить.
Один представитель от каждой группы выходит к доске, вывешивает карточку. -Все ли задачи вам знакомы? -Какая задача здесь главная? (новое произведение)
-Какой общей теме посвящены те произведения, которые мы читаем? (Точка зрения) -Где мы можем посмотреть это, если забыли (в содержании, в начале учебника) -Что имеется ввиду под словами «точка зрения» -О каком особом способе видеть мир по-новому мы говорили на прошлом уроке? (фантазировать, воображать)
-Давайте откроем рабочую тетрадь на с. 24. -Прочитайте стихотворение Эммы Мошковской. (Один ученик читает). -То, о чём говорит герой происходит на самом деле или в его воображении? --Какой приём использует герой, чтобы представить то, чего не бывает? -Какие произведения из учебника мы прочитали на эту тему? -А какие творческие задания выполняли? (рисовали)
-Посмотрите на этот портрет. Кто это? Собачка Соня). - А как собачка связана с этом предметом? (бинокль) -Почему ей сначала нравилось смотреть в бинокль, а потом она решила им не пользоваться?
- Кто автор этого произведения? (Андрей Усачёв) -Какие ещё произведения этого автора вы читали? -А как вы думаете, собаки умеют фантазировать? -А вы хотите прочитать ещё одну историю про собачку Соню?
-Чтобы узнать как называется рассказ предлагаю выполнить одно задание. Нужно соединить слово с его лексическим значением.
Процесс, когда в квартире меняют обои, красят потолок, выполняют другие работы. ОБОИ
Широкие полосы бумаги с рисунком или без для оклейки стен. РЕМОНТ
Светло-зеленый цвет КЛОЧКИ
Небольшие кусочки, оторванные от большого куска бумаги. САЛАТОВЫЙ
Способность человека фантазировать ВООБРАЖЕНИЕ
(Дети работают по группам. Каждая группа зачитывает по одному варианту.)
Найдите среди этих слов слово из 3х слогов. Это и будет название рассказа про собачку Соню (ОБОИ)
Итак, какая основная цель нашего урока? (познакомиться с произведением Андрея Усачёва «Обои») -Кто-нибудь из вас читал такое произведение? -Как вы думаете о чем оно?
-Но перед самостоятельным чтением я предлагаю вам его послушать. -Перед прослушиванием даю вам задание. После знакомства с текстом ответить на вопрос: - самые смешные моменты в произведении
- самые драматические эпизоды (переживание за Соню)
- самые радостные моменты
- как эта история связана с современной жизнью или вашим личным опытом
- почему этот текст относится к теме «точка зрения»
Слушаем запись текста.
Отвечаем на вопросы.
-Откройте учебник на с. 69. -Рассмотрите стр. 69-73. -Какую работу мы будем выполнять на уроке? (читать по цепочке, отвечать на вопросы, рассматривать иллюстрации, работать со значениями слов.) 1 часть читает 1 группа по цепочке. Вопросы: -Какие действия совершает человек во время ремонта? -Что при этом испытывает собака? Почему её запирают? -Прочитайте предложение из текста. -Почему здесь автор поставил (!) ? Чтобы показать радость? Или она восклицает от возмущения, недовольства? -Что изменил хозяин в комнате во время ремонта? -Ему понравилась обновленная комната? -Из каких строчек это понятно? (довольно оглядывал…)
2 часть читает 2 группа по цепочке. Вопросы: -Собачке Соне понравилась комната с новыми обоями? -Чем лучше ей казались старые обои? -Прочитайте восклицательное предложение. -Какое чувство испытывает собачка? (возмущение, удивление) 3 часть читает 3 группа по цепочке. Вопросы: -Почему Соня полдня бродила по комнате? -Какой синоним подходит к слову БРОДИЛА? (ходила) -Почему автор использует именно слово «бродила»? -Какая идея пришла ей в голову? -Сколько стен было в комнате? -Что она нарисовала на 1-й стене? 2? 3? 4 часть читает 4 группа по цепочке. Вопросы: -Что сделала собачка, когда раскрасила все стены? -Как воспринял хозяин сонины рисунки? -Как вы поняли, что он рассердился? -Как он наказал Соню? 5 часть читает 5 группа по цепочке. Вопросы: -Почему Соне было интересно стоять в углу? -Что сделал хозяин с обоями, которые разрисовала Соня? -Как теперь отнеслась Соня к новым обоям?
-Как вам кажется, у Сони развито воображение? -Какова главная мысль произведения?
-А в жизни кто-нибудь из вас сталкивался с ситуацией, в которой оказалась собачка Соня? (может рисовал в детстве на обоях? Или младшие братья и сёстры?) -Как относились к этому взрослые?
Изобразить пантомимой (под песню Олега Попова «Про ремонт»):
- Сдираем обои
- Клеим новые обои
- Красим стены
- Подметаем пол
- Забиваем гвозди, вешаем картины
Какие должны быть обои в квартире по мнению собачки Сони? -А по мнению её хозяина Ивана Ивановича? -Как воспринял разрисованные Соней обои хозяин? -Прочитайте этот эпизод. -С какой интонацией нужно читать слова Ивана Ивановича? Работа в парах. Прочитать отрывок «про себя». Затем выразительно прочитать соседу. Оценить своё чтение. Сосед оценит твоё чтение.
Оцени своё чтение по критериям, указанным в таблице. Попроси своего одноклассника заполнить таблицу. Те результаты, которые у вас совпали, обведи кружком. Критерии чтения | Я | Другой ученик | Правильно ставлю ударение в словах. |
|
| Не делаю ошибок в словах. |
|
| Правильно произношу окончания в словах. |
|
| Не пропускаю и не заменяю слова |
|
| Соблюдаю темп, необходимый для раскрытия основной мысли автора. |
|
| Соблюдаю интонацию конца предложения. |
|
| Выделяю голосом ключевые слова в предложении. |
|
|
-Кто сам заметил свои ошибки при чтении? -У кого сосед указал на ошибки? -Кто заметил ошибки при чтении у другого? -Какой вывод сделали после этой работы? (надо тренироваться читать правильно и выразительно).
-А как называется картинка в книге или учебнике к какому-нибудь произведению? (иллюстрация). -Давайте рассмотрим иллюстрацию к сказке «Обои» на с.71. -Какой Эпизод изобразил художник. Найдите в тексте подходящее предложение. Зачитайте. -Что вы видите на рисунке? -Давайте более детально рассмотрим картинку, используя рамочки. -Куда наш взгляд падает в первую очередь? (на собачку). -Заключите её мордочку в рамку. Рассмотрите.
-Как будет называться такая картина? (портрет) -Как выглядит Соня? Какое у неё настроение? Почему вы так думаете? -Можно на этой иллюстрации увидеть пейзаж? Что там изображено? Покажите рамочкой. -А натюрморт здесь есть? Что изображено. Покажите рамочкой. -Зачем нужна иллюстрация к произведениям? -Зачем мы используем рамочки? -Какие ещё есть способы увидеть мир по-новому? -Откройте с.13. Назовите. Эти способы.
- Следим глазами за лазерной точкой
- «Муха» на пальце (удаляем и приближаем к глазам)
А сейчас вам предоставится возможность проявить свою фантазию и воображение.
Внимание! Чёрный ящик! (Музыка «Что? Где? Когда?)
-Уважаемы знатоки всех команд, вам необходимо угадать, что лежит в черном ящике. Там лежит то, на чём рисовала собачка Соня. (ОБОИ).
Задание каждой группе 1-рисуют первую стену (море с чайками). 2-рисуют вторую стену (луг, цветы, бабочки, насекомые) 3-рисуют третью стену (загадочный лес, дверь, окно) 4- рисуют старые обои (цветочки, уши зайца, пятно) 5-как бы они сами разрисовали обои в своей комнате.
Гости выполняют любое задание (тоже рисуют фломастерами на обоях)
Рисунки команд вклеиваем внутрь коробки – получается комната. Посередине комнаты посадим игрушечную собачку. Отдельно – рисунки гостей.
Очень красивые у вас получились обои!
Пора подводить итоги нашей работы.
Предлагаю командиру группы оценить работу своей команды. Все члены группы работали активно |
+ | Члены группы высказывались по очереди, не перебивая друг друга |
+ |
|
|
|
|
|
|
-Сколько баллов вы поставили своей группе?
-Давайте вспомним какие задачи ставили в начале урока. -Всё ли сделали, что планировали?
-Что-то новое узнали? -Что у вас стало получаться лучше, чем раньше? -Какие цели поставите на следующие уроки?
Я узнал… Мне понравилось… Мне захотелось… У меня получилось… Мне было трудно…
Домашнее задание: Прочитать сказку. Следить за правильностью и выразительностью чтения. Придумать продолжение сказки.
|