Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме В.Сутеев "Мешок яблок" (УМК "Начальная школа ХХI века")
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Прохорова Ольга Николаевна

  В конспекте представлены развернутые цели урока, метапредметные умения. Указаны этапы урока, примерное время и цели каждого этапа урока. Показана работа по формированию навыка само- и взаимооценки в процессе парной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse_2003_1.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературного чтения (уроки слушания) в 1 классе

Учитель: Прохорова О.Н.

УМК  «Начальная школа ХХI века»:  Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса»

Тема:  Сутеев В. «Мешок яблок»

Цели урока:

  1. Обучающие:
  • Учить характеризовать героев (выделять признаки)
  • Учить воспроизводить текст посредством составления схематического плана и пересказа одной из частей
  • Учить правильно называть произведение, используя моделирование обложки
  • Учить делить текст на части и составлять план
  1. Развивающие:
  • Формировать умение выражать свое отношение к положительным и отрицательным поступкам героев через ответы на поставленные вопросы и выполнение заданий по содержанию текста
  • Развивать специальные читательские умения: правильно называть произведение, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему и жанр произведения посредством моделирования
  • Развивать навыки самостоятельной деятельности с помощью использования различных форм и видов работ на уроке (при работе в парах, моделировании, выборочном чтении)
  • Развивать навыки самооценки и самоконтроля через различные способы оценивания своих работ
  1. Воспитывающие:
  • Формировать понятии я о дружбе, доброте и отзывчивости

Общеучебные умения и навыки, отрабатываемые на данном уроке:

  • Умение принимать и решать учебную задачу
  • Умение анализировать прослушанное произведение
  • Умение строить различные модели (в соответствии с содержанием учебного материала)
  • Умение правильно оценивать выполнение чужой и собственной работы

Ход урока

№ этапа

Время (мин)

Цель этапа

1.Организационный момент

0,5

Организовать детей на урок

-  Добрый день! Я рада вас видеть, очень хочу начать работу с вами!

-  Какими должны быть ученики на уроке, чтобы он получился интересным и эффективным? (внимательными, доброжелательными, собранными, активными)

2. Введение в тему урока. Знакомство с планом.

2

Познакомить с планом урока, вывести учебную задачу урока

-  Какой  у нас урок?

-  Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

-  Посмотрите на пункты плана, и вы поймете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

План урока (можно использовать и картинный план):

  1. Организационный момент. Постановка учебной задачи.
  2. Слушание произведения.
  3. Физкультминутка
  4. Ответы на вопросы и выполнение заданий к тексту:
  • Составление плана
  • Моделирование обложки
  • Работа с иллюстрациями
  1. Физкультминутка
  2. Упражнение в чтении
  3. Итог урока

-  Попробуем сформулировать учебную задачу урока (учитель выслушивает ответы детей, обобщает их и открывает запись)

Учебная задача: учиться работать с моделями; рассказывать, о чем прочитали; правильно читать.

3.Слушание произведения. Выявление первичного восприятия. Физкультминутка

9

1

Формировать первоначальные умения анализа произведения

- Какова цель слушания произведения?  Слушайте  (Произведение рассказывается и читается учителем одновременно. Отрывок сказки, отмеченный в хрестоматии *, представляет  хорошо читающий ученик)

- Что запомнилось в произведении?

- Кто из героев вам понравился?

- Что показалось веселым?

-  Когда было страшно?

- Сегодня на уроке мы должны ответить на контрольный вопрос, который задает персонаж изучаемого произведения – Ворона:  «Как могло из пустого мешка столько добра появиться?»

4. Работа по содержанию произведения. Упражнения по формированию специальных умений. Физкультминутка

15

1

1.Привлечь внимание детей к тексту, к авторскому слову. Учить выражению своего отношения к произведению и его героям.

2. Учить детей правильно называть произведение, определять его тему и жанр

3. Учить давать характеристики героям произведения

  1. Анализ произведения.   Введение «заместителей» героев.

-  Зачем Заяц пошел в лес?

-  Почему возмущалась Ворона?  (Что ее не устраивало?)

-  Кого  угостил Заяц?

-  Составим план-схему, введя «заместителей» героев.

-  Почему Зайцу пришлось вернуться в лес,  к яблоне?

-  Какие подарки принесли звери зайчатам?

-  Почему они это сделали?

-  С каким настроением вернулся Заяц домой?  Почему?

2.  Моделирование обложки

(У каждого ученика ¼ листа бумаги, цветные карандаши)

-  Чему учимся, составляя модель обложки?

-  Самостоятельно составьте модель обложки.

Проверка:  - Сравните свои работы с образцом. У кого так? (Учителем допущены 2 ошибки)

-         - С чем вы не согласны?

                                                          - Почему нарисовали круг?

                                                         -  Докажите, что вы читала сказку.

                                                         - Что в этом произведении вымысел, а что – правда?

                                                         -  Назовите заголовок этой сказки.  

 - Назовите правильно произведение, с которым мы работаем на уроке.

-  Оцените выполнение своей работы   (Дети оценивают свои работы на листочках по предлагаемым критериям)

   

БЕЗ   ОШИБОК

1  ОШИБКА

БОЛЕЕ  1  ОШИБКИ

-  Поднимите руку, кто справился с моделированием обложки.

3. Работа с иллюстрациями учебника-хрестоматии (с. 140). Словарная работа

-  Сейчас будем учиться рассказывать о героях сказки (какие они), давать им характеристику. Помогут нам иллюстрации учебника и Толковый словарь.

-  Расскажите, кого вы видите на иллюстрации.

-  Рассмотрите внимательно Зайца. Как художник показал его состояние?

-  Послушайте отрывок из произведения к этой иллюстрации. Постарайтесь найти и запомнить слово, которое передает чувство Зайца во время встречи с Медведем  (Учитель читает отрывок из сказки, дети слушают и ищут слово)

-  Объясните, как вы понимаете значение этого слова? (обомлел)

-  Где найти точное толкование значения слов?   (Хорошо читающий ученик читает статью в Толковом словаре)

-  Почему же Заяц обомлел (ослаб от неожиданности)?

- Как он поступил?

-  Что о нем можно сказать?  ( На доске выписаны несколько прилагательных, характеризующих Зайца:  пугливый, заботливый, добрый, трусливый)

-  Рассмотрите 2-ю иллюстрацию ( стр.141)  Как вы думаете, что чувствуют  Зайчиха с зайчатами и Ёж? Почему?

-  Рассмотрите 3-ю картинку. Как художник передал настроение всех членов заячьей семьи?

-  Чему они радуются?

-  Вернемся к контрольному вопросу. Как вы ответите на него?

Физкультминутка

5.Упражнение в чтении

4

1.Упражнение в чтении слов и предложений из текста

2. Обучение чтению молча

1.Работа по учебнику

-  О чем должны помнить, читая отдельные предложения и тексты?

-  Что значит правильно читать?

-  Какие «помощники»  для чтения есть в учебнике? (пробелы между словами, указание ударения, дополнительные пометы-дужки)

  • Индивидуальное чтение вслух по вызову учителя
  • Чтение в парах (перед чтением учитель дает критерии оценивания чтения  в парах:

                 

ПЛАВНО ПО СЛОГАМ, БЕЗ ОШИБОК, СОБЛЮДАЯ ПАУЗЫ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1  -  2 ОШИБКИ

   

БОЛЕЕ 2-Х ОШИБОК

2.Работа в тетради на печатной основе (Учитель читает задание № 1, дети повторяют учебную задачу: чтение молча с целью нахождения ответа на вопрос)

Оценивание самостоятельной работы (на доске  или  экране напечатан отрывок из сказки, после того, как 70 % детей справятся с работой, учитель открывает запись с подчеркнутым ответом на вопрос. Дети оценивают правильность выполнения знаком «+»)

- Какую учебную задачу выполняли?   Какова ее цель?

6. Подведение итога урока

2

Подведение итогов проделанной работы

- Вспомним учебную задачу урока.

- Назовите произведение, изучаемое на уроке.

-  Можем ли мы сказать, что выполнили учебную задачу?

- Какие вопросы и задания показались вам наиболее интересными?

- Что вызвало затруднения?  

-  Каково ваше настроение от урока. Поднимите значок (солнышко, облачко). Объясните, почему вы выбрали такой знак.

-  Мы заканчиваем наш урок.  Благодарю за активную работу.

7.Рекомендации

0,5

Рекомендации по самостоятельной работе дома (по желанию)

-  Прочитать 1 часть сказки о том, как Заяц угощал лесных зверей яблоками, и рассказать ее по составленному на уроке плану.

-  Прочитать 2-ю часть сказки о том, как звери отблагодарили заячью семью, и рассказать ее по картинному плану, данному в тетради на печатной основе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 1 классе по теме: "Сравниваем", по программе "Начальная школа XXI века"

Конспект урока по математике в 1 классе по программе "Начальная школа  XXIвека" , по теме  "Сравниваем". Цели  урока: научить сравнивать предметы по форме, цвету, расположению...

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"

Дети знакомятся с творчеством  писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....

Конспект урока по литературному чтению, 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Журавль и цапля", УМК Начальная школа 21 века

Цели урока: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Журавль и цапля», ее содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизацией вдумчивого ...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему «Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе» (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование навыков выразительного чтения, формирование представлений о биографии Джонатана Свифта и его произведении «Приключение Гулливера».Планируемые ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему «Рисунки И.Билибина к сказке.» (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование у детей первоначальных представлений  о творчестве художника-иллюстратора И. Билибина.Планируемые результатыПредметные:-знать  творчество художн...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему «И.Крылов «Ворона и лисица»» (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование у детей первоначальных представлений о содержании басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица».Планируемые результатыПредметные:-знать  структуру...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "Иван Андреевич Крылов «Мартышка и очки»" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакамПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое басня Уметь находить признаки басн...