Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме В.Сутеев "Мешок яблок" (УМК "Начальная школа ХХI века")
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
В конспекте представлены развернутые цели урока, метапредметные умения. Указаны этапы урока, примерное время и цели каждого этапа урока. Показана работа по формированию навыка само- и взаимооценки в процессе парной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse_2003_1.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения (уроки слушания) в 1 классе
Учитель: Прохорова О.Н.
УМК «Начальная школа ХХI века»: Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса»
Тема: Сутеев В. «Мешок яблок»
Цели урока:
- Обучающие:
- Учить характеризовать героев (выделять признаки)
- Учить воспроизводить текст посредством составления схематического плана и пересказа одной из частей
- Учить правильно называть произведение, используя моделирование обложки
- Учить делить текст на части и составлять план
- Развивающие:
- Формировать умение выражать свое отношение к положительным и отрицательным поступкам героев через ответы на поставленные вопросы и выполнение заданий по содержанию текста
- Развивать специальные читательские умения: правильно называть произведение, находить и называть фамилию автора и заголовок, определять тему и жанр произведения посредством моделирования
- Развивать навыки самостоятельной деятельности с помощью использования различных форм и видов работ на уроке (при работе в парах, моделировании, выборочном чтении)
- Развивать навыки самооценки и самоконтроля через различные способы оценивания своих работ
- Воспитывающие:
- Формировать понятии я о дружбе, доброте и отзывчивости
Общеучебные умения и навыки, отрабатываемые на данном уроке:
- Умение принимать и решать учебную задачу
- Умение анализировать прослушанное произведение
- Умение строить различные модели (в соответствии с содержанием учебного материала)
- Умение правильно оценивать выполнение чужой и собственной работы
Ход урока
№ этапа | Время (мин) | Цель этапа |
1.Организационный момент | 0,5 | Организовать детей на урок |
- Добрый день! Я рада вас видеть, очень хочу начать работу с вами!
- Какими должны быть ученики на уроке, чтобы он получился интересным и эффективным? (внимательными, доброжелательными, собранными, активными)
2. Введение в тему урока. Знакомство с планом. | 2 | Познакомить с планом урока, вывести учебную задачу урока |
- Какой у нас урок?
- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?
- Посмотрите на пункты плана, и вы поймете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.
План урока (можно использовать и картинный план):
- Организационный момент. Постановка учебной задачи.
- Слушание произведения.
- Физкультминутка
- Ответы на вопросы и выполнение заданий к тексту:
- Составление плана
- Моделирование обложки
- Работа с иллюстрациями
- Физкультминутка
- Упражнение в чтении
- Итог урока
- Попробуем сформулировать учебную задачу урока (учитель выслушивает ответы детей, обобщает их и открывает запись)
Учебная задача: учиться работать с моделями; рассказывать, о чем прочитали; правильно читать.
3.Слушание произведения. Выявление первичного восприятия. Физкультминутка | 9 1 | Формировать первоначальные умения анализа произведения |
- Какова цель слушания произведения? Слушайте (Произведение рассказывается и читается учителем одновременно. Отрывок сказки, отмеченный в хрестоматии *, представляет хорошо читающий ученик)
- Что запомнилось в произведении?
- Кто из героев вам понравился?
- Что показалось веселым?
- Когда было страшно?
- Сегодня на уроке мы должны ответить на контрольный вопрос, который задает персонаж изучаемого произведения – Ворона: «Как могло из пустого мешка столько добра появиться?»
4. Работа по содержанию произведения. Упражнения по формированию специальных умений. Физкультминутка | 15 1 | 1.Привлечь внимание детей к тексту, к авторскому слову. Учить выражению своего отношения к произведению и его героям. 2. Учить детей правильно называть произведение, определять его тему и жанр 3. Учить давать характеристики героям произведения |
- Анализ произведения. Введение «заместителей» героев.
- Зачем Заяц пошел в лес?
- Почему возмущалась Ворона? (Что ее не устраивало?)
- Кого угостил Заяц?
- Составим план-схему, введя «заместителей» героев.
- Почему Зайцу пришлось вернуться в лес, к яблоне?
- Какие подарки принесли звери зайчатам?
- Почему они это сделали?
- С каким настроением вернулся Заяц домой? Почему?
2. Моделирование обложки
(У каждого ученика ¼ листа бумаги, цветные карандаши)
- Чему учимся, составляя модель обложки?
- Самостоятельно составьте модель обложки.
Проверка: - Сравните свои работы с образцом. У кого так? (Учителем допущены 2 ошибки)
- - С чем вы не согласны?
- Почему нарисовали круг?
- Докажите, что вы читала сказку.
- Что в этом произведении вымысел, а что – правда?
- Назовите заголовок этой сказки.
- Назовите правильно произведение, с которым мы работаем на уроке.
- Оцените выполнение своей работы (Дети оценивают свои работы на листочках по предлагаемым критериям)
БЕЗ ОШИБОК | 1 ОШИБКА | БОЛЕЕ 1 ОШИБКИ |
- Поднимите руку, кто справился с моделированием обложки.
3. Работа с иллюстрациями учебника-хрестоматии (с. 140). Словарная работа
- Сейчас будем учиться рассказывать о героях сказки (какие они), давать им характеристику. Помогут нам иллюстрации учебника и Толковый словарь.
- Расскажите, кого вы видите на иллюстрации.
- Рассмотрите внимательно Зайца. Как художник показал его состояние?
- Послушайте отрывок из произведения к этой иллюстрации. Постарайтесь найти и запомнить слово, которое передает чувство Зайца во время встречи с Медведем (Учитель читает отрывок из сказки, дети слушают и ищут слово)
- Объясните, как вы понимаете значение этого слова? (обомлел)
- Где найти точное толкование значения слов? (Хорошо читающий ученик читает статью в Толковом словаре)
- Почему же Заяц обомлел (ослаб от неожиданности)?
- Как он поступил?
- Что о нем можно сказать? ( На доске выписаны несколько прилагательных, характеризующих Зайца: пугливый, заботливый, добрый, трусливый)
- Рассмотрите 2-ю иллюстрацию ( стр.141) Как вы думаете, что чувствуют Зайчиха с зайчатами и Ёж? Почему?
- Рассмотрите 3-ю картинку. Как художник передал настроение всех членов заячьей семьи?
- Чему они радуются?
- Вернемся к контрольному вопросу. Как вы ответите на него?
Физкультминутка
5.Упражнение в чтении | 4 | 1.Упражнение в чтении слов и предложений из текста 2. Обучение чтению молча |
1.Работа по учебнику
- О чем должны помнить, читая отдельные предложения и тексты?
- Что значит правильно читать?
- Какие «помощники» для чтения есть в учебнике? (пробелы между словами, указание ударения, дополнительные пометы-дужки)
- Индивидуальное чтение вслух по вызову учителя
- Чтение в парах (перед чтением учитель дает критерии оценивания чтения в парах:
ПЛАВНО ПО СЛОГАМ, БЕЗ ОШИБОК, СОБЛЮДАЯ ПАУЗЫ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
1 - 2 ОШИБКИ |
БОЛЕЕ 2-Х ОШИБОК |
2.Работа в тетради на печатной основе (Учитель читает задание № 1, дети повторяют учебную задачу: чтение молча с целью нахождения ответа на вопрос)
Оценивание самостоятельной работы (на доске или экране напечатан отрывок из сказки, после того, как 70 % детей справятся с работой, учитель открывает запись с подчеркнутым ответом на вопрос. Дети оценивают правильность выполнения знаком «+»)
- Какую учебную задачу выполняли? Какова ее цель?
6. Подведение итога урока | 2 | Подведение итогов проделанной работы |
- Вспомним учебную задачу урока.
- Назовите произведение, изучаемое на уроке.
- Можем ли мы сказать, что выполнили учебную задачу?
- Какие вопросы и задания показались вам наиболее интересными?
- Что вызвало затруднения?
- Каково ваше настроение от урока. Поднимите значок (солнышко, облачко). Объясните, почему вы выбрали такой знак.
- Мы заканчиваем наш урок. Благодарю за активную работу.
7.Рекомендации | 0,5 | Рекомендации по самостоятельной работе дома (по желанию) |
- Прочитать 1 часть сказки о том, как Заяц угощал лесных зверей яблоками, и рассказать ее по составленному на уроке плану.
- Прочитать 2-ю часть сказки о том, как звери отблагодарили заячью семью, и рассказать ее по картинному плану, данному в тетради на печатной основе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике в 1 классе по теме: "Сравниваем", по программе "Начальная школа XXI века"
Конспект урока по математике в 1 классе по программе "Начальная школа XXIвека" , по теме "Сравниваем". Цели урока: научить сравнивать предметы по форме, цвету, расположению...
Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"
Дети знакомятся с творчеством писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....
Конспект урока по литературному чтению, 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Журавль и цапля", УМК Начальная школа 21 века
Цели урока: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Журавль и цапля», ее содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизацией вдумчивого ...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему «Д. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе» (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование навыков выразительного чтения, формирование представлений о биографии Джонатана Свифта и его произведении «Приключение Гулливера».Планируемые ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему «Рисунки И.Билибина к сказке.» (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование у детей первоначальных представлений о творчестве художника-иллюстратора И. Билибина.Планируемые результатыПредметные:-знать творчество художн...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему «И.Крылов «Ворона и лисица»» (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование у детей первоначальных представлений о содержании басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица».Планируемые результатыПредметные:-знать структуру...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему "Иван Андреевич Крылов «Мартышка и очки»" (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: формирование умения определять басню как жанр литературы по характерным признакамПланируемые результаты:Предметные: Знать, что такое басня Уметь находить признаки басн...