литературное чтение С.Есенин "Черёмуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Литературное чтение С.Есенин "Черёмуха " 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._cht._e_senin.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Харитонова Любовь Егоровна, учитель начальных классов

МОУ Акатьевской ООШ Московской области

                          Урок литературного чтения – 3 класс.

        

          Тема: С.А. Есенин «Черёмуха».

Цель: совершенствование навыка выразительного чтения лирических произведений.

Задачи:

  1. Совершенствование навыка чтения и работа с текстом.
  2. Развивать воображение и речь учащихся, стремление к творчеству.
  3. Воспитывать чувство сопереживания и бережного отношения к природе.

Оборудование:

1.        Слайды:

Слайд 1 – портрет С.А. Есенина, дом музей С.А. Есенина в селе Константинове.

Слайд 2 – изображение цветущей черёмухи.

Слайд 4 –словарная работа.

Слайд 5 – картинки с изображением воробьёв.

Слайд 6 – утверждения.

Слайд 7 – эпитеты.

         2.        CD   приложение к учебнику , аудиозапись  стихотворения «Черёмуха» С.Есенина.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего

Учитель: Прочитайте  стихотворение Александра Блока «Ворона» (2–3 ученика читают на отметку).

Учитель: Кто хочет оценить чтение? (оценивает, учитывая высказывания детей и свой комментарий).

II.        Вступительное слово учителя и объявление темы урока.

(Открыть учебники).

Учитель: Ребята, сегодня мы прикоснёмся к творчеству .А.Есенина, со стихами которого вы познакомились  во 2 классе. Кто вспомнил, какое стихотворение мы учили?

Ученик: Белая берёза.

Учитель: А кто сможет его прочитать?

Ученик: (ученик читает наизусть).

Учитель: С.А. Есенин – русский народный поэт. Родился в 1895 году, умер в 1925. Есенин родился и вырос в селе Константиново, под Рязанью, на берегу красивой русской реки Оки (показ слайда № 1). Ребята, мне посчастливилось побывать на родине С. Есенина, увидеть дом, в котором рос поэт, походить по тем же тропкам, полюбоваться красавицей Окой. (Показ фотографии).

Учитель: Ребята, чтобы лучше воспринять и прочувствовать стихотворение, которое вы сейчас услышите, нам надо перенестись в весну. Закройте глаза и внимательно слушайте меня. Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит солнце. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое-голубое, воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах цветущей черёмухи. Открыли глаза.

(Появляется слайд 2 с изображением черёмухи).

Учитель: Послушаем стихотворение «Черёмуха». Постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

 ( дети слушают  и следят по книге).

Учитель: Поделитесь своими мыслями о стихотворении с товарищами.

Ученик: Мне захотелось, чтобы скорее пришла весна. Это красивое, доброе стихотворение.

Учитель: Какое настроение автора вы почувствовали? Выберите из предложенного и обоснуйте свой ответ (запись на доске).

Ликующее, восторженное, шутливое, печальное, весёлое, праздничное, радостное, грустное.

Ученик: Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черёмуха, а «зелень золотистая на солнышке горит».

Учитель: Какие чувства возникли в вашем сердце? Выберите и обоснуйте свой ответ (запись на доске).

Изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, сожаление, печаль.

Ученик: Грусти, так как сейчас зима, а хочется, чтобы была весна.

Изумление – как при помощи обычных слов поэт написал такое красивое стихотворение.

Учитель: Какие картины возникли в вашем воображении?

Ученик: (свободно высказываются).

Учитель: Подготовьтесь к чтению вслух. Отметьте непонятные вам слова.

  • Читайте медленно.
  • После каждой строчки надо делать короткую остановку – паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания.
  • Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

Учитель: Какие слова непонятны?

Ученик: (называют и пытаются объяснить).

Учитель: Ребята, прочитайте, как объясняет эти слова «Толковый словарь» С.И. Ожёгова.

(Слайд 4 – словарная работа).

Роса медвяная – ароматная с запахом мёда.

Зелень пряная – с острым ароматным запахом.

Проталина – место, где частично растаял снег, и оголилась земля.

Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки.

Обдаёт – обливает со всех сторон сразу.

Вкрадчиво – осторожно, доверительно, любезно.

Под кручею – под обрывом.

Учитель: Отдохнём немного. Физкультминутка.

Ученик: (говорят и выполняют действия).

Утром бабочка проснулась.

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

Учитель: Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с паузами. Нужно передать настроение автора и свои чувства.

Ученик: (1–2 ученика читают).

Учитель: Как вы считаете, удалось ли прочитать выразительно.

 Автор написал это стихотворение чтобы:

(Слайд 6 – утверждения).

–        Чтобы сообщить, о том, что расцвела черёмуха;

–        чтобы передать свою радость;        

–        чтобы привлечь внимание читающего к красоте природы;

–        чтобы вызвать взаимное сопереживание.

Учитель: Какое утверждение вы считаете верным?

Ученик: (высказываются).

Учитель: Найдите в стихотворении слова, при помощи которых автор передаёт свою радость от вида необыкновенной красоты и помогает нам её увидеть.

Ученик: Душистая, серебряная, пряная, золотая.

(Слайд 7 – эпитеты).

Душистая пряная серебряный золотая медвяная

Это эпитеты – образное, художественное определение свойств предмета.

Учитель: Эпитеты делают нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной. Какие эпитеты вы сами придумаете к слову черёмуха?

Ученик: Душистая, белоснежная, весёлая, весенняя.

Учитель: Как вы считаете, черёмуха – это центральный (главный) или второстепенный образ в стихотворении?

Ученик: Я считаю что главный.

Учитель: Попробуем доказать, что главный.

Ученик: Название, иллюстрация.

Учитель: Чем же она привлекла внимание поэта? Опишем её словами.

Ученик: (описывают словами).

Учитель: Иллюстрация ко всему тексту?

Ученик: Нет.

Учитель: Прочитать только те строчки, которые относятся к иллюстрации.

Ученик: (читают выборочно).

Учитель: О ком можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит?

Ученик: О девушке.

Учитель: В этом стихотворении Есенина черёмуха – это красивая кудрявая девушка.

Учитель: А кто в стихотворении представляется юношей?

Ученик: Серебряный ручей.

Учитель: Прочитаем эти строки.

Ученик: (выборочно читают о серебряном ручье).

Работа в тетради на печатной основе.

Учитель: Это стихотворение и о природе, о том, что весна пришла, о любви. Всё живое наполнено любовью: и окружающая нас природа, и люди. Мы много поработали над стихотворением и сможем уже все, выразительно прочитать его. Кто желает. Читаем выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства.

Ученик: (читают выразительно 1 – 2 ученика, остальные комментируют).

Учитель: А сейчас работаем самостоятельно по карточкам.

Учении выполняют тест по прочитанному произведению.

V.        Задание на дом: стихотворение выучить наизусть, нарисовать иллюстрацию по желанию .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...