литературное чтение С.Есенин "Черёмуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Литературное чтение С.Есенин "Черёмуха " 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit._cht._e_senin.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Харитонова Любовь Егоровна, учитель начальных классов
МОУ Акатьевской ООШ Московской области
Урок литературного чтения – 3 класс.
Тема: С.А. Есенин «Черёмуха».
Цель: совершенствование навыка выразительного чтения лирических произведений.
Задачи:
- Совершенствование навыка чтения и работа с текстом.
- Развивать воображение и речь учащихся, стремление к творчеству.
- Воспитывать чувство сопереживания и бережного отношения к природе.
Оборудование:
1. Слайды:
Слайд 1 – портрет С.А. Есенина, дом музей С.А. Есенина в селе Константинове.
Слайд 2 – изображение цветущей черёмухи.
Слайд 4 –словарная работа.
Слайд 5 – картинки с изображением воробьёв.
Слайд 6 – утверждения.
Слайд 7 – эпитеты.
2. CD приложение к учебнику , аудиозапись стихотворения «Черёмуха» С.Есенина.
Ход урока.
- Проверка домашнего
Учитель: Прочитайте стихотворение Александра Блока «Ворона» (2–3 ученика читают на отметку).
Учитель: Кто хочет оценить чтение? (оценивает, учитывая высказывания детей и свой комментарий).
II. Вступительное слово учителя и объявление темы урока.
(Открыть учебники).
Учитель: Ребята, сегодня мы прикоснёмся к творчеству .А.Есенина, со стихами которого вы познакомились во 2 классе. Кто вспомнил, какое стихотворение мы учили?
Ученик: Белая берёза.
Учитель: А кто сможет его прочитать?
Ученик: (ученик читает наизусть).
Учитель: С.А. Есенин – русский народный поэт. Родился в 1895 году, умер в 1925. Есенин родился и вырос в селе Константиново, под Рязанью, на берегу красивой русской реки Оки (показ слайда № 1). Ребята, мне посчастливилось побывать на родине С. Есенина, увидеть дом, в котором рос поэт, походить по тем же тропкам, полюбоваться красавицей Окой. (Показ фотографии).
Учитель: Ребята, чтобы лучше воспринять и прочувствовать стихотворение, которое вы сейчас услышите, нам надо перенестись в весну. Закройте глаза и внимательно слушайте меня. Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит солнце. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое-голубое, воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах цветущей черёмухи. Открыли глаза.
(Появляется слайд 2 с изображением черёмухи).
Учитель: Послушаем стихотворение «Черёмуха». Постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.
( дети слушают и следят по книге).
Учитель: Поделитесь своими мыслями о стихотворении с товарищами.
Ученик: Мне захотелось, чтобы скорее пришла весна. Это красивое, доброе стихотворение.
Учитель: Какое настроение автора вы почувствовали? Выберите из предложенного и обоснуйте свой ответ (запись на доске).
Ликующее, восторженное, шутливое, печальное, весёлое, праздничное, радостное, грустное.
Ученик: Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черёмуха, а «зелень золотистая на солнышке горит».
Учитель: Какие чувства возникли в вашем сердце? Выберите и обоснуйте свой ответ (запись на доске).
Изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, сожаление, печаль.
Ученик: Грусти, так как сейчас зима, а хочется, чтобы была весна.
Изумление – как при помощи обычных слов поэт написал такое красивое стихотворение.
Учитель: Какие картины возникли в вашем воображении?
Ученик: (свободно высказываются).
Учитель: Подготовьтесь к чтению вслух. Отметьте непонятные вам слова.
- Читайте медленно.
- После каждой строчки надо делать короткую остановку – паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания.
- Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.
Учитель: Какие слова непонятны?
Ученик: (называют и пытаются объяснить).
Учитель: Ребята, прочитайте, как объясняет эти слова «Толковый словарь» С.И. Ожёгова.
(Слайд 4 – словарная работа).
Роса медвяная – ароматная с запахом мёда.
Зелень пряная – с острым ароматным запахом.
Проталина – место, где частично растаял снег, и оголилась земля.
Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки.
Обдаёт – обливает со всех сторон сразу.
Вкрадчиво – осторожно, доверительно, любезно.
Под кручею – под обрывом.
Учитель: Отдохнём немного. Физкультминутка.
Ученик: (говорят и выполняют действия).
Утром бабочка проснулась.
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
Учитель: Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с паузами. Нужно передать настроение автора и свои чувства.
Ученик: (1–2 ученика читают).
Учитель: Как вы считаете, удалось ли прочитать выразительно.
Автор написал это стихотворение чтобы:
(Слайд 6 – утверждения).
– Чтобы сообщить, о том, что расцвела черёмуха;
– чтобы передать свою радость;
– чтобы привлечь внимание читающего к красоте природы;
– чтобы вызвать взаимное сопереживание.
Учитель: Какое утверждение вы считаете верным?
Ученик: (высказываются).
Учитель: Найдите в стихотворении слова, при помощи которых автор передаёт свою радость от вида необыкновенной красоты и помогает нам её увидеть.
Ученик: Душистая, серебряная, пряная, золотая.
(Слайд 7 – эпитеты).
Душистая пряная серебряный золотая медвяная
Это эпитеты – образное, художественное определение свойств предмета.
Учитель: Эпитеты делают нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной. Какие эпитеты вы сами придумаете к слову черёмуха?
Ученик: Душистая, белоснежная, весёлая, весенняя.
Учитель: Как вы считаете, черёмуха – это центральный (главный) или второстепенный образ в стихотворении?
Ученик: Я считаю что главный.
Учитель: Попробуем доказать, что главный.
Ученик: Название, иллюстрация.
Учитель: Чем же она привлекла внимание поэта? Опишем её словами.
Ученик: (описывают словами).
Учитель: Иллюстрация ко всему тексту?
Ученик: Нет.
Учитель: Прочитать только те строчки, которые относятся к иллюстрации.
Ученик: (читают выборочно).
Учитель: О ком можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит?
Ученик: О девушке.
Учитель: В этом стихотворении Есенина черёмуха – это красивая кудрявая девушка.
Учитель: А кто в стихотворении представляется юношей?
Ученик: Серебряный ручей.
Учитель: Прочитаем эти строки.
Ученик: (выборочно читают о серебряном ручье).
Работа в тетради на печатной основе.
Учитель: Это стихотворение и о природе, о том, что весна пришла, о любви. Всё живое наполнено любовью: и окружающая нас природа, и люди. Мы много поработали над стихотворением и сможем уже все, выразительно прочитать его. Кто желает. Читаем выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства.
Ученик: (читают выразительно 1 – 2 ученика, остальные комментируют).
Учитель: А сейчас работаем самостоятельно по карточкам.
Учении выполняют тест по прочитанному произведению.
V. Задание на дом: стихотворение выучить наизусть, нарисовать иллюстрацию по желанию .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....