литературное чтение
план-конспект урока по чтению по теме
Предварительный просмотр:
Проект урока с использованием инновационных средств обучения
Конспект урока Харитоновой Л.Е , учителя начальных классов
МОУ Акатьевской ООШ Коломенского муниципального района
по предмету «Литературное чтение» 3 класс, УМК «Школа России»
Предмет: литературное чтение
Класс: 3
Раздел: “Собирай по ягодке – наберешь кузовок”?
Тема: А.П. Платонов “Цветок на земле”.
Цели урока:
1) Формировать навыки выразительного чтения и умение давать характеристику герою.
2) Развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее обогащения за счет словарной работы и глубокого проникновения в значение слова; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом, развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память.
3) Воспитывать чувства доброты и сострадания.
Планируемые результаты:
Личностные:
Умение
- проявлять интерес к содержанию прочитанного;
- осознать потребность в изучении темы;
- самостоятельно объяснять и определять свои чувства и ощущения, возникающие в результате рассуждения, обсуждения.
Метапредметные
Познавательные:
Умение
-ориентироваться в учебнике, учебном тексте;;
- отвечать на вопросы учителя, используя учебный текст;
- перерабатывать полученную информацию, обобщая её, пересказывать.
Регулятивные:
Умение:
-определять цель учебной деятельности;
- учиться высказывать свои гипотезы, обосновывать их;
- определять степень успешности выполнения своей работы и работы учащихся
Коммуникативные:
Умение:
- учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;
- сотрудничать, договариваться;
- конструировать небольшие устные речевые высказывания;
- доказывать свою точку зрения, подбирать аргументы для объяснения.
Предметные:
В познавательной сфере: познакомить с биографией и творчеством А.П. Платонова.
В ценностно – ориентированной сфере : бережное отношение к окружающей среде, воспитывать чувства доброты и сострадания.
Организация образовательного пространства.
Оборудование:
Традиционное:
- загадка о цветах;
- Портрет А.П. Платонова;
- Картинки с изображением цветов;
- Учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 3 кл.. М: Просвещение, 20013.
Инновационное оборудование:
- Интерактивная доска
- Документ – камера
- Компьютер;
- Проектор;
- Колонки;
- презентация
Формы работы:
фронтальная (Ф)
Групповая (Г)
- Индивидуальная(И)
Тип урока: Комбинированный урок.
Используемые учебники и учебные пособия: Л.Ф. Климанова "Литературное чтение" 3 класс. М: Просвещение, 2013. УМК «Школа России»
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1) Выразительное чтение отрывка о бабушке.
2) Краткий пересказ рассказа бабушки о Мите.
3) Рассказ о своей бабушке (прослушивание сочинения).
III. Речевая разминка.
1. Работа над пословицами и поговорками. (Работа с интерактивной доской – соедините начало и конец пословицы, объясните их смысл.)
1) И старость не страшна,( коли молодые помогут.)
2) Молодость летает пташкой,( а старость ползает черепашкой.)
3) Не обижай малого, (уважай старого – сам в почёте будешь.)
2. Работа над правильным выразительным чтением.
- Прочитайте пословицы и поговорки выразительно, без ошибок.
IV. Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.
1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
- Сегодня мы ознакомимся с рассказом А.П. Платонова “Цветок на земле”. Как вы понимаете название?
- О чём, по-вашему, рассказ?
- Кто герои рассказа?
- Какие могут быть события в рассказе с таким названием?
2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске.
Уточняют свои предположения о героях, теме, содержании.
- “Глаза жмурятся”. Как вы это понимаете? (Сужаются веки)
- А “Глаза смежать”. Как это? (Закрывать)
V. Физкультминутка.
VI. Работа с текстом во время чтения.
Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.
1. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. (Уточняющие вопросы на понимание, словарная работа). Вопросы учителя – вопросы к автору: ответы надо искать или уже в прочитанной части, или читать дальше. Комментарии ёмкие / дети идут по тексту вслед за автором, попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как разворачиваются характеры героев, работают над языком, представляют картины, которые нарисовал автор, видят, как постепенно накапливаются смыслы в тексте.
1) - Почему Афоне стало “скучно жить на свете”?
- Сколько лет было деду Титу?
- Сколько лет было Афоне?
- От чего у деда глаза слабые стали?
2) - Как вы понимаете выражение “глаза смотрели равнодушно”? (Без интереса)
- Расскажите: “Какой он есть” – дед Тит.
3) - Почему Афоне опять стало скучно жить на свете? (Ходил, не зная, что делать)
4) - Посмотрите внимательно на текст на следующей странице. Как называется такой вид текста? (Диалог)
- Как вы думаете, кто с кем там говорит? Давайте прочитаем диалог по ролям.
- Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?
- А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам?
- Будет ли Афоня будить деда дальше?
5) - Как заснул Афоня возле деда?
- Перечитайте ещё раз последнее предложение первого абзаца. Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю.
- Как вы думаете, удастся ли Афоне разбудить деда?
6) - Зачем Афоня остановил часы? (Они баюкали деда)
- Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы? (“Белый свет пытать”)
- Как вы это понимаете? (Изучать). Пытать – быть пытливым, любознательным.
- Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда “про всё”?
7) - Что значит осерчал?
- О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда?
- Прочитайте эти главные слова в тексте.
- Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное?
- А как это дедушка будет жить опять из своего праха?
- Как вы думаете, чем займётся Афоня в поле?
8) - Что мы узнали о мальчике из этой части. Каков он?
- Прочитайте первое предложение последнего абзаца. Как вы понимаете смысл таких слов? О чём подумал дед?
VII. Работа с текстом после чтения.
Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – “чтение между строк”)
1. Определение главной мысли рассказа.
- Определите, какая же главная мысль рассказа.
(Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.)
/Тема, идея/
2. Восстановление содержания рассказа по деформированному плану (Работа с документ –камерой)
- Расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.
- На печи рядом с дедом.
- Скучно Афоне жить на свете.
- Дед Тит.
- Опять скучно жить на свете.
- Пошли “белый свет пытать”.
- Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
- Проснулся ненадолго.
- Гребешок для деда.
- Прочитайте план.
3. Беседа по содержанию текста в целом.
- Понравился ли вам рассказ? Чем?
Повторное, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чём совпали и в чём не совпали первоначальные предположения о теме, о содержании текста, развитии событий, о героях.
VIII. Знакомство с биографией писателя.
1. Беседа с детьми о личности писателя. (Просмотр презентации использование проектора, доски.)
Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, предместье Воронежа.
Его отец был паровозный машинист. С 1906 по 1914 г. Андрей учился в церковно-приходской школе и городском училище.
Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать. В 1919 начал писать стихи и прозу.
Платонов унаследовал от отца любовь к технике и “потной работе”, преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека - рукодельца, от матери, “дочери часового мастера”, глубоко верующей женщины, - понимание души русского православного люда, высокий идеализм христианского мироотношения.
С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов “Июльская гроза” (1940), в который вошли “Ещё – мама”, “Железная старуха”, “Сухой хлеб”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Солдатское сердце” и т.д.
С октября 1942 года и до конца войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты “Красная звезда”. Работать Андрей Платонович не переставал до конца. Он скончался 5 января 1951 года в Москве.
IX. Итог урока.
- Почему рассказ назван “Цветок на земле”?
- Чему научил вас этот рассказ?
- Почему этот рассказ отнесли к этой теме “Собирай по ягодке – наберешь кузовок”?
X. Оценки.
XI. Домашнее задание.
Выберите эпизоды, описывающие дедушку, и подготовьте выразительное чтение этих эпизодов.
Подготовьте текст – описание своего дедушки и запишите в тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....