урок чтения в 1 классе с презентацией "Мягкий знак – показатель мягкости согласного"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Данный урок представлен по ходу изучения темы «Буква Ь (мягкий знак)» курса литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_-_pokazatel_myagkosti_soglasnogo.docx | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение (чтение)
Класс: 1
Тема. Мягкий знак – показатель мягкости согласного.
Цели урока:
Образовательные:
1. Создать условия для формирования понятия «Мягкий знак– показатель мягкости согласного».
2. Показать роль мягкого знака в словах.
3. Совершенствовать технику чтения.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку.
2. Воспитывать желание учиться и делать открытия.
3. Воспитывать умение слушать других.
Развивающие:
1. Развивать фонематический слух, внимание, память, речь, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
2. Развивать познавательный интерес путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций.
3. Развивать словарный запас.
УУД:
1) Личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника;
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
2)Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
Универсальные логические действия:
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
3)Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- формирование умения работать в парах.
В сфере коммуникативных УУД ученики смогут: - учитывать позицию собеседника (партнера);
- организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
4) Регулятивные УУД
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
- коррекция;
- оценка.
Характеристика деятельности учащихся:
Принимать учебную задачу урока.
Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Производить слого-звуковой анализ слов гусь, снегирь (с опорой на схему). Составлять слова из букв.
Объяснять, как обозначена мягкость согласного звука.
Соотносить звуковую форму слова гусь с его схемой.
Устанавливать количество звуков в слове.
Участвовать в обсуждении проблемы: «Как обозначить мягкость согласного на конце слова гусь?».
Читать слова с ь в середине и конце, производить их слого-звуковой анализ, обнаруживать несоответствие количества букв количеству звуков.
Делать вывод: буква ь звука не обозначает, она нужна для обозначения мягкости предшествующего согласного звука.
Обозначать буквой ь мягкость согласных на конце и в середине слов.
Читать текст.
Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Задавать вопросы по содержанию текста.
Озаглавливать текст.
Находить в тексте слова с новой буквой.
Определять, мягкость каких звуков обозначена буквой ь.
Определять место новой буквы на «ленте букв».
Объяснять роль буквы ь.
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.
Средства: компьютер, мультимедийный проектор, экран, алфавит, карточки с заданиями.
Ход урока:
- Орг.момент:
-Сегодня у нас на уроке гости. Посмотрите на гостей и поприветствуйте их.
Сегодня день осенний этот
Пусть станет добрым для всех нас.
Лучами солнечного света
Наполнится пусть каждый класс.
И пусть счастливым будет утро,
Прекрасным станет этот день.
Задор, усердие, терпенье
Пускай прогонят скуку, лень.
-Успехов вам сегодня, ребята!
- Проверка домашнего задания:
-На прошлом уроке при знакомстве с буквой ь (мягкий знак) мы говорили и читали о птицах, но особое внимание обратили на таких птиц, как голубь и лебедь. Почему?
(голубь – символ мира, лебедь – символ верности)
-На доске мы видим ваши рисунки с изображением этих птиц. Прекрасные рисунки, молодцы! Кто нам расскажет о своём рисунке?
(дети проводят защиту своих рисунков)
- Подготовка к работе на основном этапе:
1)Осень, голубь и деньки,
Мальчик, окунь, окуньки,
Тень и зелень, мель и ель,
И сосульки, и капель –
Здесь не зря во всех словах
Пишут букву – МЯГКИЙ ЗНАК.
Кто из вас, ребята знает
Что он здесь обозначает?
(мягкий знак показывает мягкость согласного)
Работа в паре:
-Каждая пара получила карточку, на которой записаны слова. Прочтите их и обратите внимание на то, как получилось второе слово, записанное на карточке?
(с помощью ь)
(шест – шесть, угол – уголь, хор – хорь, мел – мель, вес – весь, ест – есть, пенки – пеньки, банка – банька, мол – моль, кон – конь)
2) –Какую тему урока мы определим?
(Мягкий знак – показатель мягкости согласного)
3)-Чем будем заниматься на уроке? Определим цели.
(показать условные обозначения)
-читать и слушать;
-учиться задавать вопросы придумывать предложения;
-делать звуковой анализ слов;
-учиться выразительно читать.
4)-Какие средства будем использовать на уроке?
-веер букв; -магнитная доска; -учебник; -компьютерная презентация; -лента букв; - алфавит; -слоги; -буквы.
5)Мотивация:
- Произнесём для себя установку: НАДО – ХОЧУ – МОГУ.
6)Организация фиксаций сложностей (затруднений) уч-ся (постановка проблемы урока):
-К нам на урок принесли шкатулку заданий. А почему шкатулка именно зелёного цвета да ещё с цифрой «5», хотя у нас и не урок математики, - это мы узнаем в течение урока.
4. Усвоение новых знаний и способов действий:
1)построение плана-проекта:
-работа по учебнику;
-работа над составлением предложений;
-работа в группе;
-работа с веером букв;
-работа с магнитной доской.
2)реализация плана:
-Достаём из шкатулки первое задание.
«Рассмотри иллюстрации на стр.12 учебника».
-Что мы видим на картинке?
(листы календаря)
-Прочтите названия месяцев. На какие группы мы их можем поделить?
(осенние и зимний)
-Назовите осенние месяцы. Какой сейчас идёт месяц?
Народ называет ноябрь "листогноем". Почему? Это последний осенний месяц. Деревья уже сбросили листву, дует холодный ветер, рано темнеет.
-Достаём из шкатулки второе задание.
«Прочитайте народные пословицы и поговорки и объясните их.
В ноябре зима с осенью борется. Ноябрь зиме дорожку кажет.
Кто в ноябре не зябнет, тот и в декабре не замёрзнет».
- А что вы знаете о декабре?
(первый месяц зимы, 31 декабря отмечаем Новый год)
-Кого все дети ждут в новогодний праздник?
Сегодня, 18 ноября, наш любимый Дед Мороз отмечает день рождения у себя дома, в далёком северном городе Великом Устюге. А ещё по наблюдениям, именно в этот день в Великом Устюге ударяют сильные морозы, и вступает в силу настоящая зима.
Поздравить сказочного именинника приезжают его многочисленные родственники — Санта-Клаус из Финляндии, Чисхан — якутский Дед Мороз, карельский Паккайне, зимний сказочник Микулаш из Чехии, Снегурочка из Костромы.
В этот день Дедушка Мороз, так называют его дети, читает в своём сказочном тереме поздравительную почту. Но написать письмо ему ещё не поздно, ведь он их читает до Старого Нового года, т.е. до 14 января.
-Что общего вы заметили в написании этих четырёх месяцах? (ь)
5. Физкультминутка.
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать,
И ладошками похлопать.
К нам пришёл Дед Мороз.
Он игрушек, и хлопушек,
Много снега нам принёс!
Он добрый у нас,
Он весёлый у нас,—
Возле ёлочки зелёной
Сам пошел с нами в пляс. (песня Деда Мороза, дети приседают)
6. Закрепление новых знаний и способов действий:
1) -Достаём из шкатулки третье задание.
«Прочитайте текст на стр.12 и придумайте продолжение рассказа».
-Но прежде скажите, как понимаете выражение «ударили первые морозы»?
(предложение «Ударили первые морозы» записано на доске, чтение «в лицах»)
(читающие дети читают текст на стр.12)
-Как можно продолжить этот рассказ?
-Найдите в тексте слова с мягким знаком. Подберите слово, подходящее к схеме (пальто).
2) -Достаём из шкатулки четвёртое задание.
«Прочитайте слова на доске и составьте к ним схемы».
(дети составляют схемы слов гусь, снегирь).
-Как их можно назвать одним словом? Чем отличаются птицы от других животных?
3)Работа в группе:
-Достаём из шкатулки пятое задание.
«Из букв составьте слово и придумайте предложение с этим словом».
(рысь, пять, олень, осень)
7. Контроль и самоконтроль способов действий:
-На магнитной доске напечатайте слово с мягким знаком на конце слова.
8. Коррекция знаний и способов действий:
-В начале урока перед вами была задача «догадаться» почему шкатулка, которую нам принесли на урок зелёного цвета с цифрой «5».
(зелёный цвет – мягкость согласного, после которого пишется ь, «5» - столько заданий мы выполнили, в слове «пять» пишется ь)
9. Домашнее задание:
-Послушайте загадку:
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! (снегирь)
О ком идёт речь? Подготовьте краткое сообщение о снегире и нарисуйте его.
10. Подведение итогов:
-Ребята, как вы сегодня потрудились на уроке? Если вы старались и справились с трудностями, погладьте себя по голове.
Мне тоже понравилась ваша активность и усердие на уроке.
11. Рефлексия:
-А теперь устроим фейерверк (салют). На столе у вас прикреплены листочки. Если вам понравился урок, прикрепите на доску эти листики. Посмотрим, получится ли у нас салют.
СПАСИБО ЗА УРОК!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УМК Школа России урок русского языка по теме "Написание мягкого знака показателя мягкости согласного" по ФГОС
Урок составлен по УМК Школа России.Тема "Написание мягкого знака вконце и середине слова после согланых"Цели урока:Обучающие:- развитие фонематического слуха;- формирование умения использования мягког...
Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс
В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...
Разработка урока русского языка во 2 классе по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов."
Данный конспект урока разработан для учащихся 2 класса по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого "Русский язык 2 класс" ("Школа России"). В конспект урока включены фрагменты презентации, таблицы для ...
Урок русского языка в 1 классе по теме "Мягкий знак-показатель мягкости согласных звуков"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, на основе деятельностного подхода, с применением разных форм организации учебной деятельности. На уроке используются методы, приемы и средства обучен...
Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: «Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука»
Составитель урока: учитель начальных классов Крысанова Т.И. МКОУ «Новогремяченская СОШ», с. НовогремяченскоеПредмет: Русский языкАвторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. ГорецкийКласс: 2Тема: ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ МЯГКИЙ ЗНАК - ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНОГО ЗВУКА. ПЕРЕНОС СЛОВ С МЯГКИМ ЗНАКОМ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПОМОЩНИКОМ , КАК В УСВОЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА, ТАК И ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ....
Конспект открытого урока по обучению грамоте в 1 классе по теме: "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука"
Конспект урока обучения грамоте № 52 по теме «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука». Данный урок обучения грамоте в системе ур...