Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показателем мягкости согласного звука, закрепить умение переноса слов с мягким знаком. Урок проведён в соответствии с ФГОС. Все этапы урока взаимосвязаны. Учитель подводит детей к формулировке темы урока. Правило о переносе слов с буквой "ь" учащиеся выводят сами с помощью решения поиска проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_3.docx | 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ФГОС
Тема: «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком»
УМК «Перспектива», 2 класс
Учебник: Л.Ф. Климанова, Т. Е. Бабушкина «Русский язык», Москва, «Просвещение», 2012
Цель урока: продолжить работу с буквой «ь» как показателя мягкости согласных, закрепить умение переноса слов с мягким знаком.
Задачи урока:
личностные:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
коммуникативные:
- формировать умение осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками;
- формировать умение разрешить конфликт, управлять поведением партнёра во время работы в группе;
- формировать умение с достаточной точностью выражать свои мысли, вести диалог, отвечать на вопросы, участвовать в беседе;
регулятивные:
- формировать умение ставить цель, планировать, контролировать, оценивать свою деятельность, вносить коррективы, строить прогнозы
познавательные:
- формировать умение читать и слушать;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- самостоятельно находить и понимать нужную информацию;
- осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Проводит настрой на урок. Организует погружение в проблему. Слайд 1 -Сегодня у нас урок-конкурс. В течение урока мы проведём конкурс на самого интеллектуального, активного ученика. На уроке вам необходимо внимательно меня слушать, помогать мне, а я помогу вам, и вместе у нас всё получится. Слайд 2 - На уроке вместе с нами будут работать наши постоянные помощники. Как их зовут? - Аня и Ваня просят вас написать соединения с буквой, а с какой – вы сейчас сами отгадаете. Слайд 3 Этот знак, хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но часто в слово просится. - О какой букве идёт речь? - Пишем соединения с буквой «ь» льв вья рьк - Продолжите соединения до конца строки. - Придумайте слова с этими соединениями. - Аня и Ваня придумали слова Львёнок, деревья, зверьки (разбор соединений) - Запишите эти слова. - Какое слово лишнее? Почему? - Догадались, с какой буквой будем работать на уроке? | Анализируют имеющиеся знания. Фиксируют проблему. Самостоятельно придумывают слова с соединениями букв. Осуществляют мыслительные операции. Ставят цель урока. | Познавательные: -пытаются решить задачу известным способом; - учатся читать и слушать, извлекать нужную информацию; - осуществляют мыслительные операции. Регулятивные: определяют тему и цель урока. Коммуникативные: строят высказывания |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | Подводящий диалог. Слайды 4-6 А теперь наши помощники предлагают вам написать слова, правописание которых надо запомнить. - Как называются такие слова? (словарные) - Большая сумка, в которой ученики носят книги, тетради, авторучки (портфель) -Несколько листов бумаги, скреплённых вместе, в которых ученики пишут (тетрадь) - Какую букву в этом слове можно проверить? Как проверим? - Человек, который открывает ученикам дорогу в мир знаний (учитель) - О чём записанные слова? Какова общая тема? ( о школе) - Первый учебный месяц после летних каникул (сентябрь) - Какую одинаковую орфограмму увидели? - Какую работу он выполняет? (смягчает предыдущий согласный звук) Слайд 7 Взаимопроверка. - Оцените себя на полях (! + -) - Поднимите руки, кто поставил ! + - Слайд 8 Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки! И несут меня не кони, А блестящие… (коньки) - Какую букву вставим в слово: «о» или «а»? - Где проверим? ( в словаре) (работа в парах с орфографическим и толковым словарями. Ученик делает доклад о происхождении слова). Слайд 9 Самое первое упоминание слова «конёк» можно найти в англо-нидерландском словаре в 17 веке. Передняя часть деревянных коньков была украшена конской головой, отсюда и название – от слова «конь» Работа на доске - Сколько слогов в слове? - Какой слог ударный? - Считаем звуки (5) - Считаем буквы (6) - Почему букв больше, чем звуков? Коньки – 2 сл, 5 зв, 6 б (Запись слова в тетрадь) - Какие знаете предложения по цели высказывания? (повествовательные, вопросительные, побудительные) - по интонации (восклицательные и невосклицательные) Сейчас будем работать в группах. Повторим правила работы. 1 группа: придумать повествовательное предложение со словом «коньки»; 2 группа: придумать вопросительное предложение со словом «коньки»; 3 группа: придумать побудительное предложение со словом «коньки»; 4 группа: придумать восклицательное предложение со словом «коньки». Проверка. Слайд 10 Аня и Ваня придумали своё предложение со словом «коньки». Но пока они добирались до вас, оно рассыпалось. Помогите им его собрать. Запись под диктовку: Девочки мчались по льду на коньках. - Какие орфограммы увидели в предложении? Физкультминутка | Записывают словарные слова. Осуществляют мыслительные операции. Осуществляют проверку орфограмм. Делают обобщение. Осуществляют операцию сравнения. Осуществляют взаимопроверку и самооценку. Осуществляют мыслительные операции. Выполняют практическую работу с словарями.. Учение осуществляет воспроизведение самостоятельно найденной информации Выполняют звуко-буквенный анализ слова. Вспоминают изученный ранее материал. Осуществляют работу в группах.
Составляют предложение из слов. Записывают его под диктовку. Повторяют изученные орфограммы. | Познавательные: -осуществляют мыслительные операции; - самостоятельно находят и воспроизводят информацию; -делают обобщения, выводы. Регулятивные: - оценивают свою деятельность; -осуществляют самоконтроль знаний. Коммуникативные: - сотрудничают с учителем и сверстниками; - работают в парах и группах; - строят высказывания, воспринимают ответы обучающихся. |
Постановка учебной задачи. Открытие нового знания. | Организует учебное исследование. Даёт задание на преобразование информации. Приводит противоречивые факты. Слайд 11 Аня тоже решила написать это предложение. У неё на строке не уместилось последнее слово. Она решила перенести его так: конь-ках. А Ваня посоветовал ей перенести его так: кон-ьках. Кто же прав? Почему? - Как вы думаете, над чем дальше будем работать на уроке? Слайд 12 Слайды 13-14 Работа с таблицей «Знаю-Хочу узнать-Узнал» Напишите, что вы знаете о букве «ь» и что хотите узнать (обучающиеся самостоятельно заполняют графы «Знаю», «Хочу узнать» таблицы) - Итак, что же вы знаете о букве «ь»? (обмен мнениями) - Что хотите узнать? - Как переносим слова? (по слогам). А слова с «ь» в середине? Слайд 15 - А теперь откроем учебник по закладке и прочитаем, о чём нас спрашивает мудрый Совёнок? - Как вы думаете? - Произнесите то, что прочитали на слайде (нь) - Сколько звуков вы произнесли? - Можем разорвать один звук? - Сделайте вывод, почему же нельзя переносить букву «ь» на другую строку? | Вступают в диалог. Предлагают свой вариант ответа по учебной проблеме. Дополняют тему урока. Осуществляют вызов имеющихся знаний.по теме. Высказывают свою точку зрения. Осуществляют мыслительную операцию. Осуществляют мыслительные операции и высказывают свою точку зрения. Проводят самостоятельное исследование. Делают вывод. | Познавательные: формулируют понятие, осуществляют мыслительные операции, делают обобщения, вывод. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Коммуникативные: -участвуют в обсуждении содержания материала |
Первичное закрепление. | Осуществляет диагностическую работу. Предлагает придумать свои задания по новому правилу Упражнение 87 - Читаем задание. - Как понимаете смысл пословицы? - Задание: самостоятельно списать пословицу и разделить слова с буквой «ь» для переноса. Проверка. Слайды 16-20 Работа в группах (задания на карточках): 1 группа: Выписать из текста слова с «ь» в середине слова и разделить их для переноса. На дворе сильный мороз. А дома тепло. В печке тлеют угольки. Юра читает. Маленькая Надя слушает. Кот Васька лёг спать в уголке. 2 группа: Выбери слова, которые неправильно разделены для переноса. Спиши их, раздели для переноса верно. Бель-чонок, ма-льчик, звер-ьки, пал-ьто, пись-мо, коль-цо 3 группа: Подбери к данным словам слова-антонимы и раздели их для переноса. Слабый – сильный, ближний-дальний, маленький-большой, здоровый-больной. 4 группа: придумай 4 слова с «ь» в середине и раздели их для переноса. Проверка. | Объясняют собственное понимание высказывания. Осуществляют проверку. Работают в группах с разноуровневыми заданиями. Осуществляют мыслительные операции. Выполняют тест. Самостоятельно подбирают к данным словам слова-синонимы. Придумывают примеры на изученное правило. Осуществляют проверку. | Познавательные: --осуществляют работу по выполнению отдельных операций; - осуществляют мыслительную деятельность. Регулятивные: осуществляют самоконтроль. Коммуникативные: -сотрудничают со сверстниками: - разрешают конфликты, управляют поведением партнёра; -выражают свои мысли, участвуют в беседе. |
Самостоятельная работа. | Организует самостоятельную практическую работу, предлагает детям разноуровневые задания на выбор. Слайд 20. (У каждого ученика на столе 2 задания в конверте. Учитель предлагает ему выбрать то, которое ему хочется выполнить и выполнить его самостоятельно). 1 задание: спиши слова, разделив их для переноса Деньки, скользкий, будильник, мельница, спальня, скользить, меньше, дальше, больше, крыльцо, мальчик, школьник, ольха, тюльпан, васильки, пеньки, ельник, крыльцо 2 задание: подбери к данным словам слова – родственники с мягким знаком в середине. Раздели их для переноса. Окунь – окуньки, уголь- …, стебель – … . | Самостоятельно выбирают задания и выполняют их. Выполняют мыслительные операции. | Познавательные: применяют новые знания, отрабатывают операции, в которых допускают ошибки. Регулятивные: самопроверка, контроль. Коммуникативные: строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. |
Рефлексия деятельности. | Диагностическая работа. Организует работу по подведению итогов самими обучающимися.Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Слайд 21 -Я повторил на уроке… -Я узнал, что… -Мне понравилось… Слайд 22 Приём «Синквейн» -Давайте обобщим всё, что мы знаем о букве «ь». Для этого составим синквейн. Я предлагаю вам убрать лишние карточки с доски по каждому пункту синквейна. 1. мягкий знак 2.разный, беззвучный, согласный; 3. смягчает, удаляет, меняет, остаётся; 4. хитрый, заглавная, ненужная; 5. буква необычная, звук, слог. -Что же узнали про букву? -Аня и Ваня тоже составили синквейн. Он на слайде. Прочитайте и скажите, похож ли он на ваш синквейн. - Сегодня я шла на работу и моя ученица подарила мне красивую веточку. Давайте сделаем её ещё красивее, привязав на неё ленточки красного, оранжевого и синего цвета. С помощью этих ленточек вы выразите своё настроение, состояние на уроке. (привязывают ленточки). Определить самого активного ученика мне помогут гости, присутствующие на уроке. Слайд 23 -Спасибо всем за работу на уроке. | Выполняют диагностическую работу. Подводят итоги урока. Осуществляют саморефлексию. Составляют синквейн. Выражают своё эмоциональное состояние. | Познавательные: - выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Регулятивные: осуществляют контроль, саморефлексию. Коммуникативные: умеют использовать речь для регуляции своего действия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на конце слова"
Урок русского языка, УМК система Л.В. Занкова Класс: 2Раздел программы: Твёрдые и мягкие согласные звуки.Тема урока: Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на конце слова.Тип у...
Разработка урока русского языка во 2 классе по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов."
Данный конспект урока разработан для учащихся 2 класса по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого "Русский язык 2 класс" ("Школа России"). В конспект урока включены фрагменты презентации, таблицы для ...
Урок русского языка в 1 классе по теме "Мягкий знак-показатель мягкости согласных звуков"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, на основе деятельностного подхода, с применением разных форм организации учебной деятельности. На уроке используются методы, приемы и средства обучен...
Электронный тренажер по русскому языку "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука в конце слова".
2 класс ОС "Школа 2100"...
конспект урока по ФГОС Тема :"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.Перенос слов с мягким знаком"
Технологическая карта урока построена в соответствии с программным материалом УМК " Школа России" 2 класс. Конспект урока содержит цели, задачи по ФГОС.В конспекте прослеживаются все этапы урока сог...
Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: «Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука»
Составитель урока: учитель начальных классов Крысанова Т.И. МКОУ «Новогремяченская СОШ», с. НовогремяченскоеПредмет: Русский языкАвторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. ГорецкийКласс: 2Тема: ...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ МЯГКИЙ ЗНАК - ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНОГО ЗВУКА. ПЕРЕНОС СЛОВ С МЯГКИМ ЗНАКОМ.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПОМОЩНИКОМ , КАК В УСВОЕНИИ НОВОГО МАТЕРИАЛА, ТАК И ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ....