Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: «Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Составитель урока: учитель начальных классов Крысанова Т.И. МКОУ «Новогремяченская СОШ», с. Новогремяченское
Предмет: Русский язык
Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Класс: 2
Тема: «Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука»
Тип урока: Урок -сюрприз
Цель: развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью мягкого знака.
Задачи:
- систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках, и способах обозначения мягкости согласных на письме;
- развивать умение обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, силу воли, речь детей,
- учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя,
- тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация;
- тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах,
- воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.
Демонстрационный материал: карточки с шагами учебной деятельности, эталоны, лента букв, схема-опора для написания Ь, презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Составитель урока: учитель начальных классов Крысанова Т.И. МКОУ «Новогремяченская СОШ», с. Новогремяченское
Предмет: Русский язык
Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Класс: 2
Тема: «Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука»
Тип урока: Урок -сюрприз
Цель: развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью мягкого знака.
Задачи:
- систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках, и способах обозначения мягкости согласных на письме;
- развивать умение обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, силу воли, речь детей,
- учить определять и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя,
- тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация;
- тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах,
- воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.
Демонстрационный материал: карточки с шагами учебной деятельности, эталоны, лента букв, схема-опора для написания Ь, презентация.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности
- Проверьте готовность к уроку.
Слайд 2
Организация учебного процесса на этапе:
Всё знакомо вокруг, тем не менее,
На земле ещё столько всего,
Что достойно, поверь, удивления!
- Ребята, вы любите делать открытия, узнавать что-то новое? (Да.)
- Как ученики узнают новое? (Определяют, что не знают, и сами находят способ. (Эталон)
- Что мы закончили изучать на предыдущем уроке? (Мягкие и твердые согласные звуки).
II. Актуализация знаний в пробном учебном действии и фиксация затруднения
Проверка дом. задания
- Ваше предположение, что мы будем изучать сегодня? (Узнавать новое о мягких согласных)
- Прежде чем узнать новое, какой шаг учебной деятельности мы совершим? (Повторим необходимые знания).
Слайд 3.
Мёд, ряд, рис, люк, мел.
- Что общего во всех этих словах? (Слова односложные, обозначают предмет, первый согласный звук мягкий).
Слайд 3(анимация)
- Спишите. Подчеркните и назовите буквы, которые обозначают мягкость этих согласных на письме? (Ё, я, е, и, ю).
- Послушайте сказку.
Чтение сказки:
Слайд 4
Пришла как-то к буквам новая буква и попросила записать её в алфавит. «Все буквы в алфавите должны обозначать звуки», — проворчала буква В. «А вы никакого звука не обозначаете», — упрекнула буква Н гостью. «Можете ли вы, уважаемая буква, стоять в начале слова, чтобы предыдущее слово на него не наскочило?» — поинтересовалась буква С. «В начале слова не работаю», — сказала таинственная незнакомка. «А где же вы работаете?» — допытывалась буква Т. «В конце и в середине слова после многих согласных» — ответила гостья. «Зачем после нас работать, мы и сами свою работу хорошо делаем!» — воскликнули недовольные согласные. Обиделась незнакомка и ушла, и тотчас со словами стали происходить большие неприятности:
Слайд 4 (анимация)
Слайд 5
шест?, пал?то, тен?
- Какая это была буква? (Мягкий знак).
- Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? (Мягкому знаку).
Чистописание
Слайд 6-9
Потренируемся в его написании
ьь нь ль ть дь ьт
Пробное действие.
Слайд 10
- Вот первое слово, убежавшее из сказки: шест?
- Запишите это слово и объясните его написание (на планшете)
- Кто выполнил задание?
- Кто не смог справиться с заданием? (Я не могу записать слово).
- Я увидела, что у вас записаны разные слова.
- Кто из вас уверен, что правильно выполнил задание? Каким эталоном вы воспользовались? (Я не могу объяснить написание слова. У меня нет эталона).
Зафиксировали затруднение. Учитель на доске записывает вопросительный знак.
III. Выявление места и причины затруднения
- Что теперь будете делать? Какой следующий шаг?
(Вернемся к заданию в пробном действии и будем думать, что мы сделали, как мы делали и почему не получилось).
- Что же вы делали, какое задание выполняли? (Записывали слово из сказки и объясняли его написание).
- В чем же затруднение? (- Не знаем о каком слове идет речь (шест - шесть
- Не знаем, как обозначит мягкость согласного звука на письме в конце слова и перед согласной буквой.
-Не можем обосновать свою запись).
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Итак, вы поняли причину своего затруднения. Что вы будете делать дальше?
(Мы должны поставить перед собой цель).
- Определите цель своей работы.
(Будем учиться обозначать мягкость согласного звука на письме в конце слова и перед согласным).
Слайд 11
- Сформулируйте тему нашего урока.
(Тема нашего урока: «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука»).
Слайд12
- Я вам предлагаю работать по следующему плану.
Слайд 12 (анимация)
- Уточняем лексическое значение слова.
- Определяем мягкие согласные в слове и способ обозначения мягкости согласных.
V. Реализация построенного проекта
(фронтальная работа)
Слайд-13 (анимация)
шест - шесть
- - Прочитайте слова. Что обозначает слово шест? (Шест — это длинная палка).
- Что обозначает слово шесть? (анимация) (Шесть — это цифра и число).
- - Сравните слова шест и шесть по числу букв. (В слове шест на одну букву меньше).
- Что можете сказать о числе звуков в данных словах? (Количество звуков в данных словах одинаковое).
- Как вы это объясните? (Буква Ь звука не обозначает).
- Одинаково ли произносится звук [т] в первом и втором словах? (В первом слове звук [т] звучит твердо, во втором — мягко).
- Какая буква показывает, что согласный т во втором слове надо произносить мягко?
(Мягкий знак показывает, что согласный m во втором слове надо произносить мягко).
- В какой позиции мягкий знак обозначает мягкость согласного? Подчеркните (Ь) и букву, мягкость которой он обозначает. (Мягкий знак обозначает мягкость согласного, если находится после него).
- Какую важную роль он выполняет? (Может менять лексическое значение слова).
- Вернемся к словам из сказки. Какие слова еще были? (Пальто, тень).
Слайд 14 (анимация)
пал?то, тен?
- Какой мягкий согласный звук вы слышите в слове пальто? ([л'])
- Как мы обозначим мягкость согласного звука на письме? (ь)
Аналогично - тень
- Какой вывод можно сделать?
(Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается (ь).
- Откройте учебник на стр. 125 и проверьте, правильный ли вывод мы сделали. (Эталон) (Да).
Слайд 15
Обобщим наши знания о мягких согласных
- Каким образом обозначается мягкость согласных в русском языке? (Мягкость согласных звуков обозначается на письме гласными
Е, Ё, Ю, Я, И и Ь).
Слайд 16
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
физкультминутка
Учитель читает стихотворение четко и неторопливо, проговаривая каждое слово. Дети, услышав слово с мягким знаком на конце, должны присесть, хлопнув в ладоши над головой, и встать.
Мягкий знак, мягкий знак —
Без него нельзя никак.
Без него не написать:
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест. Вместо есть напишем ест.
- Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон).
- Отгадайте загадки, запишите красиво отгадки. (Учащиеся по цепочке отгадывают загадки, записывают отгадки в тетради и на доске с комментированием, объясняют написание с опорой на эталон).
1. Одну меня не съешь никогда,
А без меня – невкусна еда. (Соль)
2. Спит или купается, все не разувается.
День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь)
3. Езжу сразу на обоих!
Что за кони у меня? (Коньки)
4. У двух матерей
По пять сыновей.
Одно имя всем. (Пальцы)
Проверка с доски
- На какие две группы можно разделить слова?
(По количеству слогов, по вопросам кто? что? по местонахождению Ь в слове).
Работа устно фронтально.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Как убедиться, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу).
Слайд 17.
карась, яблонька, апрель, лошадь, альбом, пальцы.
- Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения Ь и запишите их в два столбика.
карась яблонька
апрель альбом
лошадь пальцы
Поверка.
Слайд 18
(На слайде слова преобразуются в 2 столбика).
- Какое место занимает Ь в словах первого столбика? (Стоит в конце слова после согласной).
- Какова роль Ь в этом случае? (Показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко).
- Какое место занимает Ь в словах второго столбика? (Стоит в середине слова между двумя согласными).
- Какой из двух согласных произносится мягко? (Согласный, который стоит перед Ь).
- Какова роль Ь в этом случае? (Ь, находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко).
- Какой вывод можем сделать? (Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук, произносится мягко. Это орфограмма).
- У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки).
- Сделайте вывод. (Нам надо потренироваться в написании слов с мягким знаком).
VIII. Включение в систему знаний.
Запись предложения под диктовку на доске.
Как на тоненький ледок выпал беленький снежок.
(Из народной песни.)
- Назовите мягкие согласные. Как обозначена их мягкость?
- В каких словах есть орфограмма-буква – Ь для обозначения мягкости согласных. Где она находится?
- В каком слове все согласные звуки мягкие? (беленький)
Диктант «Плюс-минус»
(выполняют учащиеся в таблице)
Слайд 19
Послушайте задание в стихах
«Плюс поставь, когда в словах
Ты напишешь мягкий знак.
Если в слове нет его,
«Минус» напиши в ответ.
- А теперь выполните его.
День, динь, сон, тень,
Сыр, сок, лось, лень,
Нос, нёс, рыть, ныть,
Кон, конь, шум, шить.
Слайд 20
Самопроверка, сверка с образцом, самооценка.
- У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы хорошо усвоили новую тему).
IX. Рефлексия учебной деятельности.
- Какое затруднение было на уроке?
(Не знали о каком слове шла речь (шест - шесть).
(Не знали, как обозначить мягкость согласного звука на письме в конце слова и в середине слова перед согласной буквой).
(Не могли обосновать свою запись).
Слайд 21
- Мы с ним справились? (Да!)
- Оцените свою работу на уроке. Выберите высказывание и нарисуйте Смайлика:
Слайд 22
ПОНЯЛ, МОГУ ОБЪЯСНИТЬ ДРУГИМ
ПОНЯЛ, НО НУЖЕН ТРЕНИНГ
НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ
- Где нам могут пригодиться новые знания?
(При выполнении письменных работ).
- Где мы можем потренироваться?
(При выполнении домашней работы).
Слайд 23
Домашнее задание.
- стр. 125 правило; упр. 206;
- выписать из орфографического словаря (стр. 123) любые 5-7 слов с «ь»- показателем мягкости;
- придумать и записать предложение с одним из записанных слов (по желанию).
Коротко записать:
стр. 125 прав.; упр. 206; 5 слов из орф. сл.+пред-е
Использованная литература:
- Волина В.В. Веселая грамматика.- М.: Знание, 1995
- Бакулина Т.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка 1 класс.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука"
Методическая разработка урока рус.языка по теме: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука...

Презентация к уроку русского языка по теме:"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука"
Презентация к уроку русского языка по теме:"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука"...
Урок русского языка по теме: "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на конце слова"
Урок русского языка, УМК система Л.В. Занкова Класс: 2Раздел программы: Твёрдые и мягкие согласные звуки.Тема урока: Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на конце слова.Тип у...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс
В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...

Разработка урока русского языка во 2 классе по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов."
Данный конспект урока разработан для учащихся 2 класса по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого "Русский язык 2 класс" ("Школа России"). В конспект урока включены фрагменты презентации, таблицы для ...

Урок русского языка в 1 классе по теме "Мягкий знак-показатель мягкости согласных звуков"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, на основе деятельностного подхода, с применением разных форм организации учебной деятельности. На уроке используются методы, приемы и средства обучен...

Карточки по русскому языку 1 класс Тема «Мягкий знак-показатель мягкости»
Тема «Мягкий знак-показатель мягкости»...
- Мне нравится (1)