Разработка урока русского языка во 2 классе по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Данный конспект урока разработан для учащихся 2 класса по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого "Русский язык 2 класс" ("Школа России"). В конспект урока включены фрагменты презентации, таблицы для использования интерактивной доски. К уроку подготовлена презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План – конспект урока
Название и автор реализуемой программы, предмет | Традиционная программа. Автор : В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» | |
Класс | 2 класс | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. | |
Тема урока | Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов. | |
Цель урока | Формирование понятия о мягком знаке как показателе мягкости и представления о правописании мягкого знака после согласных в середине слова и в конце; тренировка навыка правописания слов с мягким знаком в середине и в конце слов . | |
Планируемые результаты: Предметные: Личностные: Метапредметные: | 1. Предметные: наблюдение над произношением слов с мягким знаком. Соотношение количества звуков и букв в словах с мягким знаком. Подбор примеров слов с мягким знаком. Объяснение написания мягкого знака в словах. 2.Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению. Формирование положительного отношения к учению. 3.Метапредметные: Познавательные - формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Регулятивные - развитие умения критически мыслить. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки. Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог. Умение договариваться и приходить к общему решению, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. | |
Ресурсы | Проектор, электронный носитель, раздаточный материал, презентация к уроку | |
Форма организации обучения | • фронтальная • самостоятельная • групповая | |
Технологии | Игровая, здоровьесберегающая, проектная, проблемная, групповая, ИКТ. |
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Название используемых ЭОР, гиперссылка | Время (в мин.) |
I. | Орг. момент 1.Игра-приветствие «Улыбка». 2.Мотивационный настрой на урок | Создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала | - Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Улыбнитесь гостям, улыбнитесь учителю, улыбнитесь друг другу. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать. - Как вы думаете, каким будет наш сегодняшний урок? - Выберите смайлик, который показывает ваше настроение к началу урока. - У вас у каждого на столе лежит лист самооценки. Чтобы получить хорошую оценку за урок, вы должны внимательно слушать учителя и выполнять все задания. | Учащиеся приветствуют гостей. Дети отвечают на вопрос, подбирая прилагательные. Показывают гостям смайлики и кладут на парту. Учащиесяся рассматривают лист самооценки и вспоминают правила оценивания своей работы. | Презентация Слайд 1 | 1 мин 1 мин |
- Есть такая пословица «Ученье –свет, а неученье-тьма.» -Как вы её понимаете? - В прямом или переносном значении выступают слова свет и тьма? - Наши знания- это богатство, которое мы складываем в «сундучок», а когда нужно, достаём и используем. Сегодня нам эти знания, полученные ранее, пригодятся для того, чтобы освоить новые. | Свет – олицетворение знаний, полученных в результате учения; тьма – незнание, неумение | Презентация Слайд 2 | 1 мин | |||
II III | Постановка темы, цели урока Актуализация знаний учащихся 1.Минутка чистописания. 2. Словарная работа. | Создать условия для формулирования темы и цели урока, организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы Повторить изученный материал, который понадобится для изучения новой темы. Проверить пройденный материал. Создать проблемную ситуацию. Зафиксировать новую учебную задачу. | -Нам с вами предстоит сделать ни одно открытие, и первое связано с одной из интересных, «трудолюбивых» букв, которые не обозначают звука. -Как вы думаете, что это за буквы? (Ъ и Ь) - У нас две буквы Ъ и Ь не обозначают звука. Давайте найдем ту букву, с которой связана тема нашего урока. -Справиться с этой задачей нам поможет ребус, и конечно ваши умения его разгадать. -Что получилось? (МЯГКИЙ ЗНАК) - А для чего же нужен мягкий знак, если он не обозначает никакого звука? - Вы сами определили тему нашего урока. Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и конце слова. - А какая цель урока? Для чего мы изучаем эту тему? Научиться находить слова с мягким знаком и их правильно писать. - Если вы легко определили тему и цель урока раскрасьте кружок зелёным цветом, если были сомнения – желтым. А если возникли трудности во всем – красным. - Запишите сегодняшнее число, классная работа. - С какой буквы начинается наш алфавит? - Какая буква находится между буквами «ка» и «эм»? - Какие согласные буквы всегда обозначают мягкие звуки? - Запишите буквы, которые не обозначают никакого звука, а являются только помощниками? - Подчеркните букву, с которой связана наша тема. - Оцените свое правописание, закрасив следующий кружок. - Давайте поиграем в игру на внимание. - Я буду зачитывать слова. Если в этом слове будем писать мягкий знак – хлопаете в ладоши, а если нет – отрицаете головой. - Внимание, начинаем: Медвед , щавел , девочка, пал то, рисоват , ночник, хищник, огон ки, снегир , помощник, тетрад , мал чик. - Посмотрите внимательно. Так ли пишутся прочитанные слова? Чего не хватает? - Исправьте ошибки. Где в словах находится мягкий знак? Медведь щавель девочка пальто рисовать ночник хищник огоньки снегирь помощник тетрадь мальчик Сделайте выводы : где же пишется мягкий знак? - Во всех ли представленных словах есть мягкий знак? Почему нет? | Дети делают выбор среди предложенных букв. -Мягкий знак. Для смягчения согласных звуков). Научиться находить слова с мягким знаком и их правильно писать. Самооценка №1 7 декабря. Классная работа. Самопроверка с эталоном: Аа Лл Чч Щщ ъ ь Самооценка №2 Дети выполняют движения: качают головой или хлопают в ладоши. Мягкого знака. После согласного в середине и конце слова. После согласного в середине и в конце слов. Потому что согласные ч и щ всегда мягкие согласные звуки. | Кластер. Слайд 3 Презентация Слайд 4 Презентация Слайд 5 | 2мин 2 мин 3 мин |
IV | Открытие нового материала 1.Составление правила по заданному эталону в учебнике. 2. Значение мягкого знака в правописании слов. Работа в парах. | Под руководством учителя открыть новые знания , проводить исследование с помощью наводящих вопросов сравнивать с выводом эталоном в учебнике., работать самостоятельно с информацией. Через игровые моменты усвоить, запомнить новый материал, формировать представление о значении мягкого знака в правописании слов. | - Давайте наш вывод сравним с эталоном в учебнике. - Откройте учебник на с.124 и с.125. Прочитайте правила друг другу. - А давайте из двух правил попробуем составить одно. Кто попробует? Мягкий знак – это буква, которая не обозначает звука, но служит для смягчения согласных в середине и в конце слова. - Возьмите конверт, достаньте знакомые нам слова. - Распределите данные слова в три столбика. - Как вы думаете, по каким признакам будем распределять? - Начали работу. - Зачитайте слова 1 столбика. Сколько их? Все согласны? Где пишем мягкий знак? - Какие слова запишем во второй столбик? Почему? Сколько их? Где пишется мягкий знак? - А сколько слов в третьем столбике? Зачитайте их. Все согласны. Почему не пишется мягкий знак в этих словах? - 1 ряд запишет слова 1 столбика и составит еще 2 своих слова. - 2 ряд запишет слова 2 столбика и составит ещё 2 своих слова. - А 3 ряд запишет слова 3 столбика и придумае ещё 1 своё слово. - Подчеркните в словах ь зелёной ручкой, а если его нет , сочетания букв ЧК, ЧН, ЩН. - Оцените свою работу, закрасив следующий кружок. | Дети читают правила друг другу. Дети самостоятельно составляют правило. Мягкий знак ---…….., которая ……., но служит…… в …. и в …. слова. Слова с мягким знаком и без. Медведь, щавель, рисовать, снегирь, тетрадь. В первом столбце 5 слов. Мягкий знак пишется после согласных в конце слов. Пальто, огоньки, мальчик. Во втором столбце 3 слова. Мягкий знак пишется после согласных в середине слов. В третьем столбце 4 слова. Девочка, ночник, хищник, помощник Мягкий знак не пишется в словах, в которых есть буквосочетания НЧ, ЧН, НЩ, ЩН, ЧК, РЩ и т.д. Самооценка №3 | Электронное приложение к учеб.В.К. Канакиной, В.Г. Горецкого1CD Слайд 6 | 3 мин 7 мин. |
Физкультмин. «РЭП мягкого знака» | С помощью движений изобразить слова – действия предметов | - Как вы думаете, какое слово из записанных вами лишнее? Почему? - А вы хотите немного размяться? Вы любите РЭП? А что это такое??? РЭП – это ритмичный речитатив под музыку. - Сейчас я буду под музыку читать РЭП. Если услышите в слове ь, то делайте определенное движение, если нет , то киваете головой как рэперы. УЧИТ, СМОТРИТ, ПИСАТЬ, ПИШЕТ, ЧИТАТЬ, БЕГАТЬ, ПРЫГАТЬ, РИСОВАТЬ. - Молодцы, а теперь можно немного подвигаться. | Лишним словом будет слово «рисовать». Потому что все слова называют предмет (имена существительные), а слово «рисовать» - это действие предмета (глагол). РЭП – это танец. Дети выполняют движения по музыку. | Аудио- запись Презентация Слайд 7 | 2 мин | |
3. Звуко-буквенный анализ слов с мягким знаком после согласного в середине и конце слова. 4. Развитие речи с грамматичес ким заданием. | Учить детей выполнять звуко-буквенный анализ слов с мягким знаком, составлять алгоритм, строить логическую цепь рассуждений | - Запишите с новой строки это слово и сделайте звуко – буквенный анализ. РИСОВАТЬ – 3 сл., 8 б., 7 зв. р и с а в а т - Почему в этом слове разное количество букв и звуков? - Написание какой буквы надо запомнить? - А какую можно проверить? Как? - Подберите проверочное слово. У этом слове 2 мягких согласных звука р и т . - Почему после буквы «тэ» пишем ь, а после «эр» нет? - Назовите все гласные буквы, перед которыми согласные становятся мягкими. - Составьте предложение со словом «рисовать». Запишите в тетрадь. А) Подчеркните все орфограммы в предложении. Б) Найдите грамматическую основу. В) Поделите слова на слоги, поставьте ударение. Г) Давайте разберем это предложение
- А есть ли ещё слова с мягким знаком? Где стоит ь? Для чего? - Какое правило выучили? | 1 ученик на дополнительной доске самостоятельно выполняет задание. Потому, что в слове есть мягкий знак, который пишется после согласного в конце слова. А мы знаем, что мягкий знак не обозначает звука. Он служит для смягчения предыдущего согласного. Запоминаем написание буквы и, т.к. это слово словарное. Можем проверить букву о. Чтобы проверить написание безударной гласной в корне слова и т.д. Проверочное слово: рисованный. Потому что после этого согласного стоит гласная буква и, которая смягчает согласную. Я,Ю,Е,Ё,И Дети составляют устно предложения. Записывают в тетрадь понравившееся. Один ученик записывает предложение на доске, последующие выполняют задания учителя. Повествовательное. Невосклицательное. Распространенное. Дети повторяют правило. | Слайд 8 Слайд 9 | 5мин 2 мин | |
V. VI | Закрепление знаний. 1.Упражнения в написании слов с мягким знаком после согласного в середине и в конце слов. Работа в парах. 2. Домашнее задание. 3. Изменение лексического значения слов с мягким знаком и без него. Групповая работа. 4. Самостоятель ная работа. Письмо по памяти. Рефлексия. | Закрепить знания,отрабатывать умение объяснять и применять новые знания на практике. Формирование УУД Уметь ориентироваться в полученных знаниях и использовать их на практике. Уметь ориентироваться в полученных знаниях и использовать их на практике. Уметь оценивать свой результат | -А теперь закрепим наши знания по изученной теме. - Откройте учебник на с.125 упражнение №204 а) чтение задания; б) письмо пар слов; в) выполнение задания; г) взаимопроверка. -Оцените свою работу, закрасив следующий кружок. - Молодцы, вы справились с заданием. - Вашим домашним заданием будет упражнение №205 на с. 125 (Учитель объясняет задания к упражнению). - А сейчас групповая работа. На листах напечатаны предложения, в которых не хватает одного слова. Ваша задача – среди пары слов выбрать правильное. Хочу заметить, что слова отличаются только одним звуков: в одном он твердый, а в другом – мягкий. - Вот эти слова: плакат плакать угол уголь шест шесть брат брать мел мель полка полька галка галька банка банька пенки пеньки - Как вы думаете, меняется лексическое значение слово с появлением или отсутствием мягкого знака? - Все ли слова вам понятны? - Если нет, то куда нужно обратиться за помощью? - Прошу занять группы свои места. Приступили к выполнению. - Зачитайте по 2 первых предложения. - Запомните и запишите 1 понравившееся предложение. Подчеркните слова с мягким знаком. -Оцените свою работу, закрасив следующий кружок. - Вот и подходит к концу наш урок. - Какая пословица помогла нам на уроке? - Какую тему сегодня изучали? Что же это за буква? Когда пишется ь? - Достигнута ли цель, которую ставили в начале урока? - Что понравилось на уроке? Кто особенно сегодня проявил себя? Поаплодируйте нашим помощникам. -Возьмите свои листы самооценки. Поднимите руки, у кого все пять кружков зеленого цвета. Молодцы, у вас на всех этапах урока все получалось. -Спасибо за урок. Желаю вам успехов в учёбе. | Дети работают с учебниками. Работа в парах. Самооценка №4 Дети задают вопросы по выполнению домашнего задания. Да, меняется. Нет. К толковому словарю. Дети работают с толковыми словарями и зачитывают лексическое значение новых слов. Уч-ся работают самостоятельно. Проверка происходит по эталону. Самооценка №5 «Ученье –свет, а неученье-тьма» Комментированные ответы. Дети называют самых активных одноклассников. Самооценка за урок | Электронное приложение к учеб.В.К. Канакиной, В.Г. Горецкого1CD Электронное приложение к учеб.В.К. Канакиной, В.Г. Горецкого1CD Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12
Слайд | 5 мин 1 мин 5 мин 3 мин 2 мин |
Используемая литература:
- В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.Учебник «Русский язык», М., «Просвещение», 2014 год.;
- В.П.Канакина. Методическое пособие с поурочными разработками к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2014 год.;
. 3. В.В.Никифорова. Русский язык. Контрольно-измерительные материалы. М.: ВАКО, 2015 год.;
- В.Т. Голубь. Русский язык. Зачётная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Воронеж: ООО « Метода», 2015год;
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
,, Г ,,, З Н
а л ч щ ъ ь
медвед хищник щ авел огонки д евочка снегир п алто помощник рисоват тетрад н очник малчик
медвед ь хищник щавел ь огон ь ки д евочка снегир ь пал ь то помощник рисоват ь тетрад ь н очник мал ь чик
медвед ь огон ь ки хищник щ авел ь мал ь чик ночник р исоват ь пал ь то помощник т етрад ь девочка снегир ь
Пришло время отдохнуть!
МЯГК.СОГЛ. Е Ё И Ю Я
ПЛАКАТ ПЛАКАТ Ь УГОЛ УГОЛ Ь ШЕСТ ШЕСТ Ь БРАТ БРАТ Ь МЕЛ МЕЛ Ь ПОЛКА ПОЛ Ь КА ГАЛКА ГАЛ Ь КА БАНКА БАН Ь КА
Ученье –свет, а неученье - тьма .
+
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Тема:Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов.
Технологии: интерактивное обучение
Цель урока:сформировать представление о правописании мягкого знака после согласных в середине слова и в конце; сформировать понятие о мягком знаке, как показателе мягкости; тренировать способность к правописанию слов с мягким знаком.
Формируемые УУД:
1. ПРЕДМЕТНЫЕ: - наблюдение над произношением слов с мягким знаком. Соотношение количества звуков и букв в словах с мягким знаком. Подбор примеров слов с мягким знаком. Объяснение написания мягкого знака в словах.
2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
А) Познавательные - формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Б) Регулятивные - развитие умения критически мыслить. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.
В) Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог. Умение договариваться и приходить к общему решению, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
3. ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование уважительного отношения к иному мнению. Формирование положительного отношения к учению.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, разрезные предложения
для групповой работы, конверты со словарными словами, учебники.
Ожидаемый результат:-высказывать собственные суждения;
-критически относиться к мнениям других;
- формирование навыков правописания слов с мягким знаком ;
- повышение активности на уроках;
- улучшение результатов обучения.
Этапы урока
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Улыбнитесь гостям, улыбнитесь учителю, улыбнитесь друг другу.Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.
II.Мотивация учебной деятельности.
1. Работа с пословицей.
- Посмотрите на доску.
Ученье –свет, а неученье-тьма. (Слайд 1)
-Прочитайте пословицу. Это девиз нашего сегодняшнего урока.
-Как вы её понимаете?
- В прямом или переносном значении выступают слова свет и тьма? (Свет – олицетворение знаний, полученных в результате учения; тьма – незнание, неумение).
2. Заполнение «Лесенки знаний».
-А чему мы учимся на уроках русского языка?
-Мы познаём его тайны, и сегодня нас ждут новые открытия. Лесенка, в которой отражён план нашего урока, будет нас вести к новым знаниям. (Слайд 2)
- Возьмите листок и найдите картинку лесенки. Представьте, что это лесенка ваших знаний, определите своё положение на ней в данный момент. Поставьте на ступеньке крестик.
-Я думаю, что сегодня каждый из вас поднимется хотя бы на одну ступеньку выше по лесенке знаний.
-Готовы к работе? Новых открытий и хороших отметок вам. У нас всё получится.
3. Проблемные вопросы.
-Нам с вами предстоит сделать ни одно открытие, и первое связано с одной из интересных, «трудолюбивых» букв, которые не обозначают звука.
-Как вы думаете, что это за буквы? (Ъ и Ь)
- У нас две буквы Ъ и Ь не обозначают звука. Давайте найдем ту букву, с которой связана тема нашего урока.
-Справиться с этой задачей нам поможет ребус, и конечно ваши умения его разгадать.
(Слайд 3)
-Что получилось? (МЯГКИЙ ЗНАК)
III.Сообщение темы и цели урока.
- А для чего же нужен мягкий знак, если он не обозначает никакого звука? (Для смягчения согласных звуков).
- Вы сами определили тему нашего урока.
Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков
в середине и конце слова.
- А какая цель урока? Для чего мы изучаем эту тему? (Научиться находить слова с мягким знаком и их правильно писать)
Научиться находить слова с мягким знаком
и их правильно писать.
IV. Решение проблемы.
1.Минутка чистописания.
- Запишите сегодняшнее число, классная работа.
7 декабря.
Классная работа.
- С какой буквы начинается наш алфавит? (а)
- Какая буква находится между буквами «ка» и «эм»? (л)
- Какие согласные буквы всегда обозначают мягкие звуки? (ч щ)
- Запишите буквы, которые не обозначают никакого звука, а являются только помощниками? (ъ и ь).
Проверка: а л ч щ ъ ь (Слайд 4)
- Подчеркните букву, с которой связана наша тема.
2. Словарная работа.
- Давайте поиграем в игру на внимание.
- Я буду зачитывать слова. Если в этом слове будем писать мягкий знак – хлопаете в ладоши, а если нет – отрицаете головой.
- Внимание, начинаем:
Медведь, щавель, девочка, пальто, рисовать, ночник, хищник, огоньки, снегирь, помощник, тетрадь, мальчик.
(Слайд 5)
- Посмотрите внимательно. Так ли пишутся прочитанные слова? Чего не хватает? (ь)
- Исправьте ошибки. В каком месте находится мягкий знак в словах?
Сделайте выводы : где же пишется мягкий знак? (После согласного в середине и в конце слов)
- Во всех ли представленных словах есть мягкий знак? Почему нет? (Потому что согласные ч и щ всегда мягкие).
- Молодцы, вы справились с первым заданием урока. Поставьте плюс на «Лесенке знаний».
(Слайд 6) черный!!!
3. Работа с правилом в учебнике.
- Давайте наш вывод сравним с эталоном в учебнике.
- Откройте учебник на с.124 и с.125. Прочитайте правило.
- А давайте из двух правил попробуем составить одно. Согласны?
Мягкий знак – это буква,
которая не обозначает звука, но
служит для смягчения согласных
в середине и в конце слова.
4. Игра «Обучай».
- Попробуйте рассказать правило друг другу. Сначала 1 вариант второму, а затем наоборот.
- Оцените свою работу на «Лесенке знаний». Кто расскажет правило?
5. Работа в парах «Слова в конвертах».
- Возьмите конверт, достаньте знакомые нам слова.
- Распределите данные слова в три столбика.
- Как вы думаете, по каким признакам будем распределять?
- Начали работу.
- Зачитайте слова 1 столбика. Сколько их? (5) Все согласны? Где пишем мягкий знак?
- Какие слова запишем во второй столбик? Почему? Сколько их? Где пишется мягкий знак? Ваше мнение??
- А сколько слов в третьем столбике? Зачитайте их. Все согласны.
- 1 ряд запишет слова 1 столбика и составит еще 2 своих слова.
- 2 ряд запишет слова 2 столбика и составит ещё 2 своих слова.
- А 3 ряд запишет слова 3 столбика и придумае ещё 1 своё слово.
- Подчеркните в словах ь зелёной ручкой, а если его нет , сочетания букв ЧК, ЧН,ЩН.
- Если вы справились и с этим заданием, то поставьте плюс на следующей ступеньке «Лесенки знаний».
6. Физминутка «РЭП мягкого знака».
- Как вы думаете, какое слово из записанных вами лишнее? Почему? (Потому что все слова называют предмет, а слово «рисовать» - это действие предмета.)
- А вы хотите немного размяться? Вы любите РЭП? А что это такое??? РЭП – это ритмичный речитатив под музыку. (Слайд 7)
- Сейчас я буду под музыку читать РЭП. Если услышите в слове ь, то делайте определенное движение, если нет , то киваете головой как рэперы.
УЧИТ, СМОТРИТ, ПИСАТЬ, ПИШЕТ, ЧИТАТЬ, БЕГАТЬ, ПРЫГАТЬ, РИСОВАТЬ.
- Молодцы, а теперь можно немного подвигаться.
(Слайд 8) черный!!!
7. Разбор слова.
- Запишите с новой строки это слово и сделайте звуко – буквенный анализ.
РИСОВАТЬ – 3 сл., 8 б., 7 зв. р и с а в а т
- Почему в этом слове разное количество букв и звуков?
- Написание какой буквы надо запомнить? (и)
- А какую можно проверить? (о) Как? Подберите проверочное слово. (рисованный).
У нас в слове 2 мягких согласных звука р и т .
- Почему после буквы «тэ» пишем ь, а после «эр» нет? (Потому что после этого согласного стоит гласная буква и, которая смягчает согланую).
- Назовите все гласные буквы, перед которыми согласные становятся мягкими.
(Я,Ю,Е,Ё,И) (Слайд 9)
- Если вы считаете, что справились и с этим заданием, то поставьте плюс на «Лесенке знаний».
(Слайд 10) черный!!!
8. Разбор предложения.
- Составьте предложение со словом «рисовать». Запишите в тетрадь.
А) Подчеркните все орфограммы в предложении.
Б) Найдите грамматическую основу.
В) Поделите слова на слоги, поставьте ударение.
Г) Давайте разберем это предложение
- По цели высказывания (повеств.);
- По интонации (невоскл.);
- Есть ли в предложении второстепенные члены? Значит, какое оно? (распростр.).
- Сделайте это предложение нераспространенным.
- А есть ли ещё слова с мягким знаком? Где стоит ь? Для чего?
- Какое правило выучили?
- Не забудьте поставить плюю на «Лесенке знаний».
V.Закрепление материала.
1. Работа с учебником. (с. 125 упр.204).
а) чтение задания;
б)комментированное письмо пар слов;
в) выполнение задания;
г) взаимопроверка.
- Если вы справились без ошибок с этим заданием, то поставьте плюс на «Лесенке знаний».
2. Домашнее задание. (с.125 №205)
3. Групповая работа.
- А сейчас групповая работа.На листах напечатаны предложения, в которых не хватает одного слова. Ваша задача – среди пары слов выбрать правильное. Хочу заметить.что слова отличаются только одним звуков: в одном он твердый, а в другом – мягкий.
- Вот эти слова: (Слайд 11) плакат плакать
угол уголь
шест шесть
брат брать
мел мель
полка полька
галка галька
банка банька
пенки пеньки
- Как вы думаете, меняется лексическое значение слово с появлением или отсутствием мягкого знака?
- Все ли слова вам понятны?
- Если нет, то куда нужно обратиться за помощью? (К толковому словарю)
- Прошу занять свои места. Приступили к выполнению.
- Зачитайте по 2 первых предложения.
4. Письмо по памяти.
- Запомните и запишите 1 понравившееся предложение со словом с мягким знаком. Подчеркните слова с мягким знаком.
- Зачитайте записанные предложения.
VI.Рефлексия.
1. Оценка работы класса и отдельных учеников.
- Вот и подходит к концу наш урок. Какая пословица помогла нам на уроке? (Слайд 12)
- Какую тему сегодня изучали? Что же это за буква? Когда пишется ь?
- Достигнута ли цель, которую ставили в начале урока?
- Что понравилось на уроке? Кто особенно сегодня проявил себя?
Поаплодируйте нашим помощникам.
2. Итоги «Лесенки знаний».
- Возьмите «Лесенку знаний» и поставьте зелёной ручкой последний крестик.
- Поднимите и покажите свой результат усвоения данной темы.
-Посмотрите как высоко мы с вами поднялись, но вот одна ступенька осталась пустой. Почему?
- Правильно, мы должны стремиться получать новые знания.
- Спасибо всем за урок!!!!
(Слайд 13 ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок чтения в 1 классе с презентацией "Мягкий знак – показатель мягкости согласного"
Данный урок представлен по ходу изучения темы «Буква Ь (мягкий знак)» курса литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России». ...
Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"
Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала
Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....
открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...
Урок русского языка по теме: «Буква Ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука» (1 класс, программа « Школа России»)
Краткая аннотация урока:Конспект урока (обучение грамоте) по теме «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука» с приложением в виде презентации был разработан для урока чтения в 1 классе.Может...
Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова.
Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова. В ходе урока учащиеся научатся соотносить произношение и написание ...
Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.
1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.3.Пополнять словарный запас учащи...