Разработка урока русского языка во 2 классе по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов."
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Пахолок Римма Санировна

Данный конспект урока разработан для учащихся 2 класса по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого "Русский язык 2 класс" ("Школа России"). В конспект урока включены фрагменты презентации, таблицы для использования интерактивной доски. К уроку подготовлена презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             

                                                  План – конспект урока

Название и автор реализуемой программы, предмет

Традиционная программа.

Автор : В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

«Русский язык»

Класс

2 класс

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Тема урока

Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов.

Цель урока

Формирование понятия о мягком знаке как показателе мягкости и представления о правописании мягкого знака после согласных в середине слова и в конце; тренировка навыка правописания слов с мягким знаком в середине и в конце слов .

Планируемые результаты:

Предметные:

Личностные:

Метапредметные:

1. Предметные: наблюдение над произношением слов с мягким знаком. Соотношение количества звуков и букв в словах с мягким знаком. Подбор примеров слов с мягким знаком. Объяснение написания мягкого знака в словах.

2.Личностные:  формирование уважительного отношения к иному мнению. Формирование положительного отношения к учению.

3.Метапредметные:

Познавательные - формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Регулятивные - развитие умения критически мыслить. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог. Умение договариваться и приходить к общему решению, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

Ресурсы

Проектор, электронный носитель, раздаточный материал, презентация к уроку

Форма организации обучения

•        фронтальная

•        самостоятельная

•        групповая

Технологии

Игровая, здоровьесберегающая, проектная, проблемная, групповая, ИКТ.

               

                                                 

                                         

                                                   Структура и ход урока

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Название используемых ЭОР, гиперссылка

Время

(в мин.)

I.

Орг. момент

1.Игра-приветствие «Улыбка».

2.Мотивационный настрой на урок

Создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала

- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Улыбнитесь гостям, улыбнитесь учителю, улыбнитесь друг другу. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.

 - Как вы думаете, каким будет наш сегодняшний урок?

- Выберите смайлик, который показывает ваше настроение к началу урока.

- У вас у каждого на столе лежит лист самооценки. Чтобы получить хорошую оценку за  урок, вы должны внимательно слушать учителя и выполнять все задания.

Учащиеся приветствуют гостей.

Дети отвечают на вопрос, подбирая прилагательные. Показывают гостям смайлики и кладут на парту.

Учащиесяся рассматривают лист самооценки и вспоминают правила оценивания своей работы.

Презентация

Слайд 1

1 мин

1 мин

- Есть такая пословица

«Ученье –свет, а неученье-тьма.»

-Как вы её понимаете? - В прямом или переносном значении выступают слова свет и тьма?

- Наши знания- это богатство, которое мы складываем в «сундучок», а когда нужно, достаём и используем. Сегодня нам эти знания, полученные ранее, пригодятся для того, чтобы освоить новые.

Свет – олицетворение знаний, полученных в результате учения; тьма – незнание, неумение

Презентация

Слайд 2

1 мин

II

III

Постановка темы,  цели урока

Актуализация знаний учащихся

1.Минутка чистописания.

2. Словарная работа.

Создать условия для формулирования темы и цели урока, организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы

Повторить изученный материал, который понадобится для изучения новой темы.

Проверить пройденный

материал.

Создать проблемную ситуацию. Зафиксировать новую учебную задачу.

-Нам с вами предстоит сделать ни одно открытие, и первое связано с одной из интересных, «трудолюбивых» букв, которые не обозначают звука.

-Как вы думаете, что это за буквы? (Ъ и Ь)

- У нас две буквы Ъ и Ь не обозначают звука. Давайте найдем ту букву, с которой связана тема нашего урока.

-Справиться с этой задачей нам поможет ребус, и конечно ваши умения его разгадать.  

-Что получилось? (МЯГКИЙ ЗНАК)

 - А для чего же нужен мягкий знак, если он не обозначает никакого звука?

- Вы сами определили тему нашего урока.

Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков

в середине и конце слова.

- А какая цель урока? Для чего мы изучаем эту тему?

Научиться находить слова с мягким знаком

и их правильно писать.

- Если вы легко определили тему и цель урока раскрасьте кружок зелёным цветом, если были сомнения – желтым. А если возникли трудности во всем – красным.

- Запишите сегодняшнее число, классная работа.

- С какой буквы начинается наш алфавит?

- Какая буква находится между буквами «ка» и «эм»?

- Какие согласные буквы всегда обозначают мягкие звуки?

- Запишите буквы, которые не обозначают никакого звука, а являются только помощниками?

- Подчеркните букву, с которой связана наша тема.

- Оцените свое правописание, закрасив следующий кружок.

- Давайте поиграем в игру на внимание.

- Я буду зачитывать слова. Если в этом слове будем писать мягкий знак – хлопаете в ладоши, а если нет – отрицаете головой.

- Внимание, начинаем:

 Медвед  , щавел  , девочка, пал то, рисоват , ночник, хищник, огон ки, снегир , помощник, тетрад , мал чик.

- Посмотрите внимательно. Так ли пишутся прочитанные слова? Чего не хватает?

 - Исправьте ошибки. Где в словах находится мягкий знак? Медведь щавель  девочка пальто рисовать ночник  хищник  огоньки снегирь помощник тетрадь мальчик

Сделайте выводы : где же пишется мягкий знак?

- Во всех ли представленных словах есть мягкий знак? Почему нет?

Дети делают выбор среди предложенных букв.

-Мягкий знак.

Для смягчения согласных звуков).

Научиться находить слова с мягким знаком и их правильно писать.

Самооценка №1

7 декабря.

Классная работа.

Самопроверка с эталоном:

Аа  Лл  Чч  Щщ  ъ  ь

Самооценка

№2

Дети выполняют движения: качают головой или хлопают в ладоши.

Мягкого знака.

После согласного в середине и конце слова.

После согласного в середине и в конце слов.

Потому что согласные ч и щ всегда мягкие согласные звуки.

Кластер.

Слайд 3

Презентация Слайд 4

Презентация Слайд 5

2мин

2 мин

3 мин

IV

Открытие нового материала

1.Составление правила по заданному эталону в учебнике.

2. Значение мягкого знака в правописании слов. Работа в парах.

Под руководством учителя открыть новые знания , проводить исследование с помощью наводящих вопросов сравнивать с выводом эталоном в учебнике., работать самостоятельно с информацией.

Через игровые моменты усвоить, запомнить новый материал,

формировать представление о значении мягкого знака в правописании слов.

- Давайте наш вывод сравним с эталоном в учебнике.

 - Откройте учебник на с.124 и с.125. Прочитайте правила друг другу.

- А давайте из двух правил попробуем составить одно. Кто попробует?

Мягкий знак – это буква,

которая не обозначает звука, но

служит для смягчения согласных

в середине и в конце слова.

- Возьмите конверт, достаньте знакомые нам слова.

- Распределите данные слова в три столбика.

- Как вы думаете, по каким признакам будем распределять?

- Начали работу.

- Зачитайте слова 1 столбика. Сколько их? Все согласны? Где пишем мягкий знак?

- Какие слова запишем во второй столбик? Почему? Сколько их? Где пишется мягкий знак?

- А сколько слов в третьем столбике? Зачитайте их. Все согласны. Почему не пишется мягкий знак в этих словах?

- 1 ряд запишет слова 1 столбика и составит еще 2 своих слова.

 - 2 ряд запишет слова 2 столбика и составит ещё 2 своих слова.

- А 3 ряд запишет слова 3 столбика и придумае ещё 1 своё слово.

 - Подчеркните в словах ь зелёной ручкой, а если его нет , сочетания букв ЧК, ЧН, ЩН.

- Оцените свою работу, закрасив следующий кружок.

Дети читают правила друг другу.

Дети самостоятельно составляют правило.

Мягкий знак ---…….., которая ……., но служит……

в …. и в …. слова.

Слова с мягким знаком и без.

 Медведь, щавель, рисовать, снегирь, тетрадь.

В первом столбце  5 слов.

Мягкий знак пишется после согласных в конце слов.

Пальто, огоньки, мальчик.

Во втором столбце 3 слова.

Мягкий знак пишется после согласных в середине слов.

В третьем столбце 4 слова. Девочка, ночник, хищник, помощник

Мягкий знак  не пишется в словах, в которых есть буквосочетания НЧ, ЧН, НЩ, ЩН, ЧК, РЩ и т.д.

Самооценка №3

Электронное приложение к учеб.В.К. Канакиной, В.Г. Горецкого1CD

Слайд 6

3 мин

7 мин.

Физкультмин. «РЭП мягкого знака»

С помощью движений изобразить слова – действия предметов

- Как вы думаете, какое слово из записанных вами лишнее? Почему?

- А вы хотите немного размяться?  

Вы любите РЭП? А что это такое??? РЭП – это ритмичный речитатив под музыку.

 - Сейчас я буду под музыку читать РЭП. Если услышите в слове ь, то делайте определенное движение, если нет , то киваете головой как рэперы.

УЧИТ, СМОТРИТ, ПИСАТЬ, ПИШЕТ, ЧИТАТЬ, БЕГАТЬ, ПРЫГАТЬ, РИСОВАТЬ.

 - Молодцы, а теперь можно немного подвигаться.

Лишним словом будет слово «рисовать». Потому что все слова называют предмет (имена существительные), а слово «рисовать» - это действие предмета (глагол).

РЭП – это танец.

Дети выполняют движения по музыку.

Аудио- запись

Презентация

Слайд 7

2 мин

3. Звуко-буквенный анализ слов с мягким знаком после согласного в середине и конце слова.


4. Развитие речи с грамматичес ким заданием.

Учить детей выполнять звуко-буквенный анализ слов с мягким знаком, составлять алгоритм, строить логическую цепь рассуждений

-  Запишите с новой строки это слово и сделайте звуко – буквенный анализ.

РИСОВАТЬ – 3 сл., 8 б., 7 зв.    р  и  с  а  в  а  т

- Почему в этом слове разное количество букв и звуков?

- Написание какой буквы надо запомнить?

- А какую можно проверить? Как?

- Подберите проверочное слово.

У этом слове 2 мягких согласных звука     р     и     т    .

- Почему после буквы «тэ» пишем ь, а после «эр» нет?

- Назовите все гласные буквы, перед которыми согласные становятся мягкими.

- Составьте предложение со словом «рисовать». Запишите в тетрадь.

А) Подчеркните все орфограммы в предложении.

Б) Найдите грамматическую основу.

В) Поделите слова на слоги, поставьте ударение.

Г) Давайте разберем это предложение

  • По цели высказывания;
  • По интонации;
  • Есть ли в предложении второстепенные члены? Значит, какое оно?
  • Сделайте это предложение нераспространенным.

- А есть ли ещё слова с мягким знаком? Где стоит ь? Для чего?

 - Какое правило выучили?

1 ученик на дополнительной доске самостоятельно выполняет задание.

Потому, что в слове есть мягкий знак, который пишется после согласного в конце слова. А мы знаем, что мягкий знак не обозначает звука. Он служит для смягчения предыдущего согласного.

Запоминаем написание буквы и, т.к. это слово словарное.

Можем проверить букву о. Чтобы проверить написание безударной гласной в корне слова и т.д. Проверочное слово: рисованный.

Потому что после этого согласного стоит гласная буква и, которая смягчает согласную.

Я,Ю,Е,Ё,И  

Дети составляют устно предложения. Записывают в тетрадь понравившееся.

Один ученик записывает предложение на доске, последующие

выполняют задания учителя.

Повествовательное.

Невосклицательное.

  Распространенное.  

Дети повторяют правило.                                                                                                           

Слайд 8

Слайд 9

5мин

2 мин

V.

VI

Закрепление знаний.  1.Упражнения в написании слов с мягким знаком после согласного в середине и в конце слов. Работа в парах.

2.  Домашнее задание.

3. Изменение лексического значения слов с мягким знаком и без него. Групповая работа.

4. Самостоятель ная работа. Письмо по памяти.

Рефлексия.

Закрепить знания,отрабатывать умение объяснять и применять новые знания на практике.

Формирование УУД

Уметь ориентироваться в полученных знаниях и использовать их на практике.

Уметь ориентироваться в полученных знаниях и использовать их на практике.

Уметь оценивать свой результат

-А теперь закрепим наши знания по изученной теме.

- Откройте учебник на с.125 упражнение №204

а) чтение задания;

б) письмо пар слов;

в) выполнение задания;

г) взаимопроверка.

-Оцените свою работу, закрасив следующий кружок.

- Молодцы, вы справились с заданием.

- Вашим домашним заданием будет упражнение №205 на с. 125 (Учитель объясняет задания к упражнению).

- А сейчас групповая работа. На листах напечатаны предложения, в которых не хватает одного слова. Ваша задача – среди пары слов выбрать правильное. Хочу заметить, что слова отличаются только одним звуков: в одном он твердый, а в другом – мягкий.

 - Вот эти слова: плакат  плакать

                                        угол           уголь

                                        шест          шесть

                                        брат           брать

                                        мел            мель

                                       полка      полька

                                       галка       галька

                                      банка       банька

                                     пенки      пеньки

- Как вы думаете, меняется лексическое значение слово с появлением или отсутствием мягкого знака?

- Все ли слова вам понятны?

- Если нет, то куда нужно обратиться за помощью?

- Прошу занять группы свои места. Приступили к выполнению.

 - Зачитайте по 2 первых предложения.

- Запомните и запишите 1 понравившееся предложение. Подчеркните слова с мягким знаком.

-Оцените свою работу, закрасив следующий кружок.

- Вот и подходит к концу наш урок.

- Какая пословица помогла нам на уроке?

- Какую тему  сегодня изучали? Что же это за буква? Когда пишется ь?

 - Достигнута ли цель, которую ставили в начале урока?

- Что понравилось на уроке? Кто особенно сегодня проявил себя?

 Поаплодируйте нашим помощникам.

-Возьмите свои листы самооценки. Поднимите руки, у кого все пять кружков зеленого цвета. Молодцы, у вас на всех этапах урока все получалось.

-Спасибо за урок. Желаю вам успехов в учёбе.

Дети работают с учебниками. Работа в парах.

Самооценка №4

Дети задают вопросы по выполнению домашнего задания.

Да, меняется.

Нет.

К толковому словарю.

Дети работают с толковыми словарями и зачитывают лексическое значение новых слов.

Уч-ся работают самостоятельно.

Проверка происходит по эталону.  

Самооценка №5

«Ученье –свет, а неученье-тьма»

Комментированные ответы.

Дети называют самых активных одноклассников.

Самооценка за урок

Электронное приложение к учеб.В.К. Канакиной, В.Г. Горецкого1CD

Электронное приложение к учеб.В.К. Канакиной, В.Г. Горецкого1CD

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

 

Слайд    

5 мин

1 мин

5 мин

3 мин

2 мин

                                               Используемая литература:

  1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.Учебник «Русский язык», М., «Просвещение», 2014 год.;
  2. В.П.Канакина. Методическое пособие с поурочными разработками к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2014 год.;

.     3.     В.В.Никифорова. Русский язык. Контрольно-измерительные материалы. М.: ВАКО, 2015 год.;

  1. В.Т. Голубь. Русский язык. Зачётная тетрадь. Тематический контроль знаний учащихся. Воронеж: ООО « Метода», 2015год;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ученье –свет, а неученье - тьма .

Слайд 3

,, Г ,,, З Н

Слайд 5

а л ч щ ъ ь

Слайд 6

медвед хищник щ авел огонки д евочка снегир п алто помощник рисоват тетрад н очник малчик

Слайд 7

медвед ь хищник щавел ь огон ь ки д евочка снегир ь пал ь то помощник рисоват ь тетрад ь н очник мал ь чик

Слайд 9

медвед ь огон ь ки хищник щ авел ь мал ь чик ночник р исоват ь пал ь то помощник т етрад ь девочка снегир ь

Слайд 10

Пришло время отдохнуть!

Слайд 12

МЯГК.СОГЛ. Е Ё И Ю Я

Слайд 14

ПЛАКАТ ПЛАКАТ Ь УГОЛ УГОЛ Ь ШЕСТ ШЕСТ Ь БРАТ БРАТ Ь МЕЛ МЕЛ Ь ПОЛКА ПОЛ Ь КА ГАЛКА ГАЛ Ь КА БАНКА БАН Ь КА

Слайд 15

Ученье –свет, а неученье - тьма .

Слайд 16

+

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Тема:Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов.

Технологии: интерактивное обучение

Цель урока:сформировать представление о правописании мягкого знака после согласных в середине слова и в конце; сформировать понятие о мягком знаке, как показателе мягкости; тренировать способность к правописанию слов с мягким знаком.

Формируемые УУД:

1. ПРЕДМЕТНЫЕ: - наблюдение над произношением слов с мягким знаком. Соотношение количества звуков и букв в словах с мягким знаком. Подбор примеров слов с мягким знаком. Объяснение написания мягкого знака в словах.

2. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

А) Познавательные - формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Б) Регулятивные - развитие умения критически мыслить. Умение оценивать свои достижения на уроке, умение обнаруживать и исправлять свои ошибки.

В) Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог. Умение договариваться и приходить к общему решению, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.

3. ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование уважительного отношения к иному мнению. Формирование положительного отношения к учению.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, разрезные предложения

для групповой работы, конверты со словарными словами, учебники.

Ожидаемый результат:-высказывать собственные суждения;

-критически относиться к мнениям других;

- формирование навыков правописания слов с мягким знаком ;

- повышение активности на уроках;

- улучшение результатов обучения.

Этапы урока

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

- Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Улыбнитесь гостям, улыбнитесь учителю, улыбнитесь друг другу.Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.

II.Мотивация учебной деятельности.

1. Работа с пословицей.

- Посмотрите на доску.

Ученье –свет, а неученье-тьма. (Слайд 1)

-Прочитайте пословицу. Это девиз нашего сегодняшнего урока.

-Как вы её понимаете?

- В прямом или переносном значении выступают слова свет и тьма? (Свет – олицетворение знаний, полученных в результате учения; тьма – незнание, неумение).

2. Заполнение «Лесенки знаний».

-А чему мы учимся на уроках русского языка?

-Мы познаём его тайны, и сегодня нас ждут новые открытия. Лесенка, в которой отражён план нашего урока, будет нас вести к новым знаниям. (Слайд 2)

- Возьмите листок и найдите картинку лесенки. Представьте, что это лесенка ваших знаний, определите своё положение на ней в данный момент. Поставьте на ступеньке крестик.

-Я думаю, что сегодня каждый из вас поднимется хотя бы на одну ступеньку выше по лесенке знаний.

-Готовы к работе? Новых открытий и хороших отметок вам. У нас всё получится.

3. Проблемные вопросы.

-Нам с вами предстоит сделать ни одно открытие, и первое связано с одной из интересных, «трудолюбивых» букв, которые не обозначают звука.

-Как вы думаете, что это за буквы? (Ъ и Ь)

- У нас две буквы Ъ и Ь не обозначают звука. Давайте найдем ту букву, с которой связана тема нашего урока.

-Справиться с этой задачей нам поможет ребус, и конечно ваши умения его разгадать.  

(Слайд 3)

-Что получилось? (МЯГКИЙ ЗНАК)

III.Сообщение темы и цели урока.

- А для чего же нужен мягкий знак, если он не обозначает никакого звука? (Для смягчения согласных звуков).

- Вы сами определили тему нашего урока.

Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков

                                в середине и конце слова.

- А какая цель урока? Для чего мы изучаем эту тему? (Научиться находить слова с мягким знаком и их правильно писать)

Научиться находить слова с мягким знаком

и их правильно писать.

IV. Решение проблемы.

1.Минутка чистописания.

- Запишите сегодняшнее число, классная работа.

7 декабря.

Классная работа.

- С какой буквы начинается наш алфавит? (а)

- Какая буква находится между буквами «ка» и «эм»? (л)

- Какие согласные буквы всегда обозначают мягкие звуки? (ч щ)

- Запишите буквы, которые не обозначают никакого звука, а являются только помощниками? (ъ и ь).

Проверка:  а   л   ч   щ   ъ   ь   (Слайд 4)

- Подчеркните букву, с которой связана наша тема.

2. Словарная работа.

- Давайте поиграем в игру на внимание.

- Я буду зачитывать слова. Если в этом слове будем писать мягкий знак – хлопаете в ладоши, а если нет – отрицаете головой.

- Внимание, начинаем:

     Медведь, щавель, девочка, пальто, рисовать, ночник, хищник, огоньки, снегирь, помощник, тетрадь, мальчик.

(Слайд 5)

- Посмотрите внимательно. Так ли пишутся прочитанные слова? Чего не хватает? (ь)

 - Исправьте ошибки. В каком месте находится мягкий знак в словах?

Сделайте выводы : где же пишется мягкий знак? (После согласного в середине и в конце слов)

- Во всех ли представленных словах есть мягкий знак? Почему нет? (Потому что согласные ч и щ всегда мягкие).

- Молодцы, вы справились с первым заданием урока. Поставьте плюс на «Лесенке знаний».

(Слайд 6) черный!!!

3. Работа с правилом в учебнике.

- Давайте наш вывод сравним с эталоном в учебнике.

 - Откройте учебник на с.124 и с.125. Прочитайте правило.

- А давайте из двух правил попробуем составить одно. Согласны?

Мягкий знак – это буква,

которая не обозначает звука, но

служит для смягчения согласных

в середине и в конце слова.

4. Игра «Обучай».

- Попробуйте рассказать правило друг другу. Сначала 1 вариант второму, а затем наоборот.

- Оцените свою работу на «Лесенке знаний». Кто расскажет правило?

5. Работа в парах «Слова в  конвертах».

- Возьмите конверт, достаньте знакомые нам слова.

- Распределите данные слова в три столбика.

- Как вы думаете, по каким признакам будем распределять?

- Начали работу.

- Зачитайте слова 1 столбика. Сколько их? (5) Все согласны? Где пишем мягкий знак?

- Какие слова запишем во второй столбик? Почему? Сколько их? Где пишется мягкий знак? Ваше мнение??

- А сколько слов в третьем столбике? Зачитайте их. Все согласны.

- 1 ряд запишет слова 1 столбика и составит еще 2 своих слова.

 - 2 ряд запишет слова 2 столбика и составит ещё 2 своих слова.

- А 3 ряд запишет слова 3 столбика и придумае ещё 1 своё слово.

 - Подчеркните в словах ь зелёной ручкой, а если его нет , сочетания букв ЧК, ЧН,ЩН.

- Если вы справились и с этим заданием, то поставьте плюс на следующей ступеньке «Лесенки знаний».

6. Физминутка «РЭП мягкого знака».

- Как вы думаете, какое слово из записанных вами лишнее? Почему? (Потому что все слова называют предмет, а слово «рисовать» - это действие предмета.)

- А вы хотите немного размяться? Вы любите РЭП? А что это такое??? РЭП – это ритмичный речитатив под музыку. (Слайд 7)

 - Сейчас я буду под музыку читать РЭП. Если услышите в слове ь, то делайте определенное движение, если нет , то киваете головой как рэперы.

УЧИТ, СМОТРИТ, ПИСАТЬ, ПИШЕТ, ЧИТАТЬ, БЕГАТЬ, ПРЫГАТЬ, РИСОВАТЬ.

 - Молодцы, а теперь можно немного подвигаться.

(Слайд 8) черный!!!

7. Разбор слова.

-  Запишите с новой строки это слово и сделайте звуко – буквенный анализ.

РИСОВАТЬ – 3 сл., 8 б., 7 зв.    р  и  с  а  в  а  т

- Почему в этом слове разное количество букв и звуков?

- Написание какой буквы надо запомнить? (и)

- А какую можно проверить? (о) Как? Подберите проверочное слово. (рисованный).

У нас в слове 2 мягких согласных звука     р     и     т    .

- Почему после буквы «тэ» пишем ь, а после «эр» нет? (Потому что после этого согласного стоит гласная буква и, которая смягчает согланую).

- Назовите все гласные буквы, перед которыми согласные становятся мягкими.

(Я,Ю,Е,Ё,И)                                                                                                                    (Слайд 9)

 - Если вы считаете, что справились и с этим заданием, то поставьте плюс на «Лесенке знаний».

(Слайд 10) черный!!!

8. Разбор предложения.

- Составьте предложение со словом «рисовать». Запишите в тетрадь.

А) Подчеркните все орфограммы в предложении.

Б) Найдите грамматическую основу.

В) Поделите слова на слоги, поставьте ударение.

Г) Давайте разберем это предложение

  • По цели высказывания (повеств.);
  • По интонации (невоскл.);
  • Есть ли в предложении второстепенные члены? Значит, какое оно? (распростр.).
  • Сделайте это предложение нераспространенным.

- А есть ли ещё слова с мягким знаком? Где стоит ь? Для чего?

 - Какое правило выучили?

- Не забудьте поставить плюю на «Лесенке знаний».

V.Закрепление материала.

1. Работа с учебником. (с. 125 упр.204).

а) чтение задания;

б)комментированное письмо пар слов;

в) выполнение задания;

г) взаимопроверка.

 - Если вы справились без ошибок с этим заданием, то поставьте плюс на «Лесенке знаний».

2.  Домашнее задание. (с.125 №205)

3. Групповая работа.

- А сейчас групповая работа.На листах напечатаны предложения, в которых не хватает одного слова. Ваша задача – среди пары слов выбрать правильное. Хочу заметить.что слова отличаются только одним звуков: в одном он твердый, а в другом – мягкий.

 - Вот эти слова: (Слайд 11)      плакат       плакать

                                        угол           уголь

                                        шест          шесть

                                        брат           брать

                                        мел            мель

                                       полка       полька

                                       галка        галька

                                      банка        банька

                                     пенки        пеньки

- Как вы думаете, меняется лексическое значение слово с появлением или отсутствием мягкого знака?

- Все ли слова вам понятны?

- Если нет, то куда нужно обратиться за помощью? (К толковому словарю)

- Прошу занять свои места. Приступили к выполнению.

 - Зачитайте по 2 первых предложения.

4. Письмо по памяти.

- Запомните и запишите 1 понравившееся предложение со словом с мягким знаком. Подчеркните слова с мягким знаком.

 - Зачитайте записанные предложения.

VI.Рефлексия.

1. Оценка работы класса и отдельных учеников.

- Вот и подходит к концу наш урок. Какая пословица помогла нам на уроке? (Слайд 12)

- Какую тему  сегодня изучали? Что же это за буква? Когда пишется ь?

 - Достигнута ли цель, которую ставили в начале урока?

- Что понравилось на уроке? Кто особенно сегодня проявил себя?

 Поаплодируйте нашим помощникам.

2. Итоги «Лесенки знаний».

-  Возьмите «Лесенку знаний» и поставьте зелёной ручкой последний крестик.

- Поднимите и покажите свой результат усвоения данной темы.

-Посмотрите как высоко мы с вами поднялись, но вот одна ступенька осталась пустой. Почему?

 - Правильно, мы должны стремиться получать новые знания.

- Спасибо всем за урок!!!!

(Слайд 13 ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок чтения в 1 классе с презентацией "Мягкий знак – показатель мягкости согласного"

Данный урок представлен по ходу изучения темы «Буква Ь (мягкий знак)» курса литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России».             ...

Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"

Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...

Урок русского языка по теме: «Буква Ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука» (1 класс, программа « Школа России»)

Краткая аннотация урока:Конспект урока (обучение грамоте) по теме «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука» с приложением в виде презентации был разработан для урока чтения в 1 классе.Может...

Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова.

Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова. В ходе урока учащиеся научатся соотносить произношение и написание ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.

1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать умение различать разделительный мягкий знак и Ь -показатель мягкости согласных.3.Пополнять словарный запас учащи...