УМК Школа России урок русского языка по теме "Написание мягкого знака показателя мягкости согласного" по ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок составлен по УМК Школа России.

Тема "Написание мягкого знака вконце и середине слова после согланых"

Цели урока:

Обучающие:

- развитие фонематического слуха;

- формирование умения использования мягкого знака в конце и середине слова

Воспитательные:

- формирование представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать

Развивающие:

- формирование умения думать, анализировать, обобщать;

- развитие внимания, памяти, воображения, сообразительности.

 

На уроке использованы наглядные, частично-поисковые, практические и проблемные методы.

Для более эфективного достижения поставленных целей использована наглядность:

- интерактивная доска;

- проектор;

- презентация по теме урока;

- карточки со словарными словами;

- карточки с обощением правила о написании мягкого знака показателя мягкости;

- карточки с  заданиями на первичное закрепление, для самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2_kl._napisanie_znaka.docx21.27 КБ
Файл prezentatsiya_russkiy_yaz_moya.pptx2.72 МБ

Предварительный просмотр:

                       

  Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса

  по УМК «Школа России»

Учитель Сторонкина Елена Ивановна

Лицей №369 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Тема:

Правописание мягкого знака в середине и на конце слова.

Ц е л и:

Обучающие: развитие фонематического слуха, формирование умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.

Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания памяти, воображения, сообразительности.

Используемые методы:

    наглядные,

    частично-поисковые;

    практические;

    проблемные.

Наглядность:

интерактиваная доска;

проектор;

презентация по теме урока;

карточки со словарными словами

карточки с заданием замены выделенных слов на слова антонимы с мягким знаком показателем мягкости согласного

карточки с обобщением правила о мягком знаке показателе мягкости согласного

карточки «Солнышко», «Тучка»

Ход урока

I Организационное начало урока.

- Покажите карточку с каким настроением вы пришли на урок русского языка.

- Для того, чтобы у вас осталось хорошее настроение, как вы будете работать?

- Конечно, только дружная работа оставляет вас радостными к концу урока.

II Повторение изученного

1.Чистописание

 Соединение ь знака с другими буквами.

Слайд №1

Словарные слова.

- Как называется первый зимний месяц?

(На доске слово д…кабрь)

(запись в тетрадь, постановка ударения, выделение орфограмм)

- Летаю на воле,

  Кручу, бурчу,

  Никого знать не хочу.

  Вдоль дороги пробегаю,

  И сугробы наметаю.

- Что это?

(На доске слово м…тель)

(запись в тетрадь, постановка ударения, выделение орфограмм)

Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!

- Кто это?

(На доске слово сн…гирь)

(запись в тетрадь, постановка ударения, выделение орфограмм)

Фонетический разбор слова снегирь.

-Какое слово лишнее? Почему?

-Что общего в этих словах?

III  Работа по теме урока.

1.Постановка цели и задачи. Мотивация учебной деятельности.

Слайд №2.

 - Сегодня утром по электронной почте в наш лицей пришло письмо с далёкой планеты.

Дорогие ребята! Мы очень хотим прилететь на планету Земля в гости. Для этого нам нужно научиться хорошо знать русский язык, уметь правильно писать слова с непонятным для нас знаком, который называется Ь знак. Мы очень надеемся на вашу помощь.

Жители планеты Звёздочка.

Слайд №3.

.

- Как вы думаете какая тема нашего урока?

- Чему мы будем учиться?

- Кто хочет научиться грамотно писать слова с мягким знаком, узнать новое и интересное о мягком знаке, чтобы помочь жителям планеты Звёздочка?

2. Актуализация знаний.

- Писатель Леон Измайлов написал стихотворение про мягкий знак. Послушайте его внимательно.

 

Мягкий знак — хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.

- Почему автор называет Ь знак хитрым?

- Что вы ещё о нём знаете?

(может влиять на звук, стоящий перед ним, не может стоять я начале слова, поэтому не имеет заглавной буквы)

- Какие слова с мягким знаком вам встретились?

- Какие орфограммы встретились в этих словах?

( Запись после того как дети назовут все орфограммы и назовут проверочное   слово к слову СКАЗАТЬ)

- Нам встретилось слово, написание которого мы проверить не сможем. Как узнать их правильное написание?

- Кто лучше всех знает написание словарных слов?

Работа с карточкой №1

- На карточках слова: т…традь, к…ньки, учит…ль, меб…ль, п…льто, мальч…к, м…дведь, дев…чка.

- Разделите эти слова на две группы – слова, отвечающие на вопрос КТО? и слова, отвечающие на вопрос КТО? Запишите эти слова в два столбика.

3.Первичная проверка понимания

Слайд №4.

-Какие слова отвечают на вопрос КТО?

Дети читают слово и называют орфограмму.

- Где в этих словах вы написали Ь знак? Почему?

- Какой сделаем вывод?

- Какие слова отвечают на врос ЧТО?

- Сделайте вывод, о написании Ь знака показателя мягкости согласного.

- Молодцы! А вы ничего странного не заметили в словах первого слова?

- А почему слово ДЕВОЧКА лишнее?

- Какое правило вы знаете?

Слайд №5.

IV Первичное закрепление

1. Тренировочные упражнения

- Сейчас мы поиграем в игру « Самый внимательный»

Я буду называть слово, а вы, если в нём пишется Ь знак будете хлопать в ладоши.

Огоньки, птички, беленький, пальцы, косточка, тюлень, бельчата, гонщик, кончик, декабрьский, удочка, поплыть, речка, капелька.

Слайд №6.

Физкультминутка.

- Вы хорошо отдохнули?

- Улыбнитесь друг другу и продолжим работу.

V Закрепление

1.Тренировочные упражнения

 Слайд №7

Задание: Спишите слова в алфавитном порядке, вставляя, где надо мягкий знак.

Пач..ка, мощ …ный, бол..шой, заин..ка, пил..ка, школ..ник.

- А теперь проверьте правильно ли вы записали слова.

(Проверка написания по слайду)

2. Работа с карточкой №2

Задание:

- У вас на столах лежат карточки. Вам нужно списать, заменяя выделенные слова антонимами.

 Здание: спишите, заменяя выделенные слова антонимами.

Сладкая ягодка, слабый голос, большой дом, ближний лес, здоровый ребенок

Проверка.

- Прочитайте словосочетания, которые у вас получились.

Что вы заметили в написании антонимов?

- Почему в этих словах вы написали мягкий знак?

V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

1.Самостоятельная работа.

Работа с карточкой №3

- Запишите предложения, которые у вас на карточках .

Горят уго(?) ки в уго(?) ке печи. У лесен(?)ки ест(Ь)) ступен(?)ки.

Найдите грамматическую основу в первом предложении.

2.Взаимопроверка.

Работа в парах.

- Какие ошибки вы заметили в работах товарищей?

 

VI Рефлексия

1.Подведение итогов.

 -Как вы думаете можем ли мы теперь отправить ответ жителям далёкой планеты.

- Вы сможете ответить на их вопрос?

- Что же вы теперь сможете сказать о Ь знаке показатели мягкости согласного звука?

( Дети  говорят, что они знают. Учитель на доске помещает карточки)

Содержание карточек.

Мягкий знак не может стоять в начале слова.

Не имеет заглавной буквы.

Может стоять в конце и середине слова.

Указывает на мягкость согласного, стоящего пред ним.

VII Организационный конец урока.

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Покажите карточку.

- VIII   Домашнее задание: упр.206, правило.

 

 

Красногрудый красавец


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Дорогие ребята! Мы, жители планеты Звёздочка, очень хотим прилететь в гости на планету Земля. Для этого нам нужно хорошо знать русский язык, уметь правильно писать слова с непонятным для нас знаком, который называется МЯГКИЙ ЗНАК . Мы очень надеемся на вашу помощь.

Слайд 3

Правописание слов с мягким знаком на конце слов и перед другими согласными

Слайд 4

. Кто? Учит…ль мальч …к м… дведь д ев… чка Что? п … льто к… ньки меб ...ль т … традь е и е о а о е е

Слайд 5

ЧК ЧН ЩН НЧ НЩ Ь

Слайд 7

Спишите слова в алфавитном порядке, вставляя, где нужно мягкий знак. Пач …ка, мощ … ный , бол…ной, яблон …ка, пил…ка, школ…ник. Больной, мощный, пачка, пилка, школьник, яблонька.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Мягкий знак- показатель мягкости согласного на письме"

Цели: Формировать умения писать слова с мягким знаком.                 Формировать умения сравнивать количество звуков ...

Методическая разработка урока русского языка по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука"

Методическая разработка урока рус.языка по теме: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука...

Презентация к уроку русского языка по теме:"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука"

Презентация к уроку русского языка по теме:"Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука"...

Урок русского языка 2 класс Мягкий знак - показатель мягкости

Урок закрепления умения смягчать согласный звук мягким знаком в конце и в середине слова....

Урок русского языка по теме: "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на конце слова"

Урок русского языка, УМК  система Л.В. Занкова  Класс: 2Раздел программы: Твёрдые и мягкие согласные звуки.Тема урока: Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на конце слова.Тип у...

Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс

В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...

Анализ урока по русскому языку на тему: "Мягкий знак - показатель мягкости"

Краткий анализ урока русского языка на тему: "Мягкий знак - показатель мягкости"...