Конспект урока по нанайской народной сказке "Айога"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Развернутый конспект урока с вопросами учителя по сказке "Айога"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_sk._ayoga.docx | 24.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Нанайская народная сказка «Айога».
Цели урока: развивать умение понимать художественную идею произведения и раскрывать основную мысль текста, сформировать умение правильно выражать свои мысли.
Задачи.
Коррекционно-образовательные: совершенствовать навыки работы с текстом; способствовать формированию первичных исследовательских навыков; - продолжить обучение чтению по ролям, как основы выразительного чтения; формировать умение делать сравнительный анализ характеров главных героев сказки.
Коррекционно-развивающая: развивать коммуникативные элементы деятельности на уроках чтения;
Коррекционно-воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств личности, показать детям, что истинная красота человека – духовная;
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Активизация знаний. Проверка домашнего задания.
Учитель: - Дома вы читали отрывок из произведения «Крошка Енот». Скажите, как Крошке Еноту удалось преодолеть свой страх?
Ученик: - Он улыбнулся.
Учитель: - Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
Дети улыбаются друг другу в парах. Учитель тоже улыбается.
Учитель:- Улыбка бывает разная: добрая и злая. Почему тот, кто сидел в пруду доверился улыбке Крошки Енота?
Ученик:- Она была доброй.
Учитель: - Дайте совет Крошке Еноту, как выбирать друзей и каким должен быть друг?
Ученик: - Добрым, весёлым, доброжелательным, внимательным, заботливым, честным.
Учитель: - Вы назвали много качеств. Каждый из вас мечтает о таком друге. А всегда ли в человеке присутствуют только такие качества?
Ученик: - Нет, не всегда.
- Бывает так, что друг тебя обидит или обманет.
- Постановка цели урока:
Учитель: - Мы продолжаем знакомиться с разными персонажами сказок.
Откройте оглавление с. 90 учебника . Как называется сказка, которую мы сегодня будем изучать? «Айога».
Учитель:- Это нанайская сказка.
Учитель: - Предположите кто или что такое Айога.
Ученик: - Я думаю, что это цветок или бабочка.
- Я знаю эту сказку, это так девочку звали.
Учитель: - Откройте эту сказку. Как вы думаете, эта сказка авторская или народная?
Ученик: - Народная. Её сочинил нанайский народ.
Учитель: - А что вы знаете об этом народе?
Ученик: - Не знаем.
Учитель: - Тогда я вам расскажу.
4. Подготовка к восприятию:
Рассказ учителя о нанайском народе.
Учитель: - Нанайцы – (нанай, "здешний человек", устаревшее название – гольды) один из малочисленных народов Дальнего Востока, живший в 17 веке по реке Уссури, а также вокруг озера Ханка. Занимались они в основном ловлей рыбы и ей одной почти и питались. Рыбу заготавливали летом и осенью, затем сушили на зиму для себя и для собак. Гольды – отличные охотники. Из искусно выделанной и раскрашенной кожи крупных рыб и меха зверей они шили себе одежду. Собирали также дикие ягоды, яблоки, из которых варили густой кисло-сладкий сок, хорошо сохранявшийся всю зиму. Поселения нанайцев были двух типов: постоянные и сезонные. Для езды нанайцы пользовались исключительно собачьими упряжками. Нанайцы обычно ниже среднего роста, с широкими плоскими смуглыми лицами, с приплюснутым носом и сильно выдающимися скулами. Глаза узкие, чаще всего с косым разрезом; волосы чёрные, прямые и жёсткие; борода и усы редкие. Мужчины заплетали волосы на голове в 1 косу, женщины в две. Верхней плечевой одеждой служил халат, в виде кимоно. Головным убором летом служила берестяная коническая шляпа. В настоящее время более трети всех нанайцев живет в городах. Численность нанайцев в Российской Федерации около 12 тысяч человек.
Учитель: - Что вы узнали о нанайском народе?
5. Работа по теме урока.
1)Чтение сказки учителем. Дети слушают сказку.
2) Беседа по восприятию сказки.
Учитель: - Что вас удивило, что понравилось в сказке?
Учитель: - В какой момент вы огорчились, а когда обрадовались в сказке?
(Дети формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью).
Учитель: - Что вы ещё хотели бы сказать?
Физминутка.
Беседа по содержанию сказки.
Учитель: - Оправдались ваши предположения? Что же обозначает слово Айога?
- Так звали нанайскую девочку.
Учитель: - Кому из вас хотелось бы прочитать эту сказку и подробнее о ней поговорить?
Чтение сказки по по ролям и беседа по содержанию.
Учитель: - Какие слова показались вам непонятными? (запись на доске и объяснение непонятных слов).
Учитель: - Что вы можете сказать об этой девочке?
- Айога была очень красивая.
- Её все хвалили, а потом она зазналась.
Учитель: - Какие качества характера Айоги проявились?
- Лень, ум, находчивость, хитрость.
Учитель: - Понравилась ли вам Айога? Очень красивая девочка! Такая не может не понравиться.
Учитель: - Почему же она вам не понравилась?
- Она загордилась и понравилась сама себе.
Учитель: - Что вы заметили в разговоре матери и Айоги?
- Мать и дочь как будто поменялись ролями.
- Теперь дочь просит, но все отговорки, придуманные Айогой раньше, возвращаются к ней.
Учитель: - Любила ли мать свою дочь? Давайте разберёмся. Мать не отдала ей лепёшку. Почему?
- Значит матери было небезразлично, какая у неё растёт дочь.
- Её огорчало поведение дочери.
- Мать любила Айогу и хотела обратить внимание девочки на её неправильное поведение.
Учитель: - А поняла ли Айога, чему хотела её научить мать?
- Если бы она поняла, она бы изменилась.
Учитель: - Как была наказана Айога?
- Она превратилась в гуся.
Учитель: - Почему?
- Она разозлилась, зашипела и вытягивала шею.
Учитель: - Жалел ли кто-нибудь Айогу в конце сказки?
- Нет. Её никто не жалел.
Учитель: - Где произошло превращение?
- У реки.
Учитель: - Случайно ли именно в этом месте?
- Нет, в сказках вода – это волшебный мир.
Учитель: - Послужило ли Айоге это уроком?
- Нет. Она по – прежнему гордилась своей красотой.
- А на самом деле какой она стала?
- Некрасивой, неуклюжей.
- Она очень гордилась своей красотой, поэтому превратилась в некрасивого гуся.
6. Раскрытие основной идеи текста.
Учитель: - Почему же с этой девочкой случилось такое несчастье?
- Она сильно гордилась своей красотой.
Учитель: - Почему она не смогла понять свою мать? Есть в русском языке слово – гордыня. Может кто-то знает, что оно обозначает? (Гордыня – это самовлюбленность и эгоизм. Эгоизм – это забота только о себе).
Учитель: - Как вы думаете гордость – это хорошее качество характера?
- Да, это хорошее качество.
- Гордость – это чувство собственного достоинства и самоуважения.
Учитель: - С чего началось превращение Айоги в самовлюблённую и эгоистичную девочку?
- Её все хвалили.
Учитель: - Кто же виноват в том, что Айога так изменилась?
- В первую очередь она сама виновата, но и окружающие помогли ей в этом.
Учитель: - Какого же испытания не выдержала Айога?
- Испытания красотой.
Учитель: - Красота дана человеку на радость ему и всем окружающим. Она может принести как радость, так и горе. Главное, чтобы человек правильно распорядился этим даром. Не занимался самолюбованием и не стал эгоистом. На что обрекают себя самовлюблённые люди?
- На страдания.
- На одиночество.
Физминутка для глаз.
(Учитель демонстрирует слайд с движущимся предметом. Дети следят за ним глазами.)
Учитель: - А сейчас я предлагаю вам поиграть. Конечно, у каждого из вас сформировался свой образ Айоги, а художник изобразил её так.
Учитель демонстрирует слайд .
Учитель: - Какие слова вы могли бы подписать под этим слайдом? Обсудите сначала это в парах.
- Айога была очень красивой девочкой и все её очень хвалили.
- Айога загордилась. Стала часто любоваться в зеркало на своё отражение.
Учитель: - А под этим слайдом?
- Разозлилась Айога и побежала к реке. А соседская девочка пожалела её и предложила лепёшку. - Совсем разозлилась Айога, зашипела, замахала руками и руки у неё в крылья превратились.
7 .Этап рефлексии и сообщения домашнего задания.
Учитель: - О чём же вы задумались, прочитав эту сказку?
- Нужно быть добрыми, не зазнаваться.
Учитель: - А что ценят в людях разные народы?
- Доброту, трудолюбие.
Учитель: - А хотелось ли вам, чтобы эта сказка закончилась по-другому?
- Конечно, хотелось.
Учитель: - Что же должна сделать наша героиня, чтобы конец у сказки был хорошим?
-Айога должна понять, что поступала плохо и тогда она опять сможет превратиться в девочку.
Учитель: - Домашнее задание: читать сказку, кратко пересказывать.
8.Итог урока. Рефлексия.
Учитель: - Подведём итоги работы на уроке. Продолжите фразу:
- Я похвалю своего одноклассника за то, что…
Учитель: - Самым интересным на уроке было…!
Учитель: - Урок заставил нас задуматься о том, что…
-Мы тоже иногда огорчаем родителей, если не слушаемся или не помогаем.
- Не нужно зазнаваться.
- Не всегда красивый человек может быть хорошим, добрым.
Учитель: - Молодцы! (Отметки за урок).
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Лиса в народных сказках"
Урок – исследование по русскому языку (внеклассное чтение) по теме «Лиса в народных сказках» проводится в 3классе. Эта тема является обобщением раздела «Сказки» по темам бытовые сказки и сказки о живо...
Конспект урока литературного чтения "Народные промыслы в литературе"
Конспект урока построен по технологии развития критического мышления. Работа ведется по учебнику Романовской...
Конспект урока по русской народной сказке "Гуси -Лебеди"
На урок литературного чтения...
Конспект урока родного (нанайского) языка по теме "Жилища животных" в 3 классе
Материалы урока родного (нанайского) языка по теме "Жилища животных" в 3 классе, в помощь учителям родного (нанайского) языка...
Конспект урока по теме: Народные сказки
Конспект урока по теме: Народные сказкиКласс: 2...
Конспекты уроков по русским народным сказкам
Конспекты уроков по русским народным сказкам (Лиса и тетерев, Лиса и журавль, Каша из топора)...
конспект урока изоискусства. Тема: "Народная расписная картинка-лубок" 4 класс УМК "Перспектива"
Цели деятельности учителя: ознакомление с народной картинкой – лубок; освоение учащимися особенностей техники русского лубка и его выразительных средств; использование элементов этой техник...