Конспект урока по теме: Народные сказки
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Гоголева Дарья Валерьевна

Конспект урока по теме: Народные сказки

Класс: 2

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: Народные сказки

Класс: 2 «Б»

Цель: создать условия для осознанного восприятия обучающимися русских народных сказок

Задачи:

Образовательные:

- актуализировать знания обучающихся о сказке

- познакомить обучающихся  собирателями русских народных сказок: А.Н.Афанасьев, В.И.Даль

- совершенствовать навыки чтения

- учить прогнозировать содержание раздела

- совершенствовать умение находить ответы на вопросы в тексте

Развивающие:

- развивать речь, память, воображение

- развивать у учащихся умение обобщать

Воспитательные:

- прививать интерес к чтению

- воспитывать любовь к чтению, к книге

Оборудование: учебник, сборник «Народные русские сказки», мультфильм, напечатанные признаки сказки, презентация

Структура урока.

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний (5 минут)
  3. Сообщение темы урока
  4. Подготовка к восприятию (2 минуты)
  5. Установка на восприятие (2 минуты)
  6. Первичное восприятие (2 минуты)
  7. Проверка первичного восприятия (2 минуты)
  8. Изучение нового материала (13 минут)
  9. Обобщение (12 минут)
  10. Итог урока(1 минута)
  11. Рефлексия (1 минута)
  12. Домашнее задание

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоанализ

Оргмомент

Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку.

Дети проверяют свою готовность к уроку

Актуализация знаний

- Какие жанры устного народного творчества вы знаете?

- Что такое сказка?

- А что значит народная сказка?

- Какие вы знаете виды сказок?

- Приведите примеры к названным видам сказок?

- пословицы, поговорки, песни, колыбельные, сказки

- о животных, волшебные и бытовые сказки

Сообщение темы и задач урока

- Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Мир народной сказки»

Подготовка к восприятию

- Как вы думаете, с какими произведениями мы познакомимся в этом разделе?

- Чему мы научимся?

Высказывают свои предположения

Установка на восприятие

- Чтобы проверить наши предположения, откройте учебник странице 46. Прочитайте, значение каких понятий мы узнаем при изучении этого раздела?

- Прочитайте диалог Ани и Вани. Что же ребята на хотят рассказать о сказках?

- сказки, сказочный персонаж, вымысел

Первичное восприятие

Чтение текста из учебника детьми

Выразительное чтение текста из учебника

Проверка первичного восприятия

- Расскажите, что вы узнали из диалога Ани и Вани?

Анализируют прочитанный диалог

Работа по теме урока

- Мы с вами уже попытались дать определение понятию «сказка».  А какое же толкование понятия «сказка» предлагает нам запомнить профессор Самоваров?

- Это определение мы с вами должны запомнить.

- Какие признаки сказки вы знаете?

Признаки сказки:

  1. зачин
  2. волшебные предметы
  3. сказочные слова и выражения
  4. вымысел
  5. троекратный повтор
  6. борьба добра и зла
  7. добро побеждает зло
  8. концовка

- Какие сказочные слова и выражения вы знаете?

- А все ли мы слова и выражения назвали? Сейчас проверим. Откройте рабочую тетрадь на странице 26. Прочитайте какие же еще встречаются слова и выражения в сказках

- Как вы считаете, сколько всего существует сказок?

- Действительно, сказок существует великое множество. Есть сказки разных народов с похожими сюжетами. Но в каждой из них есть своя особенность, в которой отражаются обычаи, традиции, история народа.

- А кто-нибудь знает, кто в России является самым известным собирателем сказок?

- Александр Николаевич Афанасьев – писатель, который жил в 19 веке. Главным трудом его жизни стало трехтомное собрание сказок. Сам Афанасьев не был собирателем сказок – лично им записанных произведений народного творчества в сборнике не более десятка. Он использовал материалы, уже собранные другими учеными. Всего в сборнике око 640 сказок. Сказки в сборнике расположены в определенном порядке: сказки о животных, волшебные, бытовые сказки. Эту классификацию сказок Афанасьев придумал сам, и ее признали и до сих пор применяется.

Сборник «Народные русские сказки» - одно из главных сокровищ русской культуры. Сказки из этого сборника переведены на многие языки и пользуются мировой известностью.

- Но, несмотря на то, что в сборнике около 640 сказок, Афанасьев отобрал всего 88 сказок специально для детей.

- Рассмотрим этот сборник сказок.

- Кроме Александра Николаевича Афанасьева, сказки еще собирал Владимир Иванович Даль. Именно Даль передал Александру Николаевичу Афанасьеву 150 сказок, которые он собрал.

        

Объясняют каждый признак, приводят примеры.

Выполнение работы в рабочей тетради

Слушают сообщение учителя

Обобщение

- А теперь, вспомним некоторых героев сказок.

1)Он дурак, и царевич; задания королей исполняет, молодых царевен из беды выручает. (Иван)

2)Живет в русских сказках, красоты неописуемой. Много горестей и бед доставляет Ивану-царевичу, а перья ее очень ценятся у царей. (Жар-птица)

3)Выйдет в поле, обнимет свою рябую корову, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжело жить-поживать… (Крошечка-хаврошечка)

4)Живет в лесу, все живое ему подчиняется. А того, кто в лес попадет, закрутит, обманет и назад не выпустит. (Леший)

5)На цепях висит, пить просит. А смерть его в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце, ларец на дубе, дуб на острове, а остров неизвестно где. (Кощей)

6) Он и щуку поймал, и на печке ездил, и на царской дочери женился. (Емеля)

7) Она самая хитрая в русских сказках. Всех вокруг пальца обвела: и зайца, и волка, и медведя, и старика со старухой. (Лиса)

8)Его лиса обманула, а царевич в услужение взял. (Волк)

- А сейчас, я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Машины сказки» и определить, какие сказки упоминаются в мультфильме.

- Какие сказки упоминались в мультфильме?

- Как определили?

Отгадывают сказочных персонажей

Просмотр мультфильма

- Заячья избушка, Колобок, Теремок

Итог урока

- Какой раздел начали изучать?

- С каким жанром устного народного творчества познакомились на уроке?

- О каких писателях узнали?

Рефлексия

- Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об уроке.

- Что вам понравилось больше всего?

- Что вызвало затруднение?

Делятся впечатлениями об уроке

Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к своей любимой русской народной сказке и подготовиться к пересказу этой сказки

Записывают задание в дневник


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Признаки сказки: зачин волшебные предметы сказочные слова и выражения вымысел троекратный повтор борьба добра и зла добро побеждает зло концовка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Лиса в народных сказках"

Урок – исследование по русскому языку (внеклассное чтение) по теме «Лиса в народных сказках» проводится в 3классе. Эта тема является обобщением раздела «Сказки» по темам бытовые сказки и сказки о живо...

Конспект урока по нанайской народной сказке "Айога"

Развернутый конспект урока с вопросами учителя по сказке "Айога"...

Конспекты уроков по русским народным сказкам

Конспекты уроков по русским народным сказкам (Лиса и тетерев, Лиса и журавль, Каша из топора)...

конспект урока изоискусства. Тема: "Народная расписная картинка-лубок" 4 класс УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: ознакомление с народной картинкой – лубок; освоение учащимися особенностей техники русского лубка и его выразительных средств; использование элементов этой техник...

Конспект урока чтение "Русская народная сказка Крошечка-Хаврошечка" (УМК Школа России 3 класс)

Цель  Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением.ЗадачиОбразовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, по...