Конспекты уроков по русским народным сказкам
план-конспект урока по чтению на тему
Конспекты уроков по русским народным сказкам (Лиса и тетерев, Лиса и журавль, Каша из топора)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспекты уроков по русским народным сказкам | 809.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекты уроков по русским народным сказкам
Тема: Сказка «Лиса и тетерев»
Цели:
- познакомить с русской народной сказкой «Лиса и тетерев»;
- развивать умение анализировать, обобщать и делать собственные выводы;
- воспитывать любовь и интерес к произведениям устного народного творчества.
Оборудование: иллюстрации к сказке.
Литература: учебник «Литературное чтение», авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий , М.В. Голованова .
Ход урока.
I. Организационный момент
- Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
II. Проверка домашнего задания
- С какой сказкой познакомились на прошлом уроке?
- Назовите героев сказки.
- Проверим выразительное чтение сказки по ролям.
III. Изучение нового материала
1. Подготовка к первичному восприятию текста.
- Мы продолжаем с вами знакомиться с русскими народными сказками. Для чего нам нужны сказки?
(Со сказками связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости).
- Какие сказки о лисе вы знаете?
- Есть такая поговорка у русского народа: «Лисица семерых волков проведёт». Как вы понимаете эту пословицу? Объясните. (Лиса придумывает разные хитрости, чтобы обмануть других).
- Сегодня познакомимся с русской народной сказкой, которая называется «Лиса и тетерев».
2. Словарная работа.
- Рассмотрим незнакомое слово.
Кабы - если бы.
3. Первичное чтение.
- Посмотрите на иллюстрацию и скажите, какая лиса? (показ иллюстрации)
- А кто такой тетерев?
- Посмотрите на иллюстрацию, это тетерев. Опишите, какой он? (показ иллюстрации)
- Я прочитаю сказку, а вы должны внимательно меня послушать и следить по тексту. (Учитель читает сказку).
4. Проверка первичного восприятия.
- Понравилась вам сказка?
- Кто из героев вам понравился? Чем?
- Кто не понравился? Почему?
- Какие слова вы подобрали бы для характеристики Тетерева? Лисы?
Физкультминутка.
- Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)
Повстречали там лису (повилять «хвостиком»)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
Убежали под кусток. (присесть)
5. Первичное чтение и анализ.
- С какой интонацией мы должны читать слова лисы?
- А с какой интонацией мы будем читать слова тетерева?
-Читаем по ролям. (По времени 2 раза)
а) Беседа по содержанию сказки.
- Как приветствовали лиса и тетерев друг друга: весело, доброжелательно, ласково, притворно, грубо?
- Как просила лиса, чтобы тетерев спустился на землю.
- Из каких слов понятно, что лиса хотела обмануть тетерева?
Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю?
- Найдите, как лиса называет тетерева.
- Найдите строки, говорящие о содержании указа, прочитайте.
- Как думаете, поверил тетерев, что такой указ появился?
- Зачем он сказал лисе о собаках? Прочитайте.
- Почему тетерев непросто сказал лисе о собаках, а добавил: «Если бы все было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего»
- Почему тетерев непросто сказал лисе о собаках, а добавил: «Если бы все было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего»
- Прочитайте, о чём думала лиса, когда начала говорить с тетеревом?
- О чем думала, когда убегала?
б) Работа с иллюстрацией.
- Рассмотрим иллюстрацию к сказке. Посмотрите на лоску. (показ иллюстрации)
- Выберите подходящие слова.
- Какой была лиса?
Доверчивая, легкомысленная, глупая, жестокая, хитрая, бесстрашная, беззаботная.
- А какой был тетерев? (умный, рассудительный, смышленый)
- Что помогает понять волшебные свойства сказки? (звери одеты в старинные русские костюмы – сарафан, кафтан)
- Какие слова сказки могут служить подписями к этому рисунку?
IV. Итог урока
- С какой сказкой познакомились на уроке?
- Чему нас учит сказка? (Не всегда можно доверять ласковым, льстивым словам. Сказка учит различать, где добро, а где зло, учит мудрости).
– Чему можно поучиться у тетерева? А у лисы?
V. Домашнее задание
-Читать сказку «Лиса и тетерев» по ролям.
- Подготовить рисунки к сказке
2. Тема: Сказка «Лиса и журавль»
Цели:
- познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль»;
- развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям, стремление делать добрые дела.
Оборудование: иллюстрации к сказке, карточки со словами.
Литература: учебник «Литературное чтение», авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий , М.В. Голованова .
Ход урока.
I. Организационный момент
- Прозвенел и смолк звонок, начинается урок!
II. Проверка домашнего задания
- С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
- Назовите героев этой сказки.
- Проверим выразительное чтение по ролям сказки «Лиса и теререв».
III. Изучение нового материала
1. Подготовка к первичному восприятию текста.
- Ребята, поднимите руку у кого много друзей.
- Часто ли вы ходите к ним в гости?
- А вы сами любите принимать гостей?
- Как вы считаете, случаен ли сегодня наш разговор о гостях?
- А сегодня мы прочитаем русскую народную сказку о том, какое гостеприимство оказала лиса своему гостю.
2. Словарная работа.
- Ребята, посмотрите на доску. Здесь вы видите карточки со словами, с которыми нам предстоит сейчас познакомиться.
(На доске висят карточки со словами: пир, потчевать, не обессудь, несолно хлебавши).
- Послушайте внимательно:
Пир - большой званый обед, а также вообще обильное угощение.
Потчевать - угощать.
Не обессудь - не отнесись строго, не осуди.
Несолоно хлебавши - ни с чем.
3. Первичное чтение.
- Я прочитаю сказку, а вы должны внимательно меня послушать. (Учитель читает сказку).
4. Проверка первичного восприятия.
- Понравилась вам сказка? Чем особенно?
- Какая эта сказка?
- Кто является главными героями? (лиса и журавль)
- Журавль это красивая птица (показ картинки). Опишите ее.
- Каков журавль в этой сказке?
- Посмотрите на следующую картинку и попробуйте описать лису. Какая она? (показ картинки)
- Скажите, хорошо или плохо поступает лиса? Почему? (Плохо, она хочет перехитрить журавля).
- Удалось ли хитрой лисе осуществить свой план? Почему? (Нет, потому что журавль оказался умнее).
Физкультминутка.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом. (Ходьба на месте)
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают. (Взмахи руками)
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились. (Лёгкий бег, дети машут руками, кружатся)
5. Первичное чтение и анализ.
-Карандашом в тексте выделим их реплики. Перед словами автора ставим букву А, пред словами лисы-Л, перед словами журавля –ж. (несколько реплик выделяем вместе, далее дети доделывают самостоятельно).
-Для чего мы выделяли слова героев?
-Не забудьте об интонации, которой мы должны передавать слова героев. Как читаем за лису, журавля?
- Читаем по ролям. (По времени 2-3 раза)
а) Беседа по содержанию сказки.
- Какой фразой начинается сказка? Можно ли назвать лису и журавля друзьями? Почему?
- Какое угощение приготовила лиса журавлю?
- Получился ли званый пир? Почему?
- Почему лиса решила угостить журавля?
- Каким здесь показан журавль?
- О чем думала лиса?
- Что получилось с ее планом?
- Как вы объясните поведение журавля? (Он отомстил лисе, сделал так же, как и лиса ему).
- Почему распалась дружба лисы с журавлём? (Потому что лиса пожалела для журавля каши, и журавль ответил ей тем же).
- Найдите в тексте пословицу. Как вы ее понимаете?
- Почему лиса перестала дружить с журавлем?
- Была ли это настоящая дружба?
б) Работа с иллюстрацией.
- Сейчас я на доску вывешу картинки, которые мы должны развесить в правильном порядке.
На доске иллюстрации:
IV. Итог урока
- С какой сказкой познакомились на уроке?
- А какая пословица отражает главную мысль рассказа?
- Чему нас учит сказка? (Уметь дружить: не делать плохо другу, а только хорошее).
V. Домашнее задание
-Читать сказку «Лиса и журавль» по ролям.
3. Тема: «Каша из топора»
Цели:
- познакомить с одним из видов сказок - бытовой;
- развивать речь, пополнять словарный запас учащихся;
- воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Оборудование: иллюстрации к сказке.
Литература: учебник «Литературное чтение», авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий , М.В. Голованова .
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Прозвенел звонок, начинается урок!
II. Проверка домашнего задания
- С какой сказкой познакомились на прошлом уроке?
- О чем она?
- Проверим чтение сказки по ролям.
III. Изучение нового материала
1. Подготовка к первичному восприятию текста.
- Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем? (Волшебные, о животных, бытовые).
- О чём рассказывают бытовые сказки? (В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях).
- В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.
- Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Откройте учебники на странице 44, прочитайте название сказки. (Каша из топора).
- Можно ли по названию сказки определить главных героев? ( Можно предположить, что это будут деревенские жители: топор используют, чтобы рубить дрова, а дрова используют в деревне).
2. Словарная работа
- На доске записаны слова, которые нам не знакомы. Давайте прочитаем их.
На доске слова:
Служивый – солдат, военнослужащий.
Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.
Изба – деревянный, крестьянский дом.
Вдоволь – достаточно.
Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.
Чулан – помещение в доме, служило кладовой.
Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.
Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.
Коли – если бы.
Этакую – такую.
Смётка – смекалка.
3. Первичное чтение.
- Я прочитаю сказку, а вы должны внимательно слушать и следить по тексту.
2. Проверка первичного восприятия текста.
- Понравилась сказка? Чем понравилась?
- Удивило ли вас название сказки? О чём вы подумали, когда прочитали его?
- Зачем солдат постучал в избу?
- Кто там жил?
- Что попросил солдат у старухи?
- Как старуха отреагировала на просьбу солдата?
- Что придумал солдат?
- Что он сначала попросил у старухи?
- А потом?
- Что получилось у солдата сварить из топора?
- Какой показана старуха в сказке?
- Каким – солдат?
- Почему он так поступил?
Физкультминутка.
5. Первичное чтение и анализ.
Прочитаем сказку по цепочке, после по ролям.
- Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.
- И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.
а) Работа над пословицами (на доске).
- Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.
- Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?
А)Догадка и смекалка не хуже разума.
Б)Смётка дороже всего.
В)Глупый киснет, а умный всё промыслит. (Лучше всего по смыслу подходит вторая поговорка – смётка дороже всего).
- В сказке идёт речь не о том какой солдат умный, а о том, что смекалка помогает ему выжить в тяжёлых условиях, когда нет еды, одежды, денег и т.д.
б) Работа с иллюстрацией.
- А ещё эмоции можно изобразить на иллюстрации.
- Рассмотрим иллюстрацию на странице 45.
- Какие строчки из сказки подходят к иллюстрации? (Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.)
- Объясните, почему именно эти строки выбрали? Какие эмоции можно увидеть? (Солдат пробует ложкой кашу. Руку отвёл в сторону, показывает как ему вкусно. Старуха стоит удивленная. Руки сложила под подбородком, рот открыла)
- Рассмотрите иллюстрации, которые висят на доске, мы должны расставить их в правильном порядке.
На доске следующие иллюстрации:
- Молодцы!
IV. Итог урока
- С какой новой сказкой познакомились на уроке?
- Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?
- Добился ли солдат своего? Что ему помогло?
- Прав ли солдат?
- Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?
V. Домашнее задание
- Подготовиться к чтению по ролям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русской народной сказке "Сивка-Бурка"
Урок помогает расширить культурное поле младшего школьника путем поиска взаимосвязей между русской народной сказкой и скандинавской мифологией....
Конспект урока "Лиса в народных сказках"
Урок – исследование по русскому языку (внеклассное чтение) по теме «Лиса в народных сказках» проводится в 3классе. Эта тема является обобщением раздела «Сказки» по темам бытовые сказки и сказки о живо...
Конспект урока по русской народной сказке "Гуси -Лебеди"
На урок литературного чтения...
Конспект урока по нанайской народной сказке "Айога"
Развернутый конспект урока с вопросами учителя по сказке "Айога"...
Конспект урока по теме: Народные сказки
Конспект урока по теме: Народные сказкиКласс: 2...
Конспект урока .Тема: Русская народная сказка. Буква Ее. Письмо строчной и заглавной буквы Е е. 1 класс.
Образовательная система: Школа РоссииУчебный предмет: интегрированный урок (чтение и письмо)Класс: 1Тема: Русская народная сказка. Буква Ее. Письмо строчной и заглавной буквы Е е.Тип урока...
Конспект урока чтение "Русская народная сказка Крошечка-Хаврошечка" (УМК Школа России 3 класс)
Цель Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением.ЗадачиОбразовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, по...