Разработка обобщающего урока по теме "Сказка мудростью богата". 2 класс. Чтение. "Школа-2100"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Чтение. Разработка обобщающего урока по теме "Сказка мудростью богата". Урок по программе "Школа-2100" для 2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_chteniyu_dlya_2_klassa_skazka_mudrostyu_bogata.doc | 72 КБ |
skazka_mudrostyu_bogata.ppt | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему:
«Сказка мудростью богата»
(обобщающий урок)
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №15 г. Камышин
Шнайдер Ирина Александровна
2010 год.
Тема: Обобщающий урок по разделу IV “ Сказка мудростью богата”.
Цель: 1) Провести сравнительный анализ сказок разных народов о
мудрости. Развивать у учащихся устную речь, обогащать словарный запас.
Продолжить формирование навыков выразительного, сознательного,
выборочного, беглого чтения.
2) Воспитывать любовь к произведениям народного творчества и лучшие
человеческие качества: честность, доброту, преданность, скромность.
Оборудование: Иллюстрации к сказкам IV раздела
Карточки со словами: сказка, мудрость, богатство, авторская, народная.
Презентация.
Карточки с заданиями.
«Поле» и «зёрнышки» для релаксации.
Ход урока:
1.Самоопределение к деятельности.
Ну вот, и снова у сказки в гостях,
Никто не услышит о том в новостях.
Да мы и не думали шум создавать,
А будем тихонько страницы листать.
Смеяться с героями, переживать,
Грустить, веселиться, о чуде мечтать
И снова забудем, дружок, впопыхах,
Что чудо то держим с тобою в руках.
2. Актуализация знаний.
- О каком чуде идёт речь? (о книге)
- Почему книгу считают чудом?
И наш учебник «Маленькая дверь в большой мир» тоже чудо!
3. Постановка темы и целей урока.
- К какому разделу относятся произведения, которые мы прочитали? (слайд 1)
- Какие главные слова в теме?
На доске появляются таблички:
- Как вы думаете, о чём будет наш урок?
- Со сказками мы начинаем знакомиться с самого раннего возраста. Сначала нам читают
их взрослые, а затем и сами начинаем читать. В данный момент жизни, я уверена, каждый
из вас знает много сказок.
- А что означает это слово? Обратимся к толковому словарю.
(Сказка – один из основных жанров фольклора, этическое, преимущественно прозаичес-
кое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.)
-Что такое богатство?
(Богатство - обилие материальных ценностей, денег.)
- Но важнее духовные ценности!
- Что такое мудрость?
(Мудрость – глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.)
- Мы сегодня с вами приведём все знания по этому разделу в систему и определим, чему учат нас сказки. (слайд 1)
4. Обобщение знаний учащихся.
- Давайте вспомним, с какими сказками мы знакомились в этом разделе и кто их создал.
а) Домовёнок Кузя тоже читал с нами сказки, но запутался в названиях. Давайте поможем ему правильно назвать сказки. (слайд 2)
Мудрый дедушка – «Мудрый старик», татарская сказка. (слайд 3)
Глупая сказка - «Сказка о глупости», Иван Франко. (слайд 4)
Настоятель и служанка - «Настоятель и служка», японская сказка. (слайд 5)
Мудрая девочка - «Мудрая дева», русская сказка. (слайд 6)
Скромный мальчик - «Честный мальчик», корейская сказка. (слайд 7)
Умная девушка - «Мудрая девушка» Киргизская сказка. (слайд 8)
Как появились дружные народы - «Как появились разные народы», долганская сказка. (слайд 9)
Два калача и 1 баранка - «Три калача и одна баранка», русская сказка. (слайд 10)
- Какая из сказок в этом списке лишняя и почему?
(«Сказка о глупости» - авторская, а остальные - народные)
(выключить мультимед.)
На доске появляются таблички:
- Мы повторили, какие бывают виды сказок. Сказки богаты мудростью. Только мудрый человек может отгадать загадки, заложенные в произведении.
б) Работа в парах.
- Сейчас мы вспомним мудрые загадки из прочитанных сказок.
- У вас на партах лежат задания. Прочитайте план, по которому вы будете работать.
( Один ребёнок озвучивает задание)
1 ряд: 2 ряд:
«Мудрый старик» татарская сказка |
1.Кто был мудрым. |
2.Зачитайте загадки этой сказки. |
3.Найдите ответ на эти загадки. |
«Мудрая девушка» киргизская сказка, |
1.Кто был мудрым. |
2.Зачитайте загадки этой сказки. |
3.Найдите ответ на эти загадки. |
3 ряд:
«Мудрая дева» русская сказка |
1.Кто был мудрым. |
2.Зачитайте загадки этой сказки. |
3.Найдите ответ на эти загадки. |
- Итак, покажите, как вы умеете работать с книгой.
(работа под музыку) ( слайд 11)
- Расскажите, какие ответы вы приготовили.
(«Мудрый старик»: 1. Мудрым был старик.
2. Загадки: * Где находится драгоценный камень.
* Отгадать, который жеребец был молодой, который – старый.
* Какое бревно отпилено от верхней половины дерева, а какое – от нижней.
- Какие иллюстрации вы сделали к этой сказке?
(По ходу работы, к каждой сказке на доске вывешиваются иллюстрации)
«Мудрая девушка»: 1.Мудрая была девушка.
2. Загадки:* Какое расстояние между востоком и западом.
* Какое расстояние между небом и землёй.
* Какое расстояние между правдой и ложью.
« Мудрая дева»: 1 Мудрая была девочка.
2. Загадки: * Что всего сильней и быстрей.
* Что всего жирней.
* Что всего мягче.
* Что всего милее.)
- Что же ценит народ в героях?
- Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей. Житейская мудрость часто спасала людей в трудную минуту.
в) - Ой, чуть не забыла! Посмотрите, что я сегодня утром обнаружила на своём столе! (показываю баранки) Наверное, это домовёнок Кузя мне подложил.
- Вы догадались, из какой это сказки?
- А кто хочет рассказать её наизусть?
(один ребёнок рассказывает сказку наизусть)
- Ребята, правильно была рассказана сказка?
(Оценивание работы)
- Почему эта сказка дошла до нашего времени? Что в ней ценного? (высмеивается глупость)
(включить мультимед.)
5. Физкультминутка. (слайд 12)
6. Продолжение работы по обобщению знаний.
а) – А сейчас давайте вспомним долганскую сказку «Как появились разные народы»
- Из - за чего поругались люди в этой сказке? (из - за жадности)
- Какой совет хотелось бы им дать?
- В России живут люди более 200 национальностей! Живут дружно, стараются узнать
о культуре другой нации как можно больше, уважают традиции друг друга!
- Мудрость, честность, доброта, преданность, скромность всегда ценились разными народами. Это нашло отражение в пословицах.
б) - Помогите мне закончить пословицу, которая подходит ко всем этим сказкам (слайд13)
Умный и без денег . . . (богат) (слайд 13)
- Как вы это понимает?
в) – Ребята, а в название раздела тоже легла народная пословица.
Сказка мудростью богата.
- Почему так говорят?
- Не зря народ уделяет столько внимания сказкам, их мудрости. (слайд 14 )
- В Подмосковье даже есть музей русской сказки, который называется «Жили –
были»
Терем. А внутри всё оформлено в стиле русской избы. (слайд 15)
Деревянная мебель, вдоль стен стеллажи с книжками, полки с поделками. Детям предлагается это посмотреть и потрогать. (слайд 16)
Три комнаты. В первых двух зрители сидят на пенёчках. А в третьей водят хоровод, играют, наряжаются. (слайд 17 )
(выключить мультимед.)
г) - Давайте представим, что мы с вами тоже в этом тереме – музее.
- Инсценируем отрывок из сказки «Русская дева»
(Царь и дева выбирают костюмы и инсценируют сказку)
- Ребята, актёры правильно вошли в образ героев этой сказки?
(Оценивание работы ребят)
- Что бы вы хотели им пожелать?
7. Итог урока.
- Сказка мудростью богата. А чем ещё богата сказка? Какие слова можно подобрать?
- Любовь, тепло, нежность. Какие это прекрасные слова! И как от них становится хорошо
на душе.
8. Релаксация.
- Эти чувства не возникают просто так. Я верю, что эти сказки заронили вам в душу зёрнышки любви, доброты, которые будут прорастать и приносить хорошие плоды.
- Напишите на зёрнышках, которые лежат у вас на столе одно доброе слово. Мы засадим наше общее поле, чтобы все люди могли пользоваться нашими плодами.
(Дети пишут слова и прикрепляют на ватмане листочки)
- Я рада, что вы нашли такие хорошие слова
-Испокон веков человеку приходилось противостоять злобе, жадности, корысти. И он
знал, что только собственная смекалка и верные друзья помогут ему справиться с бедами.
9. Домашнее задание.
- Выберите задания по своему желанию:
1. Напишите пожелания другим ребятам, кто не читал эти сказки
2.Придумайте три вопроса к сказкам.
3. Приготовьте выразительное чтение отрывка из той сказки, которая вам понравилась.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мудрый дедушка «Мудрый старик» татарская сказка
Глупая сказка «Сказка о глупости» Иван Франко
японская сказка Настоятель и служанка «Настоятель и служка»
русская сказка Мудрая девочка «Мудрая дева»
Скромный мальчик корейская сказка «Честный мальчик»
Умная девушка киргизская сказка «Мудрая девушка»
Как появились дружные народы «Как появились разные народы» долганская сказка
Три калача и 1 баранка «Три калача и одна баранка» русская сказка
18.04.17
Работа с книгой
18.04.17
Умный и без денег богат. . . .
В Подмосковье есть музей русской сказки, который называется «Жили – были».
Терем. А внутри всё оформлено в стиле русской избы.
Деревянная мебель, вдоль стен стеллажи с книжками, полки с поделками. Детям предлагается это посмотреть и потрогать.
Три комнаты. В первых двух зрители сидят на пенёчках. А в третьей водят хоровод, играют, наряжаются.
18.04.17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка обобщающего урока литературного чтения в 4 классе "Урок-путешествие по былинам-старинам с вопросами-загадками и отгадками"
В урок включены отрывки из былин о русских богатырях, дано много интересного дополнительного материала о богатырях, богатыршах. Урок проходит с презентацией (картины Васнецова, Билибина)....
Разработка обобщающего урока по разделу "Чему учит экономика" учебника А Плешакова "Мир вокруг нас"на
Урок составлен в виде игры "Слабое звено" для учащихся 3 классов по обобщению материала "Чему учит экономика" ....
Методическая разработка обобщающего урока по литературному чтению "Я и мои друзья"
В разработке представлены виды работ для обобщения и закрепления знаний по изученной теме. На уроке учащиеся работают в группах, соотносят смысл пословиц с темой и содержанием произведений,оценивают с...
Разработка обобщающего урока русского языка в 3 классе на тему "Спряжение глаголов"
К уроку подобраны тексы из русской поэзии, с которыми учащиеся должны работать, выполняя увлекательные задания по изучаемой теме...
Тематическое планирование уроков литературного чтения "Школа 2100" 3 класс
Тематическое планирование к учебнику "В одном счастливом детстве"...
Урок литературного чтения "Мудростью богаты" 2 класс по ОС "Школа 2100".
Урок литературного чтения "Мудростью богаты" 2 класс по ОС "Школа 2100". На уроке вспоминаем и изучаем жанры УНТ, в частности пословицы и поговорки. Изучаем особенности поговорок и пословиц, их отличи...
Разработка обобщающего урока в форме видеообзора по предмету ОРКСЭ (модуль ОПК) 4 класс
Тема: "Устройство православного храма".Цель: пробудить интерес к православной культуре через расширение знаний:об устройстве храма, правилами поведения в православной церкви,основными религи...