Разработка обобщающего урока по теме "Сказка мудростью богата". 2 класс. Чтение. "Школа-2100"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Ирина Александровна Шнайдер

Чтение. Разработка обобщающего урока по теме "Сказка мудростью богата".  Урок по программе "Школа-2100" для 2 класс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему:

«Сказка мудростью богата»

(обобщающий урок)

                                  Учитель начальных классов

                                                     МОУ СОШ №15 г. Камышин

                                                         Шнайдер Ирина Александровна

2010 год.

Тема:   Обобщающий  урок по разделу IV  “ Сказка мудростью  богата”.

           

Цель:      1) Провести сравнительный анализ сказок разных народов о      

               мудрости. Развивать у учащихся устную речь, обогащать словарный запас.    

               Продолжить формирование навыков выразительного, сознательного, 

               выборочного, беглого чтения.  

               2) Воспитывать любовь к произведениям народного творчества  и лучшие  

               человеческие качества: честность, доброту, преданность, скромность.

                  Оборудование:      Иллюстрации  к сказкам IV раздела                           

                                 Карточки со словами: сказка, мудрость, богатство, авторская, народная.

                                 Презентация.

                                 Карточки с заданиями.

                                 «Поле» и «зёрнышки» для релаксации.

 Ход   урока:

1.Самоопределение к деятельности.

Ну вот, и снова у сказки в гостях,

Никто не услышит о том в новостях.

Да мы и не думали шум создавать,

А будем тихонько страницы листать.

Смеяться с героями, переживать,

Грустить, веселиться, о чуде мечтать

И снова забудем, дружок, впопыхах,

Что чудо то держим с тобою в руках.

2. Актуализация знаний.

- О каком чуде идёт речь? (о книге)

- Почему книгу считают чудом?

И наш учебник «Маленькая дверь в большой мир» тоже чудо!

3. Постановка темы и целей урока.

- К какому разделу  относятся произведения, которые мы прочитали? (слайд 1)

- Какие главные слова в теме?

 На доске появляются таблички:

- Как вы думаете, о чём будет наш урок?

- Со сказками мы начинаем знакомиться с самого раннего возраста. Сначала нам читают

их взрослые, а затем и сами начинаем читать. В данный момент жизни, я уверена, каждый

из вас знает много сказок.

- А что означает это слово? Обратимся к толковому словарю.

(Сказка – один  из основных жанров фольклора, этическое, преимущественно прозаичес-

кое произведение волшебного, авантюрного  или бытового характера с установкой на вымысел.)

-Что такое богатство?

(Богатство - обилие материальных ценностей, денег.)

- Но важнее духовные ценности!

- Что такое мудрость?

(Мудрость – глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.)

- Мы сегодня с вами приведём все знания по этому разделу в систему и определим, чему учат нас сказки. (слайд 1)

4.  Обобщение знаний учащихся.

- Давайте вспомним, с какими сказками мы знакомились в этом разделе и кто их создал.

а) Домовёнок Кузя тоже читал с нами сказки, но запутался в названиях. Давайте поможем ему правильно назвать сказки. (слайд 2)

Мудрый дедушка – «Мудрый старик», татарская сказка. (слайд 3)

Глупая сказка -  «Сказка о глупости»,  Иван Франко. (слайд 4)

Настоятель и служанка -  «Настоятель и служка», японская сказка. (слайд 5)

Мудрая девочка -  «Мудрая дева», русская сказка. (слайд 6)

Скромный мальчик -  «Честный мальчик», корейская сказка. (слайд 7)

Умная девушка -  «Мудрая девушка» Киргизская сказка. (слайд 8)

Как появились дружные народы -  «Как появились разные народы», долганская сказка. (слайд 9)

Два калача и 1 баранка -  «Три калача и одна баранка», русская сказка. (слайд 10)

- Какая из сказок в этом списке лишняя и почему?

(«Сказка о глупости» - авторская, а остальные - народные)

(выключить мультимед.)

На доске появляются таблички:

- Мы повторили, какие бывают виды сказок. Сказки богаты мудростью. Только мудрый человек может отгадать загадки, заложенные в произведении.

б) Работа в парах.

- Сейчас мы вспомним  мудрые  загадки из прочитанных сказок.

- У вас на партах лежат задания. Прочитайте план, по которому вы будете работать.

( Один ребёнок озвучивает задание)

              1 ряд:                                                                        2 ряд:

 «Мудрый старик»  

татарская сказка

1.Кто был мудрым.

2.Зачитайте загадки этой сказки.

3.Найдите ответ на эти загадки.

«Мудрая девушка»

киргизская сказка,

1.Кто был мудрым.

2.Зачитайте загадки этой сказки.

3.Найдите ответ на эти загадки.

                                           3 ряд:

«Мудрая дева»

русская сказка

1.Кто был мудрым.

2.Зачитайте загадки этой сказки.

3.Найдите ответ на эти загадки.

- Итак, покажите, как вы умеете работать с  книгой.

 (работа под музыку) ( слайд 11)

- Расскажите, какие ответы  вы приготовили.

(«Мудрый старик»: 1. Мудрым был старик.

      2. Загадки: *  Где находится драгоценный камень.

                         * Отгадать, который жеребец был молодой, который – старый.

                         * Какое бревно отпилено от верхней половины дерева, а какое – от нижней.

- Какие иллюстрации вы сделали к этой сказке?

(По ходу работы, к  каждой сказке на доске  вывешиваются иллюстрации)

«Мудрая девушка»: 1.Мудрая была девушка.

                                   2. Загадки:* Какое расстояние между востоком и западом.

                                                      * Какое расстояние между небом и землёй.

                                                      * Какое расстояние между правдой и ложью.

« Мудрая дева»: 1 Мудрая была девочка.

                             2. Загадки:       *  Что всего сильней и быстрей.

                                                       *  Что всего жирней.

                                                       *  Что всего мягче.

                                                       *  Что всего милее.)                                                    

- Что же ценит народ в героях?

- Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей. Житейская мудрость часто спасала людей в трудную минуту.

в) - Ой, чуть не забыла! Посмотрите, что я сегодня утром обнаружила на своём столе! (показываю баранки) Наверное, это домовёнок Кузя мне подложил.

- Вы догадались, из какой это сказки?

- А кто хочет рассказать её наизусть?

(один ребёнок рассказывает сказку наизусть)

- Ребята, правильно была рассказана сказка?

(Оценивание работы)

- Почему эта сказка дошла до нашего времени? Что в ней ценного? (высмеивается глупость)

 (включить  мультимед.)

5. Физкультминутка. (слайд 12)

6. Продолжение работы по обобщению знаний.

а) – А сейчас давайте вспомним долганскую сказку «Как появились разные народы»

- Из - за чего поругались люди в этой сказке?  (из - за жадности)

- Какой совет хотелось бы им дать?

- В России живут люди более 200 национальностей! Живут дружно, стараются узнать

о культуре другой нации как можно больше, уважают традиции друг друга!

- Мудрость, честность, доброта, преданность, скромность всегда ценились разными народами. Это нашло отражение в пословицах.

б) - Помогите мне закончить пословицу, которая подходит ко всем этим сказкам (слайд13)

Умный и без денег  . . .   (богат) (слайд 13)

- Как вы это понимает?

в) – Ребята, а в название раздела тоже легла народная пословица.

  Сказка мудростью богата.

- Почему так говорят?

- Не зря народ уделяет столько внимания сказкам, их мудрости. (слайд 14 )

- В Подмосковье даже есть музей русской сказки, который называется «Жили –

были»

Терем. А внутри всё оформлено в стиле русской избы. (слайд 15)

Деревянная мебель, вдоль стен стеллажи с книжками, полки с поделками. Детям предлагается это посмотреть и потрогать. (слайд 16)

Три комнаты. В первых двух зрители сидят на пенёчках. А в третьей водят хоровод, играют, наряжаются. (слайд 17 )

(выключить мультимед.)

г) - Давайте представим, что мы с вами тоже в этом тереме – музее.

- Инсценируем отрывок из сказки «Русская дева»

(Царь и дева выбирают костюмы и инсценируют сказку)

- Ребята, актёры правильно  вошли в образ героев этой сказки? 

(Оценивание работы ребят)

- Что бы вы хотели им пожелать?

7. Итог урока.

- Сказка мудростью богата. А чем ещё богата сказка? Какие слова можно подобрать?

- Любовь, тепло, нежность. Какие это прекрасные слова! И как от них становится хорошо

 на душе.

8. Релаксация.

- Эти чувства не возникают просто так. Я верю, что эти сказки заронили вам в душу зёрнышки любви, доброты, которые будут  прорастать и приносить хорошие плоды.

- Напишите на зёрнышках, которые лежат у вас на столе одно доброе слово. Мы засадим наше общее поле, чтобы все люди могли пользоваться нашими плодами.

(Дети пишут слова и прикрепляют на ватмане листочки)

- Я рада, что вы нашли такие хорошие слова

-Испокон веков человеку приходилось противостоять злобе, жадности, корысти. И он

знал, что только собственная смекалка и верные друзья помогут  ему справиться с бедами.

9.  Домашнее задание.

- Выберите задания по своему желанию:

1. Напишите пожелания другим ребятам, кто не читал эти сказки

2.Придумайте три вопроса к сказкам.

3. Приготовьте выразительное чтение отрывка из той сказки, которая вам понравилась.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказка мудростью богата. обобщающий урок

Слайд 2

Мудрый дедушка «Мудрый старик» татарская сказка

Слайд 3

Глупая сказка «Сказка о глупости» Иван Франко

Слайд 4

японская сказка Настоятель и служанка «Настоятель и служка»

Слайд 5

русская сказка Мудрая девочка «Мудрая дева»

Слайд 6

Скромный мальчик корейская сказка «Честный мальчик»

Слайд 7

Умная девушка киргизская сказка «Мудрая девушка»

Слайд 8

Как появились дружные народы «Как появились разные народы» долганская сказка

Слайд 9

Три калача и 1 баранка «Три калача и одна баранка» русская сказка

Слайд 10

18.04.17 «Сказка о глупости» Иван Франко «Настоятель и служка» японская сказка «Мудрая дева» русская сказка «Честный мальчик» корейская сказка «Мудрая девушка» киргизская сказка «Как появились разные народы» долганская сказка «Три калача и одна баранка» русская сказка «Мудрый старик» татарская сказка

Слайд 11

Работа с книгой

Слайд 12

18.04.17

Слайд 13

Умный и без денег богат. . . .

Слайд 14

В Подмосковье есть музей русской сказки, который называется «Жили – были».

Слайд 15

Терем. А внутри всё оформлено в стиле русской избы.

Слайд 16

Деревянная мебель, вдоль стен стеллажи с книжками, полки с поделками. Детям предлагается это посмотреть и потрогать.

Слайд 17

Три комнаты. В первых двух зрители сидят на пенёчках. А в третьей водят хоровод, играют, наряжаются.

Слайд 18

18.04.17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока литературного чтения в 4 классе "Урок-путешествие по былинам-старинам с вопросами-загадками и отгадками"

В урок включены отрывки из былин о русских богатырях, дано много интересного дополнительного материала о богатырях, богатыршах. Урок проходит с презентацией (картины Васнецова, Билибина)....

Разработка обобщающего урока по разделу "Чему учит экономика" учебника А Плешакова "Мир вокруг нас"на

Урок составлен в виде игры "Слабое звено" для учащихся 3 классов по обобщению материала "Чему учит экономика" ....

Методическая разработка обобщающего урока по литературному чтению "Я и мои друзья"

В разработке представлены виды работ для обобщения и закрепления знаний по изученной теме. На уроке учащиеся работают в группах, соотносят смысл пословиц с темой и содержанием произведений,оценивают с...

Разработка обобщающего урока русского языка в 3 классе на тему "Спряжение глаголов"

К уроку подобраны тексы из русской поэзии, с которыми учащиеся должны работать, выполняя увлекательные задания по изучаемой теме...

Тематическое планирование уроков литературного чтения "Школа 2100" 3 класс

Тематическое планирование к учебнику "В одном счастливом детстве"...

Урок литературного чтения "Мудростью богаты" 2 класс по ОС "Школа 2100".

Урок литературного чтения "Мудростью богаты" 2 класс по ОС "Школа 2100". На уроке вспоминаем и изучаем жанры УНТ, в частности пословицы и поговорки. Изучаем особенности поговорок и пословиц, их отличи...

Разработка обобщающего урока в форме видеообзора по предмету ОРКСЭ (модуль ОПК) 4 класс

Тема: "Устройство православного храма".Цель: пробудить интерес к православной культуре через расширение знаний:об устройстве храма, правилами поведения в православной церкви,основными религи...