Урок литературного чтения "Мудростью богаты" 2 класс по ОС "Школа 2100".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Полушкина Оксана Васильевна

Урок литературного чтения "Мудростью богаты" 2 класс по ОС "Школа 2100". На уроке вспоминаем и изучаем жанры УНТ, в частности пословицы и поговорки. Изучаем особенности поговорок и пословиц, их отличия и сходства, работаем над значением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_mudrostyu_bogaty.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения на тему "Мудростью богаты. Русские народные пословицы, поговорки "

2 класс, ОС «Школа 2100»

Провела учитель МОУ «СОШ №24»: Полушкина О.В.

Цель урока: познакомить учащихся с фольклорными жанрами УНТ – русскими народными пословицами, поговорками, загадками.

Задачи урока:

Образовательные: Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык;

Планируемые результаты обучения

Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте;

Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;

Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Основная мысль урока: пословицы и поговорки русского народа делают речь яркой, образной, украшают её.

Основные понятия: пословицы, поговорки, загадки, творчество, УНТ

Межпредметные связи: русский язык, история, изобразительное искусство, технология

Ресурсы:

- компьютер, проектор, интерактивная  доска; интерактивная презентация к уроку;

- листы с заданиями для работы в группах;

Этапы урока:

1.Орг. момент.

- Ребята, давайте поговорим. Закончите предложение. «Шёл я в школу и думал о …»

(А у меня сегодня плохое настроение. Меня мама поругала.)

- Я думаю, что сегодняшний урок улучшит твоё настроение.

- С любым ли человеком приятно беседовать? Какого человека интересно слушать?

- Что же делает нашу речь более выразительной, яркой, образной? Этот великий дар природы - …

Наш урок ответит на эти вопросы, поможет вам сделать речь богатой, выразительной. Мы должны стремиться к высокому уровню культуры речи.

- Оцените своё настроение в начале урока. (Оценивают при помощи смайликов. Они лежат у них партах.)

2. Вступительное слово учителя. Работа с чистоговорками и скороговорками.

- Как всегда начнём наш урок с чистоговорок и скороговорок. Для чего нам нужны чистоговорки и скороговорки?

У Андрея и Ирины растут георгины.

3. Проверка д/з.

- Вам было задано подготовить выразительное чтение отрывков из «Сказки о глупости». Посмотрим как вы справились с д/з.

(1-2 ученика выразительно читают. Затем слушаем синхронное выразительное чтение отрывков из «Сказки о глупости» 4 человека в парах.)

- Молодцы, ребята, справились!

Познавательные УУД: формулирование познавательной цели

Личностные УУД: Жизненное самоопределение

4. Определение темы урока.

- Попробуйте определить тему урока по описанию: это короткие, точные, образные выражения. В них заключена народная мудрость. Одни из них имеют поучительный смысл. Другие - метко определяют какое-либо явление жизни. О чём же будем говорить на уроке? (о пословицах, поговорках и загадках)

- Сегодня на уроке речь пойдёт о произведениях  устного народного творчества. Как вы понимаете словосочетание – народное творчество?

(Народное Творчество – художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь,воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия(предания, песни, сказки, эпос),музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец,архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. )

- Что значит устное?

(Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Это словесность в жанрах: народный эпос (мифы), пословицы, поговорки, загадки, частушки, сказки, песни и др.)

- Что мы можем отнести к произведениям УНТ? (Сказки, загадки, скороговорки, считалки, частушки, песни, пестушки, потешки).

(Учитель читает стихотворение)

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Ведь с ней и горе, и беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.

- Какие пословицы вы знаете, слышали на уроках, от взрослых? (Не разбирать их смысл на данном этапе)

- Пословицы, поговорки, загадки – это народная мудрость. О них ещё говорят, что это кладезь мудрости. А что такое кладезь? (Обильный неисчераемый источник чего- либо) Посмотреть в словаре.

5. Основной этап урока:

А) Работа со словарём

Познавательные УУД : ориентироваться в словаре

- Вы называли сейчас пословицы, но были и есть ещё поговорки.

-Давайте точнее определим, что такое пословица, а что такое поговорка. У вас на столах находятся словари. Найдите в них определение поговорки и пословицы.

(На слайде появляются такие же определения.)

Пословица

представляет собой логически законченное выражение, которое предполагает какое-то действие. Состоит, как правило, из двух частей. Пословица обязательно подразумевает некое назидание, поучение или мораль. Некоторые пословицы имеют авторов. (И. Крылов, А. Грибоедов, Козьма Прутков…)

Поговорка

это лаконичное народное (или ушедшее в народ авторское) выражение, метко характеризующее какое-то явление или закономерность. Поговорка, в отличие от пословицы, не подразумевает действия и не несет в себе назидания или поучения. Она просто констатирует факт. Также может иметь автора. А.Н. Островский часто использовал поговорки в названиях своих пьес.

-Трудно сказать, с каких пор в народе начали употреблять пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в глубокой древности и сопровождают жизнь народа на всем протяжении его истории. Пословицы украшают речь, делают ее яркой, образной.

Б) Работа с пословицами и поговорками в рабочей тетради.

- Пословицы и поговорки могут отражать разные стороны жизни и черты характера.

- Как вы думаете с какими пословицами мы сегодня будем работать? Откроем рабочие тетради на с.37 №1. Прочитаем по цепочке. По ходу чтения объясняем их смысл. Откроем учебник на с.40, прочитаем пословицы и поговорки.

(Выполнение задания 1 в тетради с.37. Затем чтение пословиц в учебнике и объяснение учащимися их смысла).

Вывод. Пословицы и поговорки говорят о глупости и мудрости, о правдивости и лживости, трудолюбии и лени, о смелости и трусости и др. О качествах человека.

В) Работа над происхождением пословиц.

Коммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;
Личностные УУД профессиональное самоопределение
- Не всегда мы можем объяснить их происхождение. Вот две истории о происхождении поговорок:
(Рассказывают подготовленные дети)
1) Про бедного человека и сейчас говорят «Ни кола, ни двора». Откуда же пришла эта поговорка? Оказывается, в старину крестьяне владели: узкими полосками земли, по форме похожими на кол. Поля нарезали на такие полоски, и у каждой был свой хозяин. Но у кого-то не было дажe такой узкой полоски земли. Про таких бедняков и говорили: ни кола, двора (дома).
2) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого - работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в старину одежду носили с очень длинными рукавами - так люди защищались от холода. Для работы рукава приходилось поднимать, подгибать - засучивать.
- Вот так родились две поговорки. А третью поговорку нам ребята инсценируют.
Инсценировка:
На улице Тихой жило-было Маленькое Дело. А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье. Большое Безделье всегда хвасталось: –Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать. Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна. –На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет? Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки. Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало. А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: маленькое дело лучше большого безделья. Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало: – И все равно я лучше!
- А вы, ребята, как думаете? Почему?

6. Психологическая пауза.

Регулятивные УУД. Проговаривание последовательности своих действий
Познавательные УУД (общеучебные) осознанное построение речевого высказывания в письменной форме; определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов;
Г)Соотнесение текста с пословицами. Работа в группах.

- Прочитайте внимательно рассказ и подберите к нему подходящую по смыслу пословицу или поговорку из предложенных.

1 группа.

Прочитайте внимательно рассказ и подберите к нему подходящую по смыслу пословицу или поговорку из предложенных.


В. Осеева

Потерянный день.

К Витиному брату пришел товарищ, бросил на стул шапку и сказал:

- Потерянный у меня день !

Когда товарищ ушѐл, Витя спросил брата:

- Как это может потеряться день ? Разве не все дни одинаковые?

- Дни все одинаковые по времени, - сказал брат, но они бывают разные по делам. Тот день, в который человек не сделал никакого полезного дела или ничему не научился, чтобы знать больше, чем он знал вчера, называется потерянным днем.

С тех пор Витя, ложась спать, рассказывал брату всѐ, что он делал, и всегда спрашивал:

- Не потерянный у меня день?

Минута час бережёт.

Жизнь дана на добрые дела.

 Где труд, там и радость.

Делу время, а потехе – час.

Друзья познаются в беде.

2 группа.

Прочитайте внимательно рассказ и подберите к нему подходящую по смыслу пословицу или поговорку из предложенных.

Автор:Виктор Владимирович Голявкин 
Про то, для кого Вовка учится 
Вовка учится для себя, а не для других людей. Он это прекрасно знает. Да ему ещё все говорят об этом. Как будто он сам не знает. 
Папа с мамой ему говорят: 
– Ты для себя в школе учишься. 
Бабушка говорит: 
– Ты для себя в школе учишься. 
Даже Шурик сказал: 
– Ты для себя в школе учишься, ясно? 
Вовка знает, что учится он для себя. 
Но он и другим людям хочет помочь, а не только в школу ходить. 
Только ему говорят: «Ты маленький. Ты подучись сначала. Потом нам поможешь как следует». 
Значит, он для себя учится и для других тоже.

Учиться всегда пригодится.

Чему Ваня не научился, тому Иван не выучится.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Чтение – вот лучшее учение.

3 группа.

Прочитайте внимательно рассказ и подберите к нему подходящую по смыслу пословицу или поговорку из предложенных.

Самое страшное.

Автор: Евгений Пермяк

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.


Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.


Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.


Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.


Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.


Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.


Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.


Один-одинёшенек!

О человеке судят по делам.

Как аукнется – так и откликнется.

Что посеешь – то и пожнёшь.

Сердце матери лучше солнца греет.

Красив тот, кто красиво поступает.

4 группа.

Прочитайте внимательно рассказ и подберите к нему подходящую по смыслу пословицу или поговорку из предложенных.

Софья Прокофьева

Сказка о том, что надо дарить.

                   Попросил мышонок у Ойки подарок. Лопатку Ойке жалко, в кубики сама играет, машина нужна. Подала мышонку камень. Обиделся мышонок, пожаловался зверюшкам.

                  Наступил  Ойкин день рождения. Пришли гости. Бельчонок принес ореховую скорлупку, зайчонок – мухомор, медвежонок – гнилую шишку, а подружка Машенька – щепку. Принесли то, что самим не нужно.

                  Стыдно стало Ойке. Заплакала она. Стало всем ее жалко. Принес бельчонок орехов, зайчонок – морковки, медвежонок – меду, Маша – куклу.

                 - Буду дарить то, что самой нужно! – сказала Ойка.

Какой подарок – такой и отдарок.

 Как аукнется – так и откликнется.
Крепкую дружбу и водой не разольешь.

 Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

 Вежливость открывает все двери.

5 группа.

Прочитайте внимательно рассказ и подберите к нему подходящую по смыслу пословицу или поговорку из предложенных.

В.ОСЕЕВА.                                      СТОРОЖ

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

- Мое! Мое! - кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили - игрушек хватало на всех.

- Как мы хорошо играем! Как нам весело! - похвалились ребята воспитательнице.

- А мне скучно! - закричал из своего угла мальчик.

- Почему? - удивилась воспитательница. - У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

- Да потому, что он не игральщик, а сторож, - объяснили за него дети.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Жадность - всякому горю начало.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Красив тот, кто красиво поступает.

О человеке судят по делам.

6 группа.

Прочитайте внимательно рассказ и подберите к нему подходящую по смыслу пословицу или поговорку из предложенных.

В.ОСЕЕВА.                            ОБИДЧИКИ

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

- Не жалуйся, - сказала однажды мать, - надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

- Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, - хмуро пояснил он. - Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

- Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

- Вот она! - обрадовался Саша. - Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из темного пролета лестницы весело донеслось:

- Вы-хо-ди!..

Бой красен мужеством, а приятель - дружеством. 

Где труд, там и радость.

Согласье крепче каменных стен.

Вежливость открывает все двери.

7 группа.

Прочитайте внимательно рассказ и подберите к нему подходящую по смыслу пословицу или поговорку из предложенных.

В.ОСЕЕВА.                                      ЛЕКАРСТВО

У маленькой девочки заболела мама. Пришел доктор и видит - одной рукой мама за голову держится, а другой игрушки прибирает. А девочка сидит на своем стульчике и командует:

- Принеси мне кубики!

Подняла мама с пола кубики, сложила их в коробку, подала дочке.

- А куклу? Где моя кукла? - кричит опять девочка.

Посмотрел на это доктор и сказал:

- Пока дочка не научится сама прибирать свои игрушки, мама не выздоровеет!

Мне хоть весь свет гори, только бы я жив был.

Чтение – вот лучшее учение.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Мне что до тебя, я знаю себя.

8 группа.

Прочитайте внимательно рассказ и подберите к нему подходящую по смыслу пословицу или поговорку из предложенных.

В.ОСЕЕВА.                                        ПЛОХО

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

 - Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

Не искал бы в селе, а искал бы в себе.

Лучше горькая правда друга, чем лесть врага.

Гром не грянет - мужик не перекрестится. 

Под лежачий камень вода не течет.

Всякая помощь хороша вовремя.

(Ответы детей с места сидя. Командир от каждой группы встаёт и говорит: пословица или поговорка, какая подошла и почему.)

- Молодцы, ребята, справились с пословицами и поговорками.

7. Гимнастика для глаз.

8. Работа в парах. Соотнесение русских и зарубежных пословиц.

- Соотнесите русскую народную пословицу и зарубежную пословицу.

Язык до Киева доведет. Тот не заблудится, кто не спрашивает.
В гостях хорошо, а дома лучше. Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь. Один утренний час лучше двух вечерних.
Утро вечера мудренее. Бесполезно плакать над пролитым молоком.

9. Игра «Самый внимательный».

Познавательные УУД (логические) анализ с целью выделения существенных признаков, с целью выделения общих признаков
Коммуникативные УУД учиться работать в группе

- Давайте поиграем. А мы продолжаем работать с пословицами и поговорками дальше.

1 задание (на интерактивной доске). Игра «Собери пословицу». 

- Соедините первую и вторую части пословиц.

Скучен день до вечера,                            кулаками не машут.

Старый друг лучше                                   от того и наберёшься.

После драки                                                коли делать нечего.

С кем поведёшься,                                      новых двух.

Любишь кататься,                                       и рыбку из пруда.

Без труда не вытянешь                               люби и саночки возить.

- Объясните их смысл (по ходу соединения частей).


2 задание (на интерактивной доске). Игра «Вставь рисунки в пословицу». 

- Вставьте рисунки в пословицу.
Дареному ... в зубы не смотрят. (Коню.)

Когда ... на горе свистнет. (Рак.)
... рубят – щепки летят. (Лес.)
Не ..., так и не мычи. (Корова.)
Не плюй в ... – пригодится воды напиться. (Колодец.)
Большому ... – большое плавание. (Кораблю.)


- Объясните  смысл пословиц (по ходу работы).



 

10. Итог урока:
Познавательные УУД – формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи;
Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

- С какими произведениями УНТ мы сегодня знакомились на уроке?

- Чем отличается пословица от поговорки? (Пословица

представляет собой логически законченное выражение, которое предполагает какое-то действие. Состоит, как правило, из двух частей. Пословица обязательно подразумевает некое назидание, поучение или мораль. Некоторые пословицы имеют авторов. (И. Крылов, А. Грибоедов, Козьма Прутков…)

Поговорка

это лаконичное народное (или ушедшее в народ авторское) выражение, метко характеризующее какое-то явление или закономерность. Поговорка, в отличие от пословицы, не подразумевает действия и не несет в себе назидания или поучения. Она просто констатирует факт. Также может иметь автора. А.Н. Островский часто использовал поговорки в названиях своих пьес.)

-Для чего народ употреблял и употребляет  в речи пословицы и поговорки? (Пословицы, поговорки освещают явления, предметы, человека с разных точек зрения. Именно благодаря своему разнообразию пословицы и поговорки прекрасный материал для развития речи. Постигая смысл пословиц, ребенок развивает мыслительные способности, а, стараясь объяснить значение, совершенствует навыки связной устной речи.)

 (Как  приятно  осознавать, что  культура

русского  народа  жива, что  мудрые  изречения наших

предков  не  забыты, они  дошли  до  наших времен, и

благодаря им  русский  язык  стал  более  выразительным

и образным.)

-Какие пословицы или поговорки вы запомнили, и сможете употреблять их в речи?

- Что вам особенно понравилось, запомнилось на уроке?

А теперь скажите, кто из вас работал спустя рукава? А кто работал засучив рукава? Оцените себя и своё настроение. (Оценивают при помощи смайликов. Они лежат на партах.)

- А теперь поставьте самооценку в дневниках.

(Я сама устно оцениваю детей. В дневниках лежат снежинки.)

8. Домашнее задание.

I ряд - подобрать пословицы и поговорки о  грамотности.

II ряд - подобрать пословицы и поговорки о  доброте, щедрости.

III ряд - подобрать пословицы и поговорки о  лени и трудолюбии.


- Закончить наш урок я хочу загадкой:

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

- Ребята, давайте подарим отгадку  гостям в память о нашем уроке.

(Звучит музыка Свиридова «Метель»)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 4 класс ОС "Школа 2100"

Урок литературного чтения в 4 классе.Молдалиевой Елены Юрьевны (слайд 1)Тема: И.А. Крылов. Басня «Квартет»Цели и задачи: ·        Познакомить учащихся с новой б...

Урок литературного чтения 4 класс ОС "Школа 2100"

Урок литературного чтения в 4 классе.Молдалиевой Елены Юрьевны (слайд 1)Тема: И.А. Крылов. Басня «Квартет»Цели и задачи: ·        Познакомить учащихся с новой б...

Урок литературного чтения 4 класс ОС "Школа 2100"

Урок литературного чтения в 4 классе.Молдалиевой Елены ЮрьевныТема: И.А. Крылов. Басня «Квартет»...

Урок литературного чтения 4 класс ОС "Школа 2100".

Урок литературного чтения в 4 классе по ОС "Школа 2100" в технологии критического мышления "Учитель из Ясной Поляны".  Урок проходит с использованием презентации.  Главное в уроке - организа...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс ОС школа 2100 ФГОС

Технологическая карта урока литературного чтения  2 класс   ОС школа 2100 . Тема урока: корейская  сказка "Честный мальчик"...

Презентация к уроку Литературное чтение 3 класс по УМК 2100 М.Пришвин "Золотой луг"

Данная презентация поможет при проведении урока по литературному чтению по теме М. Пришвина "Золотой луг"...