Методическая разработка обобщающего урока по литературному чтению "Я и мои друзья"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Татьяна Юрьевна Леонтьева

В разработке представлены виды работ для обобщения и закрепления знаний по изученной теме. На уроке учащиеся работают в группах, соотносят смысл пословиц с темой и содержанием произведений,оценивают свою работу на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по литературному чтению во 2 классе

  учителя начальных классов Леонтьевой Т.Ю.

ГБОУ школы №181 Центрального района г. Санкт-Петербурга

тема: «Я и мои друзья» ( обобщение)

Цели:- повторить и обобщить изученный материал

            - воспитывать положительные качества личности

            - развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их

            - учить действовать сообща и самостоятельно

            - учить понимать смысл пословиц

Планируемые результаты: - учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела

                                              - работать самостоятельно и в группе

                                              - оценивать свои достижения

Оборудование: - класс разделен на 4 группы

                                - конверты с заданиями

                                - презентация

                                - учебники, тетради, ручки, карандаши

                                - сигнальные веера

                                - клей

                                - из картона цветок- стебель, лепестки, сердцевина, горшок

Ход урока

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самооценка, результат

I.                                                                              Организационный момент.

Приветствие учеников и гостей  урока. Настрой учащихся на урок.

II.                                                                                  Речевая разминка.

     Откройте 1 конверт, достаньте карточки со стихотворением, прочитайте про себя:

                  А разве друга надо звать,

                  Когда темно в пути,

                  Когда дороги не узнать

                  И нету сил идти?

                  Когда беда со всех сторон,

                  Когда при солнце-ночь,

                  Да разве не увидит он,

                   Не ринется помочь?

                  Ведь он не сможет есть и спать,

                  Когда такое вдруг!

                  Но…если друга надо звать-

                  То вряд ли это друг…

- О ком это стихотворение?

- Как бы вы назвали это стихотворение?

-Как вы понимаете, кто такой друг?

Зачитывание стихотворения заранее подготовленными учениками.

Ответы детей

III.                                                                  Актуализация знаний. Постановка целей урока.

- Как называется тема, которую мы изучили?

- О каких качествах друзей мы говорили?

- Сегодня мы еще раз вспомним прочитанные произведения и их авторов.

IV.                                                                                           Работа по теме.

- С произведениями каких авторов мы познакомились?

- Какие рассказы читали?

- Какие стихи учили?

2 ученика читают стихи В. Берестова и Э. Мошковской

- На какого героя из прочитанных произведений вы хотели бы быть похожи?

- С кем хотели бы дружить?

- На кого вы не хотели бы быть похожи и не хотели бы такого друга?

- Узнайте по иллюстрациям произведения.

«Анна, не грусти!», «Волшебное слово», «Почему?», «Два пирожных»

«Хорошее»

Иллюстраций к каким произведениям здесь нет?

( Учащиеся называют фамилии авторов)

2 ученика читают стихи В. Берестова и Э. Мошковской

V.                                                                                 Физ.минутка.

VI.                                                                         Проверочная работа.

1) Раскройте конверт 2. Соедините стрелками автора и произведение.

Выборочная проверка. Общая проверка по слайду.


Капитан должен показать «светофорик», если команда справилась.

Проверка по слайду.

2) Раскройте конверт 3.(Приложение №3) Составьте пословицы, выберите и объясните, к какому произведению они относятся.

      Каждой команде по одной (две) пословицы. На доске

с названиями произведений:

«Анна, не грусти!», «Волшебное слово», «Почему?», «Два пирожных» «Хорошее»

                     Поклонишься, голова не отломится.  2

Кто дружбу водит, тот счастье находит.  1

Друг в беде – друг вдвойне.                       1

  Греет матери лучше солнышка сердце.      3

      Добрый человек добру учит.                        2, 4

    Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.    3

                Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом.   3

                Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. 4 5

     

    Выбранный ученик из команды объясняет пословицу. Ученики сигнализируют   «светофориками». Одновременно с объяснением выплывают стрелки                                    

Выбранный ученик из команды объясняет пословицу.

Капитан показывает «светофорик», если команда справилась.

Ученики сигнализируют   «светофориками».

VII.                                                                             Продолжение по теме.

  Сейчас мы будем выращивать Цветок Дружбы Его лепестки не простые – на них названия качеств настоящих друзей.(На доске рисунок цв. горшка и стебель с цветочной сердцевиной).

 

    Раскройте конверт 4. (Приложение №4) Разгадайте в кроссворде слово в выделенных клетках и дайте ему характеристику.

Выручать, доверять, помогать, уважать.

Являются ли эти качества, качествами настоящих друзей? Докажите.

Кроссворды:

У учителя лепестки с этими словами.

-Могут ли эти качества быть написаны на лепестках?

Откройте конверт 5(Приложение №5)  и выберите качества настоящих друзей. Какие слова оставили? Каждая группа зачитывает оставленные слова, остальные оценивают ответы «семафориками».

Теперь каждая группа наклеивает нужные слова на лепестки. Капитан зачитывает слова-качества и крепит лепестки на доску.

1 команда: принимать помощь, играть, выручать, поддерживать, ругать, драться, подлизываться ( 2 леп)

2 команда: делиться, сообщать новости, уважать, , жадничать, сплетничать, ябедничать (2 леп)

3 команда: радоваться чужим успехам, быть внимательным, помогать, сочувствовать, завидовать, обижать, командовать ( 2 леп)

4 команда: говорить правду, сопереживать, защищать, обзывать, обманывать доверять,( 2 леп)

Каждая группа зачитывает оставленные слова, остальные оценивают ответы «семафориками».

Капитан зачитывает слова-качества и крепит лепестки на доску.

VIII.                                                                                       Рефлексия.

        Мы обсудили качества, присущие настоящим друзьям. Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к уроку.

IX.                                                                                 Подведение итогов.

        - Какое произведение из прочитанных, вам больше понравилось, почему?

- Кого же мы назовем настоящим другом?

Хочу закончить урок пословицей- напутствием

Нет друга - ищи, а нашёл – береги.

X.                                                                                    Домашнее задание.   

Стр.106 в.5

Приложение №1

       

   А разве друга надо звать,                           А разве друга надо звать

   Когда темно в пути,                                    Когда темно в пути,

   Когда дороги не узнать                              Когда дороги не узнать                                

   И нету сил идти?                                         И нету сил идти?                                          

   Когда беда со всех сторон,                         Когда беда со всех сторон,

   Когда при солнце-ночь,                              Когда при солнце-ночь,                                

   Да разве не увидит он,                                Да разве не увидит он,                                

   Не ринется помочь?                                    Не ринется помочь?                                    

   Ведь он не сможет есть и спать,               Ведь он не сможет есть и спать,

   Когда такое вдруг!                                      Когда такое вдруг!

   Но…если друга надо звать-                       Но…если друга надо звать-                      

   То вряд ли это друг…                                 То вряд ли это друг…                                

       Приложение №2

      «Анна, не грусти!»

   «Волшебное слово»                   В.  Осеева

   «Почему?»                                   Ю. Ермолаев

   «Два пирожных»                         Н. Булгаков

   «Хорошее»

        Приложение №3

   

   Поклонишься,  голова  не отломится.  

   Друг в беде – друг вдвойне.                      

   Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом.

   Лучше хорошо поступить, чем   хорошо говорить.

 

 Приложение №4

   

 

                       Приложение №5

           1     принимать помощь         играть    выручать      поддерживать      ругать

                  драться          подлизываться

          2      делиться        сообщать новости       уважать       доверять       жадничать

                  сплетничать           ябедничать

         3       радоваться чужим успехам       быть внимательным      сочувствовать

                  завидовать      обижать     командовать      помогать

        4      говорить правду       сопереживать       доверять     защищать     обзывать

                обманывать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка обобщающего урока литературного чтения в 4 классе "Урок-путешествие по былинам-старинам с вопросами-загадками и отгадками"

В урок включены отрывки из былин о русских богатырях, дано много интересного дополнительного материала о богатырях, богатыршах. Урок проходит с презентацией (картины Васнецова, Билибина)....

Методическая разработка конспекта урока по литературному чтению В. Ю. Драгунский "Главные реки".

В методической разработке показана работа со скороговоркой, дыхательная гимнастика, лексическая работа....

Открытый урок по литературному чтению. Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Конспект открытого урока по литературному чтению. На уроке дети составляют проекты по разделу "Я и мои друзья".  В ходе урока у учащихся формируются информационные, коммуникативные, кре...

Методическая разработка. Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Николай Носов. Рассказ «Затейники»"

Цели урока: познакомить учащихся с творчеством известного писателя Н.Носова и его рассказом «Затейники»....

Методическая разработка открытого урока по литературному чтению в 1 классе по теме С.Я. Маршак " Угомон"

Данный урок рассматривается в разделе уроков послебукварного периода. При планировании урока были учтены все особенности и возможности класса. Содержание урока соответствует возрастным и инд...