Урок чтения и развития речи.Чтение и перессказ сказки "Лёгкий хлеб"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Гуртовая Нина Антоновна, учитель начальных классов
Класс: 4
Предмет: Чтение и развитие речи
Тема: Чтение и пересказ сказки « Лёгкий хлеб»
Цель: продолжить знакомство с белорусской сказкой;
- развивать навыки выразительного и беглого чтения, пересказа;
- учить выделять смысловые части, работать со словесным и
картинным планом;
- прививать навык самостоятельной работы и контроля;
- воспитывать любовь к труду и людям труда, бережное
отношение к хлебу.
Оборудование: словарные слова для подготовительного чтения, пословицы, словесный план ( у каждого на парте и на доске), картинный план, шапочки героев сказки для инсценирования , плакат «Берегите хлеб», иллюстрации к русским народным сказкам (викторина).
Методический комплект: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.Просвещение,2008; учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой
Ход урока.
Настрой на урок : У нас сегодня на уроке гости. Постарайтесь все хорошо работать на уроке. Желаю удачи и успехов, хорошего настроения.
1. Ребята, я хочу пригласить вас на выставку рисунков ( рисунки по мотивам русских народных сказок)
- Назовите сказки, которые изобразил художник.
- Как называются эти сказки?
- Почему они называются народными?
- Чему учат эти сказки? ( добро побеждает зло)
- С какой сказкой вы познакомились на прошлом уроке?
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с белорусской
народной сказкой « Лёгкий хлеб».
- Но сначала подготовимся к чтению. Откройте учебники по закладке.
3. Чтение скороговорки с разной интонацией и скоростью ( скороговорка напечатана на закладке) :
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спо-за ран-ку
- Как вы понимаете слово спозаранку?
4. Чтение I части текста учащимися по цепочке с последующим
пересказом.
- Как мужик рассказывал о лёгком хлебе?
- Почему волк не захотел лёгкого хлеба?
5. Чтение II части сказки учителем.
Задание: Попробовал ли волк лёгкого хлеба?
Какими словами можно охарактеризовать волка?
6. Пятиминутка подготовительного чтения
Работа со слабыми учащимися (чтение отрывка из сказки по слогам по карточке)
При-бе-жал волк к ре-ке.
- Гуси, гуси, я вас съем!
- Ешь, толь-ко сна-ча-ла спой нам песню, а мы по- слу-ша-ем.
-Сел волк на коч-ку и на-чал выть.
7. Первичная проверка понимания.
Игра «Правильно или нет?»
- Выходит из лесу голодный волк и видит – мужик под кустом сидит и что-то ест.
- Отломил мужик кусок хлеба и дал волку. Хлеб волку не понравился.
- Ешь, - говорит конь,- но только сдери с моих ног подковы, чтобы не поломать об них зубы.
- Пригнулся волк, чтобы копыта сорвать, а конь стоит смирно, смирно.
- Сел волк на кочку и стал гусям сказку рассказывать.
- А на лугу овцы пасутся и пастух рядом ходит.
- Съесть его не съел, а вот лёгкого хлеба отведал.
8. Словарная работа : выгон, подковы, лощинка, пригорок ( используются рисунки).
9. Составление плана текста .
- А теперь давайте составим план прочитанного текста. Посмотрите на листочки, которые лежат у вас на столе и расставьте цифрами порядок частей в прочитанной сказке.
-Встреча волка с мужиком.
- Встреча волка с гусями.
- Рассказ мужика о хлебе.
- Волк и конь.
- Волк и баран.
- Молодцы! Сверьте свой план с планом на доске.
1. Встреча волка с мужиком.
2. Рассказ мужика о хлебе.
3. Волк и конь.
4. Встреча волка с гусями.
5. Волк и баран.
10. Физкультминутка.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь
11. Работа по плану : чтение II части сказки, пересказ по картинному
плану( на доске картинный план с фигурами героев сказки)
а) разговор волка с конём, волк и баран;
б) чтение по ролям – встреча волка с гусями.
12. Инсценирование отрывков из сказки по выбору учащихся:
волк и гуси, волк и конь, волк и баран .
( Используются маски животных)
13.Работа над пословицами
- Как вы понимаете пословицы :
«Горька порой работа, да хлеб сладок»
« Не трудиться, так хлеба не добиться»
14. Вывод: Без хлеба не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин.
Много усилий затрачивают люди, чтобы каждый день у нас на столе был вкусный, мягкий хлеб. У нас в стране всегда относятся к хлебу с уважением .
И мы должны бережно относиться к хлебу, который растило столько рук. Не выбрасывайте хлеб, а чёрствый хлеб можно отдать птицам, им сейчас очень трудно добывать себе корм.
15. Чтение правила : « Давайте будем беречь каждый кусочек хлеба»
16. Домашнее задание: стр. 55-56, чтение и пересказ по плану.
17. Итог урока, оценка активности учащихся.
- Какое задание на уроке вам больше всего понравилась?
- Что показалось самым интересным?
- Чему учит эта сказка?
- Всем спасибо, вы хорошо потрудились. И у вас хорошее настроение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса
Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвеще...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; П...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса
Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...
Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре
Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре ученика 2 «к» ...
Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....
Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....