Рабочая программа по чтению и развитию речи в 3 классе
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Рабочая программа
по учебному предмету
«Чтение и развитие речи»
для учащихся 3 класса
Разработана на основе программы: « Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой
(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации,7-е издание).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 528.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» разработана на основе:
- Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.
- Учебного плана Образовательного учреждения.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» является ведущей, так как чтение это средство приобретения новых знаний для дальнейшего развития.
Программа рассчитана на 170 часов, по 5 ч в неделю.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Цель:
Создать условия для успешного овладения учащимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе.
Задачи:
Учить школьников правильно и осмысленно читать их пониманию текст.
Повышать уровень общего и речевого развития учащихся.
Формировать нравственные качества.
Учить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
Планируемые результаты освоения курса « Чтение и развитие речи-3».
Учащиеся должны уметь:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
- трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- высказывать своё отношение к поступкам героя, событию;
- пересказывать содержание прочитанного;
- устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
- Учащиеся должны знать:
- наизусть 5-8 стихотворений.
Основные требования к умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
1-й уровень
- - выполнять различные задания по словесной инструкции учителя; понимать речь, записанную на аудионоси
- тель;
- - использовать громкую и шепотную речь, менять темп и тон речи по указанию учителя и в зависимости от ситуации;
- - участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать;
- - правильно выражать свои просьбы; употреблять «вежливые» слова;
- - здороваться и прощаться, используя соответствующие выражения;
- - называть домашний адрес, имена и отчества учителей, ближайших родственников;
- - слушать сказку, рассказ; пересказывать их содержание, опираясь на картинно-символический план;
2-й уровень
- - выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
- - называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
- - правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова;
- - адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
- - называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, ближайших родственников;
- - называть свою улицу;
- - участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами);
- - слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал.
Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Результаты обследования чтения учащихся:
1 уровень.Чтение целыми словами, правильное, выразительное; темп нормальный; смысл прочитанного устанавливает правильно, самостоятельно;
2 уровень. Чтение целыми словами; темп замедленный; монотонное; не соблюдает границ предложения; преобладает ошибки специфического характера (охарактеризовать конкретно). Смысл прочитанного самостоятельно не устанавливает. Требуется значительная помощь разъяснительного характера. Оказание помощи не улучшает понимания прочитанного.
Основные виды организации учебного процесса.
Формы работы:
Урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа, уроки внеклассного чтения.
Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Используемые формы оценивания результатов обучения:
- беседа
- тестирование
- наблюдение
- опрос
- лесенка достижений
Индивидуальные и коллективные формы работы на уроке:
- На уроках отстающие ученики читают чаще других детей.
Цель: поддержать работоспособность и активизировать внимание.
- Давать для чтения короткие и легкие части текста; исключить (особенно на первоначальном этапе) незнакомые слова, слова со сложной слоговой структурой, большим количеством согласных, сложных или провоцирующих ошибки звукосочетаний (мышка – миска);
- Добиваться громкости и отчетливости при чтении.
Цель: развивать самоконтроль.
- Использовать специальные закладки для самостоятельного чтения, при чтении текста с одноклассниками.
Цель: Сосредоточить внимание на читаемом материале активизировать деятельность зрительного и слухового анализаторов.
- Использовать индивидуальные карточки
- Работа проводится над техникой чтения и пониманием содержания прочитанного
Методы обучения.
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
- практический метод: его особенностью является то, что он носит повторительный или обобщающий характер;
- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
- работа с учебником.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
- устные или письменные методы контроля;
- фронтальные, групповые или индивидуальные;
- итоговые и текущие.
- Используемые технологии:
- «Обучение в сотрудничестве»
- Разноуровневого и дифференцированного подхода
- Здоровьесберегающие
- Игровые
- Личностно-ориентированные
- Информационно-коммуникативные
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
- соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации;
- чтение про себя простых по содержанию текстов;
- понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте;
- установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией;
- сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста;
- деление текста на части с помощью учителя, составление картинного плана, рисование словарных картин;
- подробный пересказ содержания прочитанного;
- драматизация простейших оценок из рассказов и сказок;
- самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения;
- разучивание небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом
Способы и формы оценки образовательных результатов
Систематический и регулярный опрос учащихся является обязательным видом работы на уроках чтения и развития речи. Необходимо приучить учеников осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами, отвечать на вопросы по прочитанному, высказывать свое отношение к прочитанному, давать развёрнутые рассуждения при пересказе, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.
Знания и умения учащихся по чтению и развитию речи оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса.
Способы чтения в 3 классе: побуквенное чтение ( последовательно называет буквы слога, слова, не сливая буквы в слоги и слова), послоговое чтение (сливает буквы в слоги и слова), переходный от послеслогового к синтетическому, синтетическое чтение (читает целыми словами).
Ошибки при чтении: неспецифические и специфические, связанные с нарушениями формирования навыка чтения (дислексия).
Неспецифические ошибки: неправильная расстановка ударений, отдельные ошибки в окончаниях слов.
Специфические ошибки: стойкие, повторяющиеся замены букв как гласных (очитается как а, е как У), согласных по акустическому сходству ( косы – козы), оптическому сходству (т – г, н – п); пропуски букв, слогов, отдельных слов и целых фраз.
Сознательность (осознанность ) чтения: осознанное и неосознанное.
Осознанное чтение: хорошо ориентируется в тексте, самостоятельно отвечает на вопросы, может сам пересказать текст или воспроизвести его детали, существенные для понимания смысла.
Неосознанное чтение: ответы невпопад, наугад, подмены ответа на вопрос попытками пересказа содержания; активное и достаточно быстрое использование формальных или альтернативных конструкций; одновременное использование всех возможных характеристик героев, образов; чтение без соблюдений знаков препинания.
Темп речи определяется субъективно (на слух).
Выразительность речи:выразительно и недостаточная выразительность.
Недостаточная выразительность: монотонность, эмоциональная невыразительность либо скандированный характер чтения; неправильная постановка логических ударений; игнорирование знаков препинания в конце предложения.
Нормы оценок по чтению и развитию речи
- Техника чтения
Контрольная проверка навыка чтения проводится в начале и конце года, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:
- беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Основные параметры для проверки и анализу техники чтения:
1. Правильность чтения:
- невозможность чтения слогов и слов (при условии усвоения всех букв);
- побуквенное чтение;
- замена слова другим, несходным по буквенному составу;
- замена слова другим, сходным по буквенному составу (родственные слова);
- вставка согласных звуков;
- добавление гласного звука между двумя согласными при стечении;
- пропуск конечного гласного звука;
- перестановка звуков;
- замена гласных звуков;
- замена оппозиционных звуков (звонкие – глухие, мягкие – твердые);
- нарушение чтения пар слов, сходных по буквенному составу.
2. Осознанность чтения:
- непонимание значений отдельных слов;
- фрагментарное понимание текста;
- неточное, искаженное представление ситуации, описанной в тексте;
- неумение установить смысловые связи между частями текста.
3. Беглость чтения
- (3 кл. – 20-25слов в начале учебного года, 25-30со второй четверти, по слогам с переходом
на чтение целыми словами).
- чтение целыми словами;
- слоговое чтение;
- побуквенное чтение
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования или не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
- Чтение наизусть
Оценка "5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
- Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. Правильная постановка логического ударения
2. Соблюдение пауз
3. Правильный выбор темпа
4. Соблюдение нужной интонации
5. Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям
- Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
- Своевременно начинать читать свои слова.
- Подбирая правильную интонацию.
3. Читать безошибочно.
4. Читать выразительно.
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
- Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
3. Итоговая оценка знаний и умений учащихся
- За учебную четверть и за год знания и умения учащихся оцениваются одним баллом.
- При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
- Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, проверка техники чтения.
Содержание программы
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Заучивание наизусть | Внеклассное чтение |
1 | Здравствуй, школа! | 13 | В. Берестов. Где право, где лево. К.Чуковский. Мойдодыр. | По С.Багрову. «Чужая отметка». |
2 | Люби все живое. | 13 | Г.Скребицкий. «Кот Иваныч». | |
3 | Славная осень. | 19 | А. Фет. Ласточки пропали. | В.Гаршин «Лягушка – путешественница» |
4 | Учимся трудиться. | 13 | С. Баруздин. Маляр. С. Михалков. Важные дела. | Дж.Родари. «Чем пахнут ремёсла?» |
5 | Вот пришли морозы и зима настала. | 28 | И. Суриков. Зима. А. Пушкин. Зимнее утро. В. Лебедев-Кумач. Здравствуй ёлка. | Рассказы о зиме. |
6 | Что такое хорошо | 24 | По С. Лежневой. «Как Вовка праздновал день рождение». | |
7 | Народные сказки. | 12 | Русские народные сказки оживотных. | |
8 | Смешные истории. | 15 | К.Чуковский. Путанница. | Весёлые стихи. К.Чуковского. |
9 | Весна в окно стучится | 23 | С. Михалков. Спать легли однажды дети. В.Орлов. Когда на планете хозяева дети. В. Орлов. Что случилось. С. Михалков. А что у вас? А. Плещеев. Весна. Ф. Тутчев. «Зима недаром злиться…» | По А. Баркову. Берёзовый сок. |
10 | Лето красное идет. | 11 | М. Ивенсон. Вот и лето подоспело. В. Фетисов. Что такое лето? | |
Итого | 173 |
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Примечание | |||
практические работы | самостоятельные работы | экскурсии | Контрольные работы | ||||
1 | Здравствуй, школа! | 13 | |||||
2 | Люби все живое. | 13 | |||||
3 | Славная осень. | 19 | |||||
4 | Учимся трудиться. | 13 | |||||
5 | Вот пришли морозы и зима настала. | 28 | |||||
6 | Что такое хорошо | 24 | |||||
7 | Народные сказки. | 12 | |||||
8 | Смешные истории. | 15 | |||||
9 | Весна в окно стучится | 23 | |||||
10 | Лето красное идет. | 11 | 1 | ||||
Итого | 173 | 1 |
Календарно-тематическое планирование чтение
№ урока | № урока по теме | Тема урока, практические работы, Лабораторные (демонстрация опытов). Экскурсии. | Дата. | Коррекционная работа | Формируемые понятия ФП, Закрепляемые понятия ЗП. | Виды контроля | Словарь |
День Знаний 02.09 | |||||||
1.Здравствуй,школа! 13 Чтение и разбор произведений, помещенных в данной теме, будет способствовать формированию отношения детей к школе, одноклассникам, уважительному отношению к педагогам. | |||||||
1 | 1.1 | С.Михалков. Важный день. | 03.09 | -развивать мыслительную деятельность учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; | Знать название стихотворения. Уметь выразительно читать стихотворение. | Текущий | Важный день, примета, волнение, смущение, семилетний новичок, календарь |
2 | 1.2 | Т. Чинарева . Здравствуйте! | 04.09 | Развитие механической Памяти Посредством разучивания чистоговорок, Используя прием создания Смысловых опор – «опорные пункты». | Раскрыть содержание текста; | Текущий | Здравствуйте, заигрался, будильник, вареники |
3 | 1.3 | В. Берестов. Где право, где лево. | 05.09 | Развитие навыка чтения, внимания на основе работ со слоговой таблицей в ходе упражнения «пирамида». | Знать наизусть стихотворение. Уметь выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. | Текущий | Вилка-развилка |
4 | 1.4 | В. Драгунский. Что любит Мишка. | 06.09 | Формировать умения Выстраивать словесно- Логические умозаключения на основе упражнения « Доскажи словечко» | Текущий | ||
5 | 1.5 | В. Драгунский. Что любит Мишка. | 09.09 | Увеличение объема зрительного Восприятия и памяти в процессе Использования чтения столбиков слогов способом наращивания через упражнение « прочти и повтори» | Раскрыть содержание текста; | Текущий | Композитор Лань, лошадиное лицо (морда), древние воины |
6 | 1.6 | В. Драгунский. Что любит Мишка. | 10.09 | Формировать интонационную сторону речи, Внимание в ходе упражнения « Найди Главное слово » | |||
7 | 1.7 | В. Драгунский. Что любит Мишка. | 11.09 | Совершенствовать точность восприятия | |||
8 | 1.8 | М.Коршунов . Петя и его жизнь. | 12.09 | Работать над умением устанавливать связи между объектами. | Раскрыть содержание текста; | Дружба | |
9 | 1.9 | М.Коршунов . Петя и его жизнь. | 13.09 | Активизировать мыслительную деятельность | Раскрыть содержание текста; | Текущий | Адрес |
10 | 1.10 | К.Чуковский Мойдодыр. | 16.09 | Совершенствовать перенос опыта | Знать наизусть отрывок из стихотворения. Уметь раскрывать содержание текста; | Текущий | |
11 | 1.11 | К.Чуковский Мойдодыр. | 17.09 | Тренировать образную память | Текущий | Медленнее, понравилась, прочитал, приехала, познакомился, неплохой человек, удивляюсь | |
12 | 1.12 | Обобщающий урок по теме «Здравствуй ,школа!» | 18.09 | Развивать последовательность мышления. | Учить объединять тексты темы (развивать умение соотносить тексты с темой раздела); | Текущий | Взаимопомощь |
13 | 1.13 | Внеклассное чтение. По С.Багрову «Чужая отметка». | 19.09 | Работать над умением устанавливать связи между объектами. | Уметь пересказывать содержание прочитанного произведения. Проверить состояние знаний, умений, навыков по чтению в начале учебного года | Итоговый | |
2.Люби всё живое 13 Чтение и разбор произведений, помещенных в данной теме, будут способствовать воспитанию у учащихся любви к животным, чуткого и бережного отношения к ним. | 20.09 | ||||||
14 | 2.1 | Л.Толстой. Котенок. | 20.09 | Увеличение объема зрительного восприятия на основе игры «Буквенные пирамиды» | Знать содержание произведения. Уметь читать по ролям, высказывать своё отношение к поступку героя, событию. | Текущий | Подле амбара, мя- |
15 | 2.2 | Л.Толстой. Котенок. | 23.09 | Развитие языкового анализа и синтеза на Основе игры « пять слов» | Уметь соблюдать при чтении знаки препинания и нужную интонацию. | Текущий | |
16 | 2.3 | В. Орлов. Ученый кот. | 24.09 | Увеличение объема зрительного восприятия на основе игры «Буквенные пирамиды» | Раскрыть содержание текста; | Текущий | Смышленый, пушистый, известный артист, постараться, талант талантом, мурлыкает, способности, подход — подхожу, рассказываю |
17 | 2.4 | Л.Толстой Птичка | 25.09 | Коррекция зрительного восприятия на основе Игры « глаз – фотограф». | Знать название читаемого произведения Уметь пересказывать прочитанное, отвечать полными ответами на поставленные вопросы | текущий | Именинник, чижик,закостенел |
18 | 2.5 | М. Пришвин. Ребята и утята. | 26.09 | Формировать навыки Анализа и синтеза в Процессе игры « Наоборотки» | Воспитывать бережное, чуткое отношение к природе, любовь к животным; | Текущий | Разливалось озеро, прочное место, верста, кочка, болотистый лес, путешествовать, выпускать из виду, переход, зашвыряли, волновалась, холмик, паровое поле, действительно, с раскрытым от волнения ртом, обрадовались, приказание, отлетела, по-своему сказала, овсяное поле, запыленные |
19 | 2.6 | М. Пришвин. Ребята и утята. | 27.09 | Коррекция зрительного восприятия на основе Игры « глаз – фотограф». | Текущий | ||
20 | 2.7 | Г.Снегирёв Берёза | 30.09 | Логические умозаключения на основе упражнения « Доскажи словечко» | Знать название произведения. Уметь делить текст на части. | «Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен», роща | |
21 | 2.8 | В. Бианки. Ёж- спасатель. | 01.10 | Закреплять умения устанавливать причинно- Следственные связи и зависимости между объектами И явлениями, изображенными на сюжетных Картинках в ходе игры «Наведи порядок». | Раскрыть содержание текста; | Текущий | Проснулась, накинула платьишко, земляника, корзиночка, поскользнулась, вскрикнула, сорвавшись, укололась, зафуфукал, соседняя (соседнюю) кочка, обтирать, зигзаг, высовывает, раздвоенный, развернулся, засеменил, вскинулась, всем передом тела, кинулась, плетью ударила, зашипела, уползти, опомнилась |
22 | 2.9 | Р. Фраерман. Мальчик в лесу. | 02.10 | Развитие языкового анализа и синтеза на Основе игры « пять слов» | Раскрыть содержание текста; | Текущий | Вильборик, шалаш, береста, эвенское стойбище, пищуха, свившей, позавидовал, бурундук, призапас, разложил, обрадовался, разбивать |
23 | 2.10 | А. Барков Шустрик | 03.10 | Формировать умения выстраивать словесно- Логические умозаключения на основе упражнения « Доскажи словечко» | Знать название произведения. Уметь соблюдать при чтении знаки препинания и нужную интонацию. Уметь высказывать своё отношение к поступку героя. | Текущий | Опасаться, мордочка, «Слабел час от часу»,скворечник |
24 | 2.11 | А. Барков Шустрик | 04.10 | ||||
25 | 2.12 | Обобщающий урок по теме «Люби все живое» | 07.10 | Развитие навыка чтения, внимания на основе работ со слоговой таблицей в ходе упражнения «пирамида». | Уметь ориентироваться в произведениях опираясь на вопросы учителя | Текущий | |
26 | 2.13 | Внеклассное чтение Г.Скребицкий «Кот Иваныч». | 08.10 | Формировать умения выстраивать словесно- Логические умозаключения на основе упражнения « Доскажи словечко» | Уметь пересказывать содержание прочитанного произведения. | Итоговый | |
3.Славная осень 19 Чтение и разбор произведений, помещенных в данной теме, будут способствовать уточнению и расширению знаний учащихся об изменениях природы осенью, о подготовке животных и птиц к зиме. Кроме того, знакомство с поэтическими произведениями позволит развивать эстетические представления о красоте русской природы. | 09.10 | ||||||
27 | 3.1 | Е. Трутнева. Осень. | 09.10 | Развитие языкового анализа и синтеза на Основе игры « пять слов» | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Вьются, георгины, листья сыплются дождем, шелестят, пролетают, паутинки, с паучками, в серединке, улетает, лето, попадает, покуда он идет |
28 | 3.2 | И. Соколов- Микитов. Осень в лесу. | 10.10 | Развитие языкового анализа и синтеза на Основе игры « пять слов» | Раскрыть содержание и поэтику произведения; | Текущий | Готовясь, покружили, стройные, косяки, потянулись (в дальние теплые страны), остановились, проснулись — просыпаются, чуткие журавли, брезжит зорька, макушка — макушками, проворные кулики, переменится, прощальный, радостная, встреча |
29 | 3.3 | И. Соколов- Микитов. Улетают журавли. | 11.10 | Коррекция зрительного внимания в процессе Игры « Чего не хватает» | Текущий | ||
30 | 3.4 | В. Катаев. Грибы. | 14.10 | Развитие навыка чтения, внимания на основе работ со слоговой таблицей в ходе упражнения «пирамида». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Двоюродная сестра, гость — погостить, промолчала — помалкивать, разошлись в разные стороны, возвращаются, неудивительно, мухоморы, насобирала, превосходные, прехорошенькие, сыроежки, лисички, подосиновик и подберезовик, груздь, рыжик, волнушка, в бархатном берете, денек — пенек, склонился — свалился, бор, опенок, боровик |
31 | 3.5 | В. Катаев. Грибы | 15.10 | Развитие зрительного внимания в ходе игры «Сосчитай буквы» | Текущий | ||
32 | 3.6 | А. Прокофьев. В лес по грибы. | 16.10 | Коррекция зрительного внимания в процессе Игры « Чего не хватает» | У. Находить в тексте выражения, описывающие явления природы. | Текущий | |
33 | 3.7 | Н. Сладков. Эхо. | 17.10 | Развитие зрительного внимания в ходе игры «Сосчитай буквы» | Раскрыть содержание текста; | Текущий | Густой как стена (лес), спросишь, откликнется, птички-певички, галдели, закопались, линяем, твориться, не ленится |
34 | 3.8 | Загадки . Рассказ по картинке. | 18.10 | Коррекция зрительного внимания в процессе Игры « Чего не хватает» | Обобщить представления о ранней осени (с использованием текстов учебника по теме «Осень»); развивать связную речь | Текущий | Использовать материалы ранее изученных произведений по теме «Ранняя осень», впечатления от экскурсий |
35 | 3.9 | Н. Грибачёв. Рыжие листья. | 21.10 | Коррекция зрительного внимания в процессе Игры « Чего не хватает» | Раскрыть содержание текста; совершенствовать технику выразительного чтения; | Текущий | Распределение часов для работы над текстом. |
36 | 3.10 | Н. Грибачёв. Рыжие листья. | 22.10 | Развитие зрительного внимания в ходе игры «Сосчитай буквы» | Текущий | ||
37 | 3.11 | Н. Грибачёв. Рыжие листья. | 23.10 | Развитие языкового анализа и синтеза на Основе игры « пять слов» | Текущий | ||
38 | 3.12 | Н. Грибачёв. Рыжие листья. | 24.10 | Развитие навыка чтения, внимания на основе работ со слоговой таблицей в ходе упражнения «пирамида». | Текущий | ||
39 | 3.13 | Н. Грибачёв. Рыжие листья. | 25.10 | Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Загадка». Коррекция и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи». | Текущий | ||
40 | 3.14 | К. Бальмонт. Осень. | 28. 10 | Способствовать коррекции речи, внимания, мышления на основе упражнения «Добавь словечко». | Раскрыть содержание текста, художественные и поэтические особенности произведения; | Текущий | Грустнее, блистают, разноцветный убор, нет в цветах благовонья, спросонья |
41 | 3.15 | А. Плещеев. Осень наступила. | 29.10 | Развитие зрительного восприятия на основе игры «Зашумованные слова», развитие тактильного восприятия на основе игры «Волшебный мешочек». | Раскрыть содержание текста, художественные и поэтические особенности произведения; | Текущий | Как сеть мелькали, лист валится, падает, ветер злится, дует |
42 | 3.16 | А. Фет. Ласточки пропали. | 30.10 | Способствовать коррекции внимания, мышления на основе упражнения «Читай по ролям». | Раскрыть содержание текста, художественные и поэтические особенности произведения; | Текущий | Уныло, озимь, моросит, быстрого ручья, желтеет — зеленеет |
43 | 3.17 | Н. Некрасов. Славная осень!... | 31.10 | Коррекция слуховой памяти, внимания и речи через упражнения «Расскажи». | Раскрыть содержание текста, художественные и поэтические особенности произведения; | Текущий | Ядреный, усталые силы бодрит, неокрепший, студеная, тающий, выспаться, поблекнуть |
44 | 3.18 | Обобщающий урок по теме «Славная осень!» Скороговорки | 01.11 | Способствовать коррекции внимания, речи, мышления на основе упражнения «Читай по ролям». | Учить объединять тексты темы (развивать умение соотносить тексты с темой раздела); | Текущий | |
45 | 3.19 | Внеклассное чтение В.Гаршин «Лягушка – путешественница» | 11.11 | Развитие памяти, внимания в процессе нахождения Заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее». Коррекция зрительного восприятия и формирование связной речи в процессе упражнения «Расставь картинки по порядку» | Уметь пересказывать содержание прочитанного произведения. | Итоговый | |
4 Учимся трудиться 13 Чтение и разбор произведений, помещенных в данной теме, будут способствовать осознанию того, что труд, пусть самый скромный, нужен людям, помогут сформировать понятие о том, что учеба является основным видом труда школьников. | |||||||
46 | 4.1 | С.Михалков. Важные дела. | 12.11 | Коррекция слуховой памяти, внимания и речи через упражнение «Составь рассказ». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Лекарство, разбиваем огород, цыплята, корзинка, детвора, в колхозе |
47 | 4.2 | М. Пожаров. Мои работники. | 13.11 | Развивать мышление и речь на основе упражнения «Договори конец словечка». | Уметь читать про себя. Уметь соотносить пословицы и поговорки с содержанием рассказа. | Текущий | Хлопоты |
48 | 4.3 | По В. Крупинину. Как Ваня грядки полол. | 14.11 | Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Раздели на части по следующим заголовкам…» | Знать название читаемого произведения. Уметь отвечать на вопросы полными ответами, находить в тексте ответы на вопросы. | Текущий | Колодец, полоть, земля, земелька, вьюнок. |
49 | 4.4 | По В. Крупинину. Как Ваня грядки полол. | 15.11 | Коррекция мышления, памяти на основе упражнения «Что значит эти выражения». Способствовать коррекции внимания, речи, мышления на основе упражнения «Читай по ролям». | Знать главных героев читаемого произведения. Уметь в ответах раскрывать содержание прочитанного. | Текущий | Куры, курицы, курица, |
50 | 4.5 | Е. Пермяк. Смородина. | 18.11 | Развитие речевого слуха, мышления внимания с использованием тренировочных упражнений «Какой слог лишний», «Не ошибись». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Прутики, смородиновые черенки, верилось — не верилось, проверять, вырастить — вырастила, палисадник, репейники, цепкие, полоть — выполоть — выполешь, дергать — повыдергать — выдергивать, работать — поработать, мягкая, рыхлая, долгожданный, проклюнулись, зацвели, горсточка, Калиниковы |
51 | 4.6 | О. Донченко . Телёнок. | 19.11 | Коррекция мышления, навыка чтения на основе упражнений «Перевертыши». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Заведующий фермой, сарайчик, обмазал, осколок разбитого стекла, ухаживал, прибавлял, соломенная подстилка, посмеивались, поднялась рожь, питомец, послышался, отчаянный зов, посередине реки, забрался, оттолкнувшись от берега, вдогонку, благополучно доставлена, ходил по пятам, кусок — кусочек, ветеринарный врач, замечательная корова |
52 | 4.7 | О. Донченко . Телёнок. | 20.11 | Коррекция слуховой памяти, внимания и речи на основе упражнения «Расскажи». | Текущий | ||
53 | 4.8 | О. Донченко . Телёнок. | 21.11 | Коррекция мышления, внимания на основе игры «Сколько картин…» | Текущий | ||
54 | 4.9 | А.Маркуша. Важная профессия | 22.11 | Развитие мышления на основе упражнения «Объясни пословицу» | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Ремесло, сапожник, усач, форточка, полковник, павильон, болеть за футбол, зазорно. |
55 | 4.10 | С. Баруздин. Маляр | 25.11 | Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Раздели на части» | Знать наизусть стихотворение. Уметь рассказывать стихотворение выразительно. | Текущий | Ремесло, маляр, механический насос |
56 | 4.11 | Внеклассное чтение. Колосок (украинская сказка). | 26.11 | Коррекция внимания, речи, мышления на основе упражнения «Читай по ролям». | Знать особенности сказок Уметь читать по ролям. Уметь выраз. Читать по ролям. Уметь высказывать своё отношение к поступку героев, событию. | Текущий | Мышонок — мышата, голосистое горлышко, крутились —вертелись, поднимался — принимался, подметал, пшеничный колосок, обмолотить — обмолочу, молотить — намолотить, мельница, закончил, крикнул, запищали, чехарда, веселятся, нахвалиться, замесить, затопил (истопил) — истопилась, вылезать, удерживать |
57 | 4.12 | Внеклассное чтение Дж. Родари. Чем пахнут ремесла? | 27.11 | Развитие памяти, внимания в процессе нахождения Заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Ремесло, булочник, брови, ресницы, кочегар, сверкает, маляр, спецовка, небосвод, рабочий, под сводом завода |
58 | 4.13 | Обобщающий урок по теме «Учимся трудиться» | 28.11 | Развитие памяти, внимания в процессе нахождения Заданного материала в учебнике на основе игры «Найди и прочитай». | Учить объединять тексты темы (развивать умение соотносить тексты с темой раздела); | Итоговый | |
5 Вот пришли морозы – и зима настала… 28 Чтение и разбор произведений данной темы будут способствовать уточнению, расширению знаний учащихся об изменениях в природе, жизни животных и птиц зимой. Кроме того, знакомство с поэтическими произведениями развивает эстетические представления и чувства о красоте русской природы. | |||||||
59 | 5.1 | И. Суриков. Зима. | 29.11 | Коррекция внимания, речи, мышления на основе упражнения «Читай по ролям». Коррекция памяти на основе пересказа. | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Пушистый, кружится, пелена, шапкой принакрылся, лес, заснул |
60 | 5.2 | А.Чехов.Первый снег. | 02.12 | Коррекция внимания, речи, мышления на основе упражнения «Читай по ролям». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Хрустел, бульвар, прозрачнее |
61 | 5.3 | В.Орлов. Никто не обижается. | 03.12 | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Стог, столетняя старушка, ресницы, футболисты, заслуженных артистов, снижается, генералу, милицию |
62 | 5.4 | Н.Сладков. Воробьиный термометр. | 04.12 | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Термометр, взглянул, надевать рукавицы, поджарые, пухлые, взъерошенные, трескучий мороз, воробьишки |
63 | 5.5 | Н.Носов. На горке. | 05.12 | Коррекция памяти, внимания на основе упражнений: «Скажи по – другому», «Скажи словами из сказки». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | 1-я часть. Строили, сгребали, сваливали, пообедаем, замерзнем, разводит, нацепил, выскочил, кататься. |
64 | 5.6 | Н.Носов. На горке. | 06.12 | Коррекция внимания, речи, мышления на основе упражнения «Читай по ролям». | |||
65 | 5.7 | Н.Носов. На горке. | 09.12 | Коррекция внимания, речи, мышления на основе упражнения «Читай по ролям». | |||
66 | 5.8 | Н.Носов. На горке. | 10.12 | Коррекция внимания, речи, мышления на основе упражнения «Читай по ролям». | |||
67 68 | 5.9 5.10 | Д.Мамин-Сибиряк. Река стала. | 11.12 12.12 | Коррекция памяти, внимания на основе упражнения «Назови слово – предмет». Коррекция мышления на основе упражнения «Докажи свой ответ» | Раскрыть содержание произведения; | 1-я часть. Река стала, блестящий — блестящим льдом, детвора, мальчуган, прокатился, проломился, заразительный, смельчак, провалиться, бегать по закрайку, сообразил, отчаянный крик. | |
Текущий | |||||||
69 | 5.11 | А.Пушкин. Зимнее утро. | 13.12 | Развитие памяти, внимания в процессе нахождения Заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Великолепными, прозрачный лес, ель сквозь иней зеленеет |
70 71 | 5.12 5.13 | К. Ушинский. Проказы старухи зимы. | 16.12 17.12 | Развитие памяти, внимания в процессе нахождения Заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее». | Раскрыть содержание произведения; | 1-я часть. Разозлилась, добираться, подула холодом, посорвала, разметала, дубравы, стайки, думушку думать, накинулась, запорошила, потрескивают, пощелкивают, запрятались, пойло, пуще злится, молоточками постукивают, ледяная кровля. | |
72 | 5.14 | В.Лебедев-Кумач. Здравствуй,елка! | 18.12 | Развитие мышления на основе упражнения «Почему сказка так называется?» | Раскрыть содержание произведения; | Хвойная одежка, смоляная ножка, мохнатая лапа, галчонок, зайчонок, дубрава — дубрав, разоденем | |
Текущий | |||||||
73 74 | 5.15 5.16 | Е.Пермяк. Знакомые следы. | 19.12 20.12 | Развитие мышления, зрительной памяти, внимания на основе упражнения «Подбери строчки стихотворения к рисункам» | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | 1-я часть. Садовод, охотник, приговаривал, вникай, машинист, электрические поезда, болтик, электровоз, множество, встретиться. |
75 | 5.17 | Сказка Два Мороза | 23.12 | Коррекция зрительного внимания в процессе игры « Чего не хватает» | Знать название сказки. Уметь различать сказку от других ьжанров. Отвечать полными ответами на вопросы. | текущий | |
76 | 5.18 | Сказка Два Мороза | 24.12 | Развитие логического мышления и техники чтения на основе упражнения «Определи последовательность» | Уметь пересказывать прочитанное, соотносить текст с иллюстрацией. | текущий | |
77 | 5.19 | В.Бианки. Из «Лесной газеты» | 25.12 | Развитие внимания на основе игры «Назови лишние предметы». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Навещал, тракторист, ужасная насмешница, ползунок — ползунковая группа, ясли, прицеплен, вал, преграда, озимые хлеба, задерживать, снегопад |
78 | 5.20 | В.Одоевский. В гостях у дедушки мороза. | 26.12 | Развитие внимания, памяти на основе игры «Перескажи». Коррекция внимания, речи на основе упражнения «Объясни» | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | 1-я часть. Постелька, чудный сон, |
79 | 5.21 | Русская народная сказка. «Два Мороза». | 27.12 | Развитие логического мышления и техники чтения на основе упражнения «Определи последовательность» | Беседа по вопросам. Объяснение непонятных слов. Выразительное чтение. | Текущий | |
80 | 5.22 | Г.Скребицкий .Дружба. | 13.01 | Развитие логического мышления на основе игры «Угадай» | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Прихрамывает, повадился, покрошим, доставалось, грусть — грустнее, попонкой, отогрелся, отъелся, смекнул, подружился, заявился, разгуливает, суетится, высунул — высунули, позавтракали, кормиться |
81 | 5.23 | Г.Скребицкий .Дружба. | 14.01 | Коррекция зрительной памяти, мышления на основе упражнения «Выбери правильно» | Текущий | ||
82 | 5.24 | А.Барков. Кот в сапогах. | 15.01 | Упражнение на логическое мышление «Как ты понимаешь?» | Формировать навыки самостоятельного чтения художественных текстов и умения самостоятельно отвечать на вопросы по содержанию; | Текущий | Застава, тигровая масть, зашуршит, шерсть дыбом, пограничники, левый фланг, дозор |
83 | 5.25 | Г.Ладонщиков. Наши друзья. | 16.01 | Коррекция внимания, речи, мышления на основе упражнения «Читай по ролям». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Смастерили, снегирь-сосед, лакомился |
84 | 5.26 | К.Ушинский. Четыре желания. | 17.01 | Развитие образного мышления, речи на основе анализа стихотворения. | Раскрыть содержание текста; | Текущий | Бегать — набегался —прибежал, сенокос, кувыркался, румяные, в восторге |
85 | 5.27 | Внеклассное чтение Рассказы о зиме. (Г.Скребицкий. «Зима», И.Соколов-Микитов. «Зимняя ночь». | 20.01 | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи». | Раскрыть содержание текста; | Текущий | скатерть снегов,нахлобучила, заснеженные, покрывало. |
86 | 5.28 | Обобщающий урок по теме: «Вот пришли морозы и зима настала» | 21.01 | Коррекция внимания, речи, мышления на основе упражнения «Читай по ролям». | Учить объединять тексты темы (развивать умение соотносить тексты с темой раздела); | Итоговый | |
«Что такое хорошо…» 24 Чтение и разбор произведений данной темы будут способствовать воспитанию морально-этических, нравственных представлений учащихся. | Упражнение на логическое мышление «Как ты понимаешь?» | ||||||
87 | 6.1 | М.Басина. Удивительная веревка. | 22.01 | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи». | Уметь соблюдать при чтении знаки препинания и нужную интонацию. | Текущий | Веревка |
88 | 6.2 | М.Басина. Удивительная веревка. | 23.01 | Коррекция мышления, внимания на основе игры «Сколько картин…» | Уметь пересказывать содержание прочитанного произведения. | Текущий | |
89 | 6.3 | А.Барто.Уехали. | 24.01 | Развитие образного мышления, речи на основе анализа стихотворения | Уметь нацелить себя на поставленные задачи. | Текущий | |
90 | 6.4 | К.Киршина.Вот какая история. | 27.01 | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи». | Уметь читать про себя. Уметь соотносить пословицы и поговорки с содержанием рассказа. | Текущий | Беспризорничать1-я часть. Распоследнее дело, по-людски, рукам волю давать, откровенно, бродяжка-пес, мохнатые, неопределенного, привечали, из вежливости. |
91 | 6.5 | К.Киршина.Вот какая история. | 28.01 | Коррекция памяти, внимания на основе упражнения «Опиши…» | Уметь озаглавливать части текста с помощью учителя. Пересказывать содержание прочитанного. | Текущий | |
92 | 6.6 | Л.Воронкова.Что сказала бы мама? | 29.01 | Упражнение на логическое мышление «Как ты понимаешь…?» | Уметь читать по ролям с соответствующей интонацией. | Текущий | Простофиля Щавель — за щавелем, разбрелись, по веселым цветам, пчела — пчелы — пчельник, поворачивай, улей — ульи, ребятишки, закусают, отмахивался, кричал во весь голос, непослушный, разукрасил, простофиля |
93 | 6.7 | Л.Воронкова.Что сказала бы мама? | 30.01 | Коррекция внимания, логического мышления на основе упражнения «Подтверди словами из текста». | Уметь озаглавливать части текста с помощью учителя. Пересказывать содержание прочитанного. | Текущий | |
94 | 6.8 | Я.Пинясов. Кем быть и кем не быть? | 31.01 | Коррекция слуховой памяти, внимания и речи на основе упражнения «Расскажи». | Уметь выразительно читать произведение, составить план. | Текущий | Остановились, у витрины, понравилось, посчитал, продавщица, не огорчайся |
95 | 6.9 | Н.Носов.Огурцы. | 03.02 | Коррекция памяти, внимания на основе упражнения «Опиши…» Упражнение на логическое мышление «Как ты понимаешь…?» | Уметь соблюдать при чтении знаки препинания и нужную интонацию. | Текущий | 1-я часть. Не повезло, не клевала, забрались, огород — огороды. |
96 | 6.10 | Н.Носов.Огурцы. | 04.03 | Коррекция мышления. Памяти на основе упражнения «Сравни…» | Уметь пересказывать содержание прочитанного произведения. | Текущий | |
97 | 6.11 | В.Осеева. Волшебное слово. | 05.03 | Коррекция слуховой памяти, внимания и речи на основе упражнения «Расскажи». Коррекция памяти, речи на основе упражнения «Вспомни…» | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Волшебные слова1-я часть. Борода, скамейка, зонтик, подвиньтесь, покосился, буркнул, засопел, спрашивать — спрашиваете, наклонился, прошептал. |
98 | 6.12 | В.Осеева. Волшебное слово. | 6.02 | Коррекция слуховой памяти, внимания и речи на основе упражнения «Расскажи». | Текущий | ||
99 | 6.13 | В.Осеева. Волшебное слово. | 07.02 | Коррекция внимания, речи, мышления на основе упражнения «Читай по ролям». | Текущий | ||
100 | 6.14 | В.Осеева. Волшебное слово. | 10.02 | Коррекция внимания, мышления на основе упражнения «Найди и прочитай» Развитие памяти, внимания в процессе нахождения Заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее». | Текущий | ||
101 | 6.15 | Е.Пермяк. Бумажный змей. | 11.02 | Развитие образного мышления, речи на основе анализа стихотворения | Уметь читать по ролям с соответствующей интонацией. Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Змей Бумажный, натягивает, мочало — мочальный хвост, за пазухой прячет, развевает, дранки, выстрогал, недоставало, запустил, припас, пригорок, горюют |
102 | 6.16 | А. Котовщикова. Как же так получилось? | 12.02 | Коррекция слуховой памяти, внимания и речи на основе упражнения «Расскажи». | Уметь нацелить себя на поставленные задачи. Уметь озаглавливать части текста с помощью учителя. Пересказывать содержание прочитанного. Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Макулатура, сходили бы, регистратура, исписанные, больничному двору, поворачиваем, надрывается, навестить, от неожиданности, нахмуренный, чувства — чувствуешь, переспрашивает, взглянула, волновался Настоящие друзья |
103 | 6.17 | А. Котовщикова. Как же так получилось? | 13.02 | Коррекция внимания, мышления на основе упражнения «Найди и прочитай» | Текущий | ||
104 | 6.18 | Л.Пантелеев. Трус. | 14.02 | Коррекция памяти на основе заучивания стихотворения наизусть. | Уметь выразительно читать произведение, составить план. Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Приезжий мальчик, скользкий берег, остановился, сдвинуться, вцепился, притворяться, попробовал, спрыгнула, зашагала, рассердился, кубарем покатился |
105 | 6.19 | Л.Пантелеев. Честное слово. | 17.02 | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | 1-я часть. Засиделся, зарябило, захлопнул, колокольчик, безутешно, всхлипывал, сержант, маршал, часовой, пороховой склад, спохватился. |
106 | 6.20 | Л.Пантелеев. Честное слово. | 18.02 | Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Придумай подписи к рисункам» | |||
107 | 6.21 | Л.Пантелеев. Честное слово. | 19.02 | Коррекция слуховой памяти, внимания и речи на основе упражнения «Расскажи». | |||
108 | 6.22 | Л.Пантелеев. Честное слово. | 20.02 | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи». | |||
109 | 6.23 | Обобщающий урок по теме «Что такое хорошо…» | 21.02 | Коррекция внимания, мышления на основе упражнения «Найди и прочитай» | Уметь читать по ролям с соответствующей интонацией. | Текущий | |
110 | 6.24 | Внеклассное чтение По С.Лежневой «Как Вовка праздновал день рождения». | 25.02 | Развитие памяти, внимания в процессе нахождения Заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее». | Уметь пересказывать содержание прочитанного произведения. | Итоговый | |
7 | Народные сказки | 12 Знакомство с произведениями данной темы будет способствовать обогащению знаний учащихся об устном народном творчестве разных народов, об общности сюжетов, о характеристиках персонажей, признаках национальных традиций. | |||||
111 | 7.1 | Лиса и журавль. (русская сказка) | 26.02 | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Журавль, дружить — подружились, думала — вздумала, гость — угостить — угощу, званый пир, размазала, потчует, стряпала, приготовил, окрошка, кувшин, узкое горлышко, вертеться, судить — не обессудь, досада, есть — наесться, несолоно хлебавши, как аукнется, так и откликнется |
112 | 7.2 | Как мужик волка спас.(мордовская сказка) | 27.02 | -развивать мыслительную деятельность учащихся; -обогащать словарный запас учащихся; | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | 1-я часть. Рожь, катится, чуть дыша, прискакали, хлестнули, вязал — развязал. |
113 | 7.3 | Как мужик волка спас.(мордовская сказка) | 28.02 | Развитие механической Памяти Посредством разучивания чистоговорок, Используя прием создания Смысловых опор – «опорные пункты». | Текущий | ||
114 | 7.4 | Три сестры. (татарская сказка) | 03.03 | Развитие навыка чтения, внимания на основе работ со слоговой таблицей в ходе упражнения «пирамида». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | улей, превратилась |
115 | 7.5 | Кукушка.(ненецкая сказка) | 04.03 | Формировать умения Выстраивать словесно- Логические умозаключения на основе упражнения « Доскажи словечко» | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | 1-я часть. Пересохло (горло), глядеть — заглядывать — не заглядывать, засмеялись, скоблят, наперсток, обернулась птицей. |
116 | 7.6 | Кукушка.(ненецкая сказка) | 05.03 | Увеличение объема зрительного Восприятия и памяти в процессе Использования чтения столбиков слогов способом наращивания через упражнение « прочти и повтори» | Текущий | ||
117 | 7.7 | Каждый своё получил. (эстонская сказка) | 06.03 | Формировать интонационную сторону речи, Внимание в ходе упражнения « Найди Главное слово » | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Считался, прятались, пробирался, мышка-вертушка, медвежья берлога, рассердился, ладонь — ладошка, пригожусь, смеяться — посмеяться — посмеялся, ловушка, выскочила, перегрызла |
118 | 7.8 | Каждый своё получил. (эстонская сказка) | 07.03 | Увеличение объема зрительного Восприятия и памяти в процессе Использования чтения столбиков слогов способом наращивания через упражнение « прочти и повтори» | |||
119 | 7.9 | Хаврошечка.(русская сказка) | 10.03 | Увеличение объема зрительного восприятия на основе игры «Буквенные пирамиды» | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | ухо-ушко |
120 | 7.10 | Хаврошечка.(русская сказка) | 11.03 | Развитие языкового анализа и синтеза на Основе игры « пять слов» | Текущий | ||
121 | 7.11 | Обобщающий урок по теме «Народные сказки» | 12.03 | Увеличение объема зрительного восприятия на основе игры «Буквенные пирамиды» | Учить объединять тексты темы (развивать умение соотносить тексты с темой раздела); | Текущий | |
122 | 7.12 | Внеклассное чтение по теме «Сказки» | 13.03 | Формировать навыки Анализа и синтеза в Процессе игры « Наоборотки» | Раскрыть содержание произведения; | Итоговый | |
8 | Смешные истории | 15 Чтение и разбор произведений данной темы будут способствовать эмоциональному воспитанию учащихся. Материалы данного раздела можно использовать как дополнительные тексты к тематике других разделов или как материал для самостоятельного внеклассного чтения. | |||||
123 | 8.1 | У страха глаза велики. (Русская народная сказка) | 14.03 | Закреплять умения устанавливать причинно- Следственные связи и зависимости между объектами И явлениями, изображенными на сюжетных Картинках в ходе игры «Наведи порядок». | Раскрыть содержание текста; | Текущий | Наклонился, нагнулась, зашипит, пших-пых, хата, дышать — отдышаться, пыхтит, еле ноги унес, борозда — борозды, пожалела, глазками-бусинками, поблескивает, колючий — колючего, передничек, прибежала мигом |
124 | 8.2 | К.Чуковский.Путаница. | 17.03 | Коррекция зрительного внимания в процессе Игры « Чего не хватает» | Раскрыть содержание текста; | Текущий | Заинька — паинька, путать — путаница, мяукать — замяукать, крякать — закрякали, хрюкать — захрюкали, квакать — заквакали, лопотать, неразумные, уговаривать, ловить — изловить, мышеловка, пожарные, ковш, ушат, крылышками, тушить — потухать, захлопали, затопали, заржали, зажужжали |
125 | 8.3 | С.Маршак.Вот какой рассеянный. | 18.03 | Увеличение объема зрительного восприятия и памяти В процессе использования чтения Столбиков слогов способом наращивания Через упражнение « прочти и повтори» | Занть стихотворение наизусть. Уметь передавать интонацию, уметь рассказывать, читать выразительно .
| Текущий | рассеянный, Бассеиная,вожатый,, глубокоувожаемый, вагоноуважаемый, трамвал, буфет, отцепленный, полустанок, платформа,город Ленинград, Бологое, Поповка,Дибуны, Ямская,сутки. |
126 | 8.4 | Н.Носов.Живая шляпа. | 19.03 | Развитие языкового анализа и синтеза на Основе игры « пять слов» | Раскрыть содержание текста; | Теку | 1-я часть. Комод, раскрашивали, плюхнулось, обернулись.
|
щий | |||||||
127 | 8.5 | Н.Носов.Живая шляпа. | 20.03 | Коррекция зрительного внимания в процессе Игры « Чего не хватает» | Текущий | ||
128 | 8.6 | Н.Носов.Живая шляпа. | 21.03 | Развитие языкового анализа и синтеза на Основе игры « пять слов» | Текущий | ||
129 | 8.7 | Б.Заходер. Хрюк на ёлке. | 31.03 | Развитие языкового анализа и синтеза на Основе игры « пять слов» | Раскрыть содержание текста; | Текущий | 1-я часть. Хрюкать — хрюк — хрюшенька — похрюкивает, необыкновенный, ягнята, телята, козлята, важный-преважный — заважничал, ах — ахать — ахают, хвалить — хвалиться, рассуждает. |
130 | 8.8 | Б.Заходер. Хрюк на ёлке. | 01.04 | Коррекция зрительного внимания в процессе Игры « Чего не хватает» | Текущий | ||
131 | 8.9 | Б.Заходер. Хрюк на ёлке. | 02.04 | Развитие навыка чтения, внимания на основе работ со слоговой таблицей в ходе упражнения «пирамида». | Текущий | ||
132 | 8.10 | Б.Заходер. Хрюк на ёлке. | 03.04 | Формировать умения выстраивать словесно- Логические умозаключения на основе упражнения « Доскажи словечко» | Текущий | ||
133 | 8.11 | Н.Носов.Как Незнайка катался на газированном автомобиле. | 04.04 | Развитие навыка чтения, внимания на основе работ со слоговой таблицей в ходе упражнения «пирамида». | Раскрыть содержание текста; | Текущий | 1-я часть. Винтик, Шпунтик, механик, газированный (автомобиль), помощь — помощник, примус, сковородка, трехколесный (велосипед), самокат, мастер — мастерить — мастерская, клепали, паяли, распространены, соорудили, |
134 | 8.12 | Н.Носов.Как Незнайка катался на газированном автомобиле. | 07.04 | Развитие зрительного внимания в ходе игры «Сосчитай буквы» | Текущий | ||
135 | 8.13 | Н.Носов.Как Незнайка катался на газированном автомобиле. | 08.04 | Коррекция зрительного внимания в процессе Игры « Чего не хватает» | Текущий | ||
136 | 8.14 | Обобщающий урок по теме «Смешные истории» | 09.04 | Коррекция слуховой памяти, внимания и речи на основе упражнения «Расскажи». | . Учить объединять тексты темы (развивать умение соотносить тексты с темой раздела); | Текущий | |
137 | 8.15 | Внеклассное чтение о теме Весёлые стихи К.И. Чуковского | 10.04 | Развитие зрительного внимания в ходе игры «Сосчитай буквы» | Раскрыть содержание текста; | Итоговый | |
9 | Весна в окно стучится | 23 Чтение и разбор произведений данной темы будут способствовать уточнению и расширению знаний учащихся об изменениях в природе, в жизни людей, животных и птиц весной, о важных для людей нашей страны праздниках, отмечаемых весной. Кроме того, знакомство с поэтическими произведениями позволит развивать эстетические представления и чувства о красоте русской природы. | |||||
138 | 9.1 | Ф,Тютчев.Зима недаром злиться… | 11.04 | Коррекция зрительного внимания в процессе Игры « Чего не хватает» | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Суета — засуетилось, звон — трезвон (жаворонков), весна в окно стучится, зима (хлопочет, злится, взбесилась), наперекор врагу |
139 | 9.2 | К.Паустовский. «…Однажды утром…» | 14.04 | Развитие зрительног о внимания в ходе игры «Сосчитай буквы» | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Горячий свет бил (в оконце), проснулась, зажмурилась, перегоняя, оконце, растрепал, блестели, сползая, посмотреть, булькать, переливаться, выступила, облетевшая, наломала, зажелтели, прошлогодняя, палые листья, проступили, проталины, мать-и-мачеха |
140 | 9.3 | А.Плещеев.Весна. Я.Колас.Песня о весне. | 15.04 | Развитие языкового анализа и синтеза на Основе игры « пять слов» | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Повеяло весною, засвищут соловьи, оденется листвою, небесная лазурь, пора миновала |
141 | 9.4 | Э.Шим.Камень,Ручей, Сосулька и Солнце. | 16.04 | Развитие навыка чтения, внимания на основе работ со слоговой таблицей в ходе упражнения «пирамида». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Перезванивает, болобочут, бормочут, разливаются, благо — благодать, камень-валун, кланяйтесь, благодарите, лежебока, день-деньской, растапливаю, просверливаю, сосулька, лить горючие слова, закатилась, булькать, заледенел, обмерзла |
142 | 9.5 | С.Михалков. А что у вас? | 17.04 | Коррекция логического мышления, внимания на основе упражнения «Загадка». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Забрался, выросли, водопровод, |
143 | 9.6 | Б.Емельянов Мамины руки. | 18.04 | Способствовать коррекции речи, внимания, мышления на основе упражнения «Добавь словечко». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Несчастный, нехороший, капризничала, поссорилась, расставила, сладу нет, шершавые — шершавенькие, стряхнула, жили, дружили, золотые руки, полземли устлать можно, сноровисто, белоручка — не белоручка, сердце мягкое, переглянулись, засмеялись |
144 | 9.7 | Б.Емельянов. Мамины руки. | 21.04 | Коррекция и развитие связной устной речи на основе упражнения «Перескажи». | Текущий | ||
145 | 9.8 | Н.Артюхова. Большая берёза. | 22.04 | Корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся на основе упражнения «Найди спрятанное слово». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | 1-я часть. Полотенце, сорваться, разобьется, выскользнула, вдребезги, терраса, разделяется надвое, смерить глазами, лицо как ровный березовый ствол. |
146 | 9.9 | Н.Артюхова. Большая берёза. | 23.04 | Развитие памяти, внимания в процессе нахождения Заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее». | Текущий | ||
147 | 9.10 | Н.Артюхова. Большая берёза. | 24.04 | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи». | Текущий | ||
148 | 9.11 | В.Бианки. Последняя льдина. | 25.04 | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Крестьяне — крестьянин, качаясь, трясогузки, слетались, по залитым водой лугам, гнало — пригнало, застряло, всплыл, крот, наводнение, компания, пострадавших, сухопутных, звери — зверюшки, жались друг к другу, вода стала спадать, солнце сожгло льдину, зарылся |
149 | 9.12 | В.Орлов. Что случилось. | 28.04 | Коррекция памяти, внимания на основе упражнений: «Скажи по – другому», «Скажи словами из сказки». | Раскрыть содержание произведения (текста с иносказательным содержанием, текста-загадки); | Текущий | Рыжие, веснушки, ресницы, плескалось, выжимало рыжие косички, возвратилось, улеглось |
150 | 9.13 | М.Матусовский. Скворцы прилетели. Г.Ладонщиков.Дождик,лей веселей! | 29.04 | Коррекция внимания, речи, мышления на основе упражнения «Читай по ролям». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Обновить наряд, зеленые побеги леса, заря, трели, на крыльях принесли |
151 | 9.14 | А.Барков.Голубой апрель. | 30.04 | Коррекция внимания, речи, мышления на основе упражнения «Читай по ролям». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | 1-я часть. Заледенелые сосульки, колокольчики, желтогрудая, перепорхнула, ивнячок, овсянка, у апреля голубые глаза. |
152 | 9.15 | А.Барков.Голубой апрель. | 05.05 | Коррекция внимания, речи, мышления на основе упражнения «Читай по ролям». | Текущий | ||
153 | 9.16 | В.Драгунский. И мы. | 06.05 | Коррекция памяти, внимания на основе упражнения «Назови слово – предмет». Коррекция мышления на основе упражнения «Докажи свой ответ» | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | 1-я часть. Небывалые (герои), космос — космонавт — космонавтская школа. Сокол, Беркут (объяснить значения), закаляться, тепленькая (водичка), дал — поддал, перетерпел, леденистая струя, вжал (живот), покрылся пупырками, испортилось настроение. |
154 | 9.17 | В.Драгунский. И мы. | 07.05 | Коррекция памяти, внимания на основе упражнения «Назови слово – предмет». Коррекция внимания, речи, мышления на основе упражнения «Читай по ролям». | Текущий | ||
155 | 9.18 | Н.Михайлова.Май. | 08.05 | Развитие памяти, внимания в процессе нахождения Заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Завет (здесь — дело), одолеть, справляется, отпаивает, в зелень убирает, май лес наряжает, лето в гости ожидает, нежная листва, зеленоватой дымкой, пора пахать, когда лес одевается, цветень-травень, пряный, резковатый, соцветие, поют, заливаются (соловьи), черемуха — черемуховые (холода), хлебородный (год), май холодный — год хлебородный |
156 | 9.19 | В.Орлов. Когда на планете хозяева дети. | 12.05 | Коррекция памяти и развитие связной устной речи на основе упражнения «Расскажи». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Разноцветные дети, планета, на все времена, от невзгоды, доверчивый |
157 | 9.20 | Е.Олейник. Полюшко-поле. | 13.05 | Развитие памяти, внимания в процессе нахождения Заданного материала в учебнике на основе игры «Кто быстрее». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Полевою дорогою, чернозем, плодородная, пристально, пахота — распаханное — вспаханное (поле), разглядел, переваливаясь, склевывали, глаз радует, главная наша кормилица |
158 | 9.21 | С.Михалков. Спать легли однажды дети. | 14.05 | Развитие мышления на основе упражнения «Почему сказка так называется?» | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Налеты, затемнены, ночные тревоги, медали, ордена |
159 | 9.22 | Обобщающий урок по теме «Весна в окно стучится» | 15.05 | Развитие мышления, зрительной памяти, внимания на основе упражнения «Подбери строчки стихотворения к рисункам» | Учить объединять тексты темы (развивать умение соотносить тексты с темой раздела); | Текущий | |
160 | 9.23 | Внеклассное чтение По А.Баркову. Берёзовый сок. | 16.05 | Коррекция зрительного внимания в процессе игры « Чего не хватает» | Учить объединять тексты темы (развивать умение соотносить тексты с темой раздела); | Итоговый | |
10 | Лето красное идёт… | 11 Чтение и разбор произведений по данной теме будут способствовать уточнению, расширению представлений учащихся о лете как о времени года, об изменениях в природе, в жизни людей, животных и птиц. Кроме того, знакомство с поэтическими произведениями должно развивать эстетические представления и чувства о красоте русской природы. | |||||
161 | 10.1 | В.Фетисов. Что такое лето? | 19.05 | Развитие внимания, памяти на основе игры «Перескажи». Коррекция внимания, речи на основе упражнения «Объясни» | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Скрип сверчков, щебет (птичий), смоляной ветер, рожь колышется волной, хоровод пчел, тень опушки, челки, косички, панамы, барабан |
162 | 10.2 | А.Толстой .Колокольчики мои. И. Соколов-Микитов. Лето в лесу. | 20.05 | Коррекция мышления, внимания на основе упражнения «Раздели на части» Коррекция памяти, внимания на основе упражнения «Назови слово – предмет». | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Колокольчики, цветики, степь — степные, средь, некошеной (косить) |
163 | 10.3 | Л.Толстой. Гроза в лесу. | 21.05 | Развитие логического мышления и техники чтения на основе упражнения «Определи последовательность» | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Загремело, затрещало, очнулся |
164 | 10.4 | В.Бианки. Купание медвежат. | 22.05 | Развитие логического мышления на основе игры «Угадай» | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Берегом реки, медвежонок — медвежата, окунать, визжал, барахтался, выполоскал, пустился удирать, надавал шлепков, подскочила, очутившись, знойный, лохматых шубах, освежила |
165 166 | 10.5 10.6 | Л.Толстой. Акула. | 23.05 26.05 | Коррекция зрительной памяти, мышления на основе упражнения «Выбери правильно» | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | 1-я часть. Палуба, купальня, думали — вздумали, гонки, наперегонки, поднатужься, ящерица — ящерицы, артиллерист. |
167 | 10.7 | С.Полетаев. Секретное слово. | 27.05 | Упражнение на логическое мышление «Как ты понимаешь?» | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | 1-я часть. Механизатор, передок, поездка, оглядываются, бескрайние поля, коротают время, осколок гуляет, угомон не берет, конь с норовом, оклемаюсь. |
168 | 10.8 | С.Полетаев. Секретное слово. | 28.05 | Коррекция внимания, речи, мышления на основе упражнения «Читай по ролям». | Текущий | ||
169 | 10.9 | М.Ивенсен. Вот и лето подоспело. | 29.05 | Развитие образного мышления, речи на основе анализа стихотворения. | Раскрыть содержание произведения; | Текущий | Подоспело, нальется алым соком, шиповник, осыпан красным цветом |
170 | 10.10 | Обобщающий урок по теме «Лето красное идет» | 30.05 | Коррекция внимания, речи, мышления на основе упражнения «Читай по ролям». | Учить объединять тексты темы (развивать умение соотносить тексты с темой раздела); | Итоговый | |
171 | 10.11 | Урок контрольного чтения за год | 31.05 | Упражнение на логическое мышление «Как ты понимаешь?» | Проверить состояние знаний, умений, навыков по чтению с использованием дополнительных заданий по текстам и методического аппарата учебной книги | Итоговый |
Перечень учебно–методического обеспечения
образовательного процесса:
Основная литература:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 7-е издание - М.: «Просвещение», 2010.
2. З.Н. Смирнова, Г. М. Гусева. Чтение. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-е издание. - М.: Просвещение, 2002
Дополнительная литература:
1. В.В. Волина «Веселая грамматика». – М.: «Знание», 1995.
2. Г.М. Гусева «Уроки чтения в 3 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», пособие для учителя / Г.М.Гусева, Е.Н. Моргачева. – М.: Просвещение, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа по чтению и развитию речи и календарно-тематическое планирование 4 класс. Для коррекционных школ....
Рабочая программа по чтению и развитию речи. 1 класс.
Рабочая программа составлена для учащихся 1 класса коррекционных школ VIII вида. Программа содержит пояснительную записку, содержание учебного курса, деление на группы по уровню обучаемости, треб...
Рабочая программа по чтению и развитию речи 2 класс
рабочая программа...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс VIII вид.
Рабочая программа по чтению для 3 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовател...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 2 класс коррекционной школы VIII вида
Программа предусматривает включение в урок чтения, музыки и рисования. Способствует развитию речи,познавательных процессов воспитанников с нарушениями интеллекта....

Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс. Базовый уровень
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов: 1. Программы д...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 2 класса
Программа составлена для 2 класса школы 8 вида...