Рабочая программа по чтению и развитию речи 2 класса
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

Тоярова Екатерина Васильевна

Программа составлена для 2 класса школы 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_i_razvitie_rechi_2_klass.docx66.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – Горковскаяспециальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат

Принято                                                                                                          Утверждаю  

Методическим                                                                                               Директор школы

объединением учителей______________                                                                                                         А.М.Балин

Протокол от «__» ________ 2014 г №__                                  «___»_________2014г.№_____                                                                        

Рабочая программа

по предмету «Чтение»

учителя начальных классов

Тояровой Екатерины Васильевны

на 2014 – 2015 учебный год

с. Горки

Пояснительная записка.

Планирование составлено на основе:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2013.

Тематическое планирование рассчитано на 5 учебных часов в неделю.  

Рабочая  программа по чтению представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание; требованияк уровню подготовки учащихся.

Специфика детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам 8 вида максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе. Специфика отражается не только в системе обучения данному предмету, но и содержании материала, в структуре его размещения.

Цели обучения

Направленность на социализацию личности умственно отсталого ребёнка, коррекция и развитие речемыслительных способностей детей и нравственных позиций поведения.

Основными задачами обучения чтения в 2 – 4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух  и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

У школьников формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов.

В программе даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию, навыков устной речи и объёму внеклассного чтения.

Тематика произведений подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершенствуется.

Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.

С выразительностью речи учащиеся знакомятся в 1 – 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения примерно начинается в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. Пи этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстрационным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.

Большое внимание уделяется развитию связной устной речи.

учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у детей:

  • развития интереса к чтению;
  •  знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы;
  • формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры;
  • посещения библиотеки;
  •  умения выбирать книгу по интересу.

2 класс

Техника чтения

Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками.

Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами, Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.

Понимание читаемого

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы; элементарная оценка прочитанного.

Развитие устной речи

Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.

Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.

Внеклассное чтение

Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы: о ком она, о чём в ней рассказывается?

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

2 класс.

Учащиеся должны уметь:

  • читать по слогам короткие тексты;
  • слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
  • по вопросам учителя и по иллюстрации рассказывать, о чём читали или слушали.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 3 – 5 коротких стихотворений, отчётливо читать их перед классом.

Формы контроля:

  • Оценивание правильности и осознанности чтения отрывка произведения, заданного на дом;
  • Оценивание стихотворения, рассказанного наизусть:
  • Оценивание заданий, выполненных по карточке (дидактический материал на закрепление понимания прочитанного);
  • Оценивание пересказа прочитанного произведения;

Оценивание рассказа, составленного по иллюстрации или по серии сюжетных картин.

Нормы техники чтения.

1 класс – 5 – 10 слов.

2 класс - 15 – 20 слов.

3 класс - 25 – 30 слов.

4 класс - 35 – 40 слов.

Тематический план

Наименование тем

часы

1

Осень пришла – в школу пора!

21

2

Почитаем – поиграем

12

3

В гостях у сказки

15

4

Животные рядом с нами

15

5

Ой ты, зимушка-зима!

20

6

Что такое хорошо и что такое плохо

31

7

Весна идет!

26

8

Чудесное рядом

15

9

Лето красное

10

1 четверть – 35 часов

Тема: Осень пришла – в школу пора!

Цели:

  • формировать умения осмысливать, воссоздавать прочитанное для полноценного восприятия произведения;
  • развивать воображение, логическое мышление; объяснять значение новых слов; обучать правильному  построению ответов на поставленные вопросы.
  • работать над четким проговариванием слов, над техникой и выразительностью чтения;
  • воспитывать личностные качества обучающихся воспитанников;

 

Тема урока

Повторение

Коррекционная работа

Работа с терминами

1

Кончилось лето. Прочитай!

Коррекция эмоционально-интонационной стороны речи.

2

Все куда-нибудь идут. По В. Голявкину

Кончилось лето. Прочитай!

Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

после

3

Первый урок

Все куда-нибудь идут. По В. Голявкину

Коррекция и развитие логического мышления.

Кричали

4

Мы рисуем

Первый урок

Коррекция и развитие связной речи.

Рисование, нарисуйте, нарисовали.

5

Грибной лес. Я. Аким

Мы рисуем

Коррекция и развитие памяти на основе припоминания раннее изученного, речи.

Грибной лес

Лукошко

6

Прочитай!

Грибной лес (в сокращении) Я. Аким

Коррекция и развитие устной речи на основе упражнений в хоровом проговаривание.

М Н Л С В Р З Х Ш Ж

7

Слон Бе- би. По В. Дурову

Прочитай!

Коррекция и развитие фонематического восприятия, слухового внимания, устной речи.

Отличник

8

Птичья школа. Б.Заходер

Слон Беби (отрывок) По В. Дурову

Коррекция и развитие фонематического восприятия, зрительной памяти, звуковой речи.

Оживление

9

Осенние подарки. По Н.Сладкову

Птичья школа (в сокращение) Б.Заходер

Коррекция и развитие базовых эмоций детей, выразительного чтения.

Золотая осень

10

В парке

Осенние подарки. По Н.Сладкову

Коррекция и развитие памяти и воображения на основе упражнений в установлении причинно следственных связей и отношений.

Солнечно

11

Прочитай!

В парке

Коррекция и развитие внимания, интонационной стороны речи.

Ф Щ Й

12

Падают, падают листья…М.Ивенсен

Прочитай!

Коррекция и развитие памяти, выразительной речи.

Листопад

Вьются

Стая

13

Осенний лес. По В.Корабельникову

Падают, падают листья…М.Ивенсен

Коррекция и развитие памяти, познавательного интереса.

Разноцветный убор

14

Всякой вещи свое место. По К.Ушинскому

Осенний лес. По В.Корабельникову

Коррекция и развитие памяти, познавательного интереса.

Опаздывает

Возится

15

Прочитай!

Всякой вещи свое место. По К.Ушинскому

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение.

Г-П  Г-Т Е-Ё Ж-Х Ж-К О-С   Ш-Щ

16

Хозяин в доме. Д.Летнева

Прочитай!

Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в установлении причинно следственных связей.

По-пасть

Со-брать

При-бе-ру

17

Зачем дети ходят в школу? По В.Голявкину

Хозяин в доме. Д.Летнева

Коррекция и развитие фонематического слуха, устной речи.

Стро-го

На-у-чить-ся

18

Прочитай!

Зачем дети ходят в школу? По В.Голявкину

Коррекция памяти и развитие выразительной речи.

П Т К Б Д Г Ч Ц

19

Серый вечер. По А.Тумбасову

Прочитай!

Коррекция  внимания, интонационной стороны речи.

Золотая осень

Скворечники

20

Обобщающий урок  по теме «Осень пришла – в школу пора!»

Серый вечер. По А.Тумбасову

Коррекция и развитие умения обобщать и делать выводы.

21

Внеклассное чтение

Коррекция и развитие умения обобщать и делать выводы.

Тема: Почитаем – поиграем

Цели: 

  • формировать у детей устойчивый интерес к чтению, любознательность;
  • Побуждать учащихся в свободное время от уроков самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
  • Развивать творческие способности, умения правильно и последовательно излагать свои мысли;

22

Одна буква. По А.Шибаеву

Коррекция и развитие памяти и воображения на основе упражнений в установлении причинно следственных связей и отношений.

На-пи-са-ла

Под-пи-са-ла

Во-ро-на

23

Слоги (в сокращении) А.Усачёв

Одна буква. По А.Шибаеву

Коррекция и развитие внимания, интонационной стороны речи.

По-лу-чит-ся

По-лу-чим

По-лу-ча-ют-ся

Сло-ги

Сла-га-ю

24

Прочитай!

Слоги (в сокращении) А.Усачёв

Коррекция и развитие памяти, выразительной речи.

Доб-ро-та

Го-ре

У-ют-ный дом

25

Дразнилка. По С.Иванову

Прочитай!

Коррекция и развитие памяти, познавательного интереса.

Драз-нит – драз-нил-ка

Во-пит

26

Черепаха. К.Чуковский

Дразнилка. По С.Иванову

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение.

Вско-чил

27

Шумный Ба-Бах. Дж.Ривз

Черепаха. К.Чуковский

Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в установлении причинно следственных связей.

Спря-тал-ся

Взбе-жал

28

Прочитай!

Шумный Ба-Бах. Дж.Ривз

Коррекция и развитие фонематического слуха, устной речи.

Льют-ся гра-дом

29

Загадки. Доскажи словечко.

Прочитай!

Коррекция и развитие образного мышления, связной речи.

Плу-то-ва-та

Тай-ком

30

Кто квакает, кто крякает, а кто каркает

Доскажи словечко

Коррекция и развитие познавательного интереса, выразительной речи.

Кряк-ва – клюк-ва

31

Обобщающий урок  по теме «Почитаем – поиграем»

Кто квакает, кто крякает, а кто каркает

Коррекция памяти, познавательного интереса.

32

Внеклассное чтение

Коррекция и развитие умения обобщать и делать выводы.

Тема: В гостях у сказки.

Цели: формировать понятие сказка, умение правильно называть произведения;

учить составлятьсхематический план и пересказывать по плану;воспитывать доброе отношение к сказкам, сказочным героям;

формировать понятие о дружбе, уме и глупости; расширять читательский опыт детей.

33

Лиса и волк (Русская народная сказка)

Коррекция и развитие эмоциональной стороны речи.

Полол

34

Гуси и лиса (Русская народная сказка)

Лиса и волк (Русская народная сказка)

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение.

Ушла ни с чем

35

Лиса и козёл (Русская народная сказка)

Гуси и лиса (Русская народная сказка)

Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Прохладно

Горюет

2 четверть – 35 часов

1

Мышка вышла гулять. По Л.Толстому

Лиса и козёл (Русская народная сказка)

Коррекция и развитие логического мышления.

Страшный – страшнее

2

Прочитай!

Мышка вышла гулять. По Л.Толстому

Коррекция и развитие логического мышления.

Грибной суп

Рыбный суп

3

Волк и баран (Литовская сказка)

Прочитай!

Коррекция и развитие связной речи.

Разинь пасть

Свалился

4

Сказка о том, как зайцы испугались серого волка. По С.Прокофьевой

Волк и баран (Литовская сказка)

Коррекция и развитие памяти на основе припоминания раннее изученного  речи.

Игрушечный заяц

5

Рак и ворона (Литовская сказка)

Сказка о том, как зайцы испугались серого волка. По С.Прокофьевой

Коррекция и развитие устной речи на основе упражнений в хоровом проговаривание.

Расхваливать

Нахваливать

6

Заяц и черепаха (Казахская сказка)

Рак и ворона (Литовская сказка)

Коррекция памяти на основе упр.

в запоминании и воспроизведении.

Наперегонки

Холм

«заторопилась изо всех сил»

7

Благородный медведь (Мордовская сказка)

Заяц и черепаха (Казахская сказка)

Коррекция памяти и воображения на основе упр. в установлении причинно-следственных связей и отношений.

«Благодарный медведь»

8

Прочитай!

 Как белка и заяц друг друга не узнали (Якутская сказка)

Благородный медведь (Мордовская сказка)

Коррекция  внимания, интонационной стороны речи.

Подружились

Устроились

9

Волк и ягнёнок (Армянская сказка)

 Как белка и заяц друг друга не узнали (Якутская сказка)

Коррекция памяти, выразительной речи.

«во всю волчью глотку»

«еле ноги унёс»

10

Умей обождать! (Русская народная сказка)

Волк и ягнёнок (Армянская сказка)

Непослушание до добра не доводит.

11

Обобщающий урок по теме «В гостях у сказки»

Умей обождать! (Русская народная сказка)

Коррекция и развитие фонематического восприятия, слухового внимания, устной речи.

12

Внеклассное чтение

Коррекция и развитие умения обобщать и делать выводы.

Тема: Животные рядом с нами.

Цели: формировать умения работать с текстом, выделять фамилию автора и заглавие произведения;

учить детей чувствовать образный язык художественного воспроизведения; прививать любовь к природе, к животным;

совершенствовать навыкиправильного, осознанного выразительного чтения;

воспитывать положительные качествав процессе работы.

13

Умная собака (Индийская сказка)

Коррекция и развитие памяти , мыслительной деятельности.

Один, у меня, она, серый, лиса, ворона, белка, потом.

14

Прочитай!

Умная собака (Индийская сказка)

Повторить вежливые слова.

15

Я домой пришла! По Э. Шиму

Прочитай!

Коррекция и развитие речи , уточнение и обогащение словаря

Пыль стелется над дорогой.

16

Лошадка (Русская народная присказка)

Я домой пришла! По Э. Шиму

Коррекция и развитие слухового внимания, навыков послогового чтения.

Кнут

Хлестни

17

Кролики. По Е.Чарушину

Лошадка (Русская народная присказка)

Коррекция памяти, выразительной речи

Крольчиха

Крольчонок

18

Баран. В. Лифшиц

Кролики. По Е.Чарушину

Коррекция памяти на основе упр. в запоминании и воспроизведении , работа над правильным произношением.

Изнывает

19

Прочитай! Храбрый утёнок. По Б.Житкову

Баран. В. Лифшиц

Коррекция и развитие устной памяти на основе упр. в хоровом и индивидуальном проговаривании

Стрекоза

Храбрецы

20

Всё умеют сами. По Э.Шиму

Прочитай! Храбрый утёнок. По Б.Житкову

Коррекция и развитие познавательного опыта, образного мышления, художественного вкуса.

Выклюнулся

Ковыляют

21

Котёнок.             М. Бородицкая

Всё умеют сами. По Э.Шиму

Коррекция и развитие эстетического восприятия, логического мышления.

Несчастный

Сирота

22

Прочитай! Три котёнка. По В.Сутееву

Котёнок.                      М. Бородицкая

Коррекция и развитие вербальной памяти на основе упражнений в анализе и синтезе.

Бросились

Прыгнула

Ускакала

23

Петушок с семьёй. По К.Ушинскому

Прочитай! Три котёнка. По В.Сутееву

Коррекция и развитие слухового внимания, навыков послогового чтения.

Разгребает

Передрались

24

Упрямые козлята

Петушок с семьёй. По К.Ушинскому

Коррекция и развитие памяти, выразительной речи.

Упрямство

Упрямый

25

Пёс (в сокращении). В.Лифшиц

Упрямые козлята

Коррекция и развитие  внимания, интонационной стороны речи.

За пазухой

Кличка

26

Обобщающий урок  по теме «Животные рядом с нами».

Пёс (в сокращении). В.Лифшиц

Коррекция и развитие умения обобщать, делать выводы.

27

Внеклассное чтение

Коррекция и развитие умения обобщать и делать выводы.

Тема: Ой, ты, зимушка-зима!

     Цели:

  • Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, побуждать учащихся в свободное время от уроков самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
  • Развивать творческие способности, умения правильно и последовательно излагать свои мысли.

28

Первый снег (в сокращении). Я.Аким

Коррекция памяти, выразительной речи

Запляшу

Крепость

Расстелить

Салазки

Закружу

Наряжу

29

Большой Снег. По Э.Киселёвой

Первый снег (в сокращении). Я.Аким

Коррекция и развитие эстетического восприятия, логического мышления.

Большой Снег.

 

30

Снежный колобок. По Н.Калининой

Большой Снег. По Э.Киселёвой

Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия, интонационной стороны речи.

Снежный колобок

31

Снеговик-новосёл. По С. Вангели

Снежный колобок. По Н.Калининой

Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в установление причинно-следственных связей и отношений.

Опечалился

Новосёл

32

Воробышкин домик. По Е.Шведеру

Снеговик-новосёл. По С. Вангели

Коррекция и развитие внимания, интонационной стороны речи.

Воробышки

Воробышкам

Воробышкин

33

Зимние картинки (в сокращении). Г.Галина

Воробышкин домик. По Е.Шведеру

Коррекция внимания, интонационной стороны речи.

 Оставлять

Оставляя

Снег

Снегурочка

34

Миша и Шура. Е.Самойлова

Зимние картинки (в сокращении). Г.Галина

Коррекция и развитие памяти, мыслительной деятельности.

Покатаемся

Уговаривает

35

Купили снег. Ш.Галиев

Миша и Шура. Е.Самойлова

Коррекция и развитие памяти, мыслительной деятельности.

Блестящий

Продаваться

3 четверть(50 часов)

1

Буратиний нос. По Г.Юдину

Купили снег. Ш.Галиев

Коррекция и развитие памяти, мыслительной деятельности.

Буратиний нос

Карнавальных

2

Живи, елочка! (сокращении).И. Токмакова

Буратиний нос. По Г.Юдину

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Макушкой кивая

3

Про ёлки. По В.Сутееву

Живи, ёлочка!                     ( сокращении).                И. Токмакова

Коррекция и развитие памяти, выразительной речи.

Автопарк

Автомобильчиками

4

Коньки купили не напрасно. По В.Галявкину

Про ёлки. По В.Сутееву

Коррекция и развитие познавательного опыта, образного мышления, художественного вкуса.

Начинается

доволен

5

Ромашки в январе. По М. Пляцковскому

Коньки купили не напрасно. По В.Галявкину

Коррекция и развитие эстетического восприятия, логического мышления.

Разноцветными

Карандашами

Ромашковое

6

Мороз и Заяц (Русская народная сказка)

Ромашки в январе. По М. Пляцковскому

Коррекция и развитие вербальной памяти на основе упражнений в анализе и синтезе.

Повстречались

Приговаривает

7

Вьюга (Литовская народная сказка)

Мороз и Заяц (Русская народная сказка)

 Коррекция эмоционально- интонационной  стороны речи.

Вьюга

8

Вьюга (Литовская народная сказка). Заучивание отрывка наизусть.

Вьюга (Литовская народная сказка)

Коррекция  памяти на основе упражнений на запоминание и воспроизведение.

9

На лесной полянке. По Г.Скребицкому

Вьюга (Литовская народная сказка)

Коррекция  памяти на основе упражнений на запоминание и воспроизведение.

Настоящий

Запрятались

10

На лесной полянке. По Г.Скребицкому. (пересказ).

На лесной полянке. По Г.Скребицкому

Коррекция и развитие вербальной памяти на основе упражнений в анализе и синтезе.

11

Обобщающий урок  по теме «Ой ты, зимушка-зима!».

На лесной полянке. По Г.Скребицкому. Пересказ.

Коррекция и развитие умения обобщать, делать выводы.

12

Внеклассное чтение.

Коррекция и развитие памяти, выразительной речи.

Тема: Что такое хорошо и что такое плохо

Цели:

  • Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, побуждать учащихся в свободное время от уроков самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
  • Развивать творческие способности, умения правильно и последовательно излагать свои мысли
  • Объяснять значение новых слов, обучать правильному построению ответов на поставленные вопросы.
  • Воспитывать через художественное произведение его героев жизненную позицию, сочувствие, доброту, вежливость.

13

Коля заболел. По А.Митту

Коррекция и развитие эмоциональной стороны речи.

Компресс

Заразиться

Нарисована

14

Коля заболел. По А.Митту (пересказ)

Коля заболел. По А.Митту

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение.

Хорошо, когда тебе друзья помогают!

15

Подружки рассорились. Д. Летнёва

Коля заболел. По А.Митту (пересказ)

Коррекция и развитие мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Рассорились

16

Подружки рассорились. Д. Летнёва (наизусть)

Подружки рассорились. Д. Летнёва

Коррекция и развитие логического мышления.

Коля, ничего, мороз, было, домой, у меня, вьюга, очень, Алёша.

18

Вязальщик. По В.Голявкину

Подружки рассорились. Д. Летнёва (наизусть)

Коррекция и развитие связной речи, эмоционально- интонационной  стороны речи.

Вязальщик

19

Самокат Г.Ладонщиков

Вязальщик. По В.Голявкину

Коррекция и развитие памяти на основе припоминания раннее изученного, речи.

Самокат

Ось

Расставаться

Посмотрите

20

Самокат Г.Ладонщиков (наизусть отрывок)

Самокат Г.Ладонщиков

Коррекция и развитие устной речи на основе упражнений в хоровом проговаривание.

Первый, очень, говорит, только, белый, утром, ребята, когда.

21

Скамейка, прыгуны-гвоздики и Алик. По Э.Киселёвой

Самокат Г.Ладонщиков (наизусть отрывок)

Коррекция и развитие фонематического восприятия, слухового внимания, устной речи.

Скрипит

Тогда

22

Скамейка, прыгуны-гвоздики и Алик. По Э.Киселёвой (пересказ)

Скамейка, прыгуны-гвоздики и Алик. По Э.Киселёвой

Коррекция и развитие фонематического восприятия, зрительной памяти, звуковой речи.

Починить

23

Торопливый ножик. По Е.Пермяку

Скамейка, прыгуны-гвоздики и Алик. По Э.Киселёвой (пересказ)

Коррекция и развитие базовых эмоций детей, выразительного чтения.

Терпеливый – терпение

Осторожно

Строгает

24

Торопливый ножик. По Е.Пермяку (чтение по ролям)

Торопливый ножик. По Е.Пермяку

Коррекция и развитие памяти, выразительной речи.

Митя

Ножик

25

Вьюга. По В.Сухомлинский

Торопливый ножик. По Е.Пермяку (чтение по ролям)

Коррекция внимания, зрительного восприятия, интонационной стороны речи.

Страшно – страшный

Первоклассник

26

Трус. По И.Бутмину

Вьюга. По В.Сухомлинский

Коррекция мышления на основе упражнений в установление причинно-следственных связей и отношений.

Возмущался

Трус – трусливый

27

Как я под партой сидел. По В.Голявкину

Трус. По И.Бутмину

Коррекция внимания, интонационной стороны речи

Математика

28

Петя мечтает. Б.Заходер

Как я под партой сидел. По В.Голявкину

Коррекция и развитие слухового внимания, навыков послогового чтения.

Перестала

Если

29

Петя мечтает. Б.Заходер ( наизусть)

Петя мечтает. Б.Заходер

Коррекция и развитие познавательного опыта, образного мышления, художественного вкуса

Лентяй

30

Мёд в кармане. По В.Витка

Петя мечтает. Б.Заходер ( наизусть)

Коррекция внимания, интонационной стороны речи

Удивляются

Рассмеялись

31

Мёд в кармане. По В.Витка (пересказ)

Мёд в кармане. По В.Витка

 Коррекция эмоционально- интонационной  стороны речи.

Юра – Юре

тоже

32

Канавка. По В.Донниковой

Мёд в кармане. По В.Витка (пересказ)

Коррекция базовых эмоций детей.

Поскользнётся

Непременно

Рассердилась

33

Канавка. По В.Донниковой (пересказ)

Канавка. По В.Донниковой

Коррекция  памяти на основе упражнений на запоминание и воспроизведение.

Канавка

Пожилая женщина

Бранят

34

Назло Солнцу (Узбекская сказка)

Канавка. По В.Донниковой (пересказ)

Коррекция  и развитие связной речи.

Передвинься

Передвигаться

Передвинуться

Рассмеялось

35

Назло Солнцу (Узбекская сказка) Чтение по ролям.

Назло Солнцу (Узбекская сказка)

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Лентяй

36

Мостки. А.Барто

Назло Солнцу (Узбекская сказка) Чтение по ролям.

Коррекция  и развитие логического мышления.

Физкультура

Через

Можно

37

Песенка обо всём. По М.Дружининой

Мостки. А.Барто

Коррекция  и развитие связной речи.

Контрольная

38

Песенка обо всём. По М.Дружининой ( чтение по ролям)

Песенка обо всём. По М.Дружининой

Коррекция  и развитие связной речи.

39

Лемеле хозяйничает. Л.Квитко

Песенка обо всём. По М.Дружининой ( чтение по ролям)

Коррекция и развитие памяти на основе припоминания раннее изученного, речи, мышления.

Хозяйничает

40

Лемеле хозяйничает. Л.Квитко (отрывок наизусть)

Лемеле хозяйничает. Л.Квитко

Коррекция  внимания, интонационной стороны речи.

Сестрёнку

Дрова

Петуха

Тарелки

41

Неряха. По И.Туричину

Лемеле хозяйничает. Л.Квитко (отрывок наизусть)

Коррекция и развитие устной памяти на основе упр. в хоровом и индивидуальном проговаривании, памяти на основе упр. в запоминании и воспроизведении.

Неряха

Рассердился

Урна

Вася

42

Неряха. По И.Туричину (пересказ рассказа по картинкам)

Неряха. По И.Туричину

Коррекция и развитие фонематического восприятия, зрительной памяти , устной речи.

43

Обобщающий урок  по теме «Что такое хорошо и что такое плохо».

Неряха. По И.Туричину (пересказ рассказа по картинкам)

Коррекция и развитие умения обобщать, делать выводы.

Алёша, Вася, Юра, Коля, Маша, Шура, Миша, Митя.

44

Внеклассное чтение.

Коррекция и развитие памяти, выразительной речи.

Тема: Весна идёт!

Цели:

  • познакомить с произведениями разных авторов о весне;
  • учить детей чувствовать образный язык художественного воспроизведения;
  • воспитывать любовь к природе, через художественные произведения;
  • совершенствовать навыки правильного, осознанного выразительного чтения.

45

Если снег повсюду тает…

Загадки, приметы о весне.

Коррекция выразительного чтения.

46

Март. Я. Аким

Если снег повсюду тает…

Коррекция эстетического восприятия.

Качается – кончается

 Треплет

47

Март. Я. Аким

 ( наизусть)

Март. Я. Аким

Коррекция познавательного интереса.

Заяц, это, первый, Митя, Маша, надо, мама, ребята, только.

48

Невидимка. По Ю. Ковалю

Март. Я. Аким

( наизусть)

Коррекция памяти, мышления, выразительного чтения.

Хрусть – хрустел – захрустел

Слышать – послышалось

49

Праздник мам. В.Берестов

Невидимка. По Ю. Ковалю

Коррекция мышления на основе упражнений в установление причинно-следственных связей и отношений.

Праздник

Станцуем

50

Праздник мам. В.Берестов (интегрированный урок чтение – изо)

Праздник мам. В.Берестов

Коррекция внимания, интонационной стороны речи

4 четверть (45 часов)

1

Подарок к празднику. По В.Драгунскому

Праздник мам. В.Берестов (выставка рисунков)

Коррекция и развитие слухового внимания, навыков послогового чтения.

Репетиция

Умелые руки

2

Снег и заяц (Бурятская сказка)

Подарок к празднику. По В.Драгунскому

Коррекция и развитие познавательного опыта, образного мышления, художественного вкуса

Беленькую

Серенькую

3

Помощники весны. Г.Ладонщиков

Снег и заяц (Бурятская сказка)

Коррекция внимания, интонационной стороны речи

Разбрасывают

С укором

4

Лягушонок. По М.Пришвину

Помощники весны. Г.Ладонщиков

Коррекция и развитие памяти, мыслительной деятельности.

Растопырив лапки

5

Весна. Г.Ладонщиков

Лягушонок. По М.Пришвину

Коррекция и развитие речи, уточнение и обогащение словаря

Нагревая

6

Весна. Г.Ладонщиков(заучивание стихотворения наизусть)

Весна. Г.Ладонщиков

Коррекция и развитие слухового внимания, навыков послогового чтения.

«снеговая баба слёзы льёт»

7

Барсук. По Е.Чарушину

Весна. Г.Ладонщиков

( наизусть)

Коррекция памяти, выразительной речи

Потягивается

Расправляется

8

Весенняя песенка.

С. Маршак

Барсук. По Е.Чарушину

Коррекция памяти на основе упр. в запоминании и воспроизведении, работа над правильным произношением.

Стёжки

9

Весенняя песенка.

С. Маршак (наизусть)

Весенняя песенка.

С. Маршак

Коррекция  внимания, интонационной стороны речи.

Тоже, такой, вода, когда, лиса, ворона, тогда, летом.

10

На краю леса. По И.Соколову-Микитову

Весенняя песенка.

С. Маршак

(наизусть)

Коррекция памяти, выразительной речи.

Задремала

Тревожный

11

Подходящая вещь. По В.Голявкину

На краю леса. По И.Соколову-Микитову

Коррекция выразительного чтения.

Сколотили

Подходящая

Потрудиться

12

Деньки стоят погожие. М.Пляцковский

Подходящая вещь. По В.Голявкину

Коррекция эстетического восприятия.

Погожие – похожие

Разливаются – раскрываются

13

Ручей и камень. По С.Козлову

Деньки стоят погожие. М.Пляцковский

Коррекция познавательного интереса.

Обрадовался

Сдвинул – сдвинь

Зашевелился

Вода – воды

14

Как птицы лису проучили(Русская народная сказка)

Ручей и камень. По С.Козлову

Коррекция памяти, мышления, выразительного чтения.

Выпрыгнула

Проголодалась

Стрекочут

Проучить

15

Вкусный урок. По Т.Шарыгиной

Как птицы лису проучили(Русская народная сказка)

Коррекция мышления на основе упражнений в установление причинно-следственных связей и отношений.

Медвежата – медвежатами – медведица

Урок

16

Почему скворец весёлый? С.Косенко

Вкусный урок. По Т.Шарыгиной

Коррекция внимания, интонационной стороны речи

Малюсеньких

Скворец

Скворечня

Новосёлы

17

Храбрый птенец. Э.Шим

Почему скворец весёлый? С.Косенко

Коррекция и развитие слухового внимания, навыков послогового чтения.

Воробьишко

Расчирикался

18

Кому пригодилась старая Митина шапка. По М.Быкову

Храбрый птенец. Э.Шим

Коррекция и развитие познавательного опыта, образного мышления, художественного вкуса

Странное

Отправился

Шапка – шапки – шапку

Вылупились

19

Обобщающий урок  по теме «Весна идёт!».

Кому пригодилась старая Митина шапка. По М.Быкову

Коррекция и развитие умения обобщать, делать выводы.

20

Внеклассное чтение.

Коррекция и развитие памяти, выразительной речи.

Тема: Чудесное рядом

Цели:

  • формировать у детей устойчивый интерес к чтению, любознательность, умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения;
  • Побуждать учащихся в свободное время от уроков самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
  • Развивать творческие способности, умения правильно и последовательно излагать свои мысли;

21

Лосёнок. По Г. Цыферову

 Коррекция эмоционально- интонационной  стороны речи.

Терпеливый

Любознательный

22

Игра. О.Дриз

Лосёнок. По Г. Цыферову

Коррекция базовых эмоций детей.

Промчался

Открывать – закрывать

Вижу  Теперь

Чехарда

«выбивать кресло»

23

Удивление первое. Г.Цыферов

Игра. О.Дриз

Коррекция  памяти на основе упражнений на запоминание и воспроизведение.

Светить – светит – светло

Солнышко – солнышку

Даже

24

Осьминожек.

По Г. Снегирёву

Удивление первое. Г.Цыферов

Коррекция  и развитие связной речи.

Осьминожек

Подглядывает

Разозлился

25

Друзья. По С.Козлову

Осьминожек.

По Г. Снегирёву

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе.

Удивительно

Благодарности

Кошка

26

Необыкновенная весна. По С.Козлову

Друзья. По С.Козлову

Коррекция  и развитие логического мышления.

Необыкновенная

Подснежники

Одуванчики

Ёжик

27

Не понимаю. Э.Мошковская

Необыкновенная весна. По С.Козлову

Коррекция  и развитие связной речи.

Вздыхает

Дворняжка

Симпатичная

Идёт

28

Кот Иваныч. По Г.Скребицкому

Не понимаю. Э.Мошковская

Коррекция  и развитие связной речи.

Поглядывает

Присмотреть

29

Золотой луг. По М.Пришвину

Кот Иваныч. По Г.Скребицкому

Коррекция и развитие памяти на основе припоминания раннее изученного, речи, мышления.

Распускаются

Опять

30

Неродной сын. По В.Бианки

Золотой луг. По М.Пришвину

Коррекция  внимания, интонационной стороны речи.

Удивительная

«неродной сын»

31

Подарок. Ю.Кушак

Неродной сын. По В.Бианки

Коррекция и развитие устной памяти на основе упр. в хоровом и индивидуальном проговаривании, памяти на основе упр. в запоминании и воспроизведении.

Непослушное

Спрыгнуло

Такое

32

Всё здесь. Я.Тайц

Подарок. Ю.Кушак

Коррекция и развитие фонематического восприятия, зрительной памяти , устной речи.

Внучка – внученька

33

Небесный слон. По В.Бианки

Всё здесь. Я.Тайц

Развивать умения обобщать и делать выводы.

Столб – столбом

Соединялся

«Небесный слон»

34

Обобщающий урок  по теме «Чудесное рядом».

Небесный слон. По В.Бианки

Развивать умения обобщать и делать выводы.

35

Внеклассное чтение.

Выставка книг различных изданий

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение.

Тема: Лето красное

  • Учить детей чувствовать образный язык художественного воспроизведения. Прививать любовь к природе;
  • Расширять представления учащихся о признаках лета.
  • Совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения.
  • Развивать творчество и воображение. Воспитывать положительные качества в  процессе работы.

1

Ярко солнце светит

Коррекция памяти на основе упр.

в запоминании и воспроизведении.

Походы

2

Светляки.

По И.Соколову – Микитову

Ярко солнце светит

Коррекция памяти и воображения на основе упр. в установлении причинно-следственных связей и отношений.

Зеленоватым

Появляются

Переваливались

3

Петушок и солнышко. По Г.Цыферову

Светляки.

По И.Соколову – Микитову

Коррекция  внимания, интонационной стороны речи.

Закукарекает

Встречал

Пошёл

4

Пошлым летом. И.Гамазкова

Петушок и солнышко. По Г.Цыферову

Коррекция памяти, выразительной речи.

Прошлым

Добрался

5

Поход. С.Махотин

Пошлым летом. И.Гамазкова

Коррекция памяти, познавательного интереса.

Насморк

С детства

В детстве

С непривычки

6

Раки. По Е.Пермяку

Поход. С.Махотин

Коррекция памяти и развитие выразительной речи.

Молоденького

Обрадовался

Были

7

В гости к лету. В.Викторов

Раки. По Е.Пермяку

Коррекция памяти на основе упр. в запоминании и воспроизведении, работа над правильным произношением.

Сквозь

«зелёные оконца»

«гурьбой весёлой»

8

Отчего так много света? И.Мазнин

В гости к лету. В.Викторов

Коррекция и развитие образного мышления, связной речи.

Длиннее

9

Обобщающий урок  по теме «Лето красное».

Отчего так много света? И.Мазнин

Коррекция и развитие умения обобщать, делать выводы.

10

Внеклассное чтение.

Выставка книг различных изданий

Коррекция и развитие памяти на основе упражнений в запоминание и воспроизведение.

 

Литература

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – 4 классы под редакцией В.В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2009.
  2. Чтение 2 класс. Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений 8 вида. В 2 ч. Ч.1(авт.-сост. С.Ю. Ильина и др.). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Чтение 2 класс. Учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений 8 вида. В 2 ч. Ч.2(авт.-сост. С.Ю. Ильина и др.). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 3 классе VIII вида.

Рабочая  программа по чтению и развитию речи в 3 классе.Пояснительная запискаДанная рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIви...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи и календарно-тематическое планирование 4 класс. Для коррекционных школ....

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида) по учебнику С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой-Луневой. Содержит поясни...

Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

- формировать  основы  знаний из области фонетики и графики: звуки и       буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...