Индивидуальная рабочая программа по чтению и развитию речи для 4 класса коррекционной школы VIII вида
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Индивидуальная рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе авторской учебной программы по чтению и развитию речи и программы «Обучение грамоте» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор программы В.В. Воронкова), под редакцией В.В. Воронковой. Москва «Просвещение», 2013 год для обучения учащегося 4 класса с учетом индивидуально - психологических особенностей учащегося, его потенциальных возможностей, особенностей усвоения программного материала по обучению грамоте, чтению и развитию речи.
Целью применения данной разработки является: введение в учебный процесс разнообразных заданий, упражнений, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка.
Индивидуальная рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе авторской учебной программы по чтению и развитию речи и программы «Обучение грамоте» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор программы В.В. Воронкова), под редакцией В.В. Воронковой. Москва «Просвещение», 2013 год.
Основание и особенности составление рабочей программы.
Индивидуальная рабочая программа разработана для обучения учащегося 4 класса Минаева Артёма чтению и развитию речи на основе авторской программы для 1 и 2 классов с учетом индивидуально - психологических особенностей учащегося, его потенциальных возможностей, особенностей усвоения программного материала по обучению грамоте, чтению и развитию речи. Учащийся с трудом удерживают в памяти изученные буквы, определяет количество слогов, звуков, букв в слове. Навык слогового чтения формируется крайне медленно. Испытывает трудности при воспроизведении содержания прочитанного.
Поэтому возникла необходимость разработки индивидуальной рабочей программы обучения на 2016-2017 учебный год. Данная программа составлена в соответствии с количеством часов, которое отводится на обучение чтению и развитию речи в 4 классе, согласно учебного плана.
Тематическое распределение количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1. | Повторение изученного в 1 классе | 24 | |
2. | Зазвенел звонок – начался урок. | 17 | |
3. | Осенние странички. | 10 | |
4. | Сказка за сказкой. | 4 | |
5. | Мир животных. | 10 | |
6. | Птицы – наши друзья. | 4 | |
7. | Зимние страницы | 14 | |
8. | Всё мы сделаем сами и своими руками. | 9 | |
9. | Буду делать хорошо и не буду плохо. | 5 | |
10. | Еже ли вы вежливы… | 2 | |
11. | Весенние страницы. | 14 | |
12. | Посмеёмся, улыбнёмся. | 8 | |
13. | Летние страницы. | 7 | |
14. | Как хорошо уметь читать! | 8 | |
Итого: | 136 | 136 |
Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.
Целью применения данной разработки является: введение в учебный процесс разнообразных заданий, упражнений, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.
Цель обучения предмету:
- научить школьника правильно и осмысленно читать доступный его пониманию текст, осмысленно воспринимать его содержание;
- повысить уровень общего и речевого развития учащегося;
- научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;
- формировать нравственные качества.
Задачи:
- Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
- Формировать читательскую самостоятельность у обучающегося: развитие у него интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
- Учить самостоятельно работать с книгой.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьника.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- развитие высших психических функций;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
2.Содержание обучения.
Букварный период
Повторение пройденных звуков и букв.
Практическое различение при чтении в письме гласных и согласных, согласных звонких и глухих, твердых и мягких.
Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур и слогов со стечением двух согласных.
Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов учащегося, расширения кругозора, воспитания нравственных качеств. Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, о хороших и плохих поступках детей, о дружбе, об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.
Техника чтения
Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительным ь и ъ знаками, многосложных.
Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.
Понимание читаемого
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы, элементарная оценка прочитанного.
Развитие устной речи
Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.
Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.
Внеклассное чтение
Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы, о ком она, о чем в ней рассказывается.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Повторение изученного в 1 классе | 24 | |
Гласные буквы: а, о, у, ы, и | 1 | |
Чтение слогов и простых слов | 1 | |
Слоги и слова с буквами м, с, х | 1 | |
Гласные буквы: е, ё, ю, я. | 1 | |
Чтение слогов и простых слов | 1 | |
Слоги и слова с буквами л, н, в, ш | 1 | |
Слоги и слова с буквами т, к, п, з | 1 | |
Слоги и слова с буквами ж, б, г, д | 1 | |
Слоги и слова с буквой й. | 1 | |
Дифференциация звуков: [с] - [ш] | 1 | |
Дифференциация звуков: [с] - [з] | 1 | |
Дифференциация звуков [ л]-[р]. | 1 | |
Дифференциация звуков [й] - [и]. | 1 | |
Дифференциация звуков [ж] – [ш]. | 1 | |
Дифференциация звуков [б]- [п]. | 1 | |
Дифференциация звуков [д] - [т]. | 1 | |
Дифференциация звуков [г] - [к]. | 1 | |
Слоги и слова с буквой ц . | 1 | |
Слоги и слова с буквой ч. | 1 | |
Слоги и слова с буквой щ | 1 | |
Чтение слогов и простых слов с буквой ф | 1 | |
Буквы ь и ъ | 1 | |
Слова со стечением согласных | 1 | |
Чтение слов с изученными буквами | 1 | |
I.Зазвенел звонок, начался урок. Осень в школе. По Н. Саксонской | 17 1 | |
«Я могу считать до ста...» Р Сеф | 1 | |
Где лево, где право. По В. Берестову | 1 | |
Школьные слова. По В. Драгунскому | 1 | |
Я учусь писать. По М. Яснову | 1 | |
«Таня знала буквы...» Л.Толстой | 1 | |
В школе. По К. Ушинскому | 1 | |
Мы дежурим. По В. Викторову | 1 | |
Про то, для кого Вовка учится. По В. Голявкину | 1 | |
Физкультура. По Э. Мошковской | 1 | |
Пятёрка. По Р Сефу | 1 | |
Всякой вещи своё место. По К. Ушинскому | 1 | |
Три плюс пять. М. Юдалевич | 1 | |
Первый урок. По В. Голявкину | 1 | |
Уроки. По В. Драгунскому | 1 | |
Давайте складывать слова. Г Мамлин | 1 | |
Школьные загадки | 1 | |
II. Осенние страницы. Художник-Осень. По Г Скребицкому | 10 1 | |
В эту осень. (Отрывок.) С. Козлов | 1 | |
Падают, падают листья... М. Ивенсен | 1 | |
Здравствуй, осень. В. Викторов | 1 | |
Белки. По И. Соколову - Микитову | 1 | |
Белкина кладовка. Е. Благинина | 1 | |
Почему ноябрь пегий. I ч. По Н. Сладкову. | 1 | |
Почему ноябрь пегий. II ч По Н. Сладкову | 1 | |
Почему ноябрь пегий. III ч По Н. Сладкову | 1 | |
Осенние загадки | 1 | |
Ш. Сказка за сказкой. Русские народные сказки Вершки и корешки | 4 1 | |
Рак и Лиса | 1 | |
Старик и два медвежонка | 1 | |
Сказки разных народов Заяц и черепаха. (Ингушская сказка.) | 1 | |
IV. Мир животных. Кто любит собак... Р Сеф | 10 1 | |
Барашек. (Английская народная песенка.) | 1 | |
Кролик. В. Лифшиц | 1 | |
Лапки. Ю. Коринец | 1 | |
Котёнок. Е. Благинина | 1 | |
Собака. А Барто | 1 | |
Еж. Е. Чарушин | 1 | |
Кто? С. Чёрный | 1 | |
Детский дом. С. Маршак | 1 | |
Загадки о животных | 1 | |
V. Птицы — наши друзья. Спор на скворечне. Г Ладонщиков | 4 1 | |
Пылесос. По Н. Сладкову | 1 | |
Птичка. По В. Голявкину | 1 | |
Птичьи загадки. | 1 | |
VI. Зимние страницы. По ягоды на лыжах. Н. Егоров. | 14 1 | |
Снег идёт. По Л. Воронковой. | 1 | |
Озорные снежинки. Л. Наппельбаум. | 1 | |
Сёмка и Мороз. По Е. Кузнецовой | 1 | |
Белая страница. С. Маршак. | 1 | |
Что это было? Д. Хармс. | 1 | |
Зайчик и рябина. В. Сухомлинский. | 1 | |
Зимний запас. По Н. Сладкову | 1 | |
Зимний разговор через форточку (Отрывок.) Б. Брехт | 1 | |
Храбрая птица. По Н. Плавильщикову | 1 | |
Что такое Новый год? Е. Махалова. | 1 | |
Ночное приключение. Ю. Кушак. | 1 | |
Снеговики. I часть. По Л. Сергееву | 1 | |
Зимние загадки. Е Благинина | 1 | |
VII. Всё мы сделаем сами и своими руками Вот какие наши руки. А. Гарф | 9 1 | |
Кукла и Катя. Г Ладонщиков. | 1 | |
Разговор о технике. Е. Серова. | 1 | |
Странное дело. И. Мазнин. | 1 | |
Мы вдвоём. Г Глушнев. | 1 | |
Танечка-хозяйка. М. Глазков. | 1 | |
Доктор Петрова. М. Моисеева. | 1 | |
Мамина работа. По Е. Пермяку | 1 | |
Загадки о наших помощниках. | 1 | |
VIII. Буду делать хорошо и не буду плохо Подружки. А. Кузнецова. | 5 1 | |
Урок дружбы. М. Пляцковский. | 1 | |
Яблоко. В.Хомченко. | 1 | |
Про Людочку В.Карасёва | 1 | |
Сказка про честные ушки. С. Прокофьева. | 1 | |
IX. Ежели вы вежливы... Доброе утро. Н Красильников. | 2 1 | |
Песенка о вежливости. (Отрывок.) С. Маршак. | 1 | |
X. Весенние страницы Появление весны. Л. Модзалевский. | 14 1 | |
Март. Ю. Коринец. | 1 | |
Сосульки. М. Пляцковский. | 1 | |
Песенка капели. М. Борисова. | 1 | |
Подснежник. Е. Серова. | 1 | |
Белое и жёлтое. По Ю. Ковалю. | 1 | |
Салют весне. 3 Александрова. | 1 | |
Любитель цветов. Н. Сладков. | 1 | |
Терем-рукавица. В. Хомченко. | 1 | |
Девятое мая. Г Виеру. | 1 | |
Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю | 1 | |
Майский праздник. Т Белозёров. | 1 | |
Лучше нет родного края. П. Воронько. | 1 | |
Весенние загадки. | 1 | |
XI. Посмеёмся, улыбнёмся. Повар. О. Григорьев | 8 1 | |
Память. Э. Успенский. | 1 | |
Хорошо спрятанная котлета. Г Остер | 1 | |
Как поросёнок говорить научился. По Л. Пантелееву | 1 | |
Банька. Ю. Кушак | 1 | |
Как котёнок Яша учился рисовать. I часть.По Л. Каминскому | 1 | |
Познакомился. В. Лапшин | 1 | |
Весёлые загадки. Отвечайте, правда ли? По Г Чичинадле | 1 | |
XII. Летние страницы. Земляника. Е. Трутнева | 7 1 | |
Солнце и радуга. К. Ушинский. | 1 | |
Мост. Л. Мануш. | 1 | |
Шмель и Миша. А. Седугин. | 1 | |
Гнездо в траве. По В. Хомченко. | 1 | |
Каникулы. Л. Фадеева. | 1 | |
Летние загадки. | 1 | |
XIII. Как хорошо уметь читать! Читалочка. В. Берестов. | 8 1 | |
Раньше улица молчала. И. Железнова. | 1 | |
Читателю. Р Сеф. | 1 | |
Спрятался. В. Голявкин. | 1 | |
Ау Л. Пантелеев. | 1 | |
Прощальная игра. Д. Чиарди. | 1 | |
Книжкины загадки. | 1 | |
Повторение | 1 |
3. Требования к подготовке учащегося:
Учащийся должны уметь:
различать звуки на слух и в произношении; анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
Учащийся должны знать:
наизусть 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.
3.Список рекомендуемой учебно-методической литературы.
- Чтение 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор составитель С. Ю. Ильина. Санкт-Петербург. Филиал издательства «Просвещение», 2013 год.
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы: / Под редакцией В.В. Воронковой. – Москва «Просвещение», 2013 год.
- Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы В.В. Воронкова. – Москва «Школа-Пресс», 1995 год.
- Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. / Аксенова А.К. – Москва, 1999 год.
- Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. /Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г., - Москва, 2002 год.
- Дидактические игры на уроках развития речи в 1-4 классах вспомогательной школы. /Аксенова А.К., Якубовская Э.В. - Москва, 1998 год.
- Логопедическая работа в коррекционных классах. /Лалаева Р.И. – Москва, 1999 год.
- Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида А.А. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова, Москва «Просвещение» 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка по предмету чтение и развитие речи 4 класс коррекционной школы 8 вида
Цели: коррекция и развитие комммуникативной функции речи у учащихся на уроках чтения для их дальнейшей социализации в обществе....
Рабочая программа по чтению и развитию речи 2 класс коррекционной школы VIII вида
Программа предусматривает включение в урок чтения, музыки и рисования. Способствует развитию речи,познавательных процессов воспитанников с нарушениями интеллекта....
Рабочая программа по письму и развитию речи 9 класс коррекционная школа 8 вида индивидуальное обучение
Рабочая программа для ученика 9 класса индивидуального обучения....
Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Настоящая программа разработана на основе Федеральной программы «Дети России», Подпрограммы «Дети-инвалиды», Программы специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с наруше...
Рабочая программа по курсу Трудовое обучение в подготовительном классе коррекционной школы VIII вида
Рабочая программа по курсу Трудовое обучение в подготовительном классе коррекционной школы VIII вида.Дети с ограниченными возможностями здоровья (F - 70).ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1.1. Общая ха...
Конспект урока письма и развития речи. 3 класс коррекционной школы VIII вида. Тема "Звонкие и глухие согласные на конце слов"
Конспект урока письма и развития речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слов"...