Рабочая программа по чтению и развитию речи в 3 классе VIII вида.
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Рабочая  программа по чтению и развитию речи в 3 классе.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида 1-4 классы. Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.» Издательство Москва «Просвещение» 2009.

Данная программа предусматривает обучение чтению и развитию речи в 3 классе из расчёта (как и по учебному плану ОУ) 5 ч в неделю, 160 ч/год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya__programma_po_chteniyu_i_razvitiyu_rechi.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа по чтению и развитию речи.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы. Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.» Издательство Москва «Просвещение» 2009.

Данная программа предусматривает обучение чтению и развитию речи в 3 классе из расчёта (как и по учебному плану ОУ) 5 ч в неделю, 160 ч/год.

Основными задачами обучения чтению в 3 классе являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. У учащихся формируется навык сознательного, правиль ного, беглого и выразительного чтения.

Для чтения подбираются произведения народного твор чества, классиков русской и зарубежной литературы, дос тупные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании про читанного.

В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию на выков устной речи и объему внеклассного чтения.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.

Совершенствование техники чтения осуществляется по следовательно на каждом году обучения. Постоянное внима ние следует уделять формированию навыка правильного чте ния, которым умственно отсталые учащиеся в силу особен ностей психического развития овладевают с большим тру дом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.

Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. Во 2 классе учащие ся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целы ми словами. В дальнейшем навык беглого чтения совершен ствуется.

Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обуче нию чтению про себя начинается с 3 класса. С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое форми рование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.

Усвоение содержания читаемого осуществляется в про цессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет ог ромное коррекционное значение.

Учитель в процессе обучения чтению должен уделить осо бое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их раз вития.

Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чте ния уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся ов ладевают правильным, полным и последовательным пере сказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточ нение словарного запаса, обучение правильному построе нию предложений, и в процессе упражнений в воспроизве дении прочитанного. С этой целью в младших классах в зави симости от сложности текста используются вопросы, гото вый или коллективно составленный план, картинный план.

Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, форми рования навыков самостоятельного чтения книг, читатель ской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать кни гу по интересу.

Содержание программы.

(5 ч в неделю)

Техника чтения

Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми сло вами после работы над ним под руководством учителя. Сло говое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.

Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.

Чтение про себя простых по содержанию текстов.

Понимание читаемого

Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочи танном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.

Подведение учащихся к выводам из прочитанного, срав нение прочитанного с опытом детей и с содержанием дру гого знакомого текста.

Деление текста на части с помощью учителя и коллек тивное придумывание заголовков к выделенным частям; со ставление картинного плана; рисование словарных картин.

Развитие устной речи

Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.

Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.

Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, поме щенным в книге для чтения.

Разучивание в течение года небольших по объему сти хотворений, чтение их перед классом.

Внеклассное чтение

Подготовка учеников к формированию читательской са мостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.

Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.

Примерная тематика

Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.

Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

отвечать на вопросы по прочитанному;

высказывать свое отношение к поступку героя, событию;

пересказывать содержание прочитанного;

устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Учащиеся должны знать:

наизусть 5—8 стихотворений.

Учебно-тематический план.

Наименование раздела программы

Кол-во часов

1

О школе и школьниках.

12

2

Листьям время опадать.

13

3

Верные помощники.

14

4

Крылатые друзья.

17

5

Здравствуй, зимушка-зима!

14

6

Сказочные истории.

9

7

Трудолюбие - это клад.

15

8

Настали дни весенние!

18

9

Вот  такие истории…

18

10

  Летняя пора.                                                                                

18

11

Повторение.

12

                                                                                                 Всего:

160


Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи

(5 ч в неделю, 160 ч/год.)

№ п/п

Разделы, темы.

Кол-во час

Дата проведе- ния

I четверть

1

Беседа о летних каникулах. Составление рассказа по вопросам.

1

2

Знакомство со стихотворением В.Суслова «Весёлый звонок».

1

3

Знакомство со стихотворением С. Погореловского «Отчего краснеют буквы».

1

4

Знакомство с рассказом И.Дика«Тяп-ляп». Анализ содержания произведения.

1

5

Знакомство и анализ стихотворения Б.Заходера «Перемена»

1

6

В.Голявкин «Не везёт.». Анализ содержания произведения.

1

7

Знакомство и анализ стихотворенияИ.Молчанова - Сибирского «Есть ли время для задачек?»

1

8

По С.Багрову «Чужая отметка» Работа над содержанием 1 части.

1

9

По С.Багрову «Чужая отметка» Работа над содержанием 2 части.

1

10

Знакомство со стихотворением Я.Акима «Митины каникулы».

1

11

С.Михалков «Могут даже у ребят…». Анализ содержания стихотворения.

1

12

Обобщающий урок по теме: «О школе и школьниках»

1

13

Внеклассное чтение. Чтение сказок-приключений.

1

14

Песенка(Латышская народная)Разучивание наизусть .

1

15

Отгадать загадки.

1

16

Знакомство со стихотворением К. Бальмонта«Осень». Разучивание наизусть.

1

17

По С.Багрову «Поспела брусника!». Анализ содержания произведения, работа над пересказом..

1

18

В.Орлов«Осеннее наступление». …». Анализ содержания стихотворения.

1

19

По А.Баркову«Золотая осень у тихих дорог». Работа над пересказом

1

20

М.Исаковский«Родное». Анализ содержания стихотворения.

1

21

И.Мазнин «Посмотри, как день прекрасен!». Анализ содержания стихотворения

1

22

По Ю.Ковалю «Листобой». Анализ содержание рассказа.

1

23

Г.Ладонщиков «Поздняя осень». Разучивание наизусть.

1

24

По К.Паустовскому «Первый снег» Анализ содержания стихотворения.

1

25

Обобщающий урок по теме: «Листьям – время опадать».

1

26

Потешка  (Русская народная) Анализ произведения.

1

27

Беглец  (Таджикская песенка).Анализ произведения.

1

28

«Овечка и волк» (Украинская сказка) Анализ содержания произведения, работа над пересказом

1

29

Потешка  (Русская народная) Анализ произведения

1

30

Знакомство со считалочкой.

1

31

«Едем, едем на лошадке» (Шведская песенка) Анализ произведения.

1

32

«Козёл» (Русская песенка)Анализ содержания песенки.

1

33

Песенка (Русская народная) Анализ содержания.

1

34

Потешка  (Русская народная) Анализ произведения.

1

35

В.Бианки «Кошкин питомец». Анализ содержания рассказа.

1

36

«Собака и волк» (Русская сказка) Работа над содержанием 1 части.

1

37

«Собака и волк» (Русская сказка) Работа над содержанием 2 части.

1

38

По Г.Снегирёву«Верблюжья варежка». Анализ содержания произведения

1

39

Обобщающий урок по теме: «Верные помощники»

1

40

Знакомство с Закличкой

1

41

Знакомство с Потешкой  (Русская народная)

1

42

«Воробей» (Белорусская песенка)Анализ произведения.

1

43

Н.Рубцов «Воробей» Анализ стихотворения

1

44

Потешка  (Русская народная) Анализ произведения.

1

II четверть

1

По Н.Коростелёву «Наша Галя».Выборочное чтение

1

2

Внеклассное чтение. Чтение сказок о животных

1

3

«Совушка» (Русская потешка) Разучивание наизусть.

1

4

По А.Баркову  «Внезапное открытие». Анализ содержания произведения.

1

5

Саша Чёрный«Что ты тискаешь утёнка?». Анализ содержания стихотворения.

1

6

По Н.Сладкову«Говорящие яички». Анализ содержания произведения

1

7

Знакомство и анализ стихотворения С.Михалкова «Зяблик».

1

8

Знакомство и анализ стихотворения С.Махотина «Плохая привычка».

1

9

По Т.Чинарёвой «Угощенье для синиц» Работа над содержанием 1 части.

1

10

По Т.Чинарёвой «Угощенье для синиц» Работа над содержанием 2 части.

1

11

Знакомствами с Загадками о птицах.

1

12

Обобщающий урок по теме: «Крылатые друзья».

1

13

Песенка (Русская народная) Анализ содержания произведения

1

14

И.Бунин«Первый снег». Работа над выразительным чтением.

1

15

По Р.Погодину «Неприятностей не оберёшься» Работа над содержанием 1 части.

1

16

По Р.Погодину «Неприятностей не оберёшься» Работа над содержанием 2 части.

1

17

Г.Ладонщиков «Здравствуй,Зимушка-зима!». Анализ содержания произведения.

1

18

Г.Скребицкий «Зима». Анализ содержания произведения.

1

19

И.Соколов-Микитов «Зимняя ночь». Анализ содержания произведения.

1

20

По Ю.Ковалю«Снегири и коты». Работа над содержанием произведения.

1

21

В. Осеева «На катке». Характеристика главного героя.

1

22

О.Высотская  «Пришла зима с морозами». Анализ содержания стихотворения.

1

23

По В. Голявкину«Как я встречал новый год». Выборочное чтение.

1

24

В.Орлов«Снежная баба». Знакомство со стихотворением.

1

25

Загадки.

1

26

Обобщающий урок по теме: «Здравствуй,Зимушка-зима!».

1

27

«Три арбузных семечка»(Таджикская сказка).  Работа над пересказом 1 части.

1

28

«Три арбузных семечка»(Таджикская сказка).  Работа над пересказом 2 части

1

29

. «Дочка пекаря»(Английская сказка).Работа над пересказом .

1

30

«Алмазный топор»(Литовская сказка).  Работа над пересказом 1 части.

1

31

«Алмазный топор»(Литовская сказка).  Работа над пересказом 2 части

1

32

«Львиная доля»(Дагестанская сказка).Работа над пересказом .

1

33

«В шутку едим, в шутку работаем»(Латышская сказка).Знакомство.

1

34

«В шутку едим, в шутку работаем»(Латышская сказка).Работа над пересказом

1

35

Обобщающий урок по теме: «Сказочные истории».

1

III четверть

1

Внеклассное чтение. Чтение русских народных сказок

1

2

Потешки  (Русские народные)Анализ потешек.

1

3

Потешки  (Русские народные)Анализ потешек.

1

4

Колыбельная песня(Русская народная)Анализ произведения.

1

5

Пирог(Венгерская песенка).Анализ произведения.

1

6

Трудолюбивый Ниссе(Шведская песенка).Анализ произведения

1

7

Знакомство с украинской сказкой «Колосок».

1

8

«По работе и награда»(Русская народная  сказка).  Работа над пересказом 1 части.

1

9

«По работе и награда»(Русская народная  сказка).  Работа над пересказом 2 части.

1

10

Внеклассное чтение.Знакомство с творчеством С.Маршака

1

11

С.Маршак«Сказка про двух лодырей»  Анализ содержания 1  части.

1

12

С.Маршак«Сказка про двух лодырей»  Анализ содержания 2   части.

1

13

Р.Абдрахманов «Новая перина» .  Работа над пересказом.

1

14

По Е.Пермяку «Хитрый коврик» .  Работа над пересказом.

1

15

Обобщающий урок по теме: «Трудолюбие – это клад».

1

16

Заклички о весне. Анализ закличек.

1

17

Г.Скребицкий «Любимое время года». Анализ произведения.

1

18

По Л.Толстому «Солнце-тепло». Анализ произведения.

1

19

Знакомство со стихотворением Г.Витеза «Весна подарила

1

20

».По А.Баркову«Берёзовый сок». Анализ содержания, подготовка к пересказу по плану.

1

21

Знакомство с украинской песенкой «Веснянка»

1

22

Знакомство с рассказом М. Пришвина «Разговор деревьев».

1

23

Анализ стихотворения Н.Хазри «Весна-это я

1

24

К.Ушинский «Пчёлки на разведках». Подготовка к пересказу по плану.

1

25

Анализ стихотворения О.Высотской «Гришины подарки

1

26

».А.Седугин «Тихо-тихо». Чтение по ролям

1

27

Внеклассное чтение: Рассказы и стихотворения о мамах и бабушках.

1

28

Знакомство со стихотворением  Н.Голя и г.григорьева«Песенка о бабушкиных ладонях». Анализ произведения.

1

29

Знакомство со стихотворением  А.Барто «Весенняя гроза».

1

30

Анализ произведения.По С.Алексееву«Огородники».

1

31

Анализ содержания.К.Ушинский «Наше отечество». Работа над пересказом.

1

32

Анализ содержания стихотворения А.Матутис«Твоя родина».

1

33

Обобщение по теме: «Настали дни весенние».

1

34

Анализ стихотворения В.Азбукина«Пример аккуратности».

1

35

Е.Пермяк «Случай с кошельком». Характеристика главного героя.

1

36

Знакомство со стихотворением В.Торопыгина«Удивительные люди». Анализ произведения.

1

37

Знакомство с рассказом По С.Лежнёвой «Как Вовка праздновал день рождения»».

1

38

Анализ рассказа По С.Лежнёвой «Как Вовка праздновал день рождения»».

1

39

Е.Серова«Ябеда». Работа над содержанием стихотворения.

1

40

Внеклассное чтение. Рассказы В.Осеевой

1

41

Анализ содержания произведения В.Осеевой «Хорошее».

1

42

Г.Ладонщиков «Чай с вареньем». Чтение по ролям.

1

43

По Н. Носову «Карасик». Работа над пересказом  1 части.

1

44

По Н. Носову «Карасик». Работа над пересказом  2 части.

1

45

Внеклассное чтение.Знакомство с творчеством Н.Носова

1

IV четверть

1

Р.Сеф «Мена». Анализ стихотворения..

1

2

Знакомство с рассказом Э.Шима «Жук на ниточке».Анализ произведения.

1

3

Работа над содержанием 1 части сказки По В.Сутееву «Мешок яблок

1

4

Работа над содержанием 2 части сказки По В.Сутееву «Мешок яблок».

1

5

Работа над содержанием  сказки По В.Сутееву «Мешок яблок».

1

6

Обобщение по теме: «Вот такие  истории».

1

7

Внеклассное чтение. Знакомство с творчеством К.Чуковского

1

8

Знакомство с закличкой.

1

9

Знакомство со стихотворением Т.Шорыгиной «В лесу».

1

10

Л. Толстой«Какая бывает роса на траве».Анализ произведения.

1

11

Л. Толстой«Какая бывает роса на траве».Подготовка к пересказу.

1

12

Внеклассное чтение. Знакомство с творчеством Л.Толстого

1

13

Знакомство со стихотворением  З.Александровой «Одуванчик».

1

14

Арсений М- ий«Светлячок». Работа над содержанием.

1

15

Знакомство с загадками о лете. Анализ содержания загадок.

1

16

Внеклассное  чтение: загадки, стихи, загадки о лете.

1

17

Знакомство с закличками.

1

18

Знакомство с закличками.

1

19

Знакомство с рассказом Э.Шима«Крот и заяц».

1

20

Рассказ Э.Шима«Крот и заяц».Подготовка к пересказу.

1

21

Знакомство с содержанием  рассказа В.Голявкина  «Ника на даче».

1

22

Анализ содержания рассказа В.Голявкина  «Ника на даче».

1

23

Потешка (Русская народная).Анализ потешки.

1

24

Е.Пермяк «Удачливый рыбак». Анализ содержания .

1

25

Е.Пермяк «Удачливый рыбак». Подготовка к пересказу.

1

26

Г.Ладонщиков«Не клюёт». Анализ содержания .

1

27

И.Гамазкова «Прошлым летом». Анализ содержания.

1

28

Ю.Кушак  «Отгадай загадку». Анализ содержания .

1

29

Знакомство со стихотворением Г.Виеру «Какое время года?».

1

30

Обобщение по теме: «Летняя пора».

1

31

Внеклассное  чтение: загадки

1

32

Повторение по теме: «О школе и школьниках».

1

33

Повторение по теме:  «Листьям – время опадать

1

34

Повторение по теме : «Верные помощники».

1

35

Повторение по теме: «Крылатые друзья».

1

36

Повторение по теме: «Здравствуй,Зимушка-зима!».

1

37

Повторение по теме: «Сказочные истории».

1

38

Повторение по теме:«Настали дни весенние»..

1

39

Повторение по теме:«Трудолюбие – это клад»..

1

40

Повторение по теме: «Вот такие  истории»..

1

41

Повторение по теме: «Летняя пора»..

1

42

Обобщающий урок за год.

1

Всего:

160

Текст для проверки уровня чтения.

УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ.

И. С о к о л о в-М и к и т о в.

В золотые осенние дни собирались к отлёту жу равли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны.

Через леса, через поля, через шумные города вы соко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.

Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли.

Чуть брезжит над рекой, над лесными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным ка жется в эту пору глухой лес.

Один за другим журавли поднимаются с болота.

В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики.

Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце. Всё тогда засияет, всё переменится в осеннем тёмном лесу.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного не ба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

Вопросы:

1.  Почему журавли улетают от нас в тёплые страны? Когда это происходит?

2. Как они готовятся к отлёту? Расскажи.

3. Как говорится в рассказе о том, что тёплые страны находятся далеко и что лететь туда трудно?

4. Где журавли останавливаются на отдых?

Учебно-методическая литература для учителя

№ п/п

Авторы составители

Название учебного издания

Год издания

Издательство

1.

Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.

«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы»

2009

Москва «Просвещение»

2.

С.Ю.Ильина

Л.В.Матвеева-Лунева

Чтение. Учебник для 3 класса.

2009

Просвещение

Санкт-Петербург

3.

А.К. Аксенова

Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.

1999

Владос

4.

С.Д. Забрамная

«Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе»

1993

Педагогика-Пресс

Москва

Учебно-методическая литература для обучающегося

№ п/п

Авторы составители

Название учебного издания

Год издания

Издательство

1.

С.Ю.Ильина

Л.В.Матвеева-Лунева

Чтение. Учебник для 3 класса.

2009

Просвещение

Санкт-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс VIII вид.

Рабочая программа по  чтению  для 3 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовател...

Рабочие программы по письму и развитию речи 2 класса VIII вида

В данном материале представлены рабочие программы по письму и развитию речи 2 класса специального класса коррекции школ VIII вида....

Адаптированная программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 4 класс (VIII вид)

Представлена адаптированная рабочая программа и календарно-тематическое планирование учебного предмета "Чтение и развитие речи" для обучения детей 4 класс 8 вида....

Адаптированная образовательная программа по предмету Чтение и развитие речи» 4 класс, VIII вид

Адаптированная образовательная программа по предмету «Чтение и развитие речи» в 4 классе составлена в соответствии с основной адаптированной общеобразовательной программой на 2015 – 2016 учебный год и...

Рабочая программа по чтению и развитию речи для школ VIII вида 3 класс

  Основными целями преподавания чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида являются развитие связной устной речи, формирование языковой компетенции учащихся. ...