Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме
Рабочая программа
по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся
специального коррекционного образовательного класса (VIII вида) по учебнику С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой-Луневой. Содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование уроков чтения в 3 классе, материалы для контрольных работ, основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3 класса рекомендации по проверке ЗУН учащихся по чтению, обучающихся по программам специальных (коррекционных) учреждений 8 вида, нормы оценок при проведении контрольной работы по чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_3_klass_8_vid.rar | 32.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Судиславская основная общеобразовательная школа
Судиславского муниципального района Костромской области
«Рассмотрена» Руководитель ШМО учителей начальных классов _____________/____________/ ФИО Протокол № ___ от «__»__________200_г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ Судиславская ООШ _____________/Смирнова И.Ф./ «__»____________200___г. | «Утверждаю» Директор МОУ Судиславская ООШ _____________/Дейтер В.М./ Приказ № ___ от «__»__________200_г. |
Рабочая программа
Кукушкиной Ольги Викторовны,
педагога высшей квалификационной категории
по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся
специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
2011-2012 учебный год
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению для учащихся 3 класса МОУ СООШ разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Подготовительный класс, 1—4 классы», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 4-е издание
Программа адресована учащимся 3 класса МОУ Судиславская основная общеобразовательная школа Судиславского муниципального района Костромской области, имеющим рекомендации МПК «Обучение в специальных коррекционных классах 8вида»
Чтение является важным и жизненно необходимым навыком. Однако, как показывает практика, навык полноценного чтения формируется у учащихся медленно и с большим трудом.
Вопросы овладения навыком чтения детьми с нарушением интеллекта достаточно подробно отражены в работах таких авторов и методистов, как А. К. Аксенова, В. В. Воронкова, М. Ф. Гнездилов, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, З. Н. Смирнова, Н. К. Сорокина и др. Все авторы отмечают, что овладение навыком чтения детьми данной категории, особенно на начальном этапе их обучения (1—2 классы), является специфическим1. Вместе с тем большой пропедевтический период, длительность букварного и послебукварного периодов позволяют большинству учащихся с нарушением интеллекта овладеть всеми звуко-буквами, графемами русского языка, а также различными по сложности слоговыми структурами. Тщательная и целенаправленная работа учителей и логопедов помогает сформировать у учащихся навыки работы над текстом. Поэтому большинство третьеклассников овладевают умениями и навыками по чтению, предусмотренными школьной программой: они читают, понимают смысл прочитанного и могут ответить на вопросы учителя; у них формируются общедидактические умения, а также навыки, связанные с мыслительными операциями; они способны с помощью учителя анализировать текст, находить нужную информацию, сравнивать материалы прочитанного, проводить классификацию событий и явлений, содержащихся в текстах учебника, обобщать материалы прочитанного.
Несмотря на определенную положительную динамику навыка чтения, сформированного у учащихся в 1—2 классах, в 3 классе появляются новые сложности в обучении чтению учащихся, что отражается на качестве чтения. Эти сложности вызваны прежде всего тем, что в учебник «Чтение» для 3 класса включены тексты большого объема (по сравнению с учебником 2 класса), а также произведения различных жанров, отличительной особенностью которых является трудная для понимания школьниками поэтика художественной изобразительности и иносказательность произведений.
Учащиеся с нарушением интеллекта с большим трудом могут переносить имеющийся у них читательский опыт на более трудные тексты, у них наблюдается определенное отставание в формировании полноценных навыков чтения от возрастных нормативных требований. Поэтому педагоги должны быть готовы продолжать работу по формированию навыка чтения и усвоению содержания, совершенствованию познавательных и общедидактических умений и навыков.
Уроки чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида организуются как уроки объяснительного чтения. Объяснительное чтение предполагает полное и подробное объяснение учителем содержания прочитанного. В процессе объяснительного чтения решаются следующие задачи:
- совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения;
- расширение и углубление знаний учащихся об окружающем мире;
- формирование положительных личностных качеств учеников;
- развитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности в целом;
- формирование элементарных литературоведческих представлений;
- формирование элементов самостоятельной читательской активности
Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя. Систематическая работа по обучению чтению про себя начинается с 3 класса.
С выразительностью речи умственно отсталые учащиеся знакомятся в 1 и 2 классах. Однако систематическое формирование выразительного чтения начинается примерно в 3 классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Уроки чтения в коррекционной школе VIII вида проводятся с учетом особенностей развития третьеклассников с нарушением интеллекта. Этим объясняется небольшой объем требований, предъявляемых к учащимся специальной школы и учитывающих определенную динамику их развития по сравнению с предыдущими годами обучения.
В рабочей программе отведено 4 часа резервного времени, которые могут быть использованы на дополнительную работу с произведениями, которые трудны для восприятия детей. Подобраны материалы контрольных работ для проверки навыка чтения (Приложение 1 к Рабочей программе) и рекомендации по проверке ЗУН учащихся, обучающихся по программам специальных (коррекционных) учреждений 8 вида (Приложение 2)
Рабочая программа в соответствии с Региональным базисным учебным планом для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Костромской области рассчитана на 5 часов в неделю и составляет 170 часов в год.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО ЧТЕНИЮ ВО 2-3 КЛАССАХ (сравнительная таблица)
Год обучения, кол-во часов в неделю | Техника чтения | Понимание читаемого | Развитие устной речи | Внеклассное чтение | Основные требования к знаниям и умениям учащихся |
2 класс, | Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительными ь и ъ знаками. | Ответы на вопросы по содержанию прочитанного в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин. | Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту. Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом | Развитие интереса к книгам. Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя. Рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора. | Учащиеся должны уметь: |
3 класс, | Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. | Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста. Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям. Составление картинного плана, рисование словесных картин | Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. Чтение диалогов. | Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой. | Учащиеся должны уметь: |
Примерная тематика произведений для чтения
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы
4. Учебно-тематический план.
№ раздела | Тема раздела учебника | Количество часов | Контрольных работ | Произведения для заучивания наизусть |
1. | О школе и школьниках | 10 | - | С. Михалков. Могут даже у ребят. |
2. | Листьям время опадать | 12 | 1 | Г. Ладонщиков. Поздняя осень |
3. | Верные помощники | 18 | - | - |
4. | Крылатые друзья | 18 | - | Потешку по выбору |
5. | Здравствуй, Зимушка-зима! | 22 | 1 | И. Бунин. Первый снег |
6. | Сказочные истории | 13 | - | - |
7. | Трудолюбие – это клад | 18 | - | - |
8. | Настали дни весенние | 25 | 1 | А. Барто. Весенняя гроза |
9. | Вот такие истории | 16 | - | - |
10. | Летняя пора | 15 | 1 | Г. Ладонщиков. Не клюет |
Всего за год | 170 | 4 | 6 |
Количество часов в год - 170
Количество часов в неделю – 5
1 четверть-40
2 четверть-40 (из них резерв – 2 ч.)
3 четверть-50(из них резерв – 2 ч.)
4 четверть-40
5. Календарно-тематическое планирование уроков чтения в 3 классе
Раздел учебника | Количество часов | № урока | Дата проведения урока по плану | Дата проведения урока по факту | Тема урока | Домашнее задание |
1 четверть – 40 часов | ||||||
1. О школе и школьниках | 10 | 1 | В. Суслов. Веселый звонок | С 3-4, выразительное чтение, вопрос 4 | ||
2 | С. Погореловский. Отчего краснеют буквы | С 4-5, выразительное чтение, вопросы 1-3 | ||||
3 | И. Дик. Тяп-ляп | С 6-7, читать без ошибок, пересказ по плану учебника(в-9) | ||||
4 | Б. Заходер. Перемена | С 8-9, выразительное чтение | ||||
5 | В. Голявкин. Не везет | С 10-11, читать без ошибок, вопросы и задания после текста | ||||
6 | И. Молчанов-Сибирский. Есть ли время для задачек? | С 11-12, перечитать рассказ | ||||
7-8 | По. С. Багрову. Чужая отметка | С 13 перечитать 1 часть, вопрос 1 С.14-15 –прочитать, вопрос 6, 7 | ||||
9 | Я. Аким. Митины каникулы | С 16-17 читать без ошибок, вопрос 4 | ||||
10 | С. Михалков. Могут даже у ребят. Обобщающий урок по разделу «О школе и школьниках» | С. 18 выучить наизусть | ||||
2. Листьям время опадать | 12 | 11 | Входная контрольная работа (проверка техники чтения) . | |||
12 | Латышская народная песенка.Загадки | С 21 отгадать загадки | ||||
13 | К. Бальмонт. Осень. | С 22, выразительное чтение | ||||
14 | По С. Багрову. Поспела брусника | С 23-24, объяснить значение трудных слов | ||||
15 | В. Орлов. Осеннее наступление | С 25, выразительное чтение. Вопрос 4 | ||||
16 | По А. Баркову. Золотая осень у тихих дорог | С 26, прочитать, вопрос 6 | ||||
17 | М. Исаковский. Родное | С 27 выразительное чтение, вопрос 3 | ||||
18 | И. Мазнин. Посмотри, как день прекрасен! | С 28-28,выразительное чтение, вопрос 8 | ||||
19 | По Ю. Ковалю. Листобой | С 30-31, прочитать, вопрос 1 | ||||
20 | Г. Ладонщиков. Поздняя осень | С. 32 выучить наизусть | ||||
21 | По К. Паустовскому. Первый снег | С 33-34, прочитать, вопрос 5 | ||||
22 | Обобщающий урок по разделу «Листьям время опадать» | С. 35, вопрос 4 | ||||
3. Верные помощники | 18 | 23 | Потешка «Пастушок» Русская народная | С 36-37 выразительное чтение | ||
24 | Таджикская песенка. Беглец | С 37 плавное,протяжное чтение | ||||
25 | Украинская сказка. Овечка и волк | С 38-39, перечитать сказку. Вопрос 6 | ||||
26 | Потешка «Уж как я ль мою коровушку люблю» Русская народная | С 40 выразительное чтение | ||||
27 | Считалочка | С 41, выразительное чтение | ||||
28 | Шведская песенка. Едем, едем на лошадке | С 41-42,выразительное чтение, вопрос 2 | ||||
29-30 | Козел. Русская песенка | С 42-43, читать песенку протяжно. ласково | ||||
31 | Загадки. Русская народная песенка «Как у нашего кота…» | С 44, отгадать загадки | ||||
32 | Русская народная потешка «Пошел котик по дорожке…». Загадка | С 45, вопрос 4 | ||||
33 | В. Бианки. Кошкин питомец | С 47-48, перечитать. Вопросы 3-4 | ||||
34 | Русская народная колыбельная песенка «Баю, баю, баю-бай…» | С 48-49 выразительное чтение | ||||
35-37 | Русская сказка «Собака и волк» | С 49-51 перечитать 1 часть С 52-53, перечитать 2, часть вопрос 4 | ||||
38-39 | По Г. Снегиреву. Верблюжья варежка | С 53-55 перечитать 1 часть С 52-53, перечитать 2, часть вопрос5 | ||||
40 | Обобщающий урок по разделу «Верные помощники» | С 56 вопрос 3, нарисовать любимое домашнее животное | ||||
2 четверть – 40 часов. | ||||||
4. Крылатые друзья | 18 | 41 | Закличка «Кукушечка, кукушечка…» Русская народная потешка «Вот сказали…» | С 57-58 выразительное чтение по выбору | ||
42 | Белорусская песенка «Воробей» | с 59. читать потешку отрывисто, задорно | ||||
43 | Н. Рубцов «Воробей» | С 59, вопрос 5 | ||||
44 | Русские народные потешки «Сорока-ворона…», «Андрей-воробей» | С 60, вопрос 6 | ||||
45 | По Н. Коростелеву. Наша Галя | С 61, пересказ рассказа | ||||
46 | Русская потешка «Совушка». Загадка | С 62, отгадать загадку | ||||
47 | По А. Баркову. Внезапное открытие | С 63-64, вопрос 2 | ||||
48 | К. Чуковский. Загадка . | С 65. выразительное чтение. Нарисовать отгадку | ||||
49 | С. Черный. Что ты тискаешь утенка? | С 65-66 выразительное чтение | ||||
50-51 | По Н. Сладкову. Говорящие яички | С 66-67, перечитать текст С 68, вопрос 2 | ||||
52-53 | С. Михалков. Зяблик | С 69-70, выразительное чтение. | ||||
54 | С. Махотин. Плохая привычка | С 71. вопрос 4 | ||||
55-56 | По Т. Чинаревой. Угощенье для синиц | С 72-73, перечитать 1 часть С 73-75 перечитать часть, вопрос 3 | ||||
57 | Загадки | Нарисовать отгадку к одной из загадок на с. 75 | ||||
58 | Обобщающий урок по разделу «Крылатые друзья» | |||||
5. Здравствуй, Зимушка-зима! | 22 | 59 | Русская народная песенка «Ты мороз, мороз, мороз…» | С 77, вопрос 5 | ||
60 | И. Бунин. Первый снег | С.78 выучить наизусть | ||||
61-62-63 | По Р. Погодину. Неприятностей не оберешься | С 79-80 перечитать 1 часть С 81-82перечитать часть, вопрос 3 | ||||
64 | Г. Ладонщиков. Здравствуй, Зимушка-зима! | С 82-83 выразительное чтение | ||||
65 | Г. Скребицкий. Зима | С 83-85, перечитать рассказ, вопрос 7 | ||||
66 | И. Соколов-Микитов. Зимняя ночь | С 85-86, перечитать рассказ, | ||||
67 | По Ю. Ковалю. Снегири и коты | С 87, перечитать рассказ, вопрос 5 | ||||
68 | Загадки | С 87 Нарисовать отгадку к одной из загадок | ||||
69 | В. Осеева. На катке | С 88-89, вопрос 1 | ||||
70 | О. Высотская. Пришла зима с морозами | С 90, выразительное чтение | ||||
71-72 | По В. Голявкину. Как я встречал Новый год | С 91-92 перечитать С 93. вопрос 7 | ||||
73 | В. Орлов. Снежная баба | С 94, выразительное чтение | ||||
74 | Загадки | С 95. вопрос 2 | ||||
75 | Контрольная работа (проверка техники чтения) за 1 полугодие | |||||
76 | Посещение районной библиотеки. Знакомство с произведениями писателей и поэтов о зиме. | Подобрать стихотворение для конкурса чтецов | ||||
77 | Конкурс чтецов стихов о зиме «Здравствуй, Зимушка-зима!» | |||||
78 | Обобщающий урок по разделу «Здравствуй, Зимушка-зима!» | С. 95. вопросы 2, 5 | ||||
79-80 | Резервные уроки | |||||
3 четверть – 50 часов | ||||||
6. Сказочные истории | 13 | 81-82-83 | Таджикская сказка. Три арбузных семечка | С 96-98 перечитать 1 часть С 99-100 перечитать часть, вопрос 5 | ||
84-85 | Английская сказка. Дочка пекаря | С 101-103. пересказ сказки | ||||
86-87-88 | Литовская сказка. Алмазный топор | С 104-106 перечитать 1 часть С. 106-107. перечитать 2 часть пересказ сказки | ||||
89-90 | Дагестанская сказка. Львиная доля | С.108-109. вопросы 1. 4 | ||||
91 | Латышская сказка. В шутку едим. В шутку работаем | С. 110-111. пересказ сказки | ||||
92 | Загадки | С 111-112 Нарисовать отгадку к одной из загадок | ||||
93 | Обобщающий урок по разделу «Сказочные истории» | С. 112. вопрос 4 | ||||
7. Трудолюбие – это клад | 18 | 94 | Русская народная потешка «Стучит, бренчит на улице…» | С 113, читать потешку по ролям | ||
95 | Русская народная потешка «Тит, а Тит…» | С 114. вопрос 8 | ||||
96 | Русская народная колыбельная песня « Котик серый, хвостик белый…» | С 115, читать колыбельную, плавно. напевно | ||||
97 | Венгерская песенка «Пирог» | С 116-117, вопрос 4 | ||||
98 | Шведская песенка «Трудолюбивый Ниссе» | С 118, выразительное чтение, вопрос 4 | ||||
99-100-101 | Украинская сказка. Колосок | С 119-122. пересказ сказки по картинному плану в учебнике | ||||
102-103-104 | Русская народная сказка. По работе и награда | С 123-125 перечитать 1 часть С. 126-128перечитать 2 часть, пересказ сказки по плану | ||||
105-106 | С. Маршак. Сказка про двух лодырей | С 129-130, перечитать1 отрывок С 130-131, перечитать2, вопрос 3 отрывок | ||||
107-108 | Р. Абдрахманов. Новая перина | С 132-133, вопросы 1. 3 | ||||
109-110 | По Е. Пермяку. Хитрый коврик | С 133-134. разделить текст на смысловые части | ||||
111 | Обобщающий урок по разделу «Трудолюбие – это клад» | С 136, вопрос 4 | ||||
112-113 | Резервные уроки | |||||
8. Настали дни весенние | 25 | 114 | Заклички о весне | С. 137-138, выразительное чтение. Вопрос 5 | ||
115 | Г. Скребицкий. Любимое время года | С 138, читать без ошибок | ||||
116 | По Л. Толстому. Солнце - тепло | С 139, перечитать рассказ. Вопрос 3 | ||||
117 | Г. Витез. Весна подарила | С.149, выразительное чтение. | ||||
118-119 | По А. Баркову. Березовый сок | С 141-142, перечитать текст, вопрос 7 | ||||
120 | Украинская песенка. Веснянка | С 143, выразительное чтение. | ||||
121 | М. Пришвин. Разговор деревьев | С 144, нарисовать ветку дерева с распускающимися листьями | ||||
122 | Н. Хазри. Весна-это я! | С 144-145, выразительное чтение, вопрос 4 | ||||
123 | Контрольная работа (проверка техники чтения) за 3 четверть | |||||
124-125 | К. Ушинский. Пчелки на разведках | С.145-146, ,пересказ по плану . | ||||
126-127 | О. Высотская. Гришины подарки | С.147-148, выразительное чтение, вопрос 8 | ||||
128-129 | А. Седугин.Тихо-тихо | С 149-150, перечитать рассказ, вопросы 5. 9 | ||||
130 | Н. Голь.Г. Григорьев. Песенка о бабушкиных ладонях | С.151, выразительное чтение. | ||||
4 четверть – 40 часов | ||||||
131 | А. Барто. Весенняя гроза | С.152 выучить наизусть | ||||
132-133 | По. С. Алексееву. Огородники | С 153-155 прочитать рассказ. Вопросы 1, 4 | ||||
134 | К. Ушинский. Наше отечество | С 155-156, вопрос 5 | ||||
135 | А. Матутис. Твоя Родина | С.156, выразительное чтение, вопрос 5 | ||||
136-137 | Обобщающие уроки по разделу «Настали дни весенние» | С. 157. вопрос 9 | ||||
138 | Посещение районной библиотеки. Знакомство с произведениями писателей и поэтов о весне | Подобрать стихотворение для конкурса чтецов | ||||
139 | Конкурс чтецов стихов о весне ««Настали дни весенние» | |||||
9. Вот такие истории | 16 | 140 | В. Азбукин. Пример аккуратности | С.158-159, выразительное чтение, | ||
141 | Е. Пермяк. Случай с кошельком | С 160-161, чтение по ролям | ||||
142 | В. Торопыгин. Удивительные люди | С 161-162, выразительное чтение, | ||||
143-144 | По С. Лежневой. Как Вовка праздновал день рождения | С 163-164. перечитать рассказ, пересказ | ||||
145 | Е. Серова. Ябеда | С.165-166, выразительное чтение, вопрос 6 | ||||
146 | В. Осеева. Хорошее | С 166,прочитать, вопросы 1, 3 | ||||
147 | Г. Ладонщиков. Чай с вареньем | С 168, выразительное чтение | ||||
148-149-150 | По Н. Носову. Карасик | С 169-170, краткий пересказ С 171, вопрос7, с 172-174, вопрос 4 | ||||
151 | Р. Сеф. Мена | С 175, выразительное чтение | ||||
152 | Э. Шим. Жук на ниточке | С 176-177, краткий пересказ | ||||
153-154 | По В. Сутееву. Мешок яблок (сказка) | С 178-180 перечитать 1 часть, С 180-183, перечитать 2 часть, вопросы 1, 4 | ||||
155 | Обобщающий урок по разделу «Вот такие истории» | С 184, вопрос 6 | ||||
10. Летняя пора | 15 | 156 | Закличка. Солнышко, покажись… | С. 185, письменно ответить на вопрос 4 | ||
157 | Т. Шорыгина. В лесу | С 186, выразительное чтение, рисунок на тему «Лето» | ||||
158 | Л. Толстой. Какая бывает роса на траве | С 187188, перечитать рассказ, вопрос 5 | ||||
159 | З. Александрова. Одуванчик | С 188, выразительное чтение | ||||
160 | А. М-ий. Светлячок | С 189-190, выразительное чтение, вопрос 4 | ||||
161 | Заклички. «Дождик, дождик пуще…». «Радуга-дуга…» | С 191, выразительное чтение, рисунок радуги | ||||
162 | Э. Шим. Крот и заяц | С 192, читать по ролям | ||||
163 | В. Голявкин. Ника на даче | С 193-194, читать по ролям | ||||
164 | Русская народная потешка «Сеть тяну…» | С 195, выразительное чтение | ||||
165 | Контрольная работа (проверка техники чтения) за 2 полугодие | |||||
166 | Е. Пермяк. Удачливый рыбак | С 196, перечитать рассказ, вопрос 4 | ||||
167 | Г. Ладонщиков. Не клюет | С.197. выучить наизусть | ||||
168 | И. Гамазкова. Прошлым летом | С 198, выразительное чтение | ||||
169 | Ю. Кушак. Отгадай загадку. Г. Виеру. Какое время года | С 199-200,вопрос 2 | ||||
170 | Обобщающий урок по разделу «Летняя пора» |
6.Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3 класса
Учащиеся должны уметь:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
- трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
- пересказывать содержание прочитанного;
-устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
-наизусть 5—8 стихотворений.
7. Список литературы:
- «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой «Подготовительный класс 1—4 классы», допущена Министерством образования и науки Российской Федерации 4-е издание
2. Чтение: 3 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Авт.-сост. С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева-Лунева.-5-е изд.-СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2009.
3.Воронкова В. В. Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы / В. В. Воронкова. — М.: ВЛАДОС, 2000
4.Лалаева Р. И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы / Р. И. Лалаева. — М.: Просвещение, 1978.
5.Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. — М.: Педагогика, 1977
6. Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. — М.: Ось-89, 1999
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Материалы для контрольных работ:
Входная контрольная работа (проверка техники чтения)
Пузырь, Соломинка и Лапоть
(Сказка)
Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
Лапоть говорит Пузырю:
— Пузырь, давай на тебе переплывём!
— Нет, Лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдём.
Соломинка перетянулась с берега на берег.
Лапоть пошёл по Соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду. А Пузырь хохотал, хохотал да и лопнул.
1. О чём Лапоть попросил Пузыря?
2. Что посоветовал Пузырь?
3. И что тогда произошло? Прочитай.
4. Чему учит эта сказка?
Вторая контрольная работа
Про нос и язык По Е. Пермяку
— Скажи, бабушка, — просит Катя, — почему у меня два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык и нос один?
— А потому, внученька, чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила, меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.
— Вот, наверное, почему у человека только один нос и один язык.
1. Что ответила бабушка Кате про глаза, уши, руки, ноги?
2. А что ответила про язык и нос?
3. Почему надо больше видеть и слышать?
4. Почему надо больше делать и ходить?
Третья контрольная работа
Познакомился В. Лапшин
Жил на свете весёлый мальчик Егорка. Был он очень маленький. Что он понимал? Совсем ничего.
Однажды подошёл Егорка к зеркалу да так и застыл перед ним. Что за чудо! В зеркале он увидел мальчишку с кляксой на носу.
Улыбнулся Егорка — и мальчишка улыбнулся.
Ничего не ответил ему мальчишка, но смеяться перестал. Смотрит серьёзно, почти сердито.
— Что ты дразнишься? Я тебя не боюсь, — сказал Егорка и сжал кулаки.
Незнакомый мальчишка не стрý-сил. Тоже кулаки сжимает.
Совсем рас-сер-ди́л-ся Егорка, стукнул кулаком по столу. Руке стало больно, заплакал. И мальчишка в зеркале слезами об-ли-вá-ет-ся, пальцы сосёт.
— Ну, не плачь, — говорит ему Егорка.
— Я больше не буду. Глупый ты совсем...
1. Кого увидел Егорка в зеркале?
2. Понял ли мальчик, что в зеркале было его отражение? За кого он принял своё отражение?
3. Почему Егорка решил, что видит в зеркале другого мальчика?
Четвертая контрольная работа
Первая рыбка Е. Пермяк
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить... Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи. Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ёршика? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
1. О чём этот рассказ?
2. Почему вся семья хвалила уху?
3. Чему радовался Юра?
4. Почему рассказ называется «Первая рыбка»?
Приложение 2.
Проверка ЗУН учащихся по чтению, обучающихся по программам специальных (коррекционных) учреждений 8 вида
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путём специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года): 1 класс – 10 слов; 2 класс – 10-20 слов; 3 – 25-30 слов; 4 – 35-40 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Порядок проведения контрольной работы
1) Чтение учащимися текста про себя.
2) Выяснение значения непонятных слов, их объяснение учителем.
3) Чтение текста вслух по микрочастям по цепочке с обязательными ответами на вопросы учителя по микротемам.
Проверка техники чтения.
При проверке техники чтения в конце года рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема: 1-й класс — 10 слов; 2-й класс — 15— 20 слов; 3-й класс — 25—30 слов.
При выставлении оценки принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями на каждый год обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года обучения.
Первая контрольная работа проводится 10—15 сентября, через две недели после начала учебного года.
Вторая контрольная работа проводится в конце первого полугодия.
Третья контрольная работа проводится в начале четвертой четверти для проверки состояния знаний, умений и навыков учащихся по чтению за третью четверть.
Четвертая контрольная работа проводится в конце учебного года.
Нормы оценок при проведении контрольной работы по чтению
3 – 4 классы
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной – двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз; в 4 классе – логических ударений; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он; читает по слогам, затрудняясь читать целиком даже легкие слова; допускает одну-две ошибки при чтении и соблюдении смысловых пауз; допускает неточности в ответах на вопросы при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении стихотворения наизусть одну-две самостоятельно исправленные ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает в основном целыми словами, трудные слова по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в 4 – классе – логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает в основном по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.
Оценка «1» ставится ученику, если он; затрудняется в чтении текста по слогам; допускает при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл прочитанного; не отвечает на вопросы и не может передать содержание прочитанного; не знает наизусть стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа по чтению и развитию речи и календарно-тематическое планирование 4 класс. Для коррекционных школ....
Рабочая программа по чтению и развитию речи 3 класс VIII вид.
Рабочая программа по чтению для 3 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовател...
Рабочая программа по чтению и развтию речи 4 класс в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIIIвида
Рабочая программа по чтению для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министер...
Рабочая программа по чтению и развитию речи 2 класс коррекционной школы VIII вида
Программа предусматривает включение в урок чтения, музыки и рисования. Способствует развитию речи,познавательных процессов воспитанников с нарушениями интеллекта....
Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального (коррекционного) обучения школы VIII вида. «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова».
Тема: Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.Цели урока.1.Учить различать на слух звонкие и глухие парные согласные; добиваться от детей осознания необходимости проверки ка...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике. 2 класс. VIII вид
Рабочие программы составлены для ученицы 2 класса по программе VIII вида....
Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса специальных образовательных учреждений VIII вида....