Открытый урок по ОРКСЭ по теме: "Золотое правило этики"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Васенкова Раиса Алексеевна

Урок с презентацией (Автор Кураев)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_orkse.docx24.97 КБ
Файл zolotoe_pravilo_etiki123.pptx702.75 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая цель: дать представление о сути и Евангельском контексте золотого правила этики.

Тип урока : комбинированный.

Цели урока:

1.Знания: дать определение этики.

2. Понимание : главное правило человеческих отношений.

3. Применение : усвоить «золотое правило этики», сделав его условием оценивания собственного поведения.

4.Анализ : выявление правильного представления о добре и добрых делах..

5. Синтез :  научиться различать отношение к греху и отношение к согрешившему человеку.

6. Оценка : уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках и грехах.

Планируемые результаты :

а) предметные : познакомиться с формулировкой «золотого  правила  этики», узнать о Евангельском контексте этого правила.

б) личностные : формировать способность слушать и слышать других людей.

в) УУД :

Познавательные : дать представление об этике, этичном поведении.

Регулятивные : развивать умение прогнозировать последствия своих поступков и других людей, уметь анализировать собственную деятельность на уроке.

Коммуникативные : развивать логическое мышление, память, речь; уметь формулировать собственное мнение и рассуждать о добре и зле.

Личностные : воспитывать чувство любви к ближнему; умение работать в коллективе; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, дисциплинированность.

Методы обучения : проблемный, поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся :

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • коллективная.

Оборудование : компьютер, проектор, презентация , учебник А.В. Кураева «Основы православной культуры» 4-5 классы.

Виды деятельности : беседа, комментированное чтение, работа в группах, взаимооценивание, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия : этика, христианская этика, нравственность, милосердие, ближний, любовь, раскаяние, «золотое правило этики» , неосуждение.

                     

                                         Ход урока :

I. Организационный момент.

II. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

1. Пословицы, стихи о добре и милосердии.

2. Слайд 1.

Выбери верный ответ.

Заповеди даны человеку для того, чтобы:

● жизнь человека стала сложнее, потому что соблюдение правил всегда сложно;

●жизнь человека стало материально стабильной. Человек соблюдает заповеди – Бог должен обеспечить человека всем необходимым для его жизни;

● жизнь человека стала лучше, потому что, соблюдая правила человек  ближе к Богу и делается более нравственным.

3. Слайд 2.

. Выберите то поступок, который можно назвать милосердным:

            ● не обращать внимания на чужие беды и горести;

            ● помогать людям, которые в этом нуждаются;

            ● помогать людям, надеясь получить награду.

4. Слайд 3.

Продолжите предложение:

             Ближний для меня …

III. Выявление восприятия, мотивация.

- Как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений?
- Всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни?

IV. Работа с новыми понятиями.

Сформулируйте свое определение «этики». (Выслушиваются ответы детей.)

Слайд 4.

В переводе с греческого это «обычай». Этика – наука, которая изучает человека, характеры, нравы, мотив и поведение людей.

Сформулируйте свое определение «нравственности».
Слайд 5.

Это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Беседа.

-Что общего в понятиях «этика» и «нравственность»?                                        -Чем отличаются?
Слайд 6.

Вывод: Термины «этика» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означают единое понятие – «нрав», «обычай»

Этика и этикет – родственные слова. Одно из значений слова «этика» - система норм нравственного поведения человека. «Этикет» - установленный порядок поведения где- либо , например : школьный этикет, дипломатический этикет .

Выскажите гипотезу : каково же «золотое правило этики» ?

V. Золотое правило этики.

Слайд 7.

. Представь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей компании стали сплетничать об одном вашем общем и отсутствующем сейчас знакомом... Какая тебе польза от того, что ты слышишь? А если в другой раз также за глаза будут сплетничать о тебе…

Христос сказал: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Это правило принято называть золотым правилом этики.

В другом виде оно звучит: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Не хочешь, чтобы те, кто притворялся твоими друзьями, заочно сплетничали о тебе – удержи себя от сплетен про них.

Чтобы не доверять сплетням, важно знать, что сплетник очень часто переносит на другого человека ту грязь, которая живет в нем самом; он приписывает другим то, в чем сам грешен.

Слайд 8.

 Работа с репродукцией В.Д. Поленова «Христос и грешница».

- Рассмотрите картину.      

-Что вы видите на картине ?

-Где происходит действие ?

-Как выглядят люди ?      

-Что это за собрание ?

-Кто в роли преступника на суде ?

-Кто в роли судьи ?

-Кто такой Бог ?

 -Как Христос защитил женщину?    

-Как бы вы назвали эту картину ?                                                                                  

Слайд 9.

Слова Христа из Евангелия.

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

VI. Работа по учебнику.

Исследовательская работа с текстом учебника.

Комментированное чтение статьи, выборочный пересказ текста.

-Найдите в тексте, как звучит золотое правило этики в евангельском варианте? (дети находят в тексте и зачитывают)

Слайд 10

  «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

-Найдите слова, которые говорят, что не надо делать, чтобы выполнить это правило? (дети находят в тексте и зачитывают)

Слайд 11.

 «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

-А чтобы не судить других, что нужно делать? (дети находят в тексте и зачитывают)

Слайд12.

 «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. (щелчок) Прощайте, и прощены будете».

(

Слайд 13.

VII. Самостоятельная работа учащихся.

Выпишите предложения, которые говорят об осуждении  и неосуждении поступков человека.

VIII. Первичное закрепление.

Слайд 14.

  1. Слушание рассказа о святом Серафиме Саровском.

Великий пример неосуждения дал нам святой Серафим Саровский. Однажды подошли к старцу три неизвестных человека, одетые по-крестьянски, и приступили с требованием денег. Они думали, что у него их много: «К тебе ходят мирские люди и носят деньги». Серафим ответил им, что он «ни от кого и ничего не берёт». Они не поверили и напали на него, стали жестоко бить. Преподобный Серафим решил претерпеть всё, чтобы потом не было на нём никакой вины, хотя от природы был сильным. Разбойники, избив его до бесчувствия, стали обыскивать келью старца, в своём упорстве даже разломали печь, разобрали пол, но ничего не нашли, кроме икон да нескольких картофелин. Тогда они поняли, на кого подняли руку, опомнились от злой, убийственной корысти, овладевшей ими, и в страхе побежали прочь. Серафим же, придя в себя от страшных побоев, помолился Богу, чтобы Он простил разбойников, и поблагодарил Его за то, что сам не осудил их. Злодеи же впоследствии просили у него прощения и каялись.  

- Почему так поступил Серафим Саровский?

IX. Работа в группах.

Слайд 15

Задание: рассмотрите иллюстрации к известным вам произведениям и сформулируйте свои правила.

-- Что чувствует человек, которому причинили боль ?

-- А как чувствует себя тот, кто причинил боль ?

--Приходилось ли вам наблюдать со стороны , как один человек обижает другого человека ?

--Что вы при этом чувствовали ?

--Было ли у вас желание вмешаться ?

Создание проблемной ситуации.

Слайды 9,8,7,6.

--Нужно ли прощать ?

-- Легко ли это делать ?

X. Обобщение.

Слайд 16.

Если кто-то из приятелей и друзей начинает сплетничать, то надо:

   1.Выбери верный ответ

● принять участие в осуждении чужих недостатков;

● осудить осуждающих;:

● сказать ребятам, что осуждать нехорошо и попытаться перевести разговор на другую тему.

Слайд 17.

   2. Закончи предложение.

Осуждение других людей …

●просвещает человека

●обогащает человека

●разрушает человека.

Слайд 18.

3. Ответьте на вопросы.

- Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

- Как уберечься от осуждения других? Сформулируйте свои правила.

- Как увидеть в «другом» ближнего, брата и не унизиться до сплетни?

- Как развести (разделить, постараться увидеть ) сам дурной поступок и человека, не смешав плохое с тем лучшим, что обязательно есть в человеке ?

- Приведите примеры такого отношения твоих родителей , учителя, собственного отношения к людям.

VI.Домашнее задание.

Читать стр. 46 – 49.

Сформулировать свои правила поведения.

Подобрать стихотворения, пословицы о доброте.

Провести интервью с членами семьи по вопросу : Как взрослые понимают «золотое правило этики».

Написать мини – эссе на тему : Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Золотое правило этики.

Слайд 2

Всяк судит по-своему , по своим понятиям , а ты суди по правде . ( Из книги « Мудрое слово Древней Руси ».)

Слайд 3

Рембрандт «Возвращение блудного сына»

Слайд 4

Золотое правило этики « Итак , во всём , как хотите , чтобы с вами поступали люди , так поступайте и вы с ними ».

Слайд 5

В. Поленов. «Христос и грешница» .

Слайд 6

Неосуждение – это не навешивание на человека ярлыков.

Слайд 7

«Люби грешника и ненавидь грех». Слова Христа из Евангелия

Слайд 8

Для того , чтобы другие люди нас любили, прощали, не осуждали , помогали нам … нужно, чтобы мы сами л юбили , прощали , не осуждали , помогали им.

Слайд 9

КАК ТЫ ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ К ТЕБЕ ОТНОСИЛИСЬ ДРУГИЕ ЛЮДИ? 1. В БЕСЕДАХ И СПОРАХ _ НЕ ПЕРЕБИВАЛИ, ДАВАЛИ ВЫСКАЗАТЬСЯ 2 . ПРИ ВСТРЕЧЕ __________________________________________________ 3. ЗА ГЛАЗА ______________________________________________________ 4. В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ _______________________________________ 5. В БОЛЕЗНИ ____________________________________________________ 6. В ИГРАХ ______________________________________________________ 7. КОГДА Я ОШИБАЮСЬ __________________________________________ 8. КОГДА У МЕНЯ ЧТО-ТО ПОЛУЧАЕТСЯ __________________________ 9. ЧТОБЫ МОИ ТОВАРИЩИ _____________________________________ 10. ЧТОБЫ _______________________________________________________ Подумай и ответь .

Слайд 10

Выбери верный ответ. Заповеди даны человеку для того, чтобы : жизнь человека стала сложнее, потому что соблюдение правил всегда сложно; жизнь человека стала материально стабильной. Человек соблюдает заповеди – Бог должен обеспечить человека всем необходимым для его жизни; жизнь человека стала лучше, потому что, соблюдая правила , человек становится ближе к Богу и делается более нравственным.

Слайд 11

Выберите тот поступок, который можно назвать милосердным: ● не обращать внимания на чужие беды и горести; ● помогать людям, которые в этом нуждаются; ● помогать людям, надеясь получить награду

Слайд 12

Продолжите предложение: Ближний для меня – это …

Слайд 13

В переводе с греческого это «обычай». Этика – наука, которая изучает человека, характеры, нравы, мотив и поведение людей.

Слайд 14

Нравственность – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Слайд 15

Термины «этика» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означают единое понятие- «нрав» , «обычай».

Слайд 16

Золотое правило этики .

Слайд 18

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними . Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

Слайд 19

Золотое правило этики « Итак , во всём , как хотите , чтобы с вами поступали люди , так поступайте и вы с ними ».

Слайд 20

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить

Слайд 21

Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

Слайд 22

Всяк судит по-своему , по своим понятиям , а ты суди по правде . ( Из книги « Мудрое слово Древней Руси ».)

Слайд 23

Серафим Саровский

Слайд 24

Рембрандт «Возвращение блудного сына»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.

Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....

Конспект урока православной культуры по теме "Золотое правило жизни"

Урок адресован учащимся 4 класса по предмету православная культура, автор учебника Шевченко Л. Л....

Урок по ОРКиСЭ на тему:"Золотое правило нравственности".

Урок составлен по программе «  Основы религиозной культуры и светской этики»( Модуль «Основы православной культуры») к учебнику А.В. Кураева для 4 класса.Данная разработка урока поможет...

Конспект урока с презентацией по теме "Золотое правило нравственности"

Разработка урока содержит материал по теме "Золотое правило нравственности". На уроке ученики работают над текстом притчи: учатся анализировать и интерпретировать содержание текста; восстана...

Урок по ОРКСЭ на тему "Золотое правило нравственности"

Урок по курсу ОРКСЭ раскрывает понятие "золотого правила нравственности" как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений. На уроке учащиеся совместно с учителем отвечают на в...

Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме "Золотое правило христиан"

Методическая разработка урока по ОРКСЭ по теме "Золотое правило христиан"...