Урок по ОРКСЭ на тему "Золотое правило нравственности"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок по курсу ОРКСЭ раскрывает понятие "золотого правила нравственности" как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений. На уроке учащиеся совместно с учителем отвечают на вопрос Как применять золотое правило нравственности в жизни.на уроке ребята работают с различными источниками информации и учатся давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей. На уроке используется презентация по данной теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Модуль: «Основы светской этики»
Тема: «Золотое правило нравственности»
Цель: - создать условия для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений;
Задачи:
личностные:
- развивать этические чувства как результата морального поведения;
- знакомство с моральными нормами и с ориентацией на их выполнение;
- учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
- научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их;
- воспитывать желание делать выбор в пользу добра;
- следовать за добрыми влечениями сердца и совести;
метапредметные:
- формировать умение высказывать свое мнение, аргументировать его;
- учить работать с источниками информации и уметь обрабатывать информацию;
предметные:
- знакомство с «золотым правилом нравственности», понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- составление алгоритма применения «золотого правила нравственности» в жизненных ситуациях.
- способствовать развитию у учащихся чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки.
Оборудование:
-мультимедийная установка;
-презентация;
-видеоролики (фрагменты из мультфильма «Крошка Енот», «Донор»);
-аудиозапись к стихотворению ;
-аудиозапись песни «Спешите делать добрые дела»;
-конверты с заданиями;
-иллюстрации;
-рассказ В.Осеевой «Три товарища»; рассказ «Сладость сердца»;
-Этические словари;
-наглядный материал (дерево Этики, плоды, шапки Мудрецов)
№ Этап урока | Содержание урока | Примечание |
1.Организационный момент. | -Друг на друга посмотрели. Улыбнулись. Тихо сели. - Твори добро, чтобы любя, Добро тебя нашло. Зла не верши, чтоб и тебя Не погубило зло -Мы с вами готовы к новым знаниям на уроке светской этики.
| Слайд 1 |
2.Введение в тему урока через актуализацию знаний. (Опорные понятия) | -Какое красивое деревце перед нами. У этого дерева есть название, которое связано с нашим предметом. Догадались? Дайте определение понятию «этика». -Плоды дерева Этики волшебные - это названия нравственных правил поведения людей. О многих правилах поведения при общении с людьми мы уже говорили ранее на уроках. -Я предлагаю собрать корзинку яблок, но, чтобы сорвать плод, надо назвать одно из нравственных правил. -Кто затрудняется, можно обратиться за помощью к Этическому словарику. 1. Старайся делать добро. 2. Бойся обидеть человека. 3. Люби и прощай людей. 4. Не ищи оправдания своим проступкам и слабостям. 5. Лучше отдай свое, чем отдай чужое. 6. Будь отзывчив. Помоги тому, кто нуждается в помощи. 7. Будь честным: говори правду, будь совестливым, верным. 8. Будь терпимым к чужим недостаткам, ошибкам, уважай мнение других людей. 9. Будь тактичным: не смейся над недостатками и поведением других людей. 10. Будь милосердным к людям. Прочитайте некоторые правила, которые предлагаю я вам. Вы согласны со мной? - Мы вспомнили много правил нравственного поведения человека. - Но ответьте, почему остался еще один «плод»? (Есть еще одно правило нравственного поведения, которое не назвали). - Обратите внимание, чем отличается он от остальных? (по цвету, по размеру) - Кто догадался, как будет звучать тема урока? - Предположите, что значит «золотое» правило? | Слайд 2 Макет дерева Слайд 3 Золотое правило нравственности |
3. Целеполагание. | - Что вы хотели бы узнать по теме урока? 1.Как звучит «золотое правило нравственности»? 2.Почему это правило называют «золотым»? 3. Как надо применять его в жизни? Мы постараемся ответить на все вопросы. | Слайд 3 ( Цели урока) |
4. Исследовательская работа. | - Работать будем по группам. Советуйтесь с товарищами в группе и отвечайте на вопросы, отвечает один из группы. Задание №1. 1.-Посмотрите фрагмент мультфильма «Крошка Енот» - Дайте оценку поведения Крошки Енота. - Отвечают один человек из каждой команды. (Крошка Енот корчил страшные рожи, грозил палкой, от чего сам пугался своего отражения в пруду. Какой вывод можно сделать? Плохой поступок порождает ответный плохой поступок. 2. Чем закончилась история? Посмотрим. (Стоило ему улыбнуться, как он увидел ответную улыбку). Сформулируем правило: - Значит, если ты хочешь, чтобы к тебе было хорошее отношение… (на экране) Задание №2 - Рассмотрим на примерах художественных произведений, как отражается это правило. -1.Работаем с карточкой 1. Прочитайте рассказ Валентины Осеевой и обсудите в группе поступки героев. - Оцените поведение героев. -Отвечает один ученик от каждой команды. (не просто словесно посочувствовал товарищу, а в отличие от других, помог делом). - Как вы считаете, мальчик, который поделился завтраком в рассказе «Три товарища», следовал правилу: Поступать нужно с людьми так, как хочешь, чтобы с тобой поступали? -В рассказе «Сладость сердца» почему Инна уже не забывала делиться своими угощениями? (Она поняла на собственном опыте, и ей было приятно так поступать). – Чему или какому правилу научилась Инна, после того, как однажды осталась без конфет и печенья? - У всех нас бывают в жизни ситуации когда, как и героям наших рассказов, трудно решить, что делать, как поступить. Физминутка: - Я буду называть положительные и отрицательные качества человека. Если качество положительное, вы хлопаете в ладоши, если отрицательное – топаете. Смелость Честность Зависть Щедрость Милосердие Отзывчивость Злоба Грубость Доброта Терпимость Ответ на вопрос: какое правило помогает сделать правильный выбор твоего поступка возник не в один день. Мудрецы, жившие в разное время, в разных землях, разных вероисповеданий искали его на протяжении веков. Сейчас, я предлагаю вам узнать рассуждения великих философов и мудрецов разных народов, времен и религий. Задание №3 2. Прочитайте и обсудите в группе тексты карточки 2. Подчеркните в тексте отражение золотого правила нравственности. -Прочитаем тексты вслух. Текст №1 Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом». « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». Текст №3 « В начале нашей эры из уст проповедовавшего христианство Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Текст №4 «Молодой еврейский юноша поспросил мудреца Гилеля изложить ему содержание о суть иудаизма так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе» -Прочитаем изречения мудрецов и философов на экране. -Какой сделаем вывод? (в этих всех высказываниях заключена общая мысль) -Выберите верный ответ: золотое правило нравственности является - учением одного из философов, -мудростью одного из народов мира, -общим для людей разных религий и культур. -Вот мы с вами и ответили на вопрос: почему это правило называют «золотым». (это правило самое главное, т.к. оно общее для людей разных религий и культур) Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности. -Порой, сделать выбор поступка далеко непросто и возможно, кому-то потребуется время и определенные жизненные ситуации. Рассмотрим некоторые из них. Задание №4 - Прочитайте ситуации. Обсудите в группах ситуацию. -Прокомментируем ситуацию на 2 иллюстрации. - Вас когда – либо обижали? -Но ведь, наверняка, были случаи, когда вы сами были обидчиком. -Давайте с вами закроем глаза и мысленно попробуем встать на место обиженного вами человека. -Подумайте, захотели ли бы вы, испытывать такую же боль, обиду, унижение, горечь, чтобы с вами обошлись так же? Откройте глаза. - Вот мы и опять пришли к выводу, чего не хочешь для себя - не делай другим. - Задание № 5 В каких пословицах отражено «золотое правило нравственности»? 1. Худа та мышь, которая одну лазейку знает. 2.Как аукнется, так и откликнется. 3. Не рой яму другому - сам в нее попадешь. 4. Чего сам не любишь, того другому не желай. 5.Человек живет век, а его дела – два. | Видеофрагмент мультфильма Слайд 4 Слайд 5 Поступай с людьми так…. Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 . |
Как применять золотое правило в жизни?
| Слайд11 | |
Памятка | Прочитайте памятку. | Слайд 12 |
Итог Рефлексия. | -Вот и подходит к концу наш урок. - Смогли ли мы ответить на поставленные в начале урока вопросы? На уроке Я - Узнал -Научился применять | Слайд 13 (рефлексия) |
Домашнее задание по выбору. | Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, как они применяют золотое правило нравственности в повседневной жизни. | Слайд 14 (Домашнее задание) |
Приложение
Текст №1 Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом». |
Текст №2 « К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?». Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». |
Текст 3 « В начале нашей эры из уст проповедовавшего христианство Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». |
Текст №4 «Молодой еврейский юноша спросил мудреца Гилеля изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе». |
Три товарища
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.
- Завтрак потерял...
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё!
- А ты где его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!
Сладость для сердца
В школе подруга угостила Инну конфетами. Инна положила их в карман, а к концу занятий конфет-то уже и не осталось, одни хрустящие обертки. Пришла забирать Инну со школы мама. Обняла она свою дочку и вдруг хруст какой-то услышала.
– Что это у тебя хрустит, доченька?
– Да это бумажки от конфет забыла выбросить, меня сегодня Таня угостила.
– А для меня хоть одна конфетка осталась? – поинтересовалась мама.
– Ой, я опять забыла тебе оставить, – ответила Инна.
На следующий день пришла мама из магазина, а Инна уже в коридоре ее радостно встречает и в пакет как всегда заглядывает, чтобы поскорее посмотреть, что мама сладкого для нее купила.
Заглянула с нетерпением Инна в пакет, а там хлеб, молоко и одни обертки от конфет и печенья.
– А где же печенье и конфеты? – удивилась Инна.
– Ой, доченька, совсем забыла тебе оставить, все по дороге домой съела.
Хотела обидеться Инна на маму, да вдруг вспомнила, что она вчера в школе точно так же поступила.
Поняла она вдруг очень простую истину: если хочешь, чтобы другие с тобой делились сладостями, значит, и самой не следует съедать все, а надо делиться.
После этого случая Инна уже никогда не забывала часть угощения оставлять для родителей. Даже как-то интересно получалось: когда сама все съедаешь, только во рту приятно, а когда делишься и угощаешь других, то не только рту, но и сердцу приятно.
Этический словарик 1. Старайся делать добро. 2. Бойся обидеть человека. 3. Люби и прощай людей. 4. Не ищи оправдания своим проступкам и слабостям. 5. Лучше отдай свое, чем отдай чужое. 6. Будь отзывчив. Помоги тому, кто нуждается в помощи. 7. Будь честным: говори правду, будь совестливым, верным. 8. Будь терпимым к чужим недостаткам, ошибкам, уважай мнение других людей. 9. Будь тактичным: не смейся над недостатками и поведением других людей. 10. Будь милосердным к людям. | Этический словарик 1. Старайся делать добро. 2. Бойся обидеть человека. 3. Люби и прощай людей. 4. Не ищи оправдания своим проступкам и слабостям. 5. Лучше отдай свое, чем отдай чужое. 6. Будь отзывчив. Помоги тому, кто нуждается в помощи. 7. Будь честным: говори правду, будь совестливым, верным. 8. Будь терпимым к чужим недостаткам, ошибкам, уважай мнение других людей. 9. Будь тактичным: не смейся над недостатками и поведением других людей. 10. Будь милосердным к людям. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Старайся делать добро. Люби и прощай людей . Будь отзывчив. Помоги тому, кто нуждается в помощи. Будь честным: говори правду, будь совестливым, верным. Будь терпимым к чужим недостаткам, ошибкам, уважай мнение других людей. Будь тактичным: не смейся над недостатками и поведением других людей. Будь милосердным к людям. Бойся обидеть человека
Тема урока: Золотое правило нравственности Цели урока: Как звучит «золотое правило нравственности»? Почему появилось «золотое правило нравственности »? - Как формулируется «золотое правило нравственности »? Почему это правило называют «золотым»? - Как применять «золотое правило нравственности» в жизни?
Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе
Будда говорил: «Не делай другим того, что сам считаешь злом». Древнекитайский философ Конфуций говорил: «Только добро ведёт к счастью». Иисус Христос говорил: «Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Мудрец Гилель говорил: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе».
- Выберите верный ответ . З олотое правило нравственности является - учением одного из философов, -мудростью одного из народов мира, - общим для людей разных религий и культур .
Золотое правило нравственности не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности.
Какая из пословиц соответствует золотому правилу нравственности? 1. Худа та мышь, которая одну лазейку знает. 2.Как аукнется, так и откликнется. 3. Не рой яму другому - сам в нее попадешь. 4. Чего сам не любишь, того другому не желай. 5.Человек живет век, а его дела – два.
Как применять золотое правило в жизни? 1. Оценить последствия поступков в мыслях и чувствах. 2. Перепроверить поступок относительно того, на кого направлено действие, то есть встать на его место. 3. Подумать, каково было бы мне, если бы так поступили со мной. 4. Ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили»? Если ответ: «нет», то поступок совершать нельзя.
На уроке Я -Узнал….. - Научился применять ….
Домашнее задание Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, как они применяют золотое правило нравственности в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"
Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...
Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."
Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....
Самоанализ урока по светской этике «Золотое правило нравственности» (4 класс)
Самоанализ урока по светской этике «Золотое правило нравственности» (4 класс)Курс «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Светская этика»Задача уроков ОРКСЭ – создание условий для духов...
Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Религия и мораль.Нравственные заповеди в религиях мира"
Кейс - технология. Фрагмент урока....
Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24
Цель урока: раскрытие понятия духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...
Конспект урока по ОРКСЭ «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»
Тема урока: «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»Цель: сформировать представление учащихся о нравственных заповедях ведущих религий мира.Задачи урока:- учебные:- ...
Технологическая карта к уроку по ОРКСЭ """Что общего между нравственными заповедями в разных религиях, и чему они нас учат?
Муниципальный конкурс открытых уроков по ОРКСЭ«За нравственный подвиг учителя»Технологическая карта к уроку по ОРКСЭ Тема: Что общего между нравственными заповедями в разных религиях,...