Урок по ОРКСЭ на тему "Золотое правило нравственности"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Казанцева Елена Борисовна

Урок по курсу ОРКСЭ раскрывает понятие "золотого правила нравственности" как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений. На уроке учащиеся совместно с учителем отвечают на вопрос Как применять золотое правило нравственности в жизни.на уроке ребята работают с различными источниками информации и учатся давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей. На уроке используется презентация по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модуль: «Основы светской этики»

Тема: «Золотое правило нравственности»

Цель: - создать условия для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений;

Задачи:

личностные:

  • развивать этические чувства как результата морального поведения;
  • знакомство с моральными нормами и с ориентацией на их выполнение;
  • учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
  •  научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их;
  • воспитывать желание делать выбор в пользу добра;
  • следовать за добрыми влечениями сердца и совести;

метапредметные:

  • формировать умение высказывать свое мнение, аргументировать его;
  • учить работать с источниками информации и уметь обрабатывать информацию;

предметные:

  • знакомство с «золотым правилом нравственности», понимание его значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • составление алгоритма применения «золотого правила нравственности» в жизненных ситуациях.
  • способствовать развитию у учащихся чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки.

Оборудование:

-мультимедийная  установка;

-презентация;

-видеоролики (фрагменты из мультфильма «Крошка Енот», «Донор»);

-аудиозапись к стихотворению ;

-аудиозапись песни «Спешите делать добрые дела»;

-конверты с заданиями;

-иллюстрации;

-рассказ  В.Осеевой «Три товарища»; рассказ «Сладость сердца»;

-Этические словари;

-наглядный материал (дерево Этики, плоды, шапки Мудрецов)

Этап урока

Содержание урока

Примечание

1.Организационный момент.

-Друг на друга посмотрели. Улыбнулись. Тихо сели.

- Твори добро, чтобы любя,

Добро тебя нашло.

Зла не верши, чтоб и тебя

Не погубило зло

-Мы с вами готовы к  новым знаниям на уроке светской этики.

 

Слайд 1

2.Введение в тему урока через актуализацию знаний.

(Опорные понятия)

-Какое красивое деревце перед нами. У этого дерева есть название, которое связано с нашим предметом. Догадались?

Дайте определение понятию «этика».

-Плоды дерева Этики волшебные - это названия нравственных правил поведения людей. О многих правилах поведения при общении с людьми мы уже говорили ранее на уроках.

-Я предлагаю собрать корзинку яблок, но, чтобы сорвать плод, надо назвать одно из нравственных правил.

 -Кто затрудняется, можно обратиться за помощью к Этическому словарику. 

1. Старайся делать добро.

2. Бойся обидеть человека.

3. Люби и прощай людей.

4. Не ищи оправдания своим проступкам и слабостям.

5. Лучше отдай свое, чем отдай чужое.

6. Будь отзывчив. Помоги тому, кто нуждается в помощи.

7. Будь честным: говори правду, будь совестливым, верным.

8. Будь терпимым к чужим недостаткам, ошибкам, уважай мнение других людей.

9. Будь тактичным: не смейся над недостатками и поведением других людей.

10. Будь милосердным к людям.

Прочитайте некоторые правила, которые предлагаю я вам. Вы согласны со мной?

- Мы вспомнили много правил нравственного поведения человека.

- Но ответьте, почему остался еще один «плод»?

(Есть еще одно правило нравственного поведения, которое не назвали).

- Обратите внимание, чем отличается он от остальных?

(по цвету, по размеру)

- Кто догадался, как будет звучать тема урока?

- Предположите, что значит «золотое» правило?

Слайд 2

Макет дерева

Слайд 3

Золотое правило нравственности

3. Целеполагание.

- Что вы хотели бы узнать по теме урока?

 1.Как звучит «золотое правило нравственности»?

 2.Почему это правило называют «золотым»?

 3. Как надо применять его  в жизни?

Мы постараемся ответить на все вопросы.

Слайд 3

( Цели урока)

4. Исследовательская работа.

- Работать будем по группам.

Советуйтесь с товарищами в группе и отвечайте на вопросы, отвечает один из группы.

Задание №1.

1.-Посмотрите фрагмент мультфильма «Крошка Енот»

- Дайте оценку поведения Крошки Енота.

- Отвечают один человек из каждой команды.

(Крошка Енот  корчил страшные рожи, грозил палкой, от чего сам пугался своего отражения в пруду.

Какой вывод можно сделать?

Плохой поступок порождает ответный плохой поступок.

 2. Чем закончилась история? Посмотрим.

(Стоило ему  улыбнуться, как  он  увидел ответную улыбку).

Сформулируем правило:

- Значит, если ты хочешь, чтобы к  тебе было хорошее отношение…

 (на экране)

Задание №2

- Рассмотрим на примерах художественных произведений, как отражается это правило.

-1.Работаем с карточкой 1.  Прочитайте рассказ Валентины Осеевой и обсудите в группе поступки героев.

- Оцените поведение героев.

-Отвечает один ученик от каждой команды.

(не просто словесно посочувствовал товарищу, а в отличие от других, помог делом).

- Как вы считаете, мальчик, который поделился завтраком в рассказе «Три товарища», следовал правилу: Поступать нужно с людьми так, как хочешь, чтобы с тобой поступали?

-В рассказе «Сладость сердца» почему Инна уже не забывала делиться своими угощениями?

(Она поняла на собственном опыте,  и ей было приятно так поступать).

– Чему или какому правилу научилась Инна,  после того,  как однажды

осталась без конфет и печенья? 

- У всех нас бывают в жизни ситуации когда, как и героям наших рассказов,  трудно решить, что делать, как поступить. 

Физминутка:

- Я буду называть положительные и отрицательные качества человека. Если качество положительное, вы хлопаете в ладоши, если отрицательное – топаете.

Смелость                      Честность              

Зависть                      Щедрость                

Милосердие               Отзывчивость      

Злоба                          Грубость

Доброта                   Терпимость

Ответ на  вопрос: какое правило помогает сделать правильный выбор

 твоего поступка    возник не в один день. Мудрецы, жившие в разное время, в разных землях, разных вероисповеданий  искали его на протяжении веков.

Сейчас, я предлагаю вам узнать рассуждения  великих философов и мудрецов разных народов, времен и религий.

Задание №3

2.  Прочитайте и обсудите в группе тексты карточки 2.

Подчеркните в тексте отражение золотого правила нравственности.

-Прочитаем тексты вслух.

 Текст №1

Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом».
Текст №2

« К древнему китайскому мудрецу  Конфуцию пришел ученик и

 спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться

всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

Текст №3

« В начале нашей эры из уст проповедовавшего христианство  Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Текст №4

  «Молодой еврейский юноша поспросил мудреца Гилеля изложить ему содержание  о суть иудаизма  так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: «Не делай никому того, чего не  хочешь, чтобы было сделано тебе»

-Прочитаем изречения мудрецов и философов на экране.

-Какой сделаем вывод?

(в этих всех высказываниях заключена общая мысль)

-Выберите верный ответ: золотое правило нравственности является

- учением одного из философов,  

-мудростью одного из народов мира,

-общим  для людей разных религий и культур.

-Вот мы с вами и ответили на вопрос: почему это правило называют «золотым». (это правило самое главное, т.к.  оно общее для людей разных религий и культур)

Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Однако это правило не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности.

-Порой, сделать выбор поступка далеко  непросто и возможно, кому-то потребуется время и определенные жизненные ситуации.

 Рассмотрим некоторые  из них.

 Задание №4

- Прочитайте ситуации. Обсудите в группах ситуацию.

-Прокомментируем ситуацию на 2 иллюстрации.

- Вас когда – либо обижали?

-Но ведь,  наверняка, были случаи, когда вы сами были обидчиком.

-Давайте с вами закроем  глаза  и мысленно  попробуем  встать на место обиженного вами человека.

-Подумайте, захотели ли бы вы, испытывать такую же боль, обиду, унижение, горечь, чтобы с вами обошлись так же? Откройте глаза.

- Вот мы и опять пришли к выводу, чего не хочешь для себя - не делай другим.

- Задание № 5

В каких пословицах отражено «золотое правило нравственности»?

1. Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

2.Как аукнется, так и откликнется.

3. Не рой яму другому - сам в нее попадешь.

4. Чего сам не любишь, того другому не желай.

5.Человек живет век, а его дела – два.

Видеофрагмент мультфильма

Слайд  4

Слайд 5

Поступай с людьми так….

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

.

Как применять золотое правило в жизни?

  1. Оценить последствия поступков в мыслях и чувствах.
  2. Перепроверить поступок относительно того, на кого направлено действие, то есть встать на его место.
  3. Подумать, каково было бы мне, если бы так поступили со мной.
  4. Ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили»?  Если ответ: «нет», то поступок совершать нельзя.

Слайд11

Памятка

Прочитайте памятку.

Слайд 12

Итог

Рефлексия.

-Вот и подходит к концу наш урок.

- Смогли ли мы ответить на поставленные в начале урока вопросы?

На уроке Я

- Узнал

-Научился применять

Слайд 13

(рефлексия)

Домашнее задание

по выбору.

Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни.  Обсуди с ними, как они применяют золотое правило нравственности в повседневной жизни.

Слайд 14

(Домашнее задание)

Приложение

Текст №1

Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».

Текст №2 « К древнему китайскому мудрецу  Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?». Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

Текст 3

« В начале нашей эры из уст проповедовавшего христианство  Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Текст №4

  «Молодой еврейский юноша спросил мудреца Гилеля изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрец: «Не делай никому того, чего не  хочешь, чтобы было сделано тебе».

 

              Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял...

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё!

- А ты где его потерял? - спросил Миша.

- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь!

Сладость для сердца

В школе подруга угостила Инну конфетами. Инна положила их в карман, а к концу занятий конфет-то уже и не осталось, одни хрустящие обертки. Пришла забирать Инну со школы мама. Обняла она свою дочку и вдруг хруст какой-то услышала.

– Что это у тебя хрустит, доченька?

– Да это бумажки от конфет забыла выбросить, меня сегодня Таня угостила.

– А для меня хоть одна конфетка осталась? – поинтересовалась мама.

– Ой, я опять забыла тебе оставить, – ответила Инна.

На следующий день пришла мама из магазина, а Инна уже в коридоре ее радостно встречает и в пакет как всегда заглядывает, чтобы поскорее посмотреть, что мама сладкого для нее купила.

Заглянула с нетерпением Инна в пакет, а там хлеб, молоко и одни обертки от конфет и печенья.

– А где же печенье и конфеты? – удивилась Инна.

– Ой, доченька, совсем забыла тебе оставить, все по дороге домой съела.

Хотела обидеться Инна на маму, да вдруг вспомнила, что она вчера в школе точно так же поступила.

Поняла она вдруг очень простую истину: если хочешь, чтобы другие с тобой делились сладостями, значит, и самой не следует съедать все, а надо делиться.

После этого случая Инна уже никогда не забывала часть угощения оставлять для родителей. Даже как-то интересно получалось: когда сама все съедаешь, только во рту приятно, а когда делишься и угощаешь других, то не только рту, но и сердцу приятно.

Этический словарик

1. Старайся делать добро.

2. Бойся обидеть человека.

3. Люби и прощай людей.

4. Не ищи оправдания своим проступкам и слабостям.

5. Лучше отдай свое, чем отдай чужое.

6. Будь отзывчив. Помоги тому, кто нуждается в помощи.

7. Будь честным: говори правду, будь совестливым, верным.

8. Будь терпимым к чужим недостаткам, ошибкам, уважай мнение других людей.

9. Будь тактичным: не смейся над недостатками и поведением других людей.

10. Будь милосердным к людям.

Этический словарик

1. Старайся делать добро.

2. Бойся обидеть человека.

3. Люби и прощай людей.

4. Не ищи оправдания своим проступкам и слабостям.

5. Лучше отдай свое, чем отдай чужое.

6. Будь отзывчив. Помоги тому, кто нуждается в помощи.

7. Будь честным: говори правду, будь совестливым, верным.

8. Будь терпимым к чужим недостаткам, ошибкам, уважай мнение других людей.

9. Будь тактичным: не смейся над недостатками и поведением других людей.

10. Будь милосердным к людям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Твори добро, чтобы любя, Добро тебя нашло. Зла не верши, чтоб и тебя Не погубило зло

Слайд 2

Старайся делать добро. Люби и прощай людей . Будь отзывчив. Помоги тому, кто нуждается в помощи. Будь честным: говори правду, будь совестливым, верным. Будь терпимым к чужим недостаткам, ошибкам, уважай мнение других людей. Будь тактичным: не смейся над недостатками и поведением других людей. Будь милосердным к людям. Бойся обидеть человека

Слайд 3

Тема урока: Золотое правило нравственности Цели урока: Как звучит «золотое правило нравственности»? Почему появилось «золотое правило нравственности »? - Как формулируется «золотое правило нравственности »? Почему это правило называют «золотым»? - Как применять «золотое правило нравственности» в жизни?

Слайд 5

Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе

Слайд 7

Будда говорил: «Не делай другим того, что сам считаешь злом». Древнекитайский философ Конфуций говорил: «Только добро ведёт к счастью». Иисус Христос говорил: «Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Мудрец Гилель говорил: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе».

Слайд 8

- Выберите верный ответ . З олотое правило нравственности является - учением одного из философов, -мудростью одного из народов мира, - общим для людей разных религий и культур .

Слайд 9

Золотое правило нравственности не даёт ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что — злом?» Человек должен решить это сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности.

Слайд 10

Какая из пословиц соответствует золотому правилу нравственности? 1. Худа та мышь, которая одну лазейку знает. 2.Как аукнется, так и откликнется. 3. Не рой яму другому - сам в нее попадешь. 4. Чего сам не любишь, того другому не желай. 5.Человек живет век, а его дела – два.

Слайд 11

Как применять золотое правило в жизни? 1. Оценить последствия поступков в мыслях и чувствах. 2. Перепроверить поступок относительно того, на кого направлено действие, то есть встать на его место. 3. Подумать, каково было бы мне, если бы так поступили со мной. 4. Ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили»? Если ответ: «нет», то поступок совершать нельзя.

Слайд 13

На уроке Я -Узнал….. - Научился применять ….

Слайд 14

Домашнее задание Расспроси своих близких (маму, папу, старших брата или сестру, бабушку, дедушку) о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, как они применяют золотое правило нравственности в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ "Золотое правило нравственности"

Конспект урока "Основ религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Золотое правило нравственности", к конспекту прилогается презентация...

Урок и презентация по курсу ОРКСЭ "Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности."

Урок и презентация содержит все необходимые для учителя материалы. Презентация очень информативная, может подойти к любому конспекту по данной теме....

Самоанализ урока по светской этике «Золотое правило нравственности» (4 класс)

Самоанализ урока по светской этике «Золотое правило нравственности» (4 класс)Курс «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Светская этика»Задача уроков ОРКСЭ – создание условий для духов...

Конспект урока по ОРКСЭ модуль светская этика "Нравственные идеалы" Урок 24

Цель урока: раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских богатырей. Главным зерном данного урока является работа с понятиями, на которые учащиеся выходят через...

Конспект урока по ОРКСЭ «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»

Тема урока: «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»Цель: сформировать представление учащихся о нравственных заповедях ведущих религий мира.Задачи урока:- учебные:- ...

Технологическая карта к уроку по ОРКСЭ """Что общего между нравственными заповедями в разных религиях, и чему они нас учат?

Муниципальный конкурс открытых уроков по ОРКСЭ«За нравственный подвиг учителя»Технологическая карта к уроку по ОРКСЭ Тема: Что общего между нравственными заповедями в разных религиях,...