Урок по ОРКиСЭ на тему:"Золотое правило нравственности".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Урок составлен по программе « Основы религиозной культуры и светской этики»( Модуль «Основы православной культуры») к учебнику А.В. Кураева для 4 класса.
Данная разработка урока поможет познакомить учащихся с «Золотым правилом этики», как главным правилом межличностных отношений .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kovrova_e.v._urok_po_orkise.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Киров
Тема урока:
Основы православной культуры
Урок 13 «Золотое правило нравственности»
Подготовил:
учитель начальных классов
Коврова Елена Викторовна
2012 г.
Тема: «Золотое правило этики».
Цель: познакомить учащихся с «Золотым правилом этики», как главным правилом
межличностных отношений .
Задачи:
- Познавательные УУД: познакомить учащихся с понятием «неосуждение» в межличностных отношениях, опираясь на понятие «этика» и «Золотое правило этики».
- Коммуникативные УУД: формировать умение высказывать свои суждения, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- Регулятивные УУД: учить осуществлять поиск и обработку информации при раскрытии изучаемого материала;
- Личностные УУД: учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей.
Основные понятия: «этика», «Золотое правило этики», «неосуждение».
Метапредметные связи: литературное чтение, изобразительное искусство.
Ход урока:
I. Мотивирование к учебной деятельности.
Цель: подготовить детей к деятельности, включить в деловой ритм.
- Давайте улыбнёмся друг другу, настроим себя на позитивную работу. Сядьте удобно.
"Поговорим? - О чём?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим? - Поговорим!
Нам будет интересно!"
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель: выявить уровень изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»; определить типичные недостатки.
Загадка:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится?
(Семья)
- В одной семье произошёл такой случай. Послушайте басню Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек». (Включается запись для прослушивания).
Беседа после прослушивания:
- Какие чувства возникли у вас, слушая басню?
- Кого было жалко? Почему?
- Что можете сказать о родителях Миши?
- Правильно ли они поступили? Почему?
- Какую заповедь Библии они нарушили? (Почитай отца твоего и матерь твою).
Какой вывод можно сделать из прослушанной басни?
Микровывод: Уважай и цени своих родителей. Не поступай со своими близкими так, как не хочешь, чтобы они поступали с тобой.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: Активизировать знания учащихся. Подвести детей к определению темы урока.
- Можно ли этот вывод применять и по отношению к другим людям, а не только к близким? Почему?
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
(Предполагаемые ответы детей: о доброте, о любви к близким и к окружающим людям, об общении между людьми и т.д.)
- Можно ли все ваши выводы назвать жизненными правилами, которых должны придерживаться все люди?
- В Библии существует такое очень важное правило, которое называется «Золотое правило этики».
Микровывод: Это и есть тема сегодняшнего урока. (Тема записывается на доске)
IV. Открытие нового знания.
Цель: Организовать учащихся по исследованию изучаемого материала.
- Какое слово в названии правила вам не совсем понятно? (Этика)
Этика — это учение о морали, совокупности принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу. Проще говоря, Этика — это наука, которая включает в себя нормы и правила поведения человека в разных жизненных ситуациях.
- Скажите, почему правило этики названо «золотым»?
- «Золотым», значит дорогим, очень ценным.
Христос в Нагорной проповеди сказал: « Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». В другом виде оно звучит так: Не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя».
- Прочитайте статью в учебнике на стр.46
- Что может обидеть любого человека? (сплетня, осуждение)
Сплетня – недоброжелательный или порочащий слух о ком-либо, распространяемый на основании неверных, неточных или выдуманных сведений.
Осуждение – неодобрение, порицание.
- Осудить человека очень легко. Трудно замечать недостатки в себе самом.
Рассмотрите картину В. Поленова «Христос и грешница», которая помещена на стр.47 учебника. Что вы можете сказать о содержании картины?
- Давайте прочитаем в учебнике притчу про Христа и женщину и ответим на вопрос:
- Как Христос защитил женщину? Почему он её защитил?
Ответы детей.
- Послушайте, как хорошо это описано в стихотворении. (Читает заранее подготовленный ученик)
«ГРЕШНИЦА».
Она стояла и бледнела,
Глядеть не смела на людей.
Толпа судила и кипела,
И грозен суд был тех людей.
На самом месте преступленья
Она взята, обличена,
И вот, здесь руки и каменья,
И здесь преступная жена.
«Скажи, Закона Изъяснитель,
Что делать с грешницею сей?
Ей смерть назначил наш учитель
И Боговидец Моисей».
И на земле перстом писал Он:
«Кто сам безгрешен, пусть разит!»
И, написавши, долго ждал Он,
Чей первый камень полетит.
От букв тех брызнул свет и пламя,
И всяк себя узнавши сам,
Кто спрятал стыд, кто бросил камень,
И молча вроссыпь по домам.
Микровывод: Человек не должен осуждать другого, т. к. сам несовершенен. Прежде чем осудить, надо взглянуть на себя со стороны, признать свои недостатки и вспомнить «Золотое правило этики».
- Как же уберечься от осуждения? Сформулируйте свои правила.
(Дети работают в группах: три ряда – три группы.)
Выслушиваются ответы детей.
- Послушайте, что об этом говорит Христос в Евангелии. Давайте прочитаем рубрику «Это интересно».
- Как вы можете истолковать слова Иисуса?
Ответы детей.
- Иисус Христос в своей проповеди говорит, что нельзя осуждать других людей. Призывает нас быть милосердными, прощать людские оплошности.
Поэтому есть такое понятие, как неосуждение. (Записывается на доске). Давайте прочитаем оставшуюся часть текста на стр.47 в учебнике.
- Что же такое «неосуждение»?
- Как вы понимаете выделенное в тексте высказывание « Люби грешника и ненавидь грех»?
Микровывод: Если человек совершил плохой поступок, то ни в коем случае нельзя его осуждать. Необходимо помочь ему осознать свою ошибку и больше её не повторять.
V. Физминутка.
VI. Самостоятельная работа.
Цель: Организовать деятельность учащихся по применению новых знаний.
- Закройте глаза и хорошенько вспомните, было ли такое в вашей жизни, чтобы вы осуждали других людей?
- Стали бы вы это делать ещё раз? Почему? Напишите свой ответ на листочках.
- Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель: Формировать умение соединять полученные знания на уроке с имеющимся опытом.
Работа в парах.
- У вас на столах лежат карточки, где написаны пословицы. Раскройте смысл пословиц и соотнесите их с «Золотым правилом» этики.
- Делай людям добро – будешь сам без беды.
- Друга иметь – себя не жалеть.
- Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Выслушиваются ответы детей.
Игра: «Какой я?»
(У детей рисунки человечков и цветные карандаши)
- Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый.
- Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный, милосердный.
- Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты.
Микровывод: Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности. Самооценка результатов своей работы.
- Какие слова, выражения сегодня были для вас новыми? Удивили вас? Заставили задуматься?
- Будете ли вы следовать «Золотому правилу» этики? Почему?
- Продолжите предложения:
- Я сегодня узнал, что….
- Я думаю, что жить на Земле было бы легче, если….
- Я хочу, чтобы все люди….
IX. Домашнее задание.
1. Попробуй придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Подумай, что бы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе.
Я не буду …., так как …. .
3. Написать сочинение – эссе «Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки?»
- Я очень надеюсь, что сегодняшний урок вселит в ваши сердца те положительные качества, о которых говорилось на уроке, и вы будете стараться жить в соответствии с «Золотым правилом этики». Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие по курсу "Уроки нравственности" по теме "Золотое правило нравственности"
Цель занятия:- познакомиться с формулировкой «Золотого правила нравственности», создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого условия в выстраивании межличност...
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Тема: «Золотое правило нравственности»
Цель урока: способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.Задачи урока: развивать самостоятельность и ориг...
План-конспект урока, ОРКСЭ, блок "Светская этика", 4 класпо теме "Золотое правило нравственности"
Методическая разработка...
Урок ОРКСЭ в 4 классе по теме: "Золотое правило нравственности"
Тема: Золотое правило нравственностиЦель: Формирование у обучающихся представления о том, что является золотым правилом нравственности.Задачи:· Познако...
Конспект урока с презентацией по теме "Золотое правило нравственности"
Разработка урока содержит материал по теме "Золотое правило нравственности". На уроке ученики работают над текстом притчи: учатся анализировать и интерпретировать содержание текста; восстана...
Урок по ОРКСЭ на тему "Золотое правило нравственности"
Урок по курсу ОРКСЭ раскрывает понятие "золотого правила нравственности" как необходимого условия в выстраивании межличностных отношений. На уроке учащиеся совместно с учителем отвечают на в...
Открытый урок по теме «Золотое правило нравственности» - 4 класс
Тип урока: открытие новых знанийЦель: создать условия для формирования у учащихся представлений о «золотом правиле нравственности», как необходимого правила в выстраивании межличност...