Формирование семантических полей на уроках чтения как условие развития активного словарного запаса глухих учащихся.
статья по чтению (2 класс) по теме

Danilina-Irina-Sergeevna

Статья содержит некоторые приемы работы на уроках чтения в начальной школе по обогащению активного словарного запаса у глухих школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование семантических полей на уроках чтения, как условие развития активного словаря глухих учащихся младшего школьного возраста.

И.С.Данилина

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I - II видов №10,

г. Челябинск, Россия

В статье раскрываются особенности работы по  развитию словаря глухих учащихся младшего школьного возраста на уроках чтения.

Ключевые слова: лексика, семантическое  поле, валентность слов.

Формирование лексики у глухих детей остается,  и будет оставаться одной из важнейших задач для учителя-дефектолога. Лексика- это весь словарный  запас языка, в котором выделяют активную и пассивную составляющие (архаизмы, неологизмы, омонимы, антонимы, паронимы, однозначные и многозначные слова). Работая с глухими детьми, нами было отмечено,  что у детей очень ограничен словарный запас. Дети пользуются в своей речи практически одними и теме же словами и часто используют хорошо знакомое им слово в неверной ситуации. Глухие дети в содержании своих сообщений называют в основном предметы и некоторые действия, используя для этого имена существительные и определенный (ограниченный) ряд глаголов. А чтобы слово было понятно и правильно использовано в речи глухого ребенка, ему надо понять  лексическое значение этого слова и уметь его использовать в различных синтаксических конструкциях (формы слова, словосочетания, предложения, небольшие тексты). Для  этого нужна целенаправленная коррекционная работа и соответствующие коррекционно-методические приемы. Проводимая нами  коррекционная работа включает в себя следующие направления:

1.Уточнение имеющегося словаря у глухих детей.

2.Активизация и обогащение словаря через обучение различным способам словообразования.

3.Формирование и расширение семантических полей значений слов-существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

Семантическое поле - это объединение слов по сходству или по смежности их значений.

4.Развитие валентностей слов.

Валентность слов – это способность слова вступать в словосочетания с другими словами.

Данную коррекционную работу проводим на уроках чтения, поскольку чтение играет важную роль в решении проблемы общего речевого развития.

Приведем методику работы на одном из текстов.

Текст И.Соколов-Микитов «Еж».( 2 класс)

После чтения текста, разбора его содержания и ответов на вопросы выделить главное слово.

1.Слово « еж»

2.Подбор к слову «еж» однокоренных  слов. (Ежиха, ежик, ежонок, ежата)

3.Развитие  функции словоизменения

Один                    Много

Еж

Ежик

Ежиха

Ежонок

4. Подбор к главному слову «еж» прилагательных из текста и прилагательных,  которые  скажут дети.

Умный                                                                                         Добрый

Хлопотливый                                 Еж (какой?)                         Злой

Заботливый                                                                                 Большой

Трудолюбивый                                                                     Маленький                                                                              

(из текста)                                                                         (назвали дети)            

5..Подбор слов-антонимов.

Трудолюбивый - ленивый,                умный - глупый

6.Развитие  функции  словоизменения.

Еж                                                              Ежи

Трудолюбивый                                     трудолюбивые

Хлопотливый

Заботливый

Еж (какой?)                           Ежиха (какая?)                         Ежата (какие?)

Заботливый

Трудолюбивый

Хлопотливый

7.Подбор к главному слову «еж» глаголов из текста и глаголов, которые скажут дети.

Бегает                                                                                           Идет

Ищет                                                                                             Спит  

Ловит                                       Еж (что делает?)                          Ест

Готовит                                                                                        Играет

Таскает                                                                                 (назвали дети)

(из текста)

8.Составление предложений из данных слов.

ежонок, в, заблудился, лесу, Серенький

кормит, своих, ежат, Ежиха

(Кто?)  Еж           (Что делает? )   ловят                     червей и      жуков

          Ежик        (Что делают?)   спит                             по лесу

           Ежиха                                     бегает                        в теплой норке          

          Ежи                                          готовит                       к зиме норку

9.Расширение понятия, через составление различных словосочетаний.

Что можно ловить еще?               Ловить (что?) жуков, рыбу, мух, мяч……

Что еще можно готовить?            Готовит (что?) уроки, обед, ужин…….

10.Составление коротких текстов, используя накопленный словарь.

В лесу жил маленький ежик. У него была большая семья. Мама- ежиха, папа-еж и брат- ежонок. Заботливая ежиха ловила червей и жуков. Трудолюбивый еж таскал сухие листья в норку, чтобы было тепло. А маленькие ежата бегали и играли.

11.Пересказ составленных текстов.

Составленный с помощью накопленного словаря  текст дети  гораздо легче пересказывают, чем просто прочитанный и разобранный по вопросам.

Таким образом, проводимая коррекционная работа по формированию семантических полей на уроках чтения позволяет:

1.Увеличить активный словарный запас.

2.Формируется   познавательный интерес и желание узнать значение нового слова.

3.Появляется способность к пониманию синтаксических связей.

4.Формируется умение составлять короткие тексты и умение их пересказывать.

4.Идет постепенная подготовка к изучению курса русского языка.

Литература:

1.З.А.Репина, Т.В.Васильева Поле речевых чудес.

Екатеринбург: ТОО  Грик, 1997.

2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. Сборник 1. Подготовительный, 1 – 7 классы. Учебное издание / Зыкова Т.С., Зыкова М.А., Носкова Л.П.. -М., Просвещение, 2005, 422с.

                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыков беглого и правильного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы».

Причины низкого темпа чтения и упражнения, которые помогут их ликвидировать....

Реализация программных компьютерных продуктов на уроках чтения, письма и развития речи, на логопедических занятиях в условиях коррекционной школы.

Современное занятие в коррекционной школе трудно представить без использования информационно – коммуникационных технологий. У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья есть речевые проб...

Определение активного словарного запаса

Определение активного словарного запаса. Немов Р. Психология. Психодиагностика. кн.3...

Методические рекомендации по обогащению и расширению активного словарного запаса учащихся 2-х классов с нарушением интеллекта

На основании анализа психолого-педагогической и методической литературы мною были выявлены различные подходы к проблеме обогащения и расширения активного словарного запаса учащихся 2-х классов с наруш...

Методические рекомендации и презентация "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как условие развития речи у младших школьников"

Методические рекомендации и презентация "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как условие развития речи у младших школьников"...

Игры для детей младшего школьного возраста, способствующие формированию активного словарного запаса на уроках русского языка

Игра является наиболее интересным и действенным методом, повышающим интерес к урокам русского языка. Цель игр заключается в том, чтобы  пробудить интерес к познанию,  учению. Игра, наряду с ...

Методики для диагностики уровня активного словарного запаса младших школьников

Данные методики  позволяют выявить и продиагностировать уровень словарного запаса младших школьников, умение использовать различные слова, умение логически  выстраивать свою речь, составлять...