Дидактические игры и упражнения для обогащения и активизации словарного запаса у учащихся младшего школьного возраста
консультация по логопедии (1 класс)

Кузнецова Ирина Владимировна

В данной работе родителям первоклассников предлагаются виды дидактических упражнений для обогащения и активизации словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_lichsayt_3.12.24.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения для обогащения и активизации словарного запаса у учащихся младшего школьного возраста

Немногие задумываются о роли речи в нашей жизни. Но, именно благодаря словам, мы можем общаться друг с другом, взаимодействовать с окружающим миром, строить свои высказывания, делиться своими планами и проблемами.

Диагностические результаты обследования показывают, что лексико-грамматическая сторона речи большинства учащихся младших классов, развиты недостаточно,  и, прежде всего, не соответствует возрасту словарный запас, как в количественном, так и в качественном плане. Именно из-за этого наши дети используют в самостоятельной активной речи только общеизвестные, часто употребляемые слова и словосочетания. Непонимание значения слов и, как правило, их искажение проявляются в неумении отобрать из своего личного пассивного словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях.

 Поэтому, параллельно с задачей уточнения, обогащения словарного запаса должна как педагогами учреждения, так и родителями, решаться и другая - создание условий для активизации и актуализации словарного запаса, собственного высказывания наших детей.

Наиболее приемлимыми, приводящими к положительным результатам развития  условиями, являются применение как в школе, так и дома, игровых, дидактических упражнений.

Вашему вниманию предлагаем виды работы по обогащению и активизации словарного запаса, которые можно использовать не только на логопедических занятиях и в школьной практике, но и в домашних условиях:

«Меткий стрелок»

Назвать столько слов, на какую цифру попал  шарик (существительных, прилагательных, глаголов; названий животных, птиц; слов, начинающихся с согласного или гласного звука).

«Поле-чудес»

Называть предмет, на который показывает стрелка. Если предмет одушевленный, то подобрать слово-действие.

Объяснить  назначение неодушевленных предметов, правила их использования.

Подобрать к слову прилагательные.

           «Лото»

К одушевленным существительным подобрать глаголы.

           К неодушевленным существительным подобрать прилагательные.

«Чудесный мешочек»

На ощупь определить предмет, достать из мешочка и описать по схеме.

На ощупь определить букву, назвать существительные (прилагательные, глаголы), начинающиеся с этой буквы.

«Назови новое слово»

По первому слогу подобрать слова (мо –мороженое, мороз, море, …)

По второму (1,3,4, последнему) звуку слова подобрать существительное (ые); слова, состоящие из 2-3 слогов; глаголы, прилагательные.

Подбор к данным словам однокоренные слова, обозначающие предметы.

Грибной _________, вечерний________, часовой_________, зеленый_________,

мясной__________.

 Составить словосочетания.

«Что бывает (круглым, длинным, сочным,  металлическим, твердым, сладким,…)?

«Кто быстрее?»

К каждой букве (звуку) слова подобрать слова на заданную тему.

Зебра – зубр, енот, барсук, рысь, антилопа; Зина, Елена, Борис, Рая, Андрей.

«Собери слоги»

На, ма, ри (Марина)

«Словарь-помощник»

-выписать слова на тему «Школа» (парта, пенал, ручка, …); названия птиц, бытовой техники, трехсложные слова, прилагательные, глаголы…).

«Кто быстрее?»

Выписать  из (словаря, книги, тетради, …)  2-5  слов, начинающихся с буквы … ., со слога …. Составить словосочетания..

«Шифровальщик»

Из букв слова «Клубника» составить новые слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для снятия напряжения с глаз для учащихся младшего школьного возраста

Упражнения для снятия напряжения с глаз для учащихся младшего школьного возраста....

Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста.

Основная цель данных упражнений - совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказыва­ется на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова час...

Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста

Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста...

Активизация мыслительной деятельности учащихся младшего школьного возраста

Существует многообразие деятельностей, в которые включается ребенок. Игра - составная часть деятельности.  В школьной практике наибольшее распространение получили дидактические игры. Это произошл...

Развивающие упражнения, игры для обогащения и активизации связной устной речи детей младшего школьного возраста

В презентации раскрыты методы и приемы работы   для обогащения и активизации связной устной речи детей младшего школьного возраста....

Методика обогащения и активизации словарного запаса учащихся в начальной школе посредством изучения синонимов и антонимов

Обогащение и активизация словарного запаса учащихся в начальной школе посредством изучения синонимов и антонимов...