Методики для диагностики уровня активного словарного запаса младших школьников
материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Данные методики позволяют выявить и продиагностировать уровень словарного запаса младших школьников, умение использовать различные слова, умение логически выстраивать свою речь, составлять предложения по законам грамматики младшими школьниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_urovnya_aktivnogo_slovarnogo_zapasa_shkolnikov.docx | 41.48 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Обследование активного словаря через подбор к заданным словам антонимов (Парамонова Л.Г).
Инструкция: На карточке написаны слова (прилагательные), ваша задача подобрать к ним антонимы, например, высокий – низкий и т.д.
Слово | Антоним к слову |
Маленький | |
Чистый | |
Длинный | |
Тяжелый | |
Пустой | |
Слово | Антоним к слову |
Быстрый | |
Древний | |
Скрытный | |
Сильный | |
Мягкий |
Результаты оцениваются по трёхбалльной шкале:
3 балла – высокий уровень – упражнение выполнено правильно, объём словаря соответствует возрасту.
2 балла – средний уровень – наблюдаются затруднения в подборе антонимов.
1 балл – низкий уровень – задание не выполнено.
2. Обследование активного словаря через подбор к заданным словам синонимов (Баландина Л.А. «Превращение»).
Слово | Синоним к слову |
Чудесный | |
Смелый | |
Огромный | |
Жаркий | |
Крошечная | |
Слово | Синоним к слову |
Морозный | |
Боязливый | |
Опрятная | |
Веселый | |
Быстрый |
Результаты оцениваются по трёхбалльной шкале:
3 балла – высокий уровень – упражнение выполнено правильно, объём словаря соответствует возрасту.
2 балла – средний уровень – наблюдаются затруднения в подборе синонимов.
1 балл – низкий уровень – упражнение не выполнено.
3. Обследование активного словаря через нахождение части пословиц и поговорок, объяснение их значения (Богданова Т.Г., Корнилова Т.В.).
Школьнику предлагается несколько часто употребляемых метафор из пословиц, например, «золотые руки», «глухая ночь», и предлагают объяснить их смысл.
«Золотые руки» | |
«Глухая ночь» | |
«Разгорелось утро» | |
«Солнечная улыбка» | |
«Ледяные руки» |
Оценка результатов:
1 балл – низкий уровень, ребёнок не справился с заданием.
2 балла – средний уровень – ребёнок выполнил задания с ошибками, наблюдались затруднения в подборе слов при объяснении пословицы.
3 балла – высокий уровень – задание выполнено правильно.
4. Методика «Составь рассказ/сказку» (О.С. Ушакова).
Цель методики – диагностика связной речи у детей, выявление умения использовать различные слова, составлять предложения по законам грамматики.
Детям предложено составить рассказ или сказку на любую тему.
Оценка происходит по следующим показателям.
- Содержательность (умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности). Если ребёнок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла; если идёт перечисление признаков – 1 балл.
- Композиция высказывания: наличие трёх структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла. Наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения – 2 балла. Отсутствие начала и конца – 1 балл.
- Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла. Использование только простых предложений – 2 балла. Однотипные конструкции – 1 балл.
- Разнообразные способы связей между предложениями – 3 балла. Использование способов формально-сочинительной связи – 2 балла. Неумение связывать между собой предложения – 1 балл.
- Разнообразие лексических средств – 3 балла. Некоторое нарушение точности словоупотребления – 2 балла. Однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл.
- Звуковое оформление высказывания – 3 балла. Прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы – 2 балла. Монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.
5. Методика «Определение активного словарного запаса»
Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (см. картинку №1). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.
картинка №1
Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется.(см. таблица №1)
№ п/п | Фиксируемые признаки речи | Частота употребления этих признаков ребёнком |
1 | Существительные |
|
2 | Глаголы |
|
3 | Причастия |
|
4 | Деепричастия |
|
5 | Прилагательные в начальной форме |
|
6 | Прилагательные в сравнительной степени |
|
7 | Прилагательные в превосходной степени |
|
8 | Союзы |
|
9 | Предлоги |
|
10 | Частицы |
|
11 | Однородные члены предложения |
|
12 | Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др. |
|
13 | Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др. |
|
14 | Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п. |
|
Таблица №1.
В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.
Оценка результатов
10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.
В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.
6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.
Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.
2-3 балла — в речи присутствуют 2-3 признака.
0-1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий. |
- Методика определение понятий (психодиагностика)
В этой методике ребёнку предлагают следующие наборы слов:
а) Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.
б) Самолет, кнопка, книжка, плащ, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.
в) Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, тру, бежать, связывать, щипать, колючий.
г) Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.
Перед началом диагностики ребёнку предлагается следующая инструкция: «Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?»
Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из четырех предложенных наборов, к примеру, такой: автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий. За каждое правильно данное определение каждого слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.
Замечания 1. Дети могут сами читать стимульные слова, если умеют это делать и если чтение не вызывает у них затруднений. Во всех остальных случаях экспериментатор сам читает ребенку слова.
Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?». Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, то после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова и засекает отводимое на это время.
Если предложенное ребёнком определение слова оказалось не вполне точным, то за заданное определение ребенок получает промежуточную оценку – 0,5 балла. При совершенно неточном определении – 0 баллов.
Оценка результатов.
Максимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания- ровно 10, минимальное -0. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
4 – 7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл – очень низкий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Важная задача на уроках развития речи - обучение языку. Связная речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизирова...
Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка
Младшие школьники владеют навыками разговорно-бытовой речи, но их высказывания лексически бедны. Очень часто учащиеся употребляют слова, значение которых либо знают приблизительно, либо не знают вовсе...
Презентация методической системы «Формирование словарного запаса младших школьников на уроках русского языка».
презентация и выступление...
Консультация для родителей: "Игры на обогащение словарного запаса младших школьников"
Консультация...
Статья на тему: Пути пополнения словарного запаса младшего школьника
Одной из главных задач работы школьного учителя - логопеда является актуализация словаря младшего школьника. Особенно при коррекции сложной дисграфии, с профилирующей аграмматической дисграфией. Основ...
Пути обогащения словарного запаса младших школьников
В статье представлен один из приемов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе...
Обогащение словарного запаса младших школьников.
Обогащение словарного запаса младших школьников....