Определение активного словарного запаса
тест по логопедии по теме

Яковлева Лилия Александровна

Определение активного словарного запаса. Немов Р. Психология. Психодиагностика. кн.3

Скачать:


Предварительный просмотр:

Определение активного словарного запаса

Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена на рис. 55). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке.

Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице 7, и затем анализируется.

Таблица 7 Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника

п/п

Фиксируемые признаки речи

Частота

употребления

этих признаков

ребенком

1

Существительные

2

Глаголы

3

Причастия

4

Деепричастия

5

Прилагательные в начальной форме

6

Прилагательные в сравнительной степени

7

Прилагательные в превосходной степени

8

Союзы

9

Предлоги

10

Частицы

11

Однородные члены предложения

12

Сложные предложения с союзами типа «и», «а», «но», «да», «или» и др.

13

Сложные предложения, соединённые подчинительными союзами типа: «который», «потому что», «так как» и др.

14

Вводные конструкции, начинающиеся со слов «во-первых», «по моему мнению», «я думаю», «мне кажется» и т.п.

В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи. Во время проведения психодиагностического эксперимента все эти признаки, включенные в форму протокола, отмечаются в его правой части.

Оценка результатов

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи (рассказе по картинке) встречаются не менее 10 из перечисленных в протоколе признаков.

В 8-9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8-9 разных протокольных признаков.

6-7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6-7 разных признаков.

Оценка в 4-5 баллов ему дается за присутствие в речи 4-5 разных признаков.

2-3 балла — в речи присутствуют 2-3 признака.

0-1 балл — рассказа нет или в нем имеются 1-2 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.

Выводы об уровне развития

10 баллов        — очень высокий.

8-9 баллов        — высокий.

4-7 баллов        — средний.

2-3 балла        — низкий.

0-1 балл        — очень низкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа по развитию словарного запаса.

Практико - ориентированный проект по теме "Логопедическая работа по развитию словарного запаса у учащихся !-го класса общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи"Проект содержит тематическое ...

Логопедическая работа по развитию словарного запаса.

Практико - ориентированный проект по теме "Логопедическая работа по развитию словарного запаса у учащихся !-го класса общеобразовательной школы с общим недоразвитием речи"Проект содержит тематическое ...

Формирование семантических полей на уроках чтения как условие развития активного словарного запаса глухих учащихся.

Статья содержит некоторые приемы работы на уроках чтения в начальной школе по обогащению активного словарного запаса у глухих школьников....

Методические рекомендации по обогащению и расширению активного словарного запаса учащихся 2-х классов с нарушением интеллекта

На основании анализа психолого-педагогической и методической литературы мною были выявлены различные подходы к проблеме обогащения и расширения активного словарного запаса учащихся 2-х классов с наруш...

Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.

ВСТУПЛЕНИЕ.   (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...

Игры для детей младшего школьного возраста, способствующие формированию активного словарного запаса на уроках русского языка

Игра является наиболее интересным и действенным методом, повышающим интерес к урокам русского языка. Цель игр заключается в том, чтобы  пробудить интерес к познанию,  учению. Игра, наряду с ...

Методики для диагностики уровня активного словарного запаса младших школьников

Данные методики  позволяют выявить и продиагностировать уровень словарного запаса младших школьников, умение использовать различные слова, умение логически  выстраивать свою речь, составлять...