«Формирование навыков беглого и правильного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы».
статья по чтению (4 класс) по теме

Смолина Людмила Анфилофьевна

Причины низкого темпа чтения и упражнения, которые помогут их ликвидировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beglost_chteniya_.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование навыков беглого и правильного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы».

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.         

Безусловно, значение чтения в развитии ребенка велико. К сожалению, художественные произведения, предусмотренные учебной программой по литературному чтению, являются каплей в мире детской литературы. Взрослый должен создать условия, для того, чтобы ребёнок узнал произведения писателей и поэтов детской литературы, которые не входят в школьную программу.  Когда, если не сейчас. Детские книги – детскому возрасту. В противном случае, дети будут лишены возможности узнать их.

 В этом помогают уроки внеклассного чтения. Но, если темп чтения низкий, то чтение не приносит радости.

Для начала необходимо разобраться  в причинах  низкого темпа чтения. Психологи и педагоги выделяют следующие: природный темп деятельности, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания. Рассмотрим самые распространенные причины  в начальной школе и упражнения к ним.

  1. природный темп деятельности. Это скорость с которой работают психические процессы: память , внимание, мышление, воображение.

 Если ребенок медлительный, то с помощью упражнений можно постараться увеличить темп, хоть на немного.

  1. «МОЛНИЯ»- упражнение заключается в чередование чтения в медленном темпе с чередованием в быстром темпе. По команде «МОЛНИЯ» ребенок начинает читать в максимальном темпе.
  2. «БУКСИР»-учитель читает текст, варьирует скорость чтения. Ребенок читает про себя,  стараясь успевать за учителем.
  3. «МНОГОКРАТНОЕ ПРОЧТЕНИЕ»- учитель читает текст вслух. Затем ученик читает этот текст в течение 1 минуты. Отмечает место остановки. Здесь следует внушить мысль о том, что второй раз будет лучше.

Затем повторно читает текст и снова через 1 минуту  отмечает место, до которого дочитал. Обязательно похвалите! И читаете третий раз. Обнаруживайте, что скорость выросла. Если читать ежедневно три раза по три отрывка, то прибавка скорости  чтения за 2 недели составит 10-15 слов.  

Для стимулирования рекомендую делать ежедневные самозамеры скорости чтения.

  1.    Следующая причина, которая может тормозить темп чтения- регрессия. Регрессия-это возвратное движение глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Определить его можно с помощью наблюдения. Для его преодоления можно использовать упражнение «Чтение с окошком»

Дети

  1.  В начальной школе у детей плохо развита антиципация. Антиципация-это смысловая догадка. При чтении мы с  вами многие слова до конца не дочитывает, а догадываемся.  Если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему необходимо каждый раз дочитывать  каждое  слово до конца.

   Родился зай… в лесу и все боял… . Треснет где-нибудь суч… ,вспорхнет пти…, упадет с дере.. ком снега- у зайчи… душа в пят… .  

 

  Зафиксируем  время, которое он потратит на чтение, затем предложим прочитать  этот текст, но без пропусков. При этом  опять заметим время. Если разрыв не превышает 15-20сек. значит ребенок пользуется приемом антиципации.

  Для развития этого умения можно использовать упражнения с пропущенными окончаниями, словами. Удобно использовать решетку  с вертикальными столбцами шириной 0,5 см. с прорезью 1-2 см.

        

  1. Малое поле зрения. Для быстрого чтения, также необходимо иметь хорошо развитое периферическое  зрение. 

 Можно использовать «Числовые таблицы». Перед  началом работы взгляд фиксируется на черном квадрате в центре. Необходимо узнать , видит ли он таблицу всю целиком. Предлагаем назвать , не переводя взгляд с центра, те числа ,которые он видит. Далее задание можно усложнить, теперь предложить называть то число , которое  показываете вы.  Начинать надо с чисел ,которые находятся ближе к квадрату.

1

7

22

3

16

12

8

11

5

31

4

23

72

46

34

10

9

67

19

45

5

23

92

71

  1. Чтение в таблице – треугольнике. Смотреть на точку и прочитывать слоги.

        м        а

                .

  1. Следующая причина- недостаточная артикулярная подвижность речевого аппарата.

           Для работы над артикуляцией используются упражнения с рифмой и ритмом. Следует обратить внимание на чистоту звука.

     1.Артикуляция гласных, согласных, сочетаний согласных и гласных.

АОУЫИЭ     ЭОУАИЫ         ИАУЭЫО

З-С-Ж       Ш-Ж-С          С-Ч-Щ         С-Ж-З-Ш

БА-БЯ     БО-БЕ       ЗА-ЗЯ        ЗО-ЗЁ   ФА-ФЯ        ФО-ФЁ

2. Чтение чистоговорок.

ЖА-ЖА-ЖА-ЕСТЬ ИГОЛКИ У ЕЖА.

ЛО-ЛО-ЛО-НА УЛИЦЕ ТЕПЛО.

МУ-МУ-МУ-МОЛОКО КОМУ?

РЫ-РЫ-РЫ-ЛЕТАЮТ КОМАРЫ.

ЧИ-ЧИ-ЧИ-У ДОМА КИРПИЧИ.

3. Чтение скороговорок.

Корабли лавировали лавировали да не вылавировали

  1. Выяснить смысл. Лавировали- парусный корабль лавирует, когда, ему приходится идти против ветра; вообще лавировка необходима, если на прямом пути к цели встречаются препятствия.
  2. Произнести сложное  слово по слогам в медленном темпе.
  3. Произнести медленно, беззвучно, но с артикуляцией
  4. Затем перейти на шепот, затем вслух
  5. Читаем увеличивая темп.
  6. Самостоятельно тренируйтесь вполголоса.
  7. Прочитай быстро
  8. Прочитай с различной интонацией: удивление, радостно, вопросительно, предостеречь…

На практике все эти приемы работают замечательно. Но они будут более эффективны при индивидуальной работе.  Желаю успехов!

Список литературы.

1.Костромина С.Н.,Нагаева Л.Т. «Как преодолеть трудности в обучении чтению».-

    М.:Ось-89,2004.-240с.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков беглого осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы.

Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Возникает ряд противоречий между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием инт...

Как хорошо уметь читать. Рекомендации для учащихся с нарушениями зрения для формирования навыков беглого и осознанного чтения.

В разработке представлены советы для учителя и ученика по формированию навыка осознанного и беглого чтения....

Методические рекомендации и презентация "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как условие развития речи у младших школьников"

Методические рекомендации и презентация "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как условие развития речи у младших школьников"...

"Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах "

quot;Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах"  Из опыта работы учителя начальных классов.  “Чтение – глав...