«Формирование навыков беглого и правильного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы».
статья по чтению (4 класс) по теме
Причины низкого темпа чтения и упражнения, которые помогут их ликвидировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beglost_chteniya_.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование навыков беглого и правильного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы».
Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.
Безусловно, значение чтения в развитии ребенка велико. К сожалению, художественные произведения, предусмотренные учебной программой по литературному чтению, являются каплей в мире детской литературы. Взрослый должен создать условия, для того, чтобы ребёнок узнал произведения писателей и поэтов детской литературы, которые не входят в школьную программу. Когда, если не сейчас. Детские книги – детскому возрасту. В противном случае, дети будут лишены возможности узнать их.
В этом помогают уроки внеклассного чтения. Но, если темп чтения низкий, то чтение не приносит радости.
Для начала необходимо разобраться в причинах низкого темпа чтения. Психологи и педагоги выделяют следующие: природный темп деятельности, регрессии, отсутствие антиципации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания. Рассмотрим самые распространенные причины в начальной школе и упражнения к ним.
- природный темп деятельности. Это скорость с которой работают психические процессы: память , внимание, мышление, воображение.
Если ребенок медлительный, то с помощью упражнений можно постараться увеличить темп, хоть на немного.
- «МОЛНИЯ»- упражнение заключается в чередование чтения в медленном темпе с чередованием в быстром темпе. По команде «МОЛНИЯ» ребенок начинает читать в максимальном темпе.
- «БУКСИР»-учитель читает текст, варьирует скорость чтения. Ребенок читает про себя, стараясь успевать за учителем.
- «МНОГОКРАТНОЕ ПРОЧТЕНИЕ»- учитель читает текст вслух. Затем ученик читает этот текст в течение 1 минуты. Отмечает место остановки. Здесь следует внушить мысль о том, что второй раз будет лучше.
Затем повторно читает текст и снова через 1 минуту отмечает место, до которого дочитал. Обязательно похвалите! И читаете третий раз. Обнаруживайте, что скорость выросла. Если читать ежедневно три раза по три отрывка, то прибавка скорости чтения за 2 недели составит 10-15 слов.
Для стимулирования рекомендую делать ежедневные самозамеры скорости чтения.
- Следующая причина, которая может тормозить темп чтения- регрессия. Регрессия-это возвратное движение глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Определить его можно с помощью наблюдения. Для его преодоления можно использовать упражнение «Чтение с окошком»
Дети | |
- В начальной школе у детей плохо развита антиципация. Антиципация-это смысловая догадка. При чтении мы с вами многие слова до конца не дочитывает, а догадываемся. Если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца.
Родился зай… в лесу и все боял… . Треснет где-нибудь суч… ,вспорхнет пти…, упадет с дере.. ком снега- у зайчи… душа в пят… .
Зафиксируем время, которое он потратит на чтение, затем предложим прочитать этот текст, но без пропусков. При этом опять заметим время. Если разрыв не превышает 15-20сек. значит ребенок пользуется приемом антиципации.
Для развития этого умения можно использовать упражнения с пропущенными окончаниями, словами. Удобно использовать решетку с вертикальными столбцами шириной 0,5 см. с прорезью 1-2 см.
- Малое поле зрения. Для быстрого чтения, также необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение.
Можно использовать «Числовые таблицы». Перед началом работы взгляд фиксируется на черном квадрате в центре. Необходимо узнать , видит ли он таблицу всю целиком. Предлагаем назвать , не переводя взгляд с центра, те числа ,которые он видит. Далее задание можно усложнить, теперь предложить называть то число , которое показываете вы. Начинать надо с чисел ,которые находятся ближе к квадрату.
1 | 7 | 22 | 3 | 16 |
12 | 8 | 11 | 5 | 31 |
4 | 23 | 72 | 46 | |
34 | 10 | 9 | 67 | 19 |
45 | 5 | 23 | 92 | 71 |
- Чтение в таблице – треугольнике. Смотреть на точку и прочитывать слоги.
м а
.
- Следующая причина- недостаточная артикулярная подвижность речевого аппарата.
Для работы над артикуляцией используются упражнения с рифмой и ритмом. Следует обратить внимание на чистоту звука.
1.Артикуляция гласных, согласных, сочетаний согласных и гласных.
АОУЫИЭ ЭОУАИЫ ИАУЭЫО
З-С-Ж Ш-Ж-С С-Ч-Щ С-Ж-З-Ш
БА-БЯ БО-БЕ ЗА-ЗЯ ЗО-ЗЁ ФА-ФЯ ФО-ФЁ
2. Чтение чистоговорок.
ЖА-ЖА-ЖА-ЕСТЬ ИГОЛКИ У ЕЖА.
ЛО-ЛО-ЛО-НА УЛИЦЕ ТЕПЛО.
МУ-МУ-МУ-МОЛОКО КОМУ?
РЫ-РЫ-РЫ-ЛЕТАЮТ КОМАРЫ.
ЧИ-ЧИ-ЧИ-У ДОМА КИРПИЧИ.
3. Чтение скороговорок.
Корабли лавировали лавировали да не вылавировали
- Выяснить смысл. Лавировали- парусный корабль лавирует, когда, ему приходится идти против ветра; вообще лавировка необходима, если на прямом пути к цели встречаются препятствия.
- Произнести сложное слово по слогам в медленном темпе.
- Произнести медленно, беззвучно, но с артикуляцией
- Затем перейти на шепот, затем вслух
- Читаем увеличивая темп.
- Самостоятельно тренируйтесь вполголоса.
- Прочитай быстро
- Прочитай с различной интонацией: удивление, радостно, вопросительно, предостеречь…
На практике все эти приемы работают замечательно. Но они будут более эффективны при индивидуальной работе. Желаю успехов!
Список литературы.
1.Костромина С.Н.,Нагаева Л.Т. «Как преодолеть трудности в обучении чтению».-
М.:Ось-89,2004.-240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование и развитие у учащихся навыка самоуправления своей деятельностью как средство повышения эффективности обучения в начальной школе»
Авторская работа...
Формирование навыков беглого осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы.
Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Возникает ряд противоречий между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием инт...
Как хорошо уметь читать. Рекомендации для учащихся с нарушениями зрения для формирования навыков беглого и осознанного чтения.
В разработке представлены советы для учителя и ученика по формированию навыка осознанного и беглого чтения....
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВА УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Из опыта работы...
Методические рекомендации и презентация "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как условие развития речи у младших школьников"
Методические рекомендации и презентация "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как условие развития речи у младших школьников"...
"Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах "
quot;Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах" Из опыта работы учителя начальных классов. “Чтение – глав...
Формирование навыков чтения, как основа успешного обучения ребенка в школе в рамках ФГОС второго поколения
Способы формирования навыков чтения, с учетом ФГОС НОО....