Методические рекомендации по обогащению и расширению активного словарного запаса учащихся 2-х классов с нарушением интеллекта
методическая разработка по теме
На основании анализа психолого-педагогической и методической литературы мною были выявлены различные подходы к проблеме обогащения и расширения активного словарного запаса учащихся 2-х классов с нарушением интеллекта.Для оптимизации процесса обогащения и расширения активного словаря я рекомендую вести работу с учётом дидактических принципов: принципа доступности, сознательности, наглядности, индивидуализации в обучении, прочности. Уважаемые пользователи, социальной сети, я вам предлагаю озанкомится с некоторыми методическими рекомендациями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по обогащению и расширению активного словарного запаса учащихся 2-х классов с нарушением интеллекта
На основании анализа психолого-педагогической и методической литературы были выявлены различные подходы к проблеме обогащения и расширения активного словарного запаса учащихся 2-х классов с нарушением интеллекта.
Для оптимизации процесса обогащения и расширения активного словаря я рекомендую вести работу с учётом дидактических принципов: принципа доступности, сознательности, наглядности, индивидуализации в обучении, прочности.
Не менее важным в работе по обогащению словаря является соблюдение таких требований, как дозировка новых слов на единицу учебного времени; должна идти опора на работу всех возможных анализаторов; для введения слова в речь необходимы постоянное повторение, включение слова в различные контексты; расширение и обогащение словаря должно быть тесно связано с развитием грамматической, фонетической и другими сторонами языка (Аксёнова А.К., 2002, Гнездилов М.Ф., 1986).
Р.И. Лалаевой (1988) было отмечено, что работа по обогащению и расширению активного словарного запаса учащихся 2-х классов с нарушением интеллекта тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности школьника.
С учениками необходимо проводить работу над уточнением значения слова, через формирование представлений об окружающих предметах и явлениях, овладение классификацией предметов. Классификация предметов может проводиться как в неречевом плане (например, разложить картинки на две группы), так и с использованием речи (например, отобрать только те картинки, на которых нарисованы овощи, назвать их одним словом).
Во 2-м классе специальной (коррекционной) школы 8 вида следует уточнить значение таких слов как: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель, транспорт, растения, деревья, цветы, дикие и домашние животные, времена года.
Примерные задания.
- Назвать одним словом все предметы: кружка, тарелка, кастрюля, чашка, сковорода.
- Назвать овощи, фрукты и т.д.
- Придумать второе слово в паре по аналогии с образцом: яблоко - фрукты, свекла- … , чашка - … , или наоборот: фрукты – груша, овощи - … , посуда - … .
- Найти лишнюю картинку. Предъявляется несколько картинок одной группы и одна картинка другой группы. Сначала предлагаются группы семантически далёкие (морковь, лук, самолёт, капуста), затем семантически близкие (лук, картошка, реп, груша).
- Разложить картинки на две группы. Сначала даются картинки на семантически далёкие слова (животные, растения), затем семантически близкие (домашние и дикие животные).
- Упражнения в группировке слов, обозначающих предметы, действия и признаки.
- Отгадывание загадок. Предлагаются загадки с использованием обобщающих слов. Например:
- Что за птица? Красные лапки, щиплют за пятки.
(Гусь.)
- Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.
(Верблюд.)
- Есть один такой цветок,
Не вплетёшь его в венок,
На него подуй слегка:
Был цветок, и нет цветка.
(Одуванчик.)
- Что за овощ? Как на него взглянешь, так и заплачешь.
(Лук.)
- Что за растение? Не огонь, а жжётся.
(Крапива.)
Для более эффективного обогащения и расширения активного словаря учащиеся 2-х классов с нарушение интеллекта Гнездилов М.Ф. (1986) предлагает проведение наблюдений, экскурсий, предметных уроков.
Именно на этих занятиях слово тесно связано с понятием, оно наполнено конкретным содержание, хорошо запоминается и затем сознательно употребляется в речи учащихся. Например, обмениваясь впечатлениями от проведенной прогулки или экскурсии в лес, учитель может спросить: "Кого мы встретили по пути в лес? Кого мы заметили в листве деревьев?" и д.т.
Также, полезным будет такой вид работы как, списывание со вставкой пропущенных слов. Допустим, даётся ряд предложений, в которых пропущены глаголы, относящиеся к слову вода, а к ним - словарик для справок: течёт, струится, просачивается, хлынула. Сообразуясь с контекстом предложения, учащиеся должны разместить эти глаголы в описываемых предложениях.
Все виды упражнений, практических заданий строятся на основе зрительно-моторного восприятия. Чтобы добиться безошибочной орфографии, ученики должны многократно написать слово. Поддерживая интерес к работе, учитель варьирует, чередует виды упражнений.
Также следует указать на большую индивидуализацию в подборе упражнений для школьников. На уроках в специальной (коррекционной) школе 8 вида очень часты случаи, когда школьники одного класса работают над материалом различной сложности. Например, в работе с деформированным текстом одним ученикам предлагают слова в исходной форме, другие конструируют предложения из слов, которые стоят в нужной форме, третьи выполняют все упражнения, четвёртые - только часть какого-либо упражнения.
Большое значение в развитии умения применять полученные знания в речевой практике, приобретает разнообразие упражнений. Оно предполагает постоянное чередование устной и письменной форм работы, смену видов заданий, последовательную активизацию различных анализаторов. Недостаточно быстрый темп работы детей с нарушением интеллекта, замедленность переключения диктуют определённую ограниченность видов упражнений на одном уроке. Их количество колеблется в пределах пяти-шести видов. Выполнение заданий, особенно в младших классах, опирается на наглядные средства обучения (картинки, таблицы, цветные мелки, карандаши и пр.), широко используются игровые приёмы (Аксёнова А.К., 2002).
Все выше перечисленные виды упражнений и заданий будут способствовать более эффективному обогащению и расширению активного словарного запаса учащихся 2-х классов специальных (коррекционных) школ 8 вида.
Только систематическая, целенаправленная работа с учащимися 2-х классов с нарушением интеллекта над активным словарём может принести успех, поможет школьникам овладеть необходимым объёмом слов и понятий. Что облегчит им вхождение в самостоятельную жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование семантических полей на уроках чтения как условие развития активного словарного запаса глухих учащихся.
Статья содержит некоторые приемы работы на уроках чтения в начальной школе по обогащению активного словарного запаса у глухих школьников....
Определение активного словарного запаса
Определение активного словарного запаса. Немов Р. Психология. Психодиагностика. кн.3...
Контрольно-измерительные материалы (КИМ), для учащихся 2 - 4 классов с нарушением интеллекта.
Контрольно-измерительные материалы для промежуточной и итоговой аттестации учащихся 2 - 4 классов с нарушением интеллекта, обучающихся по адаптивным общеобразовательным программам. Предметы: русс...
Контрольно-измерительные материалы (КИМ), для учащихся 2 - 4 классов с нарушением интеллекта.
Контрольно-измерительные материалы для промежуточной и итоговой аттестации учащихся 2 - 4 классов с нарушением интеллекта, обучающихся по адаптивным общеобразовательным программам. Предметы: русс...
Игры для детей младшего школьного возраста, способствующие формированию активного словарного запаса на уроках русского языка
Игра является наиболее интересным и действенным методом, повышающим интерес к урокам русского языка. Цель игр заключается в том, чтобы пробудить интерес к познанию, учению. Игра, наряду с ...
Методика обогащения и активизации словарного запаса учащихся в начальной школе посредством изучения синонимов и антонимов
Обогащение и активизация словарного запаса учащихся в начальной школе посредством изучения синонимов и антонимов...