Урок литературного чтения по теме: Н.А. Некрасов "Мороз - Воевода"
план-конспект урока (чтение, 3 класс) на тему
Урок по программе "Начальная школа 21 века" 3 класс. Урок насыщенный, требующей большой подготовительной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_nachalnoy_shkole.rar | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в начальной школе (3-й класс). Н.А. Некрасов. "Мороз-воевода"
Цели урока:
- продолжить введение детей в мир поэзии XIX века, обогащая их читательский опыт и помогая становиться полноценным читателем;
- обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”;
- помочь учащимся понять структуру, тему текста и специфику его литературной формы (жанра);
- исследовать содержание, язык произведения;
- вывести детей на позицию автора;
- формировать позицию читателя путём включения учащихся в эмоционально – творческую деятельность;
- обеспечить формирование литературоведческих понятий и читательских умений;
- реализовать систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н. А. Некрасова “Мороз – воевода”;
- развивать и обогащать речь, мышление, память, воображение учащихся; расширять их кругозор;
- воспитывать интерес к классической литературе, к поэзии 19 века;
- воспитывать любовь к русской природе;
- способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся.
Оборудование:
портрет Н.А. Некрасова, презентация по теме урока, мультимедиа проектор, экран, рисунки детей «Как я представляю Мороза», выставка книг с произведениями Н.Некрасова, памятки по определению темы и жанра произведения, по подготовке к выразительному чтению, листы белой бумаги, цветные карандаши, таблички с новыми словами из текста, с названиями изобразительных языковых средств: олицетворение, метафора, эпитет, сравнение.
Ход урока
1.Психологический настрой учащихся.
- Послушайте песню и посмотрите клип. («Зимняя сказка».) (КЛИП) Догадайтесь о чём будет наш урок.
– О чём песня? - Стало холодно? Не смотря на то, что песня о зиме, но она приятная спокойная, плавная, создаёт хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы в классе было всегда тепло от улыбок, и проведём урок с хорошим бодрым настроением.
2. Подготовка к восприятию стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”.
1. Работа с выставкой книг.
- Ребята, рассмотрите выставку книг и подумайте, как её можно назвать? (Произведения Н.А.Некрасова) – Какие произведения вы уже читали ? Что запомнилось?
- Сегодня на уроке мы снова поговорим о творческом пути великого поэта – Николая Алексеевича Некрасова, продолжим изучать и исследовать его произведения. /Слайд 2/
2. Разговор об авторе. /Слайд 2/
- Итак, мои помощники, что вы прочитали интересного о жизненном и творческом пути Николая Алексеевича Некрасова? Чем сегодня вы хотели бы поделиться с одноклассниками?
Выступление учащихся с информацией о Н. Некрасове. /Слайд 3/
3. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы прочитаем ещё одно произведение Николая Алексеевича Некрасова.
Некрасов написал поэму «Мороз Красный нос» о женщине крестьянке, о её встрече с Морозом в лесу. Мы познакомимся с отрывком из поэмы - “Мороз – воевода”, определим его тему, жанр, исследуем содержание, язык произведения; представим главных героев, картины, нарисованные автором, и, опираясь на своё отношение к прочитанному, будем учиться выразительно читать это произведение.
4. Первичное восприятие текста.
а) ЗАПИСЬ Слушание записи стихотворения (настрой на восприятие величавости, приподнятости, торжественности произведения и образа Мороза-воеводы).
5. Проверка первичного восприятия.
- Понравилось вам это произведение? Чем?
(Да, очень понравилось, потому что оно торжественное, интересное, красивое, величавое, величественное).
6.Определение темы и жанра произведения.
- Смоделируйте обложку книги для одноимённого произведения. . /Слайд 4/
- Определите жанр и тему данного произведения.
- Давайте проверим, какая обложка у вас получилась и почему?
(Жанр произведения – стихотворение, так как оно написано в ритмически организованной форме, поэтому на обложке я нарисовала треугольник. Это произведение о зимней природе, о её красоте, поэтому треугольник раскрасила зелёным цветом, автор произведения – Николай Алексеевич Некрасов, название произведения – “Мороз-воевода”). /Слайд 4/
7. Чтение текста и анализ текста стихотворения.
А) Дыхательная гимнастика.
Стань прямо, спокойно, не напрягаясь. Положи одну руку на верхнюю часть живота, другую сбоку, выше талии. Вдох на 1 – 5. Задержка дыхания на 1 – 3. Выдох на 1 - 5 раскрыв рот, как бы на звуке – а.
- Представьте торт с зажжёнными свечами, погасим все свечи сразу - фу -, а потом каждую свечу, прерывая дыхание - фу -, - фу -, - фу -, - фу -, - фу.
Жужжим без перерыва, а потом с перерывом.
Б ) Чтение стихотворения (про себя)
- Перечитайте стихотворение про себя, представьте картины, описанные автором, это поможет вам более точно ответить на поставленные вопросы и подготовиться к выразительному чтению.
8. Словарная работа (на доске – слова, чтение значений в учебнике)
- В этом отрывке встретились незнакомые слова “бор”, “воевода”, “дозор”, “владенья”, “палица”, “обозы”, “казна, добро, скудеет” давайте произнесём с ударением, узнайте его значение по словарю)
- Давайте произнесём эти слова хором с ударением. Прочитайте их толкование в словаре учебника.
Вопрос 1.
- Подумайте, на какое по жанру произведение похоже это стихотворение? Посмотрите на слайд и вспомните жанры. /Слайд 5/
- На какой похоже и чем?
(Я думаю, что это стихотворение напоминает сказку, так как сказка – это устный рассказ о чём-то фантастическом, необычном, чудесном, /Слайд 6/ а в этом стихотворении главный герой “Мороз – воевода” действует как волшебник, у которого по мановению волшебной палочки всё может получиться.)
- Идёт, по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет,
В косматой его бороде…
- Пойду на моря-океаны –
Построю дворцы изо льда.
- Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Вопрос 2.
- Какие изобразительные средства языка использовал Николай Алексеевич Некрасов, чтобы показать “Мороза-воеводу”, похожим на сказочного героя? /Слайд 7/
(Он использовал приём-олицетворение, чтобы представить “Мороза-воеводу” в образе живого существа, способного выполнять много действий: “пойду, построю, задумаю, упрячу, идёт, шагает, трещит”, причём многие его действия явно преувеличены, это может быть только в сказке, как, например, в русской народной сказке “Морозко”, автор показывает “Мороза-воеводу” умелым, хвастливым)
Вопрос 3.
- Подумайте, для чего автор употребил глаголы – синонимы “идёт, шагает” на одной строке, совсем рядом?
(Эти глаголы в данном стихотворении имеют разное значение. Глагол “идёт” – показывает действие “Мороза-воеводы”, глагол “шагает” изображает главного героя могущественным, шагающим быстро большими широкими шагами над всеми, он “по деревьям шагает”, это какой высоты тогда “Мороз-воевода”?) /Слайд 8/
Вопрос 4.
- Как природа реагирует на появление “Мороза-воеводы”?
(Природа с радостью, любовью встречает “Мороза-воеводу”, чтобы это мы увидели, автор использовал в стихотворении эпитет “яркое солнце”, олицетворение “солнце играет”. В жизни играть может ребёнок в бороде любимого дедушки, использовал также эпитет “косматая борода”, то есть лохматая, взъерошенная, в природе это похоже на ветки сосновых деревьев, покрытых снегом, и, когда солнце их освещает, то снег искрится, переливается, это так красиво).
(Некрасов использовал метафору – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета другому “упрячу под гнёт”, гнёт – это крышка, которой накрывали в деревне капусту, помидоры, огурцы, засоленные в бочках на зиму, чтобы они не выплывали из рассола и не портились, в данном случае гнёт – это лёд. Опять “Мороз-воевода” изображён всемогущим, сильным, суровым “задумаю, надолго упрячу под гнёт” (однокоренное слово угнетать, глаголы – синонимы “командовать, повелевать, брать в плен против их воли”)
(Автор использовал эпитеты – образные, художественные определения “моря-океаны, мосты ледяные”, “косматая борода”, чтобы опять показать силу, могущество героя, который способен владеть всем: и морями, и океанами, превосходство, гигантские размеры “Мороза-воеводы”)
Вопрос 5.
- Каким вы представили “Мороза-воеводу”? Давайте дадим словесные характеристики Мороза. Какой он? /Слайд 9/
(Всемогущий, сильный, суровый, умелый, хвастливый, умный, могущественный)
Обобщение: Николай Алексеевич Некрасов очень любил сказки, его няня была крепостной крестьянкой, она рассказывала маленькому Коле Некрасову старинные русские народные сказки, которые он запомнил на всю жизнь. В сказках Некрасов нашёл и замечательный образ “Мороза – воеводы”.
Вопрос 6.
- Похоже ли это стихотворение на былину?
(Я думаю, что это стихотворение напоминает былину, так как былина – это произведение русского фольклора о подвигах былинных героев, которые боролись с врагами русской земли, а в этом стихотворении главный герой “Мороз-воевода как богатырь, сильный, великий, могучий, могущественный, заботливый, надёжный властитель огромного царства обходит владенья свои, украшает их и оберегает.)
Вопрос 7.
- Как Николай Алексеевич Некрасов говорит о появлении Мороза-воеводы?
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Вопрос 8.
- Какие образные средства языка он использует для того, чтобы ярче изобразить его образ, его силу, мощь?
(Автор использовал сравнения - “Мороз-воевода” сравнивается с “ветром, бушующим над бором, с шумом горных ручьёв”, повторы усиливают эти сравнения “не, не”,
“Мороз-воевода” - мощный, быстрый, сильный, могущественный как богатырь.
Вопрос 9.
- Почему автор назвал Мороза воеводой?
(Мороза назвали воеводой потому, что он с войском объезжает, осматривает, охраняет свои владенья)
- Обратите внимание на слово “воевода”, используя знания по русскому языку, ответьте на вопрос: Какое это слово?
(Сложное, состоит из двух корней, в транскрипции вой и вод, то есть водит воинов)
Вопрос 10.
- Какие воины у “Мороза-воеводы”?
(“Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда… Это и есть его воины).
Вопрос 11.
- Расскажите о его владениях.
(Луга, леса, поля, реки, моря, океаны, то есть земля и всё, что на ней находится).
Обобщение: Стихотворение “Мороз-воевода” напоминает былину ёще и тем, что он обходит свои владения с “палицей”, именно у былинных богатырей было такое оружие.
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.
Вопрос 12.
- Как он обходит, осматривает, охраняет свои владенья? (Как хозяин)
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
(Николай Алексеевич Некрасов употребляет образное средство языка повтор “и нет ли где”, чтобы нам ярче видно было, что “Мороз-воевода” хороший хозяин, заботливый, надёжный.)
- Почему песню Мороза – воеводы поэт называет хвастливой? Чем он хвастает?
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.
(Николай Алексеевич Некрасов использовал эпитет “хвастливую песню поёт”, чтобы показать, что песня “Мороза-воеводы” действительно хвастливая, в ней он гордится и хвастается тем, что он делает (как былинный герой стоит на страже, на защите своего царства). Автор называет песню “Мороза-воеводы” хвастливой ещё и потому, что “Мороз-воевода” в ней поёт о том, что ему все покорны, что он может всё сделать лучше, чем человек. В данной песне сила, умения “Мороза-воеводы” явно преувеличены, как у былинных героев.)
(Но автор ещё использовал эпитет “удалую песню” для того, чтобы показать, что “Мороз – воевода” не только хвастун, он удалой, делает всё, чтобы укрыть своё царство, защитить, сделать его красивым. В народе часто говорят “мал, да удал”, тем самым одобряют поступки этого человека, так и Николай Алексеевич Некрасов одобряет действия “Мороза – воеводы”.
- Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда
Пойду на моря-океаны –
Построю дворцы изо льда.
- Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли –
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли…
(В этом четверостишии описаны быстрые, решительные действия Мороза-воеводы”. Чтобы показать это автор употребил слова - антонимы “недавно, сегодня”, эпитет “быстрые воды”).
- Перечитайте строки, где описана красота царства “Мороза-воеводы”.
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Вопрос 13.
- Какие ещё строки стихотворения дополнят и укрепят наше утверждение о богатом, но холодном и суровом царстве “Мороза-воеводы”?
Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…
- В этом четверостишии встретились новые слова “казна, добро, скудеет”, прочитаем их хором с ударением, найдём лексическое значение в толковом словаре.
- Недаром автор Николай Алексеевич Некрасов в стихотворении “Мороза-воеводы” пишет так: “а всё не скудеет добро”, потому что в народе часто можно услышать краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение, афоризм: “Не скудеет рука дающего”.
Вопрос 15.
- Какое образное средство языка употребил автор, чтобы подчеркнуть богатство и красоту зимней природы, царства “Мороза-воеводы”.
(Очень удачно употребил Николай Алексеевич Некрасов в данном случае “метафору”, подобрал точные слова по определению цвета).
- Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами, /Слайд 10/
жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета с перламутровым, переливчатым, серебристо-розовым блеском, серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой. /Слайд 11/
В природе - это снег, иней, блестящие, искрящиеся, переливающиеся на солнце. Царство “Мороза-воеводы” очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А. Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы, так как серебряный оттенок, металлический, холодный.
9. Минутка отдыха для глаз
Ребята, закройте глаза и представьте себе луга, поля, леса, покрытые белым снегом, серебристым, искрящимся и переливающимся на солнце, представьте лёд на реках, озёрах, морях, океанах - глянцевый и блестящий.
Приложите ладошки к глазам, чувствуете, как им приятно и тепло, также тепло и деревьям, кустарникам, травам, всей земле под пушистым снежным покрывалом.
Откройте глаза и скажите:
Понравился ли вам образ “Мороза-воеводы”, созданный Н. А. Некрасовым?
А теперь расскажите, каким вы представляете “Мороза-воеводу”, не сказочного или былинного героя, а настоящего хозяина своего царства, царства зимней природы.
10. Словесное рисование образа “Мороза-воеводы”. Рисунки детей /Слайд 12 - 13/
Это большой великан, всесильный богатырь, который с палицей и посохом в руках обходит свои владенья для того, чтобы позаботиться о лесных тропках, о земле, чтобы всё было укрыто. Он, как художник, украшает землю (сосны стали более пушистые, на дубах нарисованы красивые узоры), как архитектор и строитель строит ледяные мосты на реках, озёрах, морях и океанах. Он - волшебник с косматой бородой, богатства его велики и красивы, он их делает всё лучше и лучше. Всемогущий владыка, он всё может.
- Хорошее описание образа “Мороза-воеводы” у вас получилось.
11. Представление сказочного образа Деда Мороза. Образ “Мороза-воеводы” в стихотворении Н.А. Некрасова настоящий, он морозит, украшает, строит мосты ледяные, укрывает рыб подо льдом, чтобы не замёрзли.
А это разные образы сказочного Деда Мороза, который спешит к нам на Новый год.
/Слайд 14 - 15/
12. Подготовка к выразительному чтению. /Слайд 16/
- Что такое выразительное чтение?
(Его хочется слушать, потому что чтец так умеет голосом передать смысл читаемого, что мы не только слышим, что он произносит, но и видим, представляем в своём воображении всё, о чём рассказано в тексте, становимся участниками события.)
-У каждого чтеца есть свои “инструменты”. Какие? /Слайд 16/
13. Расстановка пауз и логических ударений. Работа над интонацией.
Чтение по абзацу. – На сколько частей можно разделить стихотворение? (две – Шествие мороза и Песня мороза)
- Голос звучит ровно, понижается в конце вопросительного предложения.
- Тон при чтении Шествия мороза - величавый, приподнятый, торжественный, при чтении Песни “Мороза - воеводы” - весёлый, задорный, хвастливый, заносчивый.
- Темп медленный.
- Паузы грамматические там, где есть знаки препинания в конце строк, логические в середине строк. Логическое ударение стоит там, где есть усиление смысла читаемого (повторы, глаголы в олицетворениях, прилагательные, показывающие красоту природы, эпитеты, противопоставления “недавно - сегодня”, “богат - не скудеет”, метафора “в алмазы, жемчуг, серебро”.
14. Хоровое чтение строф с логическими паузами:
Не ветер | бушует над бором, |
Не с гор побежали | ручьи, |
Мороз-воевода дозором |
Обходит владенья свои. | |
Глядит | – хорошо ли метели |
Лесные тропы занесли, |
И нет ли где трещины, щели, |
И нет ли где голой земли? | |
15. Индивидуальное чтение текста строфами.
Анализ чтения.
16. Итог урока.
- Сегодня мы продолжили путешествие в мир поэзии XIX века, исследовали структуру, тему, специфику литературной формы (жанра), содержание, язык произведения “Мороз-воевода” Н.А. Некрасова; - реализовали систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”;
17. Рефлексия.
Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям? Продолжите предложения: /Слайд 15/
Мне пришлось по душе...
Меня удивило...
Меня поразило...
Мне кажется, что...
Спасибо за работу! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Тема урока: Е.Л. Шварц «Два брата».
Урок литературного чтения по теме: Е.Л. Шварц «Два брата».Цели урока:дать ребёнку возможность почувствовать себя сопричастным мирупробудить желание осмотреться в мире образов, которые его окружаютразв...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Конспект урока литературного чтения. Тема урока: И.Соколов – Микитов" Узоры на снегу ".
Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000000790 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000000774 P { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект урока литературного чтения. Тема урока: И.Соколов – Микито...
Урок литературного чтения.Тема урока: "Секреты мастерства. Обобщение".
Урок литературного чтения по программе развивающего обучения Л. В. Занкова, 2 класс.Урок разработан с целью воспитывать в детях стремление развивать и реализовывать свои способности....
урок литературного чтения Н. А. Некрасов "Мороз-Воевода", 3 класс
представлена технологическая карта урока, презентация к нему и материал для работы в группах...
Конспект урока чтения по теме : Н.Некрасов "Мороз-воевода"
Урок чтения по УМК"Школа России"...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс
Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс: _2__ Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...