урок литературного чтения Н. А. Некрасов "Мороз-Воевода", 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Баранова Лариса Юрьевна

представлена технологическая карта урока, презентация к нему и материал для работы в группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nekrasov.docx37.19 КБ
Файл otgadayte_narodnye_zagadki.docx53.28 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.49 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Н. А. НЕКРАСОВ «МОРОЗ-ВОЕВОДА» (ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ «МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС»)

Тип урока: комбинированнный

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Н. А. Некрасова; обучения видению картины, описываемой автором; способствовать формированию навыков выразительного чтения; развитию познавательных процессов, речи; расширению словарного запаса; умения замечать красоту природы; содействовать воспитанию культурного «слушателя» и «читателя»

Планируемые результаты

Предметные:

научатся читать осознанно текст художественного произведения вслух и «про себя» бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; определять тему и главную мысль произведения, оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть

Метапредметные:

познавательные: прогнозируют содержание раздела; осознанно воспринимают литературное произведение, формулируют ответы на вопросы по содержанию; осуществляют анализ, сравнение, обобщение;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока с помощью учителя, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения;

коммуникативные: слушают и понимают речь других; строят диалог в паре или группе, задают вопросы

Личностные:

ценят и уважают писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово, эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции.

Образовательные ресурсы: аудиозапись стихотворения Н. А. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» (из поэмы «Мороз, Красный нос»), презентация

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

I. Организация начала урока

Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса. Психологически настраивает учащихся на предстоящую работу:

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

И, пожалуйста,  садитесь!

– Проверим готовность к уроку

Показывают готовность

к уроку. Приветствуют учителя

Владеют навыками психоло-

гической подготовки к уроку, организации

рабочего места, вежливого общения

II. Подготовка
к восприятию

– Отгадайте загадку:

Он вошёл – никто не видел, он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес .

– Какой бывает мороз?

– Вам нравится морозная погода? Почему?

– Зима. Снег покрыл поля, луга. О зиме говорят: снежная, суровая, холодная. Но говорят и по-другому: зимушка-зима. По календарю зима приходит в декабре, но русская зима приходит раньше и длится дольше, чем по календарю. На Руси декабрь называли «студень», так как становилось морозно, студёно. 

– Вспомните, как называли зиму поэты. 

 

– Расскажите, почему зима – волшебница?

– У зимы есть свой хозяин. Кто же это? Послушайте и отгадайте загадку. 

 Сердит! – закрыв лицо рукой,               Она сказала: – Ишь, какой,

 Сказал прохожий глухо.               Кусается как пёс!

  – Ударил как! – ворчал другой,               И я скорей лицо прикрыл

  Поглаживая ухо.               Воротником пальто.

  Шла мимо бабушка с клюкой,               В тот день и впрямь сердитыйбыл…

  В платок упрятав нос,               Вы догадались, кто?

Отгадывают загадку.

– Мороз.

– Трескучий, слабый, сильный.

– Бывает весело, красиво, снег скрипит под ногами.

– У Тютчева – чародейка,
у Есенина «…щеголиха
в белой разлетайке, русская красавица зима…».

– Она укрыла всё снегом, словно пухом; лес заснул, как будто заколдован.

Отгадывают загадку.

– Мороз.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют,

уточняют высказанные мнения. Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения

Чтение стихотворений по памяти

– Художники писали зимнюю природу, композиторы посвящали зиме музыку и песни, поэты сочиняли стихи о зиме.

- А какие вы знаете стихи о зиме? (давать начало первых строчек)

– Что вы знаете о жизни Некрасова?

 

– Н. А. Некрасов – великий русский поэт, жил в середине XIX века. Детство он провел в деревне на Волге. Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в то же время простым языком

– Жил в XIX веке, писал

о природе, о трудной крестьянской жизни. Жизнь народа была тяжёлой

III. Сообщение темы урока

– Нас ждёт встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором…». Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода». – Нас ждёт встреча с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос», который называется «Не ветер бушует над бором…». Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода».

-  Определим   тему нашего урока.

- Можно ли по названию стихотворения сказать,  о чем  пойдёт речь?  

-  Попробуем предположить, каким, по-вашему,  будет Мороз в стихотворении? (добрый, веселый)

-  Какую   цель поставим для работы на уроке?

(Выясним,   каким изобразил Мороза в своём стихотворении Н.А.Некрасов).

Чтобы   подтвердить предположение,  выполним следующие виды работы:

1.Прочитаем   стихотворение

2.Найдём   в стихотворении эпитеты, олицетворения, сравнения (т.е. такие приёмы   описания, при помощи которых мы можем точнее, полнее представить образ этого   героя)

3.Дадим   характеристику героя.        

4. будем учиться читать выразительно произведение, опираясь на своё отношение  к прочитанном

Внимательно слушают.

Определяют цели урока

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мнения

IV. Изучение нового материала.

1. Первичное восприятие текста.

2. Беседа по содержанию прослушанного произведения.

3. Повторное чтение произведения.

4. Словарная работа.

Прослушаем отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».

– В начале урока вы рассказывали о зимнем настроении, а какое настроение пере-

даётся в этом отрывке, попробуйте понять во время прослушивания.

– Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? (Очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное.)

– Какое же настроение вы почувствовали? (Бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное.)

– Определите тему и жанр произведения. (Жанр произведения – стихотворение, так как оно написано в ритмической форме. Это произведение о зимней природе. Автор Н. А. Некрасов.)

– Откройте учебник на с. … . Мы продолжаем работу с текстом произведения.
У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту.

– Какие слова в тексте вам непонятны?

– Как вы понимаете значение слова воевода?

Воевода – предводитель войска на Руси. Так называли начальника войск в давние времена на Руси. Слово воевода имеет два значения. А как вы думаете, в каком значении оно используется в этом тексте: как начальник войска или начальник большого владения?

– А есть ли ещё непонятные слова?

Дозором обходит – сторожит.

Палица – дубина с утолщенным концом, оружие русских богатырей.

Обозы – вереница гружёных повозок.

Казна – богатство.

Алмазы, жемчуг – драгоценности белого переливающегося цвета.

Владенья – своя собственность.

– Каким вы себе представили Мороза-воеводу?

– Найдите и прочитайте, как описывается шествие Мороза.

– Почему поэт называет Мороза воеводой?

– Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу?

– Найдите первые два сравнения.

Не ветер бушует над бором,           Мороз-воевода дозором

Не с гор побежали ручьи,               Обходит владенья свои.

– Зачем они употреблены?

Посмотрите внимательно на иллюстрацию к стихотворению. Каким изобразил Мороза художник? Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев?

– Прочитайте те строки стихотворения, в которых говорится о «заботах» Мороза.

Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух.

– Как Мороз говорит о своем могуществе?

Найдите в тексте, как называет эту песню Некрасов.

Какие качества характера Мороза вы постараетесь передать слушателям при чтении?

– Прочитайте песню Мороза вслух.

– Кто лучше прочитал?

– Найдите в стихотворении слова, которые изображают Мороза как живое существо.

Эти действия может совершать человек. Некрасов сумел подобрать такие слова, что показал Мороза как живое существо, изобразил его могучим владыкой. Некрасов – мастер поэтического слова. Как надо читать это стихотворение?

– Первую часть – неторопливо, бодро.

– Вторую часть – гордо, несколько хвастливо.

– Прочитайте стихотворение про себя. Найдите описание русской природы в этом стихотворении.

– Как понять выражение:

Я царство мое убираю

В алмазы, жемчуг, серебро?

Предлагает пропеть стихотворение вполголоса. Приготовьтесь нарисовать словами картины к этому стихотворению.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы.

Определяют совместно с учителем толкование слов.Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится).

– Мощным, сильным, суровым, с ветром, бушущим над бором, с шумом горных ручьёв.

– Мороз руководит жизнью природы. Ему все подчиняются.

– Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза.

– Хвастливой.

– Властный, грозный, удалой, хвастливый.

Читают 2–3 ученика.

– Обходит, глядит, идет, шагает, бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.

– Хвастливо, гордо.

Выполняют задание.

Объясняют толкование выражения.

Пропевают песню вполголоса. Описывают картины, используя слова «глядит», «чу», «навряд», «краше», «моря-окияны».

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают

и сохраняют

цели и задачи учебной деятельности. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыками выразительного чтения. Осуществляют поиск

необходимой информации

из разных источников. Владеют навыками работы со справочной литературой.

5. Выборочное чтение.

6. Работа над выразительностью чтения

– Какое отношение Мороз-воевода вызывает к себе у вас?

– Прочитайте стихотворение вслух, передавая свое отношение к Морозу.

– Какие звуки мы слышим, читая стихотворение Некрасова?

Какие картины видим?

– Докажите, что стихотворение Некрасова написано народным языком. Приведите примеры из текста.

– Прочитаем еще раз стихотворение вслух с соблюдением темпа чтения, пауз, логического ударения. Прочитайте так, чтобы слушатели почувствовали силу, могущество и удаль Мороза-воеводы.

– Как вы думаете, Мороз – хороший хозяин?

– Чтобы нам ярче было видно, что Мороз – хороший хозяин, Некрасов использовал такое языковое средство, как повтор. 

– Найдите и зачитайте повторы. Что автор хотел сказать, используя их?

– Каким настроением проникнуты эти строки? (Возвышенным, бодрым.)

Читают по «цепочке».

– Словно ветер бушует,

с гор побежали ручьи... Слышим треск льда,

то есть замерзшей воды, удары палицей по ветвям.

– Мороз украшает все снегом, инеем.

Выполняют задание.

Читают «по цепочке».

– «И нет ли где»: заглянет в каждый уголок.

Физкультминутка

Приложите ладошки к глазам, чувствуете, как им приятно и тепло, также тепло и деревьям, кустарникам, травам, всей земле под пушистым снежным покрывалом.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

Носом вдох, а выдох ртом,            Не боимся мы пороши,

Дышим глубже, а потом –             Ловим снег – хлопок в ладоши.

Шаг на месте, не спеша,                Руки в стороны, по швам –

Как погода хороша!                       Снега хватит нам и вам

V. Продолжение работы по теме урока

– Вьюги и метели по лесу полетели, стонет от ветра старый бор. А Мороз поёт хвастливую песню. Прочитаем выразительно песню Мороза.

Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

– Какая предстала картина?

 

– Радостная, счастливая, Мороз восхищается своим царством и богатством.

– Какое настроение почувствовали в этих строках? (Радостное, светлое, счастливое.) 

– Некрасов употребил метафору «упрячу под гнёт».

– Как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки? (Под лёд.)

– Когда в литературе название одного предмета переносится на другой на основании их сходства, – это метафора. Более подробно вы будете знакомиться с этим выразительным художественным средством в средних и старших классах.

– Какая зима у Некрасова?

– Живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться.

– Да, она созвучна с настроением поэта, и мы это увидели.

– А о каком морозе нам рассказал поэт?

– Мороз-воевода. Какой он?

– О Морозе-воеводе.

Высказывают предположения.

– Менялось ли настроение в стихотворении? (Да.) Почему?

– Разные картины – разное настроение.

– Прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно при помощи мимики и жестов.

– А если бы мы рисовали зимние картины, какие краски подошли бы к картинам?

Читают текст стихотворения.

– В основном синий, белый, голубой – это цвета зимы

Работа в группах, выставление оценок

Задания на 3 группы (по рядам)

1. отгадать народные загадки, отгадки найти в стих- ии

2. составить пословицы.  Какая из них более всего подходит к стих-ю?

3. указать значения слов, употребленных Некрасовым в стих-ии?

VI. Домашнее задание

Выбрать (по желанию):

– Нарисовать Мороза-воеводу.

– Сочинить о нём сказку.

– Найти пословицы и поговорки о зиме.

– Прочитать отрывок из произведения выразительно.

– Выучить отрывок наизусть

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимают

и сохраняют цели и задачи.

Осуществляют поиск средств их достижения

VII. Итог урока. Рефлексия

В начале урока мы говорили о том, что нам предстоит сделать. Посмотрим, на все ли вопросы мы ответили:

Произведение, какого поэта мы   читали на уроке?  Как оно называется?

- Какую цель мы ставили в начале   урока?

(Цель: выяснить, каким   изобразил Мороза  Некрасов в своём   стихотворении).

- Достигли ли мы поставленной   цели? (Да).

- Соответствует ли наше описание Мороза, которое мы составляли в   начале урока, Морозу в стихотворении Некрасова? (Не совсем).

- С чем это связано?  (Мы  строили свои предположения,   не прочитав произведения).

– Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю? Какую важную мысль он доверяет каждому из нас?

– Да, за суетой мы не всегда замечаем красоту окружающей природы. Некрасов говорил: «Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты,  и в обычном увидишь необычное».

– Мы прочитали мысли поэта, высказанные между строк. Значит, мы поняли суть произведения, его замысел, главную мысль? (Да.) 

– Некрасов писал стихи на подлинно народном языке. Они полны любви к русской природе, такой прелести зимы, что мы запоминаем на всю жизнь слова: «Не ветер бушует над бором…».

  Время урока истекло.

  Я вам, ребята, благодарна.

  За то, что встретили тепло

  И поработали прекрасно.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности.

– Что природа и зимой тоже красива, несмотря на морозы, вьюги и метели; посмотри вокруг – и увидишь чудо.

Внимательно слушают

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию. Формулируют ответы на поставленные вопросы



Предварительный просмотр:

Отгадайте  народные загадки.  Слова-отгадки найдите  в отрывке «Не ветер бушует над бором...» из поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос»

1) Без рук, без ног, а ворота отворяет.

2) Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

3) Старик  у ворот тепло уволок.

4) На дворе горой, а в избе водой.

5) По голубому блюду золотое яблочко катится.

6) Гуляю в поле,

   Летаю на воле,

    Вдоль села пробегаю —

    Сугробы наметаю.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

Укажите  значение слов, употреблённых Н. А. Некрасовым в стихотворении «Не ветер бушует над бором...».

1) Палица-

а)  короткая палка, жезл с утолщением на конце в виде шара, служившая в старину оружием, а также символом власти.

2) Булава—

б) старинное оружие - тяжёлая дубинка с утолщённым концом.

3) Казна —

в) волшебник, колдун.

4) Чародей-

г) группа повозок, перевозящих грузы.

5) Алмаз —

д) обход для осмотра.

6) Жемчуг—

е) прозрачный, блестящий и очень твёрдый драгоценный камень.

7) Обоз —

ё) денежные средства.

8) Дозор-

ж) употребляющееся как драгоценное украшение твёрдое вещество, которое образуется в раковинах моллюсков.

Составь пословицы. Какая из них более всего подходит по смыслу к стихотворению «Не ветер бушует над бором...»?

1) Береги нос                                              а) проснуться трудно.

2) В зимний холод                                     б) в большой мороз.

3) В мороз заснуть легко,                         в) всякий молод.

4) Мороз не велик,                                    г) и на лету птицу бьёт.

5) Мороз и железо рвёт                            д) да стоять не велит.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Отгадайте  народные загадки.  Слова-отгадки найдите  в отрывке «Не ветер бушует над бором...» из поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос»

1) Без рук, без ног, а ворота отворяет.

2) Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

3) Старик  у ворот тепло уволок.

4) На дворе горой, а в избе водой.

5) По голубому блюду золотое яблочко катится.

6) Гуляю в поле,

   Летаю на воле,

    Вдоль села пробегаю —

    Сугробы наметаю.

2 - а) лёд;  4 - б) снег;  1 - в) ветер;  3 - г) мороз; 5 - д) солнце;  6 - е) метель

----------------------------------------------------------------------------------------------

Укажите  значение слов, употреблённых Н. А. Некрасовым в стихотворении «Не ветер бушует над бором...».

1) Палица-

а)  короткая палка, жезл с утолщением на конце в виде шара, служившая в старину оружием, а также символом власти.

2) Булава—

б) старинное оружие - тяжёлая дубинка с утолщённым концом.

3) Казна —

в) волшебник, колдун.

4) Чародей-

г) группа повозок, перевозящих грузы.

5) Алмаз —

д) обход для осмотра.

6) Жемчуг—

е) прозрачный, блестящий и очень твёрдый драгоценный камень.

7) Обоз —

ё) денежные средства.

8) Дозор-

ж) употребляющееся как драгоценное украшение твёрдое вещество, которое образуется в раковинах моллюсков.

1 –б, 2 –а, 3- ё, 4 – в,  5 – е,  6 – ж, 7 – г, 8 - д


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературное чтение Н. А. Некрасов «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

Слайд 2

Николай Алексеевич Некрасов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

Урок литературного чтения в 3-м классе по сказке В.М. Гаршина + презентация к уроку "Лягушка–путешественница" (2 ч.)

Урок литературного чтения в 3-м классепо сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница" (2 ч.) Урок построен по технологии критического мышления...

Урок литературного чтения в 1-а классе ТЕМА УРОКА БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР. «ПЕСНЯ ИГРУШЕК»

Урок литературного чтения в 1-а классетема урока: БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ЗАХОДЕР.«ПЕСНЯ ИГРУШЕК»...

Урок литературного чтения во 2-ом классе. Образовательная программа: «Школа России» Тема урока: Л. Н. Толстой «Русак»

Задачи:образовательные:  дать краткие сведения о великом русской писателе Л. Н.Толстом;познакомить с новым рассказом;формировать навыки выразительного чтения;развивающие: развивать способность по...

Урок литературного чтения УМК «Школа России» Класс 3 Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки».

Урок литературного чтения УМК «Школа России» .Класс 3Тема урока М. Зощенко «Золотые слова». Урок-игра «В гостях у Лёли и Миньки». Игровая технология....

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...