Урок литературного чтения.Тема урока: "Секреты мастерства. Обобщение".
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Зуденкова Любовь Ивановна

Урок литературного чтения по программе развивающего обучения Л. В. Занкова, 2 класс.

Урок  разработан с целью воспитывать в детях стремление развивать и реализовывать свои способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Секреты мастерства. Обобщение».

Цель:                     1) работая над произведениями Н. Н. Носова

        « Мишкина каша», «Заплатка», «Как незнайка стихи

        сочинял» и стихотворением Романа Сефа «Странное

        дело» выявить «секреты мастерства»;

        2) развивать умение находить ответы в тексте;

        3) воспитывать в детях стремление развивать и реали-

        зовывать свои способности.

Оборудование: аудиозаписи, портреты писателей и художников:

        Н. Н. Носова, С. А. Есенина, И. И. Левитана, плакат

        «Секреты мастерства».

Эпиграф:         « Труд делает мастера» И. В. Гёте.

I.Сообщение целей урока:

- Ребята, прочитайте эпиграф к нашему уроку и попробуйте догадаться о чём мы будем говорить сегодня.

- Да, мы сегодня будем говорить о мастерах своего дела, о том, что делает человека мастером. И хотя вокруг очень много разных людей, но самые интересные люди – мастера своего дела, те, кто делает свою работу лучше всех.

II. Работа над стихотворением Романа Сефа «Странное дело».

  1. Чтение стихотворения учащимися.
  2. – В шутку или всерьёз Р. Сеф назвал стихотворение «Странное дело»?
  3. – То, о чём пишет поэт, быль или небылица?
  4. – Давайте попробуем разобраться, отчего же одного мастера называют «художник» (хотя он и сапожник), а другого «сапожник» (хотя он и художник).

- Заглянем в токовый словарь русского языка С. И. Ожегова. Что же прячется под вторым значением слова «сапожник»? (2. О том, кто плохо, неумело работает).

Художник-1. Человек, который работает творчески в какой- нибудь области искусства.

Художник слова (о поэте, писателе, артисте).

2. Живописец. 3. Перен. Человек, человек, который что-нибудь выполняет с большим художественным вкусом, мастерством  (художник своего дела).

III. Работа по обобщению.

- Ребята, на прошлой неделе мы прочитали три произведения одного автора. Назовите и автора, и произведения. (Николай Николаевич Носов. « Мишкина каша», «Заплатка», «Как Незнайка стихи сочинял»

- Подумайте и скажите, что объединяет данные произведения? (Найдите закономерность).

( Дети трудятся).

- Почему из Мишки не получилось мастера кашеварения  и рыбожарения?

- А как на этот вопрос ответил Тим Собакин? (Он работал неумело. Мастер сам боялся дела.)

- А теперь работа для суперагентов! Кому из героев рассказа подходят слова: «Трудно, наверное, самому заплатку пришить. Уметь надо. Я ещё ни разу не пришивал». (Коле. Он очень осторожный, во всём сомневается).

 -Докажи словами из текста. (Стр. 6, 8, 12.)

« Пустяки, чего там её пришивать, я видел, как мама пришивает. Я такую заплатку сделаю, залюбуешься!»

( Мишка! Он всегда уверен в себе и хвастается.)

- Докажите словами из текста. (Стр. 6, 15, 16.)

- А теперь скажите какого секрета мастерства не знал Мишка?

 На доске появляется секрет мастерства:

1. Знание приёмов своего ремесла.

Физкультминутка.

- А сейчас давайте посмотрим, кто же на самом деле пришивал заплатку.

Инсценировка рассказа Носова «Заплатка».

- Откуда у Бобки появилось желание трудиться?

( Ему было стыдно перед ребятами.)

 - Ребята, почему же у Бобки сначала не получилось пришить заплатку?

( Спешил).

- А почему потом получилось?

( Теперь он шил не спеша, аккуратно…)

Появляются сразу два секрета:

2. Желание трудиться.

3. Аккуратность и старательность в любом деле.

- А сейчас мы с вами снова проведём следственный эксперимент, который выявит новых суперагентов.

( Вопросы со страницы 20 учебника.)

- Получились ли у Незнайки стихи?

- Почему? Давайте поищем причину его неудачи.

- Первый, второй, третий секреты были выполнены. Нет способностей у Незнайки, т. е. таланта. Он не понял, что в стихотворении должен быть смысл.

На Руси раньше говорили: «Искра Божья»- это значит талант есть у человека. Поэтом стать конечно же может не каждый. Ведь поэт – как волшебник: дотронется волшебной палочкой до обычного предмета и превратит его в удивительный и неожиданный. Мы с вами не раз убеждались в этом.

    Н. Н. Носов мастерски показывает нам, что даже простые на первый взгляд дела, как приготовление каши или пришивание заплатки, сочинение стихов вовсе не такие простые дела, ведь делая любое дело, надо прежде всего научиться. Вот и мы на уроках литературного чтения учимся с вами у мастеров слова – литераторов, мастеров кисти – художников, учимся постигать тайны мастерства.

- На прошлом уроке мы познакомились с одним из замечательных поэтов, настоящим художником в своём деле  

С. А. Есениным.

- Прочитайте стихотворение «Зима».

- Есенин так изобразил зиму, что затронул самые добрые струны нашей души.

- Каков же четвёртый секрет мастерства?

4. Способности – талант.

V. Итог урока.

- Ребята, сейчас вы услышите музыку. Послушайте, какой инструмент звучит?

- Этот концерт звучит в исполнении мастера своего дела. А вот скрипку сделал настоящий художник, «мастер мастеров», так его называли, Антонио Страдивари( 1644-1737).

         Первую свою скрипку он сделал в 13 лет, а последнюю, когда ему было уже за 90. Он изготовил 1116 инструментов, и 540 из них продолжают существовать. Каждая оценивается огромной суммой денег и считается выдающимся произведением искусства.

         Страдивари не просто «рисовал», делал свои скрипки. У него внутри жил идеал, голос его лучшей скрипки. Страдивари слышал, как звучит его скрипка, ещё задолго до того, кА начинал её делать. Конечно, для того, чтобы эта скрипка запела, нужно, чтобы играл на ней МАСТЕР.

- В вашей жизни, ребята, встретится ещё очень много удивительно талантливых мастеров, художников в своём деле. Но я хочу, чтобы вы знали, каждый человек талантлив  в чём-то, в сердце каждого есть искорка. Раньше говорили на Руси «искра Божья» есть в человеке, вот и вы должны постараться и найти в себе этот дар и развить его так – чтобы потом в жизни ( кем бы вы ни стали) люди сказали: « Настоящий художник! Мастер в своём деле! Руки у него золотые!»

       Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Тема "Книги о семье. Обобщение".

УМК "Гармония", разрабтка урока в технологической карте....

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Картины природы». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»

Технологическая карта урока литературное чтение 4 класс "Школа России". Материал составлен в рамках ФГОС. Технологическая карта содержит: цель, учебные задачи, направленные на достижение личностн...

Конспект урока литературного чтения. Тема: Обобщение по разделу «Люби живое». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое»Цели урока:  Обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»; вспомнить, повторить и закрепить произведения, помещенные в раз...

Конспект урока литературного чтения. Тема: Обобщение по разделу «Люби живое». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: Обобщение по разделу «Люби живое»Цели урока:  Обобщить знания обучающихся по теме «Люби живое»; вспомнить, повторить и закрепить произведения, помещенные в раз...

Конспект урока литературного чтения, тема: Урок обобщение «Узнай сказку», 1 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Урок обобщение «Узнай сказку»Цели деятельности учителя: создание условий для обсуждения прочитанного; совершенствование навыка чтения целыми словами и...

Конспект урока литературного чтения. Тема"Обобщение по разделу «Страна фантазия»" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Обобщение по разделу «Страна фантазия»»Цели деятельности учителя: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела &l...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Обобщение знаний по разделу «Люблю природу русскую. Весна." (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение знания учащихся по разделу. Задачи урокаДидактические:ориентироваться в прочитанных произведениях, знать их авторов;проверить знания, полученные при изуч...